Доклад на пед. чтения Здоровье педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск

средняя общеобразовательная школа№1

имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»


655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Енисейский м-он, дом 20

Телефон 2-08-55 Факс 2-09-00

E-mail: [email protected]

От совершенствования методики преподавания к повышению мастерства учителя в образовательном процессе




«Здоровье педагога как один из факторов успешной профессиональной деятельности»













Автор: учитель математики Уткина Виктория Александровна













2015 г.





Здоровье человека - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Педагог - особая профессия. У педагога - разноплановая социальная ответственность: за обученность, воспитанность и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения, за умение предоставить свою работу и обобщить свой опыт, за безопасность и здоровье ребенка. Таким образом, педагоги являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических расстройств и других заболеваний, существует высокая вероятность развития симптомов профессионального выгорания. Именно поэтому задача сохранения и укрепления психологического здоровья педагога для образовательного учреждения по-прежнему остается актуальной.

Исследования показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Педагогическая деятельность предполагает постоянное взаимодействие с людьми, что требует от педагога мобилизации всех ресурсов (физических, психологических и т.д.). Современная социальная ситуация характеризуется высоким темпом жизни, большими скоростями, возросшей ответственностью в условиях модернизации высшей школы, что ведет к увеличению нервно-психического напряжения. Постоянное напряжение может вести к снижению работоспособности, к повышенной утомляемости, к эмоциональному выгоранию, к снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления), что напрямую отражается на результатах деятельности.

Проблема психологического благополучия педагогов является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Здоровье и отношение к здоровью обучающихся, педагогов играет важнейшую роль в связи с тем, что образовательные учреждения являются звеном социализации детей и молодёжи, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.

В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания - психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере.

Высокая эмоциональная напряжённость вызывается наличием большого числа стресс-факторов, постоянно присутствующих в работе педагога. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределённость, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т. д.

Признаки эмоционального выгорания педагогов в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики и укрепления их психического здоровья. Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.

Факторы, инициирующие эмоциональное выгорание педагога, включают индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера.

Предупреждению эмоционального выгорания способствуют личностные ресурсы педагога, включающие поведенческие ресурсы, социально-психологическую поддержку, психологическую компетентность, а также умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, высокую мотивацию достижения. Работа по предупреждению возникновения синдрома эмоционального выгорания должна проводиться с учётом наличия и состояния этих ресурсов.

На развитие данного синдрома влияет ряд факторов:

- недостатки в организации педагогической деятельности - её регламентация, степень автономности педагога, характер стимулирования труда педагога, перспективы профессионального роста, характер включения педагога в управление учебным заведением;

- недостатки в обеспечении деятельности педагога;

- система оплаты, которая сказывается в определённом эмоциональном состоянии (эмоциональном настрое) коллектива;

- низкий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции эмоций и поведения.

В связи с этим можно утверждать, что педагогическая деятельность должна осуществляться человеком, обладающим профессиональным здоровьем. Только профессионально здоровый педагог может создать условия для формирования здорового поколения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что для исследования профессионального здоровья педагога важное значение, приобретают следующие положения:

1) педагогическая деятельность является напряженной в эмоционально, коммуникативном и информационном планах;

2) соотнесение профессиональных устремлений педагога и выполняемой педагогической деятельности становится одним из факторов формирования профессионального здоровья педагога;

3) на профессиональное здоровье педагога оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. При этом среди внешних факторов наиболее значимым являются особенности контингента учащихся;

4) педагог, воспринимающий себя благополучным и здоровым, имеет больше шансов на успех в профессиональной деятельности и снижает риск формирования негативных профессиональных явлений.

В отечественной психологии активное изучение проблемы выгорания связано с преобразованиями в экономике и обществе начала 90-х годов (Т.В. Форманюк, Н.В. Гришина, В.В. Бойко, В.Е. Орел и др.). В литературе и в «социальных сетях» о профессиональном выгорании достаточно много материала - в этом направлении проводятся исследования, даются рекомендации и т.д. Как известно, все болезни от «нервов», поэтому наряду с психологическими проблемами у работников образовательной сферы возникают и проблемы физического характера. Я попыталась узнать в городском отделе здравоохранения, какова статистика заболеваний у педагогов, но, к сожалению такой информации я не нашла. Как мне объяснили, никакой статистики по профессиональным заболеваниям в городской поликлинике не ведётся. Уже несколько лет все педагоги проходят ежегодно медицинский (периодический) осмотр (обследование). Скорее всего, по этому мероприятию пишут какие-то отчёты, и, как сказали специалисты, все заболевания в них зашифрованы, а простому обывателю в них не разобраться без определённых знаний. Но хотелось, чтобы всё это было не для галочки, а было изучено, проанализировано и даны рекомендации специалистами по профилактике тех или иных заболеваний. Ведь известно, что дешевле профилактика, а не лечение. Но некоторой информацией со мной всё таки поделились, перечислив заболевания, которые встречаются у моих коллег (в школе, где я работаю), мне не назвали имена, количество, проценты, но дали названия заболеваний, а именно: у каждого второго сотрудника хандроз шейно-грудного отдела, вегето-сосудистая дистония, с возрастом появляется гипертония, варикоз, нарушение холестеринового обмена, ухудшается зрения, появляется диабет, дисгармональное нарушение молочных желёз (мастопатия) у женщин.

Нехватка специалистов среди врачей, большие очереди в поликлинике, низкий уровень профилактической работы по укреплению здоровья вынуждает искать средства и методы профилактики заболеваний. Для установления проблем со здоровьем можно провести анкету, (адаптированный вариант анкеты В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко) самооценки педагогом образа жизни с точки зрения здоровья (анкета в приложении).

Посчитав общее количество баллов, которое вы набрали своими ответами (баллы за каждый ответ указаны в скобках), общую сумму нужно сравнить с ключом.

Каждый должен сам решить для себя после проведения анкеты, менять ему образ жизни или нет, стоит обратиться к врачу в тяжелых случаях, а может быть пора сменить профессию и в этом случае нужно обратиться к психологу. Некоторые проблемы со здоровьем можно решить даже в «домашних условиях». Проблему со зрением - гимнастикой для глаз (упражнение «Счет глазами» - ведущий выбирает глазами того, кому он передает ведение дальнейшего счета и, глядя на него, говорит «Один», тот выбирает глазами того, кому он передает дальнейший счет, и говорит «Два» и так далее). Гимнастику можно сделать вместе с учениками на уроке. Долго проверяли тетради - небольшая гимнастика для спины и шеи; провели шесть уроков подряд - отекли и «устали» ноги - гимнастику для ног (конечно, если есть возможность); проблемы с желудочно-кишечным трактом или сахарный диабет - приносите с собой пищу и питьё. Для снятия психологического напряжения в идеале не помешала бы комната психологической разгрузки для учителей (об уровне воспитанности современных учеников все знают), и иногда стоит учителям привести свои нервы в порядок (приложение: упражнение «Карта тела»). А о перегрузках и говорить не приходится, особенно «радует» количество проводимых мероприятий, которые иногда нужно было сделать «вчера». А хотелось бы прочесть книгу, посмотреть телепередачу, пообщаться с детьми, выспаться, наконец. И для успокоения своей души и нервов, а вдруг всё-таки ты не на своём месте, можно провести упражнение «Избавление от бремени упущенных возможностей». Как говорится спасение утопающих, дело рук самих утопающих, поэтому, не смотря на всё, нужно обязательно позаботиться о своём здоровье самим.






ПРОЛОЖЕНИЕ.


АНКЕТА

«Приглашаем Вас принять участие в самооценке образа жизни. Результаты этого небольшого, но очень важного самоисследования помогут Вам определиться в сфере отношения к собственному здоровью и, может быть, переломить его в лучшую сторону.

Выберите наиболее подходящий вам вариант ответа на вопрос и обозначьте его любым способом.

Вопросы:

А) Если утром вам надо встать пораньше вы:

1. заводите будильник (30)

2. доверяете внутреннему голосу (20)

3. полагаетесь на случай (0)

Б) Проснувшись утром вы:

1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дело (10)

2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу (30)

3. увидев, что у вас в запасе еще несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом (0)

В) Из чего состоит ваш обычный завтрак?

1. из кофе или чая с бутербродами (20)

2. из второго блюда и кофе или чая (30)

3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете боле плотный завтрак часов в десять (0)

Г) Какой вариант рабочего распорядка вы бы предпочли?

1. необходимость точного прихода на работу в одно и тоже время (0)

2. приход в диапазоне + (-) 30 мин. (30)

3. гибкий график (20)

Д)Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность:

1. успеть поесть в столовой (0)

2. поесть не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе (10)

3. поесть не торопясь, и еще немного отдохнуть (30)

Е) Сколько часто в суете служебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами?

1. каждый день (30)

2. иногда (20)

3. редко (0)

Ж) Если вы окажетесь вовлеченными в конфликтную ситуацию, как вы попытаетесь разрешить ее?

1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию (0)

2. флегматичным отстранением от спора (0)

3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров (30)

З) Надолго ли вы задерживаетесь после окончания рабочего дня?

1. не более чем на 20 мин. (10)

2. до 1 часа (30)

3. более часа (0)

И)Чему вы обычно посвящаете свое свободное время?

1. встречам с друзьями, работе (10)

2. хобби (20)

3. домашним делам (30)

К) Что означает для вас встреча с друзьями и прием гостей?

1. возможность встряхнуться и отвлечься от забот (30)

2. потерю времени и денег (0)

3. неизбежное зло (0)

Л) Когда вы ложитесь спать?

1. примерно в одно и тоже время (30)

2. по настроению (0)

3. по окончании всех дел (0)

М) В свободное время вы:

1. пассивно отдыхаете (20)

2. активно работаете (30)

3. Чередуете отдых с работой (0)

Н) Какое место занимает спорт в вашей жизни?

1. ограничиваетесь ролью болельщика (0)

2. делаете зарядку на свежем воздухе (30)

3. находите повседневную физическую нагрузку вполне достаточной (0)

О)За последние 14 дней вы хотя бы раз:

1. танцевали (30)

2. занимались физическим трудом или спортом (30)

3. прошли пешком не менее 4 км. (30)

П)Как вы проводите отпуск?

1. пассивно отдыхаете (0)

2. физически трудитесь на даче, в огороде (20)

3. активно отдыхаете (гуляете, занимаетесь спортом и т.д.) (30)

Р) Ваше честолюбие проявляется в том что вы:

1. любой ценой стремитесь достичь своего (0)

2. надеетесь, что ваше усердие обязательно принесет свои плоды (30)

3. намекаете окружающим на вашу истинную ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы (10)

Обработка результатов анкетирования. 480 - 400 баллов. Вы набрали почти максимальную сумму, и можно смело сказать, что вы ведете здоровый образ жизни, умеете жить. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно сказывается на результатах вашей профессиональной деятельности. Не бойтесь, что «регламентированность» вашей жизни придаст ей монотонность. Напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной, откроют новые потенции вашего организма.

400 - 280 баллов. Вы близки к идеалу, хотя пока не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы при самой авральной работе. Важно, чтобы ваша профессиональная деятельность и личная жизнь и впредь оставались уравновешенными без каких-либо потрясений. Но у вас есть еще резервы для повышения результативности за счет более разумной организации профессиональной деятельности с учетом ваших индивидуальных особенностей.

280 - 160 баллов. Вы набрали средние показатели, как и большинство людей, ваш образ жизни нельзя назвать здоровым, скорее хаотичным. Если вы будете продолжать и дальше жить в таком режиме, то ваши шансы «дожить до пенсии» в добром здравии не далеки. Задумайтесь над результатами анкетирования и сделайте правильные выводы! У вас есть все предпосылки к тому, чтобы изменить вредные привычки, оздоровиться. Помните, что помочь ребенку быть здоровым может только здоровый педагог!

Менее 160 баллов. Вы и здоровый образ жизни не совместимы. Вполне возможно, что вы уже жалуетесь на некоторые недомогания, особенно сердечнососудистой и нервной систем. Ваш образ жизни - вредный. Именно он становится причиной ваших неудач в личной и профессиональной жизни. Не останьтесь равнодушными к результатам анкетирования и найдите в себе силы преодолеть неправильное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, верните себе здоровье, станьте успешным.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМОРАЗВИТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Л.Н.БЕРЕЖНОВА)

Известно, что саморазвитие характеризуется стремлением развиваться, наличием качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.

Тест "Рефлексия на саморазвитие" включает 18 вопросов и по три предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень стремления к саморазвитию, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности (в данном случае оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации).

Инструкция к тесту:

Ответьте на все 18 вопросов, выбирая только один из предложенных вариантов ответа. Для этого после каждого вопроса нужно обвести букву а, b или c.

ТЕСТ

1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

a. целеустремленный;

b. трудолюбивый;

c. дисциплинированный.

2. За что вас ценят коллеги?

a. за то, что я ответственный;

b. за то, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;

c. за то, что я эрудированный, интересный собеседник.

3. Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?

a. думаю, что это пустая трата времени;

b. глубоко не вникал в проблему;

c. положительно, активно включаюсь в проект.

4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?

a. недостаточно времени;

b. нет подходящей литературы и условий;

c. не хватает силы воли и упорства.

5. Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки?

a. не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;

b. имея большой опыт, затруднений не испытываю;

c. точно не знаю.

6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

a. требовательный;

b. настойчивый;

c. снисходительный.

7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

a. решительный;

b. сообразительный;

c. любознательный,

8. Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?

a. генератор идей;

b. критик;

c. организатор.

9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени.

a. сила воли;

b. упорство;

c. обязательность.

10. Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?

a. занимаюсь любимым делом;

b. читаю;

c. провожу время с друзьями.

11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?

a. методические знания;

b. теоретические знания;

c. инновационная педагогическая деятельность.

12. В чем вы могли бы себя максимально реализовать?

a. если бы работал так, как и прежде;

b. считаю, что в новом проекте педагогической поддержки;

c. не знаю.

13. Каким вас чаще всего считают ваши друзья?

a. справедливым;

b. доброжелательным;

c. отзывчивым.

14. Какой из трех принципов вам ближе всего, и какого вы придерживаетесь чаще всего?

a. жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;

b. в жизни всегда есть место самосовершенствованию;

c. наслаждение жизнью в творчестве.

15. Кто ближе всего к вашему идеалу?

a. человек сильный духом и крепкой воли;

b. человек творческий, много знающий и умеющий;

c. человек независимый и уверенный в себе.

16. Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?

a. думаю, что да;

b. скорее всего да;

c. как повезет.

17. Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки?

a. то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки;

b. не знаю еще;

c. новые возможности преподавательской деятельности и перспектива самореализация.

18. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?

a. путешествовал бы по всему миру;

b. построил бы частную школу и занимался любимым делом;

c. улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Оценочные баллы ответов

1 а - 3; b - 2; c - 1

10 а - 2; b - 3; c - 1

2 а - 2; b - 1; c - 3

11 а - 1; b - 2; c - 3

3 а - 1; b - 2; c - 3

12 а - 1; b - 3; c - 2

4 а - 3; b - 2; c - 1

13 а - 3; b - 2; c - 1

5 а - 2; b - 3; c - 1

14 а - 1; b - 3; c - 2

6 а - 3; b - 2; c - 1

15 а - 1; b - 3; c - 2

7 а - 2; b - 3; c - 1

16 а - 3; b - 2; c - 1

8 а - 3; b - 2; c - 1

17 а - 2; b - 1; c - 3

9 а - 2; b - 3; c - 1

18 а - 2; b - 3; c - 1

Интерпретация результатов теста

Суммарное число баллов распределяется в следующем порядке:

Суммарное число баллов

Уровень стремления к саморазвитию:

18-24 очень низкий

25-29 низкий

30-34 ниже среднего

35-39 средний

40-44 выше среднего

45-49 высокий

50-54 очень высокий

Самооценка личностью своих качеств, способствующих саморазвитию, определяется по ответам на вопросы 1, 2, 6, 7, 9, 13. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:

18 - 17 очень высокая

16 - 15 завышенная

14 - 11 нормальная

11 - 9 заниженная

8 - 7 низкая

6 очень низкая

Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации определяется по ответам на вопросы 3, 5,8, 12, 17. Суммарное число баллов в указанных вопросах распределяется в следующем порядке:

15 - 14 как возможности профессиональной самореализации.

13 - 11 как необходимого и достаточного для самореализации

10 - 9 скорее как перспективного для самореализации.

8 - 6 неопределенная оценка, скорее как неперспективного для самореализации.

5 как недостойного внимания в плане самореализации.

Упражнение «Карта Тела (Автор - И. Шевцова)»

«Я предлагаю вам найти удобное место в этой комнате, сесть, расслабиться, закрыть глаза, кому это нужно. Полностью сосредоточьтесь на внутренних ощущениях и на мыслях.

Представьте себе, что твое тело - это огромный континент. На нем есть леса и реки, пустыни и ледники. Какие - то его участки и области можно назвать благодатными, какие-то - ухоженными, а где-то возможно, царит запустение. Ты отправляешься в путешествие по континенту собственного тела.

Первое, куда ты попадешь,- это область голубых чистых озер и прекрасных лесов. Здесь все наполнено радостью и покоем. Найди на своем континенте этот уголок -область любви, принятия, которая тебе нравится и вызывает эти чувства.

Дальше твой путь лежит в абсолютно другое место. Оно похоже на зону постоянных стихийных бедствий. Это область боли. Найди на своем теле область боли и нарисуй в воображении образы, которые она у тебя вызывает. Может быть, это место землетрясений или извержений вулкана , засухи или наводнения или что-то иное. Как много на твоем теле этих уголков, как часто они напоминают о себе?

А теперь перенесись в край пышной зелени и солнечной, теплой погоды - область удовольствия и радости. Представь те части своего тела, которые дарят тебе эти переживания. Где они расположены, как много их на твоем континенте? Это могут быть обширные территории или маленькие островки.

Ты продолжаешь свое путешествие и попадаешь в область перемен. Это те места твоего тела, которые подвержены быстрым изменениям. Возможно, они происходят произвольно, или же ты руководишь этими изменениями. С чем можно сравнить эти перемены - с мелиорацией болот, вырубкой лесов, борьбой с оврагами, удобрением почвы или с чем-то другим? Какие чувства вызывает у тебя области перемен? Как часто они становятся зоной твоего внимания?

Ты отправляешься в край ледников и снежных пустынь, туда, где небо всегда хмурое и студеные ветра завывают на безмолвных просторах. Это область отвержения и неприятия. Найди ее на своем теле. Какую территорию она занимает ? Эта область всегда была такой или менялась со временем? За что, по каким причинам эта часть тела стала зоной отвержения?

Может быть, на твоем теле остались участки, на которые ты редко обращаешь внимание? Найди их и мысленно переместись туда. Это область забвения. Пустыни или бесплодные степи, забытые и покинутые. Они существуют сами по себе, лишь изредка привлекая твое внимание. Какую площадь они занимают на материке твоего тела?

А теперь представь свое тело в виде карты. Мысленно окинь ее своим внутренним взором, запомни ее и приготовься перенести все увиденное на лист бумаги.»

Далее проводится рисование «Карты тела» и обсуждение в парах следующих вопросов:

• какие чувства по отношению к собственному телу являются наиболее яркими?

• какие части тела вызывают эти переживания?

• какие выводы появились после упражнения?

Упражнение «Избавление от бремени упущенных возможностей»

Часто ли вы думаете о том, что должны были сделать? Тяжело думать об упущенных возможностях, не правда ли?

Список того, что мы могли сделать и не сделали, может быть очень длинным. Чем длиннее, тем более горькое чувство мы испытываем.

Давайте попробуем действительно составить такой список:

* я должна была закончить программу еще в этом году.

* я должна больше времени уделять семье.

* я должна была быть более внимательна к свекрови.

Во всех этих утверждениях какой оттенок? Есть горечь от упущенных возможностей, чувство вины.

Но кто это говорит, что я должна? Учителя, родители…

Чаше всего все эти «долженствования» давно вложены в наше сознание извне кем-то другим. Долженствование сидят в нас прочно и мешают здоровой самооценке. Давайте изменим модальность глагола. Вместо «должна быть» поставим «могла или хотела».

У меня получился новый список:

• я могла была закончить программу еще в этом году.

• я хочу больше времени уделять семье.

• я могла быть более внимательна к свекрови.

Чувствуете разницу? Теперь от этого списка исходит энергия, ваши реальные возможности и ответственность за все, что вы делаете.

От «я могла» до «я могу» один шаг. В утверждении «я могла» больше оптимизма, чем в «я должна была». Теперь мне ясно, что я не игрушка в руках обстоятельств. Я сама делаю выбор. У меня есть воля и энергия. Я просто упустила свой шанс выполнить то, что стоит в списке. В следующий раз я обязательно использую свой шанс.

7. Упражнение «Психологическая зарядка».

А теперь я предлагаю вам сделать «шуточную гимнастику».

Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз:

* поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».

* ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем».

* ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен».

* принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я - королева» (проговариваем для правой ноги, левой ноги).

* ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».

* лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».

* массируя мочки ушей, зажмуривая, попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно».

* правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима» (затем левой рукой - правый локоть).

* перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».

* ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».








ЛИТЕРАТУРА:


1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. - 2004 - Вып. 2. - С. 82-90.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006.

4. Бойко В . В . Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - С. 99-105.

5. Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика// Школа здоровья. - 1995. - Т.2. - №1. -С.25-43.

6. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Флинта, - 2001. - 192 с.

7. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

8. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С.3-9.

9. Форманюк Т.В. Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. - 1994. - №6.





© 2010-2022