Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И. Е. Селиванове

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный учебно- исследовательский конкурс

«Я- исследователь»



Секция «Краеведение»



Шенкурский Пиросмани.

О жизни и творчестве художника

Ивана Егоровича Селиванова.




Цывкунова Кристина Андреевна

8 класс МОУ «Устьпаденьгская

основная общеобразовательная

школа» д. Усть- Паденьга

Шенкурского района

Архангельской области

165 172

Тел. школы 8- 818- 51- 4- 52- 87






Руководитель:

Ульяновская Надежда

Николаевна

учитель МОУ «Устпаденьгская

основная общеобразовательная

школа»

Тел. 8- 921-81- 70- 896







г. Шенкурск, 2010.

Оглавление


  1. Введение. с.3.

  2. Основная часть. с. 4- 9.

1. Что такое примитивное искусство. с.4.

2. Жизненный путь художника И.Е.Селиванова. с. 4- 5.

3. Творчество художника. с.5- 9.

  1. Заключение. с. 10.

  2. Библиография. с.11.

  3. Приложения. с.12- 16.







Введение.

Побывав на выставке наивного искусства в Шенкурском краеведческом музее, я узнала, что у нас в Шенкурском районе проживал будущий художник Иван Егорович Селиванов. Имя его было занесено во «Всемирную энциклопедию наивного искусства». Выставка «Шедевры Шенкурского примитива» собрала более семидесяти произведений наивных художников и мастеров декоративно- прикладного творчества, чья судьба так или иначе была связана с Шенкурским краем. Центральное место на ней занимало творчество самобытных художников. Среди них Иван Егорович Селиванов. Это была уникальная возможность впервые посмотреть подлинные работы художника: 11 графических произведений и живописное полотно «Моя родина- мой дом». Ивана Егоровича часто сравнивали с грузинским художником Пиросмани. Жизнь их во многом оказалась одинакова.

Мне захотелось больше узнать о жизни и творчестве этого художника, рассказать о нём, чтобы это простое, доброе, честное и благородное имя нашего земляка стало знакомо и дорого как можно больше людям.

Для этого мне необходимо было:

1.Подобрать и проанализировать литературу по теме.

2.Обратиться в Шенкурский краеведческий музей за информацией.

3. Осуществить поиск информации в интернет.

Методика выполнения работы:

1. Выбор темы работы.

2. Обращение за информацией в Шенкурский краеведческий музей.

3. Подбор и анализ литературы по теме.

4. Поиск информации в интернете.

5. Обработка, обобщение и оформление полученной информации.



II.1. Что такое примитивное искусство.

Примитивизм- (от латинского primitivus- первоначальный, первобытный) в изобразительном искусстве конца 19- 20 вв, намеренное упрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства - первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Термин примитивизм часто применяется и по отношению к так называемому наивному искусству. Это- народное искусство непрофессиональных мастеров , не имеющих специальной подготовки, у которых искренность чувства и непосредственность восприятия сочетаются с «технической неумелостью», наивностью. Отсюда и общие черты наивного искусства: плоскостность, локальность цветовых отношений, декоративность, определяющая роль симметрии, юмор, гротескность образов. Произведения «неучёных художников» дошли до нас в сравнительно небольших количествах.

События 1917 года принесли новое отношение к творчеству художников- самоучек. Они участвовали в массовой художественной агитации, писали декорации для самодеятельных театров, расписывали и вышивали знамёна, рисовали транспаранты и т.д. В 20- 30-е годы возникают «Общество художников- самоучек» (ОХС), движение изорабкоров и Заочный народный университет искусств (ЗНУИ). Среди разных направлений непрофессиональной художественной деятельности выделяется самобытное творчество живописцев и скульпторов, которые в силу особой способности к пластическому образному мышлению идут в искусстве собственным путём. Из этой среды вышли известные художники начала 20 века- Анри Руссо, Нико Пиросмани и современные мастера, среди которых и наш земляк Иван Егорович Селиванов.

Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятельностью в 1960- 1980 гг. Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники которого выявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки.

II.2. Жизненный путь художника Ивана Егоровича Селиванова.

Родился Иван Егорович Селиванов 10 января1907 года в деревне Васильевской Шенкурского уезда Архангельской губернии. О себе он пишет: «Отец рано умер, в 1912 году. У моей матери осталось от отца трое сынов: старший брат был 1904 года, я, 1907 года, младший 1912 года. Моей матери, Татьяне Егоровне, с братом Сергеем и мне сразу же после смерти отца пришлось идти сбирать милостыньки ради Иисуса Христа. В 1922 году я пошёл в соседню деревушку Ивановску в пастухи. В нашей деревне жить матери и нам трём братьям было невозможно, в силу малоземелья. Я спокинул свою родину- деревню в 1924 году 5 февраля. Доля и счастье мне было трудное на чужой стороне, тоже было нищенство...».(9) Иван Егорович на своём веку перепробовал множество разных работ. Печным искусством овладел в совершенстве, сложив на совесть столько ладных печей, что мог бы век прожить в почёте и довольстве, да всё душа ждала чего- то, не сиделось ему на одном месте. Он уезжал на стройки в Мурманск, Архангельск, Онегу, Свердловск, Запорожье. Здесь он и выбрал себе жену Варвару Илларионовну на весь долгий жизненный путь. Вместе с ней он уехал в Ленинград, где их и застала война. Эвакуировались в Сибирь в город Прокопьевск. В Прокопьевске он определился на железную дорогу обходчиком. Жили в посёлке Голубевка , а место, где в 1951 году построил себе Иван Егорович дом, называлось Марсом. От него веяло экзотикой, романтикой, космосом. Недаром Иван Егорович летними вечерами сидел на крыльце соснового дома и смотрел на звёзды над головой.

Не сразу Селиванов пришёл к мысли о живописи. В 1946 году он увидел в магазине картину. Красочность стога сена удивила его, разбередив душу. По собственным словам его, в жизни «переворот произошёл, во всём организме буря поднялась, как в море». Захотелось рисовать самому. Знакомые, близкие на смех подняли: «Что удумал, чудак, в сорок лет учиться и чему, пустяку какому- то, рисованию». Жена тоже негодовала: «Лучше бы печи клал». «Но я твердолобым родился, что надумал, то вдругорядь, а и сделаю»,- вспоминал о начале своего творчества Селиванов.(4) Случайно увидел в газете объявление о приёме самодеятельных художников в Московский заочный народный университет имени Н.К.Крупской.

Всё виденное, пережитое требовало переосмысления, зримого воплощения. Так, видимо рождаются поэты, музыканты, писатели, художники. Ярко разгорается искорка таланта у одарённых людей независимо от времени и возраста. Иван Егорович посылает документы и рисунок воробья в Московский народный университет. Вскоре он получил извещение о приёме в университет, педагогом- консультантом ему назначили Юлию Ферапонтовну Лузан. Иван Егорович оказался упорным, многообещающим учеником. Это заметили опытные педагоги, художники. Они сделали всё, чтобы передать ему свои знания.

II.3. Творчество художника.

После поступления в университет жизнь Ивана Егоровича наполнилась новым содержанием, радостным творчеством. «Художество было для него не самоцелью, а способом развивать себя и откликаться на боль мира»,- вспоминал его второй педагог Юрий Григорьевич Аксёнов, которого назначили ему после смерти Ю.Ф.Лузан.(8) Преподаватели курсов, обучавшие Селиванова конечно догадывались о том огромном таланте, который таился в их прокопьевском ученике. Но когда в 1956 году он прислал им портрет девочки, изумились даже они. Это было озарение Селиванова, его «звёздный час».

Специалисты сразу назвали «Девочку» «самодеятельной Джокондой», увидев в ней по словам Ю.Г.Аксёнова «этнический сказ художника о родном Севере. В золотисто- солнечном калорите этой работы внимательному взору виделся неброский северный пейзаж, оставшийся навсегда самым дорогим воспоминанием художника».(8)

На рисунках «Наполеон», «Ломоносов», «Коперник», «Робеспьер» поражают строгая схожесть с изображением- оригиналом и какая-то наивная простота в обращении. Как пересказ классического текста своими словами. Рисунок «Спартак» художник нарисовал не читая романа Джованьоли. Он написал его одновременно в античной ясности, славянском простодушии и мягкости.(8)

Произведения Ивана Егоровича были рекомендованы для показа на крупных художественных выставках. Они получают самые восторженные оценки. Художник Р.Фальк, увидев его «Девочку», выразился кратко: « Берегите», имея ввиду и картину, и автора, а искусствовед М.Алпатов в журнале «Творчество» писал: «И мы можем гордиться самодеятельными художниками. Среди них имеются такие, которых можно поставить рядом с Нико Пиросмани и Анри Руссо, заслуженно занявшими свои места в художественных музеях».(9)

Картины Ивана Егоровича экспонировались во многих городах нашей страны и за рубежом: в Париже, Лондоне, Праге, Берлине, Бонне, Будапеште, Монреале и др. На его работы обратил внимание академик живописи Нисский и американский художник Антон Рефрежье. Но сам Иван Егорович долгое время не знал о своей широкой популярности и известности, хотя время от времени его сердечно поздравляли и сообщали об отзывах, которые дают о его работах художники и критики. Он не был тщеславен. Ему предлагали продать одну из работ за границу за большие деньги, но он наотрез отказался: «Всё, что сделано, принадлежит только моей советской России».(1) И всё же слава есть слава. Он чувствовал удовлетворение, прилив душевных и физических сил, вдохновение и радость.

В 1969 году известный режиссёр- документалист М.Литвяков снял фильм «Люди земли Кузнецкой», одна из новелл которого была посвящена Ивану Селиванову, а в 1984 году вышел художественный фильм режиссёра Прохорова «Серафим Полубес и другие жители Земли», в основу которого легла биография Селиванова, были показаны его работы.

Одно из центральных мест в творчестве Ивана Егоровича Селиванова занимают животные и птицы. Природный талант художника открывал зрителям «Девочку с курами», «Льва в лесу», «Пейзаж с волком», «Пуму», «Собаку», «Семью петуха», «Оленя», «Кошку», «Пейзаж. (Коровы)» Он изображает их с большой фантазией, тщательно, любовно, наделяя их лукавством, простодушием, словно очеловечивая их образы: большими, вдумчивыми, грустными «селивановскими» глазами смотрят на нас с рисунков художника собаки, коровы и птицы. Картины поражали чистотой изумлённого детского взора и зрелостью почерка мастера.(3) Хотя официальные отношения с народным университетом закончились, Селиванов почти четыре десятка лет шлёт туда свои картины.

Он послал Аксёнову огромное количество притч и дневниковых записей, называя их «писаниной для развития личной мозговой системы». Это удивительные по обнажённости чувства и «корявые» по языку заветные мысли Селиванова о жизни, о труде, об искусстве. Вот некоторые из них: « Я очень люблю животных. Кого хочешь по памяти могу нарисовать. Природа дарит нам настроение, ощущение красоты. Без этого никакого художника быть не может».(2) Пейзаж «Моя родина, мой дом» художник сопроводил такими словами: «Люблю тебя, русская земля, после тьмы ночной, когда восходит солнце. Всё дышит, всё смеётся, в глаза заглядывает. Радуется твоё сердце, пляшет душа. Какая ты хорошая, Российская земля, Родина моя!»(4)

В лучших работах Селиванова- а это в основном портреты- проявился дар живого схватывания натуры. За двадцать лет он сделал сорок портретов жены. В портретах Селиванову удаётся передать «проникновенность» взгляда. Этот взгляд, как на старинных иконах, не оставляет зрителя, «ведёт» его, откуда бы он ни смотрел на картину.(6) На выставках обычно впечатляет одна из лучших работ Селиванова- его «Автопортрет». На зрителя почти в упор смотрит светлыми глазами бородатый старик, знающий себе цену, эдакий мудрец- чародей из русского фольклора, носитель вечных истин, очарованный странник- правдоискатель. Сам же Иван Егорович в жизни маленького росточка, с небесной голубизны глазами, вполне земной человек со своими практическими заботами, страстями и амбициями.

Когда умерла его жена Варвара Илларионовна, делившая невзгоды и радости вместе с ним, дом на Марсе затих. Аксёнов вспоминает, что « в середине 70- х Иван Егорович вдруг замолчал: не было от него ни посылок с работами, ни писем. Забеспокоились, не случилось ли чего? И вдруг через год приходит картина: сидит на снегу селивановский кот Вася с печальными глазами. Стало ясно: случилось несчастье». Синяя тень от него своей пронзительной голубизной леденила души зрителей, подчёркивая заброшенность сжавшейся фигурки. Глаза кота будто взывали: «Что же вы все забыли обо мне, бедолаге?» Это ощущение страшного одиночества, когда вам кажется, что во всей Вселенной, тёмной и бесформенной, существуете только вы одни.(2) Для Ивана Егоровича это был год тяжелейшей депрессии.

В 1985 году Ивн Егорович поступил в Инский дом для престарелых и инвалидов, расположенный на берегу Беловского водохранилища. Для него были выделены две комнаты, одну из них для мастерской. Весь световой день проводил он за мольбертом. Он вызывал у окружающих различные чувства. Личность загадочная и значительная для интернатских жильцов, необычная. Вокруг его имени стали рождаться легенды, порой несуразные. Завистники чернили его творчество, сравнивая с базарной изохалтурой, презрительно говоря о его жизни вне стен этого дома.

В Кузбассе Иван Селиванов открылся широкому зрителю лишь в 1986 году. Фильмы о нём, выставки- всё задумывалось и организовывалось в Москве. Местные власти и представители творческой интеллигенции художника не признавали. Для отказа его выставок приводились разные доводы. Если бы он был членом Союза художников, его выставку мог бы организовать Союз. Если бы был самодеятельным- подключили бы Дом народного творчества. А так- Селиванов питомец ЗНУИ, всё- таки обучен. И выходит - он не профессионал и не вовсе самодеятельный мастер.

В 1986 году после статьи В.Долматова в газете «Советская Россия» «Синий кот на белом снегу» имя Ивана Егоровича оказалось на слуху чуть не по всей стране. В Кемерове и Новокузнецке одна за другой прошли две персональные выставки художника. « Сказать, что публика была ошеломлена- значит сказать очень мало. Перед зрителями открылась наша, хорошо нам известная и в то же время какая- то совершенно новая действительность. Новая Вселенная. Зрители ходили и, потрясённые, пытали друг друга, отчего щемит сердце при виде грустной обезьяны, и чем завораживает семья петуха? Сам Иван Егорович, маленький и неказистый, в новых кирзовых сапогах, а признавал он только валенки и кирзовые сапоги, непривычном пиджаке и фуражке, ничего не объяснял. Смотрел мудро и лукаво, словно не был причастен к тому ажиотажу, который разгорелся вокруг него. И только, когда вставал рядом со своими автопортетами, становилось ясно- это всё его. На них Селиванов всегда изображал себя мощным, полным внутренней силы. Вот такой силы в нём было хоть отбавляй.

Что же такое закономерность и что такое случай, какова его роль в судьбах человеческих? Не появись в Кузбассе в качестве собкора газеты «Советская Россия» Владимир Долматов, не сведи его случай с Селивановым, не всколыхнула бы общественность яркая статья Долматова «Синий кот на белом снегу», на которую откликнулись тысячи людей, которую специально рассматривали в Министерстве культуры РСФСР,- кто знает, как бы сложилась судьба художника Селиванова, как бы прошла в Кузбассе персональная его выставка, таким победным пиком завершившая его трудное восхождение среди земляков в октябре 1986 года. И это при том, что талант его в кругах специалистов давно был признан как национальное достояние. В письме к И.Е.Селиванову член- корреспондент Академии Художеств С.М.Никиреев пишет: «Для меня Вы художник огромного, редкостного дарования, каких земля российская рождает нечасто. Вы удивительной силы талант. Желаю быть здоровым и уверенным в том, что Вы самородок необыкновенного веса и блеска».(2)

Своё 80- летие Иван Егорович Селиванов встретил известным самодеятельным художником Российской Федерации. После всех хлопот устроился его быт. По решению властей и по желанию Селиванова на территории Инского дома- интерната была построена ему изба, напоминающая прежнее жильё в Прокопьевске. Одна из комнат- мастерская. Здесь он написал свои последние картины: «Автопортрет» и «Портрет матери». Аксёнов Юрий Григорьевич предложил написать ему портрет матери. Над этим Иван Егорович серьёзно задумался и стал вспоминать, какой же осталась в его памяти мама. Не видел он её с двадцати лет, а умерла она в 1937 году. И вот на картине появляется лицо истинной северянки из деревни Васильевской Шенкурского уезда Архангельской губернии. Светлые глаза, светлые пышные волосы, привычно собранные в пучок, простое русское лицо. Крестьянка, руки которой пряли, ткали, месили тесто, обрабатывали крохотный клочок земли. Женщина горькой судьбы, оставшаяся без мужа с тремя детьми и вынужденная отправить их, подросших, оторвав от сердца, «в люди». Высшая простота, даже святость в этом лике. Нужно было прожить такую долгую и трудную жизнь, какую прожил Иван Егорович, чтобы постичь образ матери и увидеть в родных чертах проблеск вечного.(3)

Умер Иван Егорович 1 марта 1988 года в полном одиночестве, обретя посмертную славу.

Всего пять дней не дожил он до того дня, когда показали документальный фильм о его жизни, в которой он считал «святостью трудиться до последних дней своей жизни».(4) В 1990 году издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу И.Е.Селиванова и Н.Г.Катаевой «И была жизнь...», посвящённую И.Е.Селиванову. Книга содержит репродукции его картин и дневники. В них художник высказался о трагичности, боли и красоте русской жизни.








Заключение.

Его сравнивали с грузинским художником Пиросмани. И у Пиросмани, и у Селиванова прежде всего одинаковы судьбы. Оба знали о своём высоком даре. Оба были бесприютны и неимущи. Вокруг обоих какое- то время вились меценаты, искусствоведы, поклонники- однако и Пиросмани, и Селиванов умерли в одиночестве, обретя славу после смерти. Образ России Ивана Селиванова- терпение и воля, страдание, сила и самопожертвование. Предельно сдержанные, строгие, напряжённые работы. Таков же был он и в слове. И там, и тут- подвижническая мощь и абсолютная простота выражения.

Солнце славы не часто освещает самобытных художников из народа. Чаще всего устраивают их выставки, реже их картины приобретают музеи, ещё реже открывают мемориалы, почти никогда им при жизни не обустраивают быт.

Поэтому так хочется, чтобы это простое, доброе, честное и благородное имя- Иван Егорович Селиванов, не раз прославлявшее народное творчество на выставках в нашей стране и за рубежом, не забывалось. Потому что творчество этого художника из народа- наше национальное богатство, которое нужно беречь.






IV. Библиография.

  1. Бакинов А. Он был Художником.//Ленинец.1987.№91.с.3.

  2. Долматов В. Синий кот на белом снегу.//Советская Россия.1986.№6.с.5.

  3. Катаева Н. Всё живое, предвечное, сущее...//Работница.1987.№12.с.10.

  4. Селиванов И. Страницы из «Дневника».//Правда Севера.1993.№80.с.с.7.

  5. Толстикова Г. Корни шенкурского «примитива».//Важский край.2003.№10.с.6.

  6. Шкаровская Н. Притяженье любви к природе.//Огонёк.1987.№1.с.8.

  7. Litersite.ru/photo/ivan selivanov-001.htm Самодеятельный художник Иван Селиванов, вошедший во «Всемирную Энциклопедию Наивного Искусства».

  8. kuzrab ru/ publies/index.php?ID=10301 Сокровенный человек Иван Селиванов.

  9. Kuzbasshistory.narod.ru/../prityazh._01.html Мери Кушникова. Искры живой памяти.







Приложение №1.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.

И.Е.Селиванов. Род.1907.

Автопортрет. 1986г.


Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.







И.Е.Селиванов.

Автопортрет. 1972. Х. Масло.

Приложение №2.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.



Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Рисунок «Спартак». «Портрет девочки». 1950-е гг.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.




Автопортрет в железнодорожной фуражке. Портрет жены. 1981.

ПТема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.риложение №3.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.



И.Е.Селиванов. Моя родина, мой дом. 1980. Кура. Корова.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.



Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Пейзаж с волком. Пума.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.


Лев в лесу.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.

Собака. 1957.

Приложение №4.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.



Семья петуха. 1983.

И.Е.Селиванов.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Кот на белом снегу. 1975г.


В 1990 году издательство «Молодая

гвардия выпустило книгу

И.Е.Селиванова и Н.Г.Катаевой

«И была жизнь...».




Приложение №5.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.

Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.Тема Шенкурский Пиросмани О художнике И.Е.Селиванове.


















Кадры из художественного фильма «Серафим Полубес и другие жители Земли».

Режиссёр В.Прохоров. 1984г.


© 2010-2022