Программа формирования и развития лидерских качеств

Программа развития лидерских качеств у подростков «Академия Лидерства» Направление: социально-педагогическое.Возрастной контингент 15,5-19 лет.Срок реализации: 1 годРазработчик: педагог – психолог Ильиных Елена Владимировна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В настоящее время как никогда,  актуален  вопрос формирования позитивного социального опыта подрастающего поколения, его полноценного гражданского становления и развития. Лидерские качества становятся особенно востребованы для любого человека в современ...   ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «АКАДЕМИЯ ЛИДЕРСТВА». Наименование программы Программа развития лидерских качеств у подростков   «Академия Лидерства». Разработчик программы  Разработчик: педагог – психолог Ильиных Елена Владимировна Цель программы Выявление и развитие лидерских качеств у подростков, формирование готовности к продуктивной деятельности. Задачи программы создание условий для организации разнообразной по содержанию деятельности, направленной на поиск и обучение лидеров  раскрытие потенциальных возможностей подростков, которые позволяют стать лидерами в избранной ими сфере деятельности; создание кадрового потенциала для организаций. Условия  реализации  программы Творческая заинтересованность Профессиональная компетентность Создание развивающей среды Использование нововведений Сроки реализации  учебный год. Основные разделы  1.Пояснительная записка 2. Цель и задачи программы 3. Долгосрочность программы 4. Участники программы 5. Направления программы 6. Формы проведения программы 7. Планирование учебно-педагогического процесса 8. Ожидаемые результаты 9. Оценка эффективности программы  10. Список литературы 11. Приложения.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «АКАДЕМИЯ ЛИДЕРСТВА». Тренинг развития навыка эффективной коммуникации.  - адаптация в новом коллективе -приобретение опыта эффективного взаимодействия, тре­нировка приемов, способов общения, элементов поведения. -установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состоя­ния других людей, сопереживание; - передача и прием информации; -развитие умения слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, у...  сентябрь Тренинг саморазвития. -развития навыка рефлексии. -развитие способности к самоанализу. -развитие толерантного отношения к окружающим   в течение года Тренинг «Самопрезентация».   Тренинг познавательных процессов. (внимание, ощущения, восприятия, память, мышление, воображение). -ознакомление с основными психическими процессами, формирование установки на их развитие; -развитие способности к сосредоточению; -обучение приемам мышечного расслабления; -улучшение концентрации внимания; -пробуждение чувств: осознанное восприятие; -выработка навыков наблюдательности; -выработка навыка улучшения организации запоминаемого материала в повседневной жизни. Занятие 1. Развитие памяти.... в течение года Тренинг развития волевой регуляции поведения. Повышение уверенности в себе.         -повышение самоконтроля и эмоциональной устойчивости.         -обучением способам саморегуляции. октябрь Тренинг для стабилизации психоэмоциолнального состояния. -развитие творческих способностей. -снижении уровня тревожности, уменьшении депрессии. -снижение утомляемости, восстановление работоспособности, повышение культурного уровня подростков.  -формировании психологической готовности к преодолению трудностей. -установление доверительных отношений подростков и психолога. в течение года Тренинг развития эмоциональной устойчивости и саморегуляции.   октябрь Тренинг Планирование и целеполагание: - Основные принципы планирования и целеполагания.               - Правила формулирования, виды и способы постановки целей. - Расстановка приоритетов при постановке целей. - Цели и задачи лидера (факторы успешности, технологии развития, системный подход).   декабрь Тренинг «Обучение навыкам регулирования эмоционально-волевой сферы (снижение уровня тревожности)». -формирование умений управлять выражениями своих чувств и эмоциональных реакций, - обучить подростков умениюснизить излишнее напряжение, волнение; -. преодолевать в себе нерешительность и скованность; -. мобилизовать оптимальное рабочее самочувствие;               -. сдерживать себя в стрессовых ситуациях; ноябрь Тренинг «Проектирование средств общения». - отработка эффективных средств общения; -отработка умений анализировать себя, ситуацию и другого в ситуации общения; -формирование умений анализа мотивации своего поведения и поведения других.   март Тренинг «Какой я есть и каким бы я хотел быть». -диагностика своих индивидуальных особенностей каждым участником; -осмысление различий между реальным и желаемым «Я»; -проявление неосознанных представлений о себе; -получение обратной связи каждым участником.   Январь-февраль Тренинг ораторского искусства. - Голос как инструмент влияния на людей. Параметры и свойства голоса.  - Коррекция осанки. Снятие психофизических зажимов тела -Механизмы работы голоса. Освобождение мышц голосового и речевого аппарата.    Свободное звукоизвлечение - Артикуляционная гимнастика. Улучшение дикции, качества произношения -Темп речи как звуковое средство выразительности речи. -Упражнения на изменение темпа-ритма речи. Техника скороговорения - Логическая и грамматическая пауза. Мелодик... в течение года Профориентационный тренинг «Каким я вижу свое будущее».           -анализ и осознание каждым участником качественных изменений, происшедших в      нем за время обучения и практических занятий;          -осмысление того, что ожидает в будущем, какие требования предъявляются к представителям выбранной профессии;         - какие пути реализации себя в профессии подростки осознают.         - построение перспектив дальнейшего развития как профессионала.         -проектирование своего будущего. Апрель-май      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. Битянова М. Р., Вачков М. Р. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». Из-во «Питер»  Бухаркова О. «Имидж лидера» Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008  Климчук В.А. «Тренинг внутренней мотивации». Из-во «Речь», С. – Петербург, 2005 Максвелл Джон «Воспитай в себе лидера», «Лидер на 360» Николаус Б. Энпельманн «Харизма» Тито Конти «Самооценка в организации», Из-во «РИА – Стандарты и качество», М, 1999 Том Шрайтер «Лидеры...        
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБ ПОУ «Комсомольский - на - Амуре лесопромышленный техникум».



Согласовано

Заместитель директора по УВР

КГБОУ СПО КнАЛПТ

___________________В.В. Деменева

«_____»__________________2015 г.

Утверждаю

Директор КГБОУ СПО КнАЛПТ

__________________В.Ю. Бобин

«_____»__________________2015 г.



Программа развития лидерских качеств у подростков

«Академия Лидерства».




Направление: социально-педагогическое.
Возрастной контингент 15,5-19 лет.
Срок реализации: учебный год.




Разработчик: педагог - психолог «КнАЛПТ»_________ Ильиных Елена Владимировна

Программа развития лидерских качеств у подростков

«Академия Лидерства»


Направление: социально-педагогическое.
Возрастной контингент 15,5-19 лет.
Срок реализации: 1 год
Разработчик: педагог - психолог Ильиных Елена Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В настоящее время как никогда, актуален вопрос формирования позитивного социального опыта подрастающего поколения, его полноценного гражданского становления и развития. Лидерские качества становятся особенно востребованы для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране, особенно для подростка, находящегося в самом начале профессионального становления. Так в чем же феномен лидера? И как сформировать те качества, умения и навыки, которые и делают человека лидером?

Итак «Лидер» - яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности.

На наш взгляд, в решении задач социального становления подростков немаловажное значение имеет стимулирование развития лидерских качеств. Причём, речь идет не только о формировании лидерских умений и навыков, но и о самого характера лидерства.

Подрастающее поколение оказалось не в лучшей ситуации развития. В период переживаемого в стране кризиса, сама природа социальной активности, закономерно присущая подросткам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность к действиям в социально значимом пространстве, как правило, так и остается невостребованной. И как следствие наблюдается значительное снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.

Психологи считают подростковый возраст периодом активного формирования личности, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с этим данную программу мы направили на то, чтобы каждый подросток имел возможность проявить себя в качестве лидера, сформировать и развить необходимые для этого умения и навыки. А так же укрепить самооценку, научиться навыкам саморегуляциии и т.п. Настоящая программа направлена на вовлечение подростков в открытую деятельность, с целью раскрытия их индивидуальности, творческого и личностного потенциала, формирование готовности к продуктивной деятельности и профессиональному становлению.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: Выявление и развитие лидерских качеств у подростков, формирование готовности к продуктивной деятельности.

Задачи:

  • раскрытие потенциальных возможностей подростков, которые позволяют им стать лидерами в избранной ими сфере деятельности;

  • создание условий для организации разнообразной по содержанию деятельности, направленной на выявление лидерских качеств, формирование и развитие умений и навыков, присущих лидеру;

  • создание кадрового потенциала для предприятий и организаций.

ДОЛГОСРОЧНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на один учебный год. (120 учебных часов).

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Подростки в возрасте 15,5 -19 лет. Студенты техникума.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • «Я - лидер»;

  • «Разноцветный мир»;

  • «Саморазвитие»;

  • «Ораторское искусство»;

  • «Палитра»;

  • «Такие разные, но мы вместе»;

  • «Я профессионал».

«Я - лидер».
Получение знаний и понятий лидерства, типологии лидера, качеств лидера. Развитие лидерских качеств. Знакомство с основами организаторской деятельности, изучение взаимодействия работы лидера и группы.

«Разноцветный мир».
Предполагает серию занятий теоретического и практического плана. Изучение методик социального и бизнес - проектирования, планирования. Создание проектов.

«Саморазвитие».
Получение практических навыков и умений через включение подростков в активную творческую деятельность.

«Ораторское искусство».

Направлен на овладение возможностями голоса для достижения успеха в коммуникации, бизнесе, публичных выступлениях, презентациях.

«Палитра».
Данный блок предполагает изучение видов общения, форм организации общения. Получение навыков вербального и невербального общения, изучение основ конфликтологии. А также, на развития навыка эффективной коммуникации, приобретение опыта эффективного взаимодействия, тренировка приемов, способов общения, элементов поведения, установление контакта в общении.

«Такие разные, но мы вместе».
Развитие толерантности, рефлексии, волевой регуляции поведения, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание, передача и прием информации, развитие умения слушать, воспринимать другого человека, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек.

«Я профессионал».

Профориентационный блок, направленный на анализ и осознание каждым участником качественных изменений, происшедших в нем за время обучения и практических занятий; осмысление того, что ожидает в будущем, какие требования предъявляются к представителям выбранной профессии; какие пути реализации себя в профессии подростки осознают, помощь в построении перспектив дальнейшего профессионального развития, проектирование своего будущего.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Реализация программы осуществляется через комплекс теоретических и практических занятий, включающих:

Теория. Лекции; практические занятия на закрепление; обобщение в игровой форме.

Практика. Тренинги, практические упражнения, работа индивидуально; активные формы коллективной работы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • создание благоприятных условий для развития личности участников программы;

  • подготовка лидеров, которые могут стать руководителями на предприятиях;

  • использование теории лидерства в практической деятельности участников программы;

  • вовлечение в активную деятельность студентов техникума.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Формой оценки качества знаний, успешности овладения учащимися содержания программы будут:

  • тестирование

  • контрольные задания

  • организация и проведение мероприятий

  • семинары - практикумы по изученной теме

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Помещение комнаты психологической разгрузки

  • Актовый зал

  • Музыкальная аппаратура

  • Ноутбук

  • Мультимедийный проектор, экран

  • Канцелярские товары (краски, ватманы, кисти, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ксероксная бумага и т.д.)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ

Выпускник «Академии Лидерства» должен знать:

  • теорию лидерства

  • основные правила делового общения и этикета

  • особенности публичного выступления

  • основы конфликтологии, способы разрешения конфликтов

  • основы психологии Успеха

  • основы целеполагания и планирования своей деятельности

Выпускник «Академии Лидерства» должен уметь:

  • работать в коллективе

  • организовывать и проводить мероприятия

  • вести деловое общение, выступать на публике

  • создавать собственный имидж

  • разрешать создавшиеся конфликтные ситуации

  • ставить цели и достигать результатов, планировать свою деятельность

  • развивать способности к самообразованию, самовоспитанию

  • анализировать результаты своей деятельности

  • обладать навыками саморегуляции

Выпускник «Академии Лидерства» обладает личностным потенциалом:

  • активная жизненная позиция;

  • эрудированность;

  • целеустремленность;

  • инициативность;

  • толерантность;

  • ответственность;

  • тактичность;

  • уверенность в собственных силах;

  • стремление к самосовершенствованию.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «АКАДЕМИЯ ЛИДЕРСТВА».


Наименование программы


Программа развития лидерских качеств у подростков
«Академия Лидерства».


Разработчик программы


Разработчик: педагог - психолог Ильиных Елена Владимировна


Цель программы


Выявление и развитие лидерских качеств у подростков, формирование готовности к продуктивной деятельности.


Задачи

программы

  • создание условий для организации разнообразной по содержанию деятельности, направленной на поиск и обучение лидеров

  • раскрытие потенциальных возможностей подростков, которые позволяют стать лидерами в избранной ими сфере деятельности;

  • создание кадрового потенциала для организаций.


Условия

реализации

программы

  • Творческая заинтересованность

  • Профессиональная компетентность

  • Создание развивающей среды

  • Использование нововведений


Сроки реализации


учебный год.


Основные разделы


1.Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Долгосрочность программы
4. Участники программы
5. Направления программы
6. Формы проведения программы
7. Планирование учебно-педагогического процесса
8. Ожидаемые результаты
9. Оценка эффективности программы
10. Список литературы

11. Приложения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «АКАДЕМИЯ ЛИДЕРСТВА».

Тренинг развития навыка эффективной коммуникации.

- адаптация в новом коллективе

-приобретение опыта эффективного взаимодействия, тренировка приемов, способов общения, элементов поведения.

-установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание;

- передача и прием информации;

-развитие умения слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек.

сентябрь

Тренинг саморазвития.

-развития навыка рефлексии.

-развитие способности к самоанализу.

-развитие толерантного отношения к окружающим

в течение года

Тренинг «Самопрезентация».

Тренинг познавательных процессов. (внимание, ощущения, восприятия, память, мышление, воображение).

  • ознакомление с основными психическими процессами, формирование установки на их развитие;

  • развитие способности к сосредоточению;

  • обучение приемам мышечного расслабления;

  • улучшение концентрации внимания;

  • пробуждение чувств: осознанное восприятие;

  • выработка навыков наблюдательности;

  • выработка навыка улучшения организации запоминаемого материала в повседневной жизни.

Занятие 1. Развитие памяти.

Занятие 2. развитие способности к сосредоточению;

обучение приемам мышечного расслабления;

Занятие 3. Развитие концентрации внимания;

Занятие 4. Развитие осознанного восприятия и наблюдательности;

Занятие 5. Выработка навыка улучшения организации запоминаемого материала в повседневной жизни.

в течение года

Тренинг развития волевой регуляции поведения. Повышение уверенности в себе.

-повышение самоконтроля и эмоциональной устойчивости.

-обучением способам саморегуляции.

октябрь

Тренинг для стабилизации психоэмоциолнального состояния.

-развитие творческих способностей.

-снижении уровня тревожности, уменьшении депрессии.

-снижение утомляемости, восстановление работоспособности, повышение культурного уровня подростков.

-формировании психологической готовности к преодолению трудностей.

-установление доверительных отношений подростков и психолога.

в течение года

Тренинг развития эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

октябрь

Тренинг Планирование и целеполагание:

- Основные принципы планирования и целеполагания.

- Правила формулирования, виды и способы постановки целей.

- Расстановка приоритетов при постановке целей.

- Цели и задачи лидера (факторы успешности, технологии развития, системный подход).

декабрь

Тренинг «Обучение навыкам регулирования эмоционально-волевой сферы (снижение уровня тревожности)».

-формирование умений управлять выражениями своих чувств и эмоциональных реакций,

- обучить подростков умениюснизить излишнее напряжение, волнение;

-. преодолевать в себе нерешительность и скованность;

-. мобилизовать оптимальное рабочее самочувствие;

-. сдерживать себя в стрессовых ситуациях;

ноябрь

Тренинг «Проектирование средств общения».

- отработка эффективных средств общения;

-отработка умений анализировать себя, ситуацию и другого в ситуации общения;

-формирование умений анализа мотивации своего поведения и поведения других.

март

Тренинг «Какой я есть и каким бы я хотел быть».

-диагностика своих индивидуальных особенностей каждым участником;

-осмысление различий между реальным и желаемым «Я»;

-проявление неосознанных представлений о себе;

-получение обратной связи каждым участником.

Январь-февраль

Тренинг ораторского искусства.

- Голос как инструмент влияния на людей. Параметры и свойства голоса.

- Коррекция осанки. Снятие психофизических зажимов тела

-Механизмы работы голоса. Освобождение мышц голосового и речевого аппарата. Свободное звукоизвлечение

- Артикуляционная гимнастика. Улучшение дикции, качества произношения

-Темп речи как звуковое средство выразительности речи.

-Упражнения на изменение темпа-ритма речи. Техника скороговорения

- Логическая и грамматическая пауза. Мелодика речи.

- Интонационное выражение знаков препинания.Интонационные формы речи

- Словесные воздействия как подтекст речи

в течение года

Профориентационный тренинг «Каким я вижу свое будущее».

-анализ и осознание каждым участником качественных изменений, происшедших в нем за время обучения и практических занятий;

-осмысление того, что ожидает в будущем, какие требования предъявляются к представителям выбранной профессии;

- какие пути реализации себя в профессии подростки осознают.

- построение перспектив дальнейшего развития как профессионала.

-проектирование своего будущего.

Апрель-май


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Битянова М. Р., Вачков М. Р. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». Из-во «Питер»

  2. Бухаркова О. «Имидж лидера»

  3. Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008

  4. Климчук В.А. «Тренинг внутренней мотивации». Из-во «Речь», С. - Петербург, 2005

  5. Максвелл Джон «Воспитай в себе лидера», «Лидер на 360»

  6. Николаус Б. Энпельманн «Харизма»

  7. Тито Конти «Самооценка в организации», Из-во «РИА - Стандарты и качество», М, 1999

  8. Том Шрайтер «Лидеры», Библиотека сетевого маркетинга

  9. Хессельбаин Френсис «О лидерстве», Фонд социо - прогностических исследований


© 2010-2022