Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Аскиз







Внеурочная деятельность

«Люби и знай свой край» в условиях

реализации ФГОС.


Выполнила: учитель биологии СОШ п. Аскиз

Майнагашева Г.Г.


п. Аскиз 2014г.





Содержание:

1.Введение

1) Актуальность темы

2) Цель работы

3) Задачи

2. Теоретическая часть: внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС - система духовно-нравственного воспитания в урочное и внеурочное время.

3. Практическая часть:

1.кружок

4. Заключение: выводы и рекомендации

5. Литература











Введение

Тема: внеурочная деятельность «Люби и знай свой край» в условиях реализации ФГОС .

Цель: воспитание в урочное и внеурочное время системы духовно-нравственных ценностей через кружок «Люби и знай свой край» в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

1. Организовать преподавание и воспитание любви к своему родному краю.

2.Формировать основы этнического самосознания школьника и расширение интереса к истории поселка Аскиз, Аскизкого района, республикиХакасия.

3.Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность, экологическое сознание.

Актуальность:

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства. На данный момент эта тема очень актуальна. Выдержка из газеты «Хакасия» №39 от 5 марта 2014 года в статье Виктора Лебедева «Как там Крым? Что там, на Украине?», «Хакасия подставит плечо Украине» доказывает об осознании серьёзности внешнего вызова, с которым столкнулась Россия на Украине, заставляет реагировать регионы страны. В Доме правительства Хакасии глава республики Виктор Зимин собрал представителей общественных организаций, политических партий и просто неравнодушных людей, чтобы обсудить варианты поддержки наших соотечественников на Украине: наши отцы и деды плечом к плечу проливали кровь, освобождая Украину. А сегодня мы видим, что радикалы снова пытаются насаждать идеологию вражды.

Председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев: «Сегодня под вопросом жизнь и безопасность примерно 20миллионов человек. Или пулю в лоб,или будешь голосовать так, как мы скажем - такой им оставляют выбор. Это фашисткие методы». Участники встречи договорились о проведении митинга в поддержку действий федеральной власти по отношению к дружественной Украине. Важно формировать в детях гражданскую и нравственную позицию.

Новизна

  1. Стандарты второго поколения требуют системно - деятельный подход в обучении и воспитании учащихся, поэтому необходимо использовать проектно - исследовательскую технологию на уроках и внеклассной работе. При внедрении ФГОС к 9 классу учащиеся должны писать и составлять проекты.

  2. Обучение и воспитание путем открытий.


Теоретическая часть

Программа внеурочной деятельности по краеведению «Люби и знай - свой край» направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства. Дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Основные принципы программы: принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития. Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика. Научность - отбор материала из научных источников, проверенной практикой. Систематичность и последовательность - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Критерием отбора материала является её культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Личностные результаты: развитие любознательности, формирование интереса к изучению предмета, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Учитель мотивирует к проектной деятельности, организует на определенные замыслы проекта, стимулирует их поисковую деятельность, консультирует по вопросам получения, обработки информации, выбора формы реализации проекта, его апробации и презентации.

Предварительная работа выполняется в несколько этапов:

1 этап - организационно - подготовительный

  • Сообщение предварительной информации - «вводный текст».

  • Выбор темы исследования, т.е. определение задачи, которая должна быть решена учащимися.

2 этап - поисково - исследовательский

  • Разработка программы исследования.

  • Материально - техническая подготовка.

  • Сбор и изучение необходимой информации.

  • Проведение исследовательской работы.

3 этап - отчетно-оформительский

  • Консультации по обработке материала.

  • Подбор фотографий и иллюстраций, таблиц, сопровождающих, их размещение.

  • Выбор заголовков информационных блоков.

  • Создание слайдов.

4 этап - информационно - презентативный.

  • Защита осуществленного проекта в классе, школе, районе.

  • Обсуждение работы.

Исследовательская деятельность школьников способствует развитию умения ориентироваться в море научной информации, работать с научной литературой, обобщать полученную информацию, приобретать навыки реферативной работы, грамотно строить свои выступления. Проект - самостоятельная творческая работа, при выполнении, которой привлекаются к работе родители, друзья, знакомые ученика. Самое главное - ученик должен развивать свои творческие способности. Требования к выполнению проекта:

1.Выбирается тема с помощью учителя или родителя.

2.Подбор информации (интернет, книги, журналы, учебники и просмотр их тематики).

3.Планируется весь объем работы и её организация с помощью учителя.

4.Выполняется теоретическая и практическая часть работы.

5.Вносятся коррективы по результатам работы.

6.Вносить в проект графическую часть (графики, диаграммы).

7.Подготовка к защите и оценке качества работы (демонстрационный материал, слайды, дублировать материал на плоттере - т.е на ватмане вклеить слайды).

8.Для выполнения проектной и н-исследовательской работы необходимо подготовить ученика к ведению каталога т.е картотеку - написать автора книги и сделать авторскую рецензию т.е понять о чем.

9.Применять в исследовании современную технику (фотографировать работу своего ученика), делать ссылку на другие работы, если использовались данные с интернета или из других источников.

10.Ученик должен понимать - зачем данная работа ему пригодится т.е развивает научно-исследовательские навыки, знания необходимы при поступлении в ВУЗ, будет багаж, учитывая традиции округа или города. Научить делать эпиграф к работе ( представить в виде стихов о своем районе, использовать знания по предмету и смежными с ним).

11.Учебный проект начинается с проблемы т.е что это исследование ему даст - отсюда вычленяется актуальность.

Записать цель работы (начинается с существительного - характеристика, морфология, выявление, исследование)

Задачи начинаются с глагола.

Обязательно прописываются методы и способы исследовательской работы, а в конце работы результаты показать в виде диаграммы или графика.

Выводы делаются по задачам:

  1. Анализ литературных источников

  2. По методике

  3. и 4) по исследованиям

Заключение: описывать о выполнение, разрешении проблемы, констатировать факт исследовательской работы.

Практическая часть

Экологическое образование и воспитание провожу через уроки, внеклассные мероприятия, кружковую деятельность. Использование проектных, исследовательских и других развивающих технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

Исследовательская работа учащихся в системе экологического образования и воспитания занимает значительное место. Наряду с созданием определенного объема знаний по биологии она помогает сформировать у учащихся и навыки научного анализа явлений природы, научить осмысливать сущность процессов взаимодействия общества и природы, осознавать значимость своей практической помощи окружающей среде. Изучение экологических проблем родного края помогает формированию экологической культуры учащихся.

Одним из развивающих методов, в педагогической деятельности, является метод проектов. Подбираю темы и проблемы проектных и исследовательских работ в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и предпочитаю индивидуальные или мини - групповые работы. Проблемы для исследования совместно с детьми беру из окружающей действительности, из жизни. Выход исследовательской деятельности учащихся через уроки: мини - проекты «Взаимоотношения между организмами», «Бесполое размножение», через мини - проекты «Взаимоотношения между организмами», «Бесполое размножение» «Многообразие моллюсков», мини-проекты «Взаимоотношения между организмами», «Фотосинтез - автотрофный способ питания», «Эволюция кровеносной системы» и другие. Одним из требований дистанционных курсов по биологии Суховой Т.С. «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе по биологии» проводить уроки с проблемным изложением материала. Уроки с проблемным изложением материала 7 класс: «Многообразие моллюсков и их значение», «Многообразие и значение насекомых», «Многообразие млекопитающих» проблема: «Утконос - это птица со звериной шкурой или зверь с птичьим клювом» или «Почему смеялся Карл Линней»?

А в педагогическом университете Первое сентября на дистанционных курсах повышения квалификации по географии, проводимой О.В.Крыловой «Система практических работ по географии» требуют проводить уроки с проектной деятельностью учащихся.

Через презентацию работ на школьном НОУ, научно - практической конференции муниципального, регионального уровнях, на заочной биолого-экологической олимпиаде, конкурсе «Зеленая планета», «Марш парков». Например: «Простые способы очистки воды и экологическое загрязнение искусственного водоема «Старушка», «Применение ЭМ - технологии» Байкал» на УОУ., «Обнаружение витамина С в овощах и черемше».

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознано подходить к социальному самоопределению.

Увеличивается количество участников, выполняющих научно - исследовательские и проектные работы. Повышается качество творческих работ по данному предмету т.к защищают проекты и исследования не только на школьном уровне, но и на муниципальном и региональном уровнях.

Задачи: 1.Формировать культуру экологического сознания учащихся.

2.Проводить мониторинг, сохранять и преумножать количество деревьев и кустарников в п. Аскиз.

3.Выращивать рассаду цветочно-декоративной культуры для школы и УОУ.

В результате деятельности кружка у школьников формируются эмоционально - чувственные качества, способность сопереживать, сострадать, чувства тревоги и заботы о состоянии окружающей среды.

Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.

Дети видят результаты труда в виде яркой цветочной клумбы, но трудно сохранить эту красоту из-за бродячих животных. Поэтому нужно патрулировать, сохранять зеленые посадки деревьев и кустарников. Благодаря деятельности учащихся кружка сохраняются зеленые посадки вокруг школы.

В рамках недели проводятся следующие мероприятия: игры «Брейн - ринг», «Счастливый случай», «Экологическое родео», игра «Поле чудес» на тему «Лекарственные растения», КВН - «Птица счастья», конкурсы - «Знаешь ли природу?», «Умники и умницы».

Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.

Школьный праздник «Чыл пазы». Праздник «Тун Пайрам»

Национальный праздник «Чыл пазы». Традиционно 22 марта в школе и в поселке отмечается хакасский новый год с целью ознакомления детей с обрядом празднования Чыл пазы. Воспитательные этнопедагогические задачи: знакомство с традициями хакасского народа, о его любви и бережному отношению к Природе, где человек является частью Природы. Экологическое воспитание: поклонение дереву означало родство человека с миром трав, листьев, побегов. Повязывание зеленого чалама на Золотую Березу означает, что зеленый цвет- цвет листьев, трав, любой растительности на земле, как символ материальности и вечности живой и неистребимой Природы. Белый цвет символизирует истину, является символом верности и преданности. Голубой цвет означает благополучие мирного неба, а также равновесие Космоса и Природы на земле. Красный цвет - цвет Солнца и огня. Черные чалама вместилище сути злых духов. Человек должен был завязать узлом свои несчастья, болезни, обиды, освобождая себя от них. Это ритуал Очищения человека от зла в себе самом. Священное дерево береза делилась на три части. Крона олицетворяла Верхний мир, корни - нижний, ствол - срединный. В этом делении был скрыт философский смысл познания Добра и Зла, Света и Тьмы, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, которые в течение всей своей жизни ощущал человек. Поэтому он должен делать выбор, обращаясь к Золотой Березе. День весеннего равноденствия был утром новотворения, утром возрождения Природы к жизни, утром Года. Граница зимы и лета называется хакасами Чыл Пазы - Головой Года. Каждый участник праздника готовит ленты 5-ти цветов: белый, красный, зеленый, голубой и черный. Учащиеся выступали с концертами перед жителями поселка в дни празднования «Чыл пазы» в 2006, 2007 году. А также в муниципальном - 2007году и региональном - 2009году,2011г праздновании «Тун пайрама».

Работа с учащимися ведется в системе, что определяет результативность участия школьников в олимпиадах и научно - практических конференциях.

Участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.

Учащиеся принимают активное участие в акции по благоустройству и озеленении поселка:

1) Уборка улиц в весенне - осенний период.

2 ) Посадка деревьев.

3) Участие в проекте «Живи мой родник» - чистили от мусора берег реки Аскиз.

Учащиеся класса принимают участие в поселковых мероприятиях, выставках цветов, плодов и овощей «Дары природы». Выставки часто отмечаются ценными призами. Детские поделки всегда интересны, с необычной фантазией и вызывает внимание жителей поселка.

Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.

В плане воспитательной работы мероприятиям по формированию здорового образа жизни уделяет значительное внимание. Результатом данной пропаганды стали беседы «Учимся помогать нашему организму», «Косметические упражнения для девочек», «Гимнастика для мальчиков». Викторина «Кожа - это зеркало здоровья», «О пользе закаливания». Внеклассные мероприятия «Трезвость - норма жизни», акции «Нет наркотикам!». Классный час «Здоровый образ жизни», просмотр видеоклипа «Я люблю тебя жизнь».

Пропаганда здорового образа жизни проводится с приглашением:

«Я за здоровый образ жизни. СПИД. - медработник Аскизкого ЦРБ.

«Жизнь без наркотиков» - работники Республиканского центра Анти - СПИД.

«Существует ли проблема пивного алкоголизма?» - медработник школы.

Занятия спортом дисциплинируют учащихся и вырабатывают у них ответственное отношение к жизни и к учебе в целом.

Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.

Я совместно с родителями ежегодно организую «Дни здоровья».

Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.Внеурочная деятельность в Условиях ФГОС.

Заключение. Результаты проектно - исследовательской деятельности как условие формирования экологической культуры школьника.





Литература:

  1. Капитанова Т. Вундеркинды за партой. Народное образование,1996, №8 - с.66-69

  2. Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Исследовательская деятельность учащихся в системе экологического образования и воспитания. Чита 2001.

  3. Савенков А.И. Путь в неизвестное. Развитие исследовательских способностей школьников. Генезис, М, 2005г.

  4. Сиротин О. Необходимое условие - индивидуализация. Народное образование, 1996 №8 с.24-25

5.365 научных экспериментов.
























© 2010-2022