- Преподавателю
- Другое
- 12 лекций по политологии
12 лекций по политологии
Раздел | Другое |
Класс | 12 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вольхина Т.В. |
Дата | 07.03.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Лекция 1. Политология как наука
План:
1.1. Объект и предмет политологии
1.2. Закономерности, методы и функции политологии
1.3. Структура политической науки.
1.1. Объект и предмет политологии
Политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она завершила процесс институциализации и оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов 20 века. Институциализация любой научной дисциплины предполагает прохождение ряда основных этапов: 1). Накопление теоретического и эмпирического материала в рамках родственных наук; 2). Проведение и публикация специализированных научных исследований; 3) создание специализированных периодических изданий; 4). Подготовка кадров, создание научных и учебных заведений; 5). Формирование научного сообщества ученых и преподавателей данной дисциплины, объединение в национальные и международные ассоциации. Все эти необходимые этапы институциализации прошла и политология.
Политология - наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества и их специфическом проявлении, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики.
1 Объект политологии - политика, политическая сфера жизни общества.
Уровни объекта:
• общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и категории;
• реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности);
• конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.
2 Предмет политологии - закономерности становления и функционирования политической власти.
1.2. Закономерности, методы и функции политологии
Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования.
Наиболее общие закономерности касаются становления, развития и смены политических систем, категориального аппарата, наиболее существенных и устойчивых тенденций в проявлениях и использовании политической власти. В зависимости от сферы проявления, устанавливаемые политической наукой закономерности можно разделить на четыре группы:
- политико-экономические закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, концепций, теорий, выясняющих соотношение между политикой и экономикой;
- социально-политические закономерности, обусловливающие функционирование политической власти. Главное в обеспечении ею стабильности общества - учет интересов и потребностей различных элементов его социальной структуры, нахождение путей гармонизации этих интересов, уничтожение или смягчение антагонизмов, конфликтных ситуаций, кризисных явлений.
- закономерности функционирования и развития политического процесса: а) приоритет общечеловеческого над классовым и партийным в политике; б) верховенство закона для всех членов общества, в) разделение властей; г) гласность в деятельности государства и общественных организаций; д) политический плюрализм и т.д.;
- политико-психологические закономерности отражают отношения между личностью и властью и вбирают в себя процессы политической социализации личности, формирования политических чувств, настроений, ценностных ориентаций, путей влияния на избирателей, формирования политических лидеров, завоевания и удержания ими власти и т.д.
Метод - конкретные способы, средства приобретения знаний (в данном случае - о политике). В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального познания.
Методы теоретического познания:
• диалектический. Предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, противоречивости политических процессов, взаимосвязи частей и компонентов политической жизни;
• системный. Политика рассматривается как целостность, которая формируется через взаимодействие частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой (природой, экономикой, культурой, психологией людей);
• формализации. Дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.
Методы эмпирического познания - средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:
− описание. Наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;
− формы анкетирования (беседы, интервью, опросы). Они используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;
− статистические методы. С их помощью производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта;
− математические методы сбора и обобщения политической информации. Открывают возможности для моделирования политических процессов - составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;
− методы семиотики (науки о знаковых системах), которые продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стили политических документов) представляет собой знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;
− методы герменевтики. Их цель состоит не столько в фиксации объективной стороны существования политических явлений, сколько в понимании, выявлении того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.
Методы:
Исторический метод - то есть, изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым;
Системно-функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме как целедостижение.
Важнейшая функция любой системы - устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь.
Сравнительный метод - этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения, поскольку, в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего.
Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т. д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.
Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ.
Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров и т.д.).
Определение: контент-анализ в политологии - это количественный анализ любого рода политической информации (факторный анализ, опрос).
Функции политологии:
• теоретико-познавательная - формирует знания о политике и ее роли в обществе;
• мировоззренческая, которая способствует выработке определенного видения политической действительности;
• методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;
• регулятивная, предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;
• прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений через прогноз;
• оценочная (аксиологическая) - дает точную оценку событиям.
1.3. Структура политической науки.
И все же, являясь единой наукой, политология внутренне дифференцирована и включает в себя целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношение с обществом.
Политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин политической философии, или политической теории; учения о политических институтах; политической историей; теории международной политики; кроме названных политических наук, их перечень может быть дополнен политической социологией, политической антропологией, политической психологией, политической географией, политической экологией, политической астрологией и т. п.
Несколько условно все политические науки можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром.
К первым относятся: политическая философия (в той мере, в которой она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история.
Ко вторым относятся: политическая социология, политическая психология, политическая география и др.
Политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.
Учение о политических институтах - представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так , например, - учение о государстве и праве, помимо общей теории государство, включает целый комплекс юридических дисциплин. Политические институты традиционно стоящие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест.
Теория международной политики - область политических исследований, предмет изучения которой - международные организации и объединения (ООН, НАТО, ОБСЕ и т. д.), внешнеполитическая деятельность государств, партий и общественных движений она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирование нового мирового порядка.
Политическая история - изучает политические теории, взгляды, институты, события в их хронологической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле - это прошлая политика. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
В структуре политического знания важное место принадлежит наукам, занимающим промежуточное положение между политологией и другими науками.
Важнейшими из них являются:
Политическая социология - наука о взаимодействии меду политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на сою окружающую среду.
Политическая психология - изучает субъективные механизмы политического поведения, влияния на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентации и установок (политический психоанализ - З. Фрейда, Б. Буллито, Г. Лассуэлла, Э. Фромма и других).
Политическая антропология - изучает зависимость политики от родовых качеств человека, биологических интеллектуальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.
Политическая география - исследует взаимосвязь политических процессов с их пространственным положением (например, в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т. п.), территориальными экономико-географическими, климатическими и др. природными факторами.
Политическая астрология - занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз луны и т.д. на политические события и политическое поведение.