Проект развитие информационной среды МОУ СОШ №6

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом школы.

Председатель педагогического совета директор МОУСОШ № 6

_______ М.В. Грошева.

12.02.2014 года. (Протокол № 2)

Управляющим Советом школы.

Председатель Управляющего Совета

________М.А. Курбанова

21.02.2013 года. (Протокол № )



ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ



Проект развитие информационной среды МОУ СОШ №6


Муниципального ОБЩЕобразовательного

учреждения
Средней общеобразовательной школы №6



Размещено на сайте

150-ozu-sch06.edusite/ru




г. о. Орехово-Зуево Московской области

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

I . Тема проекта «Развитие информационной среды МОУ СОШ №6».

4

II. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.

4

III. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

5

IV.Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки

7

V. Сроки и этапы реализации проекта.

8

VI.Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы.

10

6.1. Техническое оснащение школы

10

6.2. Организация подготовки специалистов.

10

6.3. Организационные мероприятия.

10

6.4. Перевод информационных ресурсов на электронные носители.

11

6.5. Интеграция информационных ресурсов в мировую информационную среду.

11

6.6.Разработка и реализация образовательных и воспитательных мероприятий для учащихся с использованием средств ИТ.

11

6.7.Разработка психолого-педагогического сопровождения применения ИКТ на всех уровнях образования

12

VI.Возможное финансовое обеспечение.

13

VIII.Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.

14

XI. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения.

14

Введение

Инновационный образовательный проект «Развитие информационной среды МОУ СОШ №6» (далее - Инновационный проект) - нормативно-правовой документ, представляющий систему современных взглядов, принципов и приоритетов развития ОУ.

Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности, фундаментализация образования на всех его уровнях; реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы он-лайн самообразования и дистанционного обучения, использование средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.

Инновационный проект определяет цели, задачи, механизм реализации и предполагаемые результаты развития информационной среды образовательного учреждения на период 2014-2015 г.

Основанием для разработки инновационного проекта послужили:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271.

2. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61.

3. Постановление Правительства Московской области от 23.08.2013 № 657/36 «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья на 2014-2018 годы».

4. Целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 29.08. 2013 № 1071/32.

5. Приказ Министра образования Правительства Московской области от 27.12.2013 №5122 «Об организации проведения областного конкурса муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты».

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011г.).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

Интеллектуальный, педагогический и ресурсный потенциал, накопленный МОУ СОШ №6, послужил основой для разработки данного инновационного проекта. Его реализация предполагает стабильное функционирование ОУ и возможность создания условий для инновационного развития школы.

Разработка проекта явилась следствием анализа имеющихся в школе материально-технической и учебно-методической баз на предмет их соответствия новым условиям. Социальный заказ, готовность ОУ и педагогических кадров, возможность выстраивать взаимодействие с семьёй на новом уровне обуславливают необходимость разработки и внедрения данного проекта. Реализация проекта позволит ОУ в полной мере обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, эффективно осваивать новые ФГОС, формировать универсальные учебные действия обучающихся, развивать партнерские отношения с родительской общественностью.

Данный инновационный проект дополняет и углубляет содержание образования, расширяет перечень педагогических технологий, применяемых в ОУ, пути их дальнейшего внедрения и совершенствования, дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Значительное место в Инновационном проекте уделяется управлению качеством образования, развитию инновационной педагогической деятельности.

Таким образом, для решения задачи повышения качества образования в учреждении необходимо обеспечить развитие системы информационно-технологической деятельности всех участников образовательного процесса.

Нами предлагается разработка и внедрение информационных технологий на основе имеющихся на сегодняшний день современных перспективных методик, которые представляют собой систему сбора, обработки, хранения и передачи информации о состоянии образования в учреждении в настоящее время, как инструмента для стратегического планирования работы по повышению качества образования в целом.

I . Тема проекта «Развитие информационной среды МОУ СОШ №6».

II. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта.

Цель инновационного проекта - повышение качества учебно-воспитательного процесса через формирование и развитие единой социально значимой информационно-образовательной среды ОУ и внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Задачи инновационного проекта:

  • создание образовательной среды, способствующей воспитанию нравственной, физически здоровой личности, постоянно стремящейся к приобретению и расширению знаний, ориентированной на социальную адаптацию в современных условиях жизни;

  • интегрирование ИТ в учебно-воспитательный процесс;

  • совершенствование банка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ОУ;

  • совершенствование научно-исследовательской, проектной, творческой деятельности всех участников образовательного процесса;

  • внедрение современных программ для администрации, обеспечивающих возможность автоматизации учебного процесса и оперативного доступа к информации для управления учебно-воспитательным процессом;

  • совершенствование форм иформационно-сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса;

  • непрерывный профессиональный рост педагогических работников в области информационных технологий;

  • совершенствование социального партнёрства и распространение инновационного педагогического опыта на различных уровнях.

Система показателей по достижению целей проекта:

Для оценки достижений поставленных в предложенном проекте целей и задач возможно использование следующих показателей:

  • качество знаний, отражающее динамику развития каждого обучающегося и классного коллектива в целом;

  • сформированность предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий;

  • профессиональный рост и развитие педагогических работников;

  • обновление материально-технической базы школы (компьютерное и мультимедийное оборудование, программное обеспечение и автоматизация рабочих мест учителей);

  • обобщение и распространение опыта применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и его администрировании;

  • внедрение новых форм организации индивидуальной, групповой и коллективной научно-исследовательской, проектной, творческой деятельности обучающихся с использованием информационных технологий.

III. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.


Мероприятия

Ожидаемый результат

Прогнозируемые эффекты

Риски

Страхование рисков

Техническое оснащение ОУ

Совершенствование технического оснащения школы современным компьютерным оборудованием

Обновление и повышение эффективности ресурсного обеспечения развития системы образования школы

Недостаточное финансирова-ние

Привлечение внебюджетных средств, спонсорской помощи

Организация подготовки специалистов

Вовлечение педагогов школы в процесс применения средств ИКТ, повышение эффективности применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Увеличение доли учителей, использующих ИКТ и участвующих в инновационно-экспериментальной деятельности школы до 85%

20% педагогов имеют низкую мотивацию к введению инноваций в образовательную среду

Внесение изменений в Положение о распределении стимулирующей части ФОТ

Создание единой системы информационных ресурсов

Наличие информационно-образовательных модулей для поддержки учебно-воспитательного процесса и его администрирования


  1. Повышение:

  • среднего качества обученности по школе до 45%;

  • среднего балла ЕГЭ (по математике с 53 до 58; по русскому языку с 66 до 72)

  • среднего балла ГИА по математике 15,8 до 17, по русскому языку с 35 до 38;

  • доли победителей и призёров олимпиад, конкур-сов школьников;

2.Развитие информационной открытости образовательного пространства с использованием инновационных информационных технологий.

Разный уровень подготовки преподавательского состава в использовании ИКТ

Повышение профессиональной компетентности

Перевод информационных ресурсов на электронные носители

  • создание единой информационной базы;

  • оценка эффективности обучающей роли учителя на уроке, мотивация к осознанному созданию ИОР для повышения качества знаний.

  • общая доступность использования информационных ресурсов;

  • повышение доли учителей, имеющих высшую и первую квалификационные категории на 20 %.

Снижение количества педагогических работников, применяющих ИКТ за счёт обновления педагогическо-го состава

Постоянно действующий методический семинар «Структурирование и создание баз данных в разных офисных программах», индивидуальное консультирование.

Разработка и реализация образовательных и воспи-тательных мероприятий для уча-щихся с использованием средств ИТ

Повышение мотивации к обуче-нию, обновление качества образова-тельных услуг с учетом индиви-дуальных потребно-стей обучающихся и социального заказа

Увеличение доли обучающихся, участвующих в научно-исследовательской, проектной, творческой деятельности



  1. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки

Администрация школы проанализировала работу ОУ за 2013 год и сделала вывод о достаточно результативной деятельности учебного заведения, но, несмотря на достаточно высокий уровень итоговой аттестации, выявила ряд проблем:

  • отставание условий осуществления учебно-воспитательного процесса от требований информационного общества;

  • снижение уровня мотивации к обучению, особенно на второй и третьей ступенях;

  • низкий уровень индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

  • неоперативное взаимодействие по линиям школа - родители, школа - общественность.

Решение вышеизложенных проблем возможно через создание единой социально значимой информационной образовательной среды, которая позволит оперативно выявлять изменения в сфере функционирования учебного заведения, прослеживать эффективность происходящих процессов и динамику развития, изучать взаимодействие систем образовательной деятельности, а также будет способствовать подготовке и внедрению ФГОС второго поколения в 5-9 классах.

Проект развитие информационной среды МОУ СОШ №6





Информационно-образовательная среда


Проект развитие информационной среды МОУ СОШ №6


  1. Сроки и этапы реализации проекта.




п/п


Этап


Содержание работ


Срок выполнения

1

Прогностический

Анализ состояния использования ресурсно-компьютерного оборудования в образовательном и управленческих процессах, готовность педагогических кадров.


февраль-март 2014 г.

Мониторинг образовательных запросов участников образовательного процесса, реализация которых предполагает использование информационных технологий.

март 2014 г.

Разработка вариантов управленческих решений по развитию информационной среды школы, определение инфраструктуры школьной информационной среды.

апрель 2014 г.

Создание службы информационного обеспечения в школе: определение структуры, функциональные обязанности.

апрель - май 2014 г.

Разработка нормативной базы (локальные акты, регулирующие вопросы организации службы информационного обеспечения школы).

апрель - май 2014 г.

2

Практический Развитие материально-технической базы, ресурсное обеспечение

Модернизация локальной сети школы.


май - декабрь 2014 г.

Приобретение необходимого оборудования.

май - декабрь 2014 г.

Оснащение автоматизированных рабочих мест.

май - декабрь 2014 г.

Приобретение программного обеспечения.

май - декабрь 2014 г.

3

Технологический

Подготовка кадров для работы в новых условиях.

март - декабрь 2014г.

Отработка технологии проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий с использованием ИКТ.

сентябрь 2014 г. - март 2015 г.

Отработка навыков взаимодействия участников образовательного процесса в новых условиях.

сентябрь 2014 г. - март 2015 г.

Мониторинг эффективности деятельности школы в новых условиях.

январь - апрель 2015г.

Наращивание банка медиаресурсов.

январь - апрель 2015г.


4


Аналитико-обобщающий

Изучение, анализ и обобщение результатов внедрения инновационного проекта. Совершенствование программно-технологического обеспечения. Обсуждение результатов проекта. Обобщение и распространение опыта по созданию информационно-образовательной среды, способствующей повышению качества образовательного процесса.

апрель - май 2015 г.

VI. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы.

6.1. Техническое оснащение школы является одной из первоочередных задач, решение которой сдерживается в основном организационно-экономическими факторами, связанными с тем, что "малая" информатизация оказывается неэффективной, а "большая" - чрезмерно дорогостоящей, не дающей сиюминутной отдачи.

  • Совершенствование материально-технической базы (обеспечение учебных кабинетов и лабораторий современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, отвечающих техническим требованиям для работы в информационной сети с большой пропускной способностью);

  • установка АРМ учителя и администраторов;

  • создание школьного ресурсного центра;

  • обновление фонда компьютерных программ;

  • приобретение сертифицированных ЦОР, соответствующих УМК по предметам, лицензионного программного обеспечения;

  • создание мобильного сетевого центра.

6.2. Организация подготовки специалистов. Нехватка специалистов в области новых информационных технологий (особенно - сетевых технологий) усугубляется процессами их "вымывания" из сферы образования в коммерческие и другие структуры.

  • Организация групповых и индивидуальных консультаций, обучение на специальных курсах, техническая и методическая поддержка учителей, с целью повышения их ИТ-квалификации;

  • участие педагогов в дистанционных образовательных программах, дистанционных курсах, телекоммуникационных проектах;

  • разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения и персональных сайтов учителей-предметников;

  • совершенствование администрацией школы системы поощрения учителей, эффективно использующих цифровые технологии в различных видах учебной деятельности.

6.3. Организационные мероприятия. Создание единой системы информационных ресурсов невозможно без постоянного координирующего участия и контроля со стороны педагогов и администрации.

  • Приобретение, разработка и установка программных средств, позволяющих создавать информационно-образовательные модули для поддержки учебного процесса и воспитательной работы (офисные и специализированные программы);

  • приобретение, разработка и установка программных средств, обеспечивающих организацию и управление учебным процессом (программное обеспечение для методистов, учителей, школьных администраторов).

6.4. Перевод информационных ресурсов на электронные носители. Только перевод большей части накопленной человечеством информации на воспринимаемые компьютерами носители позволит создать реальные возможности доступа к этой информации всех членов общества.

  • Использование возможностей автоматизированной информационной системы Электронный журнал «Школьная карта»

  • создание баз данных для АРМ директора, его заместителей, педагогов, секретаря, бухгалтера, психолога и др.;

  • внедрение в образовательную практику виртуального общения с родителями учеников;

  • создание и применение ИОР в учебно-воспитательном процессе.

6.5. Интеграция информационных ресурсов в мировую информационную среду. Еще одним перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний.

  • Информационное освещение процесса и результатов внедрения проекта на школьном сайте, сайтах педагогов;

  • сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, а также с профессиональными интернет-сообществами в проведении телеконференций, он-лайн мероприятий.

6.6.Разработка и реализация образовательных и воспитательных мероприятий для учащихся с использованием средств ИТ. В современных условиях получение качественного образования возможно только при организации доступа обучающихся к мировым информационным базам. Сформированность навыков использования информационных сетей уже сегодня возведено в ранг международных стандартов. Следовательно, ещё одной целью проекта должно стать обеспечение информационной культуры подрастающего поколения.

  • Использование ИТ в качестве инструмента обучения и воспитания;

  • использование ИТ как средства творческого развития учащегося;

  • использование ИТ как средства автоматизации процессов контроля, тестирования и диагностирования обучения;

  • участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, телекоммуникационных проектах.

6.7.Разработка психолого-педагогического сопровождения применения ИКТ на всех уровнях образования.

Создание комфортных психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса, которые будут способствовать исключению аспектов негативного влияния: различный, но неравноправный доступ к информационной среде; утрата личного общения.

  • Организация и проведение индивидуальных и групповых психолого-педагогических консультаций со всеми участниками образовательного процесса;

  • мониторинг и диагностика психо-эмоционального состояния участников образовательного процесса.

Модель общего информационного пространства школы



Структурные составляющие


Элементы

Информационная

1. Системное программное обеспечение, в том числе и сетевое.

2. Мультимедийные образовательные программы.

3. Программные средства, позволяющие создавать информационно-образовательные модули для поддержки учебного процесса и воспитательной работы (офисные и специализированные программы).

4. Средства, обеспечивающие организацию и управление учебным процессом (программное обеспечение для методистов, учителей, школьных администраторов).

Техническая

1.Компьютерные классы и предметные кабинеты.

2.Кабинеты администрации школы, учительская.

3.Специальные кабинеты (медицинский пункт, кабинет психологов и т.п.).

4. Библиотека и медиатека.

5 Сетевой центр (серверная).

Психологическая

1.Понимание участниками образовательного процесса необходимости применению ИКТ в обучении.

2.Готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов.

3.Учет взаимоотношений между преподавателями и учащимися в учебном заведении.

4.Учет возрастных особенностей учащихся при использовании ИКТ в учебном процессе и подборе обучающего программного обеспечения.

Интеллектуальная

1. Приоритеты образовательного процесса, сложившиеся в школе.

2. Общий профессиональный уровень педагогического коллектива.

3. Желание учителя совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала.

4. Желание учителя участвовать в развитии информационного образовательного пространства школы.


  1. Возможное финансовое обеспечение.

Финансовое обеспечение данного Проекта будет реализовываться из бюджетных и внебюджетных средств, а также из дополнительных источников финансирования.

Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, включающее в себя три составляющих:

  1. Квалифицированный, ИКТ-компетентный педагогический состав:

Отличник народного просвещения - 1;

победители Приоритетного национального проекта «Образование» - 4,

Лауреат Премии Главы города в области образования - 4;

эксперты ЕГЭ - 4;

эксперты ГИА-9 (в новой форме) - 6;

имеют высшую и первую квалификационные категории - 63%;

являются ИКТ-компетентными пользователями - 81%.

2) Современные электронные образовательные ресурсы.

Важнейшим условием успешной реализации проекта в школе является накопленный опыт по использованию электронных образовательных ресурсов учителями в образовательном процессе.

3)Техническая и коммуникационная готовность образовательного учреждения, наличие Интернета.

На сегодняшний день в ОУ созданы материально-технические условия для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса. В школе имеется 28 учебных кабинетов (из них 2 кабинета, оборудованных под ФГОС второго поколения), 2 спортивных зала, библиотека, столовая на 200 посадочных мест, слесарные и столярные мастерские, кабинет обслуживающего труда, медицинский кабинет, 1 кабинет информатики, актовый зал и следующие информационные ресурсы:


Показатели (абсолютные)

Значение

1

Количество компьютерных классов в ОУ

1

2

Количество компьютеров в ОУ (всего)

52

  • используемых в управлении ОУ

5

  • используемых в учебном процессе

46

  • используемых в библиотеке

1

3

Наличие выхода в Интернет

Да

4

Наличие скорости канала выхода в Интернет не ниже 128 кбит/с

Да

5

Регулярно (не реже 1 раза в неделю) обновляемый сайт в сети Интернет

Да

6

Количество мультимедийных проекторов

10

7

Количество интерактивных досок

6

8

Количество плазменных телевизоров с подключенным компьютером

1

Информационные ресурсы школы находятся в постоянном развитии и в значительной степени удовлетворяют современным требованиям, но для реализации проекта необходимо приобретение и установка более современного оборудования.

VIII.Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями.

В городском округе Орехово-Зуево имеются необходимые условия для организации сетевого взаимодействия как с учреждениями образования города, так и иными организациями и учреждениями, заинтересованными в контактах с ОУ. На данный момент все учебные заведения города имеют выход в сеть Интернет, сайты, электронную почту.

Предполагается использовать следующие формы взаимодействия:

  • организация видеоконференций, других публичных мероприятий (при наличии необходимого программного обеспечения);

  • представление материалов школьных проектов, мультимедийных продуктов на личных страницах педагогов, на сайтах школы, Управления образования администрации г.о. Орехово-Зуево, администрации г.о. Орехово-Зуево; выход на межрегиональный уровень взаимодействия;

  • использования электронного журнала и дневников учащихся.

IX. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения.

МОУ СОШ №6 г.о. Орехово-Зуево имеет свой сайт 150-ozu-sch06.edusite/ru, который известен и доступен всем участникам образовательного процесса.

Данное размещение позволяет получать информацию от расширенной аудитории пользователей сети Интернет.



© 2010-2022