- Преподавателю
- Другое
- Развитие речи. Сочинение - описание по картине И. И. Левитана Золотая осень
Развитие речи. Сочинение - описание по картине И. И. Левитана Золотая осень
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бас Л.М. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок развития речи
Тема. Сочинение - описание по картине И. И Левитана «Золотая осень».
Цель. Формировать умения писать сочинения - описания по картине, подбирать подходящие слова, сравнения, признаки предметов, связно и последовательно излагать свои мысли. Развивать языковые навыки, творческое воображение. Воспитывать любовь к природе, к живописи.
Оборудование. Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,
И.Остроухова «Золотая осень», грамзапись «Времена года »П.И.Чайковского, стихи об осени русских поэтов, рисунки детей.
Ход урока
-
Организация класса
Пожелаем всем успеха. Улыбнёмся, пусть хорошее настроение нам поможет.
2.Актуализация опорных знаний
Сейчас мы начинаем путешествие в мир прекрасного, в мир осенней природы. А поможет нам в этом искусство: музыка, поэзия, живопись. Каждый художник видит осень по - своему. Один берёт отдельный эпизод осеннего пейзажа. Такая картина называется одноплановая. А те пейзажи. Где изображено пространство, где есть линия горизонта, где художник показывает богатство цветов, называется многоплановой.
-Вот посмотрите на эти две картины. Они одноплановые или многоплановые? ( Показываю многоплановые картины). Докажите (Далеко простор виден, речка, берег, лес).
- А вот эта? (И. Остроухов «Золотая осень»).
Одноплановая. Только деревья видим. И эта картина, и те называются «Золотая осень». Почему они имеют такое название?(Основной цвет- жёлтый).
3.Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке вы познакомитесь с художником- пейзажистом, певцом русской природы И.И. Левитаном и его картиной «Золотая осень». Будем учиться писать сочинение - описание по картине.
4. Работа над темой урока
4.1.Историческая справка
Художник Левитан прошёл трудный жизненный путь. Ещё мальчиком он остался круглым сиротой. Сам добился зачисления в Московское художественное училище. Здесь он нашёл своё признание. Один из его товарищей писал: «Пойдём мы на этюды возле Москвы, блуждаем, блуждаем, так ничего и не найдём. А Левитан сядет возле первой лужи, которая попадёт ему на глаза и принесёт чудесный мотив для пейзажа».Этот художник был у нас в Крыму. Дружил с Чеховым, подолгу гостил у него в Ялте. Но любил среднюю полосу России. На его картинах - русские просторы. Наших крымских пейзажей нет. Менее чем за сорок лет Левитан успел создать очень много красивых и интересных произведений живописи. Одним из лучших полотен является «Золотая осень». Вот репродукция этой картины. (Демонстрируется). А сама картина находится в Третьяковской галерее.
- А что такое репродукция? (Отпечаток, копия, фотографическое или полиграфическое отображение произведений искусства).
4.2.Рассматривание репродукции картины
(Несколько минут рассматривают дети).
4.3.Аналих живописного полотна
- Как называется картина? Кто её автор?
Любая картина имеет да плана: передний и задний. На переднем крае изображают то, что ближе к нам.
- Что вы видите на переднем плане этой картины?( Ответы детей).
Правее Левитан разместил небольшую речку, которая спокойно несёт свои воды.- А что говорит о том, что речка осенняя?(Тёмная вода).
Левее видно поляну молодого берёзового леса. Небольшой холм. Трава на нём пожелтела. С некоторых берёз облетела листва. Но не все берёзки сбросили свою одежду. Они ещё красуются в золотом наряде.
А на дальнем плане ярко - оранжевая листва выглядит горящим пламенем. А какая деталь особенно выделяется на дальнем плане?(Берёзка).Она похожа на принцессу в оранжевом платье. На горизонте - хвойный лес. Тёмно - зелёный цвет очень красиво выделяется на оранжевом фоне. Обратите внимание на небо. Чем оно не похоже на летнее? ( Летом оно голубое, бездонное, а осенью - тёмно-синее.)
- Какая погода на картине?(День солнечный, теплый).
Какие краски использовал художник? (Тёплые, яркие. Преобладает жёлтый цвет и его оттенки).
Какое настроение создаёт картина?( Настроение радости, бодрости).
4.4.Физкультминутка
4.5.Стихи об осени
Осень изображают не только художники, но и поэты. У Пушкина осень была любимое время года. ( Дети читают 2 -3 стихотворения об осени.)
К. Бальмонт
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
А. Пушкин
ОСЕНЬ
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сёнях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
- Какое стихотворение более созвучно с этой картиной?
4.6.Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года»
- Какое настроение вызывает эта мелодия? Что вы почувствовали?
Октябрь - это период, когда природа собирается на отдых. Чувствуется спокойствие, умиротверённость.
4.7.Выставка рисунков учеников
Многие из вас тоже владеют настоящим художественным вкусом. Посмотрите, какую красоту вы нарисовали. Какое разнообразие красок, цветов!
-Какой рисунок вам больше всего понравился? Почему?
4.8.Орфографическая подготовка
Чтобы вам легче было описывать картину, я предлагаю опорные слова.
Неширокая лесная река с тёмно - синей водой,
Холмистый левый берег;
Пожухлая жёлто - зелёная трава;
Тоненькие, как свечи берёзы;
Жёлто - оранжевый наряд;
Одинокая нарядная берёзка;
Как вспыхнувшие факелы деревья;
На дальнем горизонте слева группа хвойных деревьев;
Низкое осеннее небо с белыми облаками;
Веет осенней свежестью;
Мне понравилось;
- Пригодятся вам эти слова? Посматривайте на них, когда будете писать сочинение.
А начать картину можно так:
На картине Левитана «Золотая осень» изображена самая прекрасная пора - середина осени. Или так:
Перед нами картина Левитана «Золотая осень».
5. Работа в группах. Устное описание картины.
6. Запись сочинения в тетради.
7.Чтение по желанию учеников своих сочинений.
8. Итог урока
- Какую картину мы описывали? Кто её автор? Понравилась она вам?
В картинах Левитана природа, как живая. И каждый из нас, глядя на его картины, понимает, что это всё живое, близкое к его сердцу.