• Преподавателю
  • Другое
  • Традиции русского фольклора в воспитательном процессе в детском объединении «Волшебная глина»

Традиции русского фольклора в воспитательном процессе в детском объединении «Волшебная глина»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ельгечева Светлана Леонидовна

(Республика Хакасия, г. Сорск,

МБОУ ДОД «Дом детского

творчества» города Сорска

[email protected])



Традиции русского фольклора в воспитательном процессе в детском объединении «Волшебная глина»



Давно муссируется важнейший вопрос о том, на каких принципах должны строиться образование и воспитание наших детей, детей 21 века. И немногие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Колобок», «Маша и медведь», «Курочка Ряба» и многие другие народные сказки. В чем же сила и секрет воздействия сказки? А ведь в каждой сказке, за строчками иногда незамысловатого текста отображается определенная модель поведения, которая чему-то учит ребенка. Получается, что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость. Я считаю, что сказка является тем чистым экологическим продуктом для охраны душевного состояния человека, и заботы о чистоте и развитии души и уверена - ниша народной мудрости, заключенной в сказках, былинах и т.д. не будет пустовать никогда. Ничто не заменит мудрые сказки в воспитании наших детей.

Н. А. Некрасов писал: «Русские песни, предания, пословицы…Наконец, русские сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости». Сказка, которая не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу. И нам педагогам необходимо разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал. Ребенку недостаточно одного умения читать, считать, ему необходимо быть активным, сообразительным, но главное - ребенок должен различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно и воздержаться от недозволенного, помогать каждому, кто в этом нуждается, быть правдивым и скромным.

Творческий процесс в нашем объединении «Волшебная глина» базируется в основном на народных истоках, а в частности на народных сказках. Одной из функций, которую выполняет сказка, является социализация. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает и побуждает детей к собственному творчеству.

Поэтому основной воспитательной целью работы нашего объединения стало использование методов и приемов, помогающих с помощью фольклора воздействовать на чувства и разум ребенка, развивать его восприимчивость и эмоциональность.

На занятиях ставятся задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к произведениям народного творчества, умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему.

2. Учить детей осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать у детей основы нравственности, чувства патриотизма, морали, по законам которых им предстоит жить.

3. Развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

Работы, сотворенные руками одаренных детей объединения «Волшебная глина», не раз удивляли, и всякий раз своим присутствием являлись украшением многих выставок декоративно прикладного искусства. Были участниками выставки - «Славянские мотивы», которая проходила в выставочном зале им. Кадышева г. Абакан, а также в институте повышения квалификации с выставкой «Сказка - как источник творчества».

Такие мероприятия и побудили нас создать у себя в Доме творчества музейную выставочную экспозицию «Глиняная сказка». Потому что каждая работа должна иметь свое продолжение, свое предназначение. Ведь как может получиться - сотворил ребенок красивую вещь, поставили ее в сторонку и забыли о ней. А если наши воспитанники будут осознавать значимость своей работы, будут видеть, насколько неравнодушны посетители выставки, то при работе над созданием сюжетных композиций у воспитанников будет формироваться ощущение ценности собственной личности, позволит избавиться от привычки действовать только по подсказке, будет стимулировать поиск самостоятельных оптимальных решений.

По созданию музейной экспозиции «Глиняная сказка» был создан проект, по которому наше объединение «Волшебная глина» выиграло грант 200 тысяч рублей. Мы купили муфельную печь, которая позволила нам создавать большие работы, стеклянные кубы и витрины с подсветкой. Традиции русского фольклора в воспитательном процессе в детском объединении «Волшебная глина»

Рис.1 Муфельная печь для обжигаВ работу над проектом были вовлечены дети, у которых в процессе работы в объединении проявился особый дар по созданию глиняной скульптуры. Для себя ребята определили, по какой народной сказке будут создаваться композиции из глины.

Работа над проектом велась в течение учебного года. Ребята с воодушевлением творили, создавали каждый свою сказку. В результате были созданы шесть керамических композиций по мотивам русских народных сказок.

Работа над проектом «Глиняная сказка» имела для детей большое значение. Она помогла расширить знания и лучше понять народное творчество, учила анализировать поступки героев и давать им оценку. У детей развивалось умение слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев. Отвечая на вопросы и объясняя, почему именно так думают герои сказок, дети вынуждены были вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играли иллюстрации по содержанию сказки. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. Активизируя воображение, дети учились сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате сопереживания у детей появлялись не только знания и представления, но и новые эмоциональные отношения к окружающему: людям, предметам и явлениям. А способность сострадать, сопереживать - это признак духовно зрелой личности.

Педагогический процесс при реализации проекта был направлен на создание для воспитанников комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха. Изготавливая свою работу, ребёнок вкладывал в неё частичку своей ещё маленькой души. Лепка из глины вообще считается специалистами прекрасным средством, способствующим успокоению нервной системы, расслаблению и отвлечению внимания людей от переживаний и негативных эмоций. А значит, дети, занятые творчеством, однозначно отвлечены от негативного влияния улицы, или правонарушений. Я неоднократно замечала как дети после занятий в общеобразовательной школе, приходили на занятия в объединение раздраженными, эмоционально несдержанными и, что такие дети после часа-другого занятия по лепке погружались в другой мир эмоциональных отношений и переживаний. Дети успокаивались, преображались их лица. И, конечно же, глиняные игрушки, в которые вкладывают теплоту своей души их создатели, становились еще более энергетическими и целительными.

Рис.2 Работа с дошкольными учреждениямиРеализация проекта прошла успешно. Собраны витрины, выставлены работы. Прошло открытие нашей выставки. В рамках работы предполагалось не только создание творческих работ, но и сотрудничество с детскими дошкольными учреждениями города «Солнышко» и «Ручеек». (рис.1) В течение двух месяцев с группами дошкольников проводились занятия по лепке из природной глины. Также была предоставлена возможность поделиться опытом, выступая на республиканском семинаре-практикуме «Воспитание экологической культуры в условиях дополнительного образования». Традиции русского фольклора в воспитательном процессе в детском объединении «Волшебная глина»

Музейная экспозиция «Глиняная сказка» стала одной из замечательных достопримечательностей Дома творчества открытой для всех желающих. Нашу выставку посещают жители города, гости реабилитационного центра федерального значения «Туманный», выставка не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых. Позволила увеличить предоставляемые сферы творческой деятельности. На фоне нашей выставки проводятся занятия для дошкольников и школьников младших классов школ города. Прошла выставка экспозиции и в городском музее.

На существующих сегодня взаимосвязях Дома детского творчества г. Сорска с республиканскими учреждениями дополнительного образования, появилась возможность организации творческого общения и взаимодействия и проведения передвижной выставки нашей экспозиции «Глиняная сказка». (рис.3)Традиции русского фольклора в воспитательном процессе в детском объединении «Волшебная глина»

Рис.3 Готовая экспозиция «Глиняная сказка»Посещая наше объединение, дети твердо усваивают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты». Умей веселиться, но помни: «Делу время, потехе - час». Береги дружбу и помни: «Дружба и братство - дороже богатства». Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

Дети должны понимать, что там, где позволено творить, изучать традиции родной Земли, живет многовековая культура наций, и ученик - это не просто путник, пришедший к этому источнику, Он является творцом этой культуры. Такая школа останется в душе ученика, как первый источник мудрости, творчества, благородства и высокой воспитанности.


Использованная литература и интернет ресурсы:

1. Подласый И.П. педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

2. Статья: Н. А. Некрасов Русские народные сказки. Часть первая az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0640-1.shtml (дата обращения 11.05.2015г.)

3.Статья: В.А.Сухомлинский Сердце отдаю детям lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt (дата обращения 12.05.2015г.)











© 2010-2022