• Преподавателю
  • Другое
  • Самообразование. Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Самообразование. Развитие познавательных способностей в младшем школьном возрасте

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы. Без достаточного развития этих качеств ни о каком развитии способностей, а следовательно, и об успешном обучении речи быть не может. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Поэтому одна из задач школы - развить познавательные интересы каждого учащегося. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному или нескольким учебным предметам, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности.

Мышление:

В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словестно-логическому. Мыслительная деятельность во многом напоминает мышление дошкольников.

Операции:

Анализ-детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов(палочек, кубиков, моделей предметов)

Синтез-тесно связан с операцией анализ. Это умение выстраивать умственную цепочку от простого к сложному. Чем глубже анализ, тем полнее синтез

Сравнение- сравнивают по ярким признакам.

Обобщение-выделяют и обобщая значимые для них, яркие, интересные предметы.



Внимание

Само по себе не является познавательным процессом, но присуще всем процессам.

Это сосредоточение на каком - либо процессе или явлении. Является необходимым условием для любого вида деятельности.

У мл школьников непроизвольное внимание . дети еще не научились управлять своим вниманием, и все эмоционально окрашенное привлекает их, как сороку привлекает все блестящее. В процессе овладения зун, у ребенка развивается произвольное внимание. Оно становится более сосредоточенным и устойчивым. Он уже не перескакивает с одного объекта на другой . постепенно развивается и распределение внимания , удерживает в с воем поле уже несколько объектов.

Воображение


В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.
Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их представления. Поэтому важна большая работа учителя на уроках по накапливанию системы представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; образы становятся обобщеннее и ярче.

При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом. Учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.
Упражнения : см распечатку

Память

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь перессказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Память необходимо развивать и тренировать.

Восприятие

Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали.

Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.


Восприятие отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Но к III классу восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.


© 2010-2022