• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Моделирование структуры урока, использование метода работы в малых группах

Доклад на тему: Моделирование структуры урока, использование метода работы в малых группах

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование структуры урока. Использование метода работы в малых группах.

Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин

Моделирование в педагогике понимается как построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Оно используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Процедура моделирования как объективная и универсальная процедура широко применяется в методике. Методисты используют моделирование как средство решения теоретических и практических задач с помощью моделей учебного процесса в целом и конкретных уроков в частности. Урок в данном случае выступает как единицa учебного процесса, сложный управляемый динамичный комплекс учебных задач, ведущий учащихся оптимальным путем к конкретной цели при конкретных условиях.

Все модели, разрабатываемые для учебного процесса, должны ориентироваться на реальный уровень дидактической и методической компетентности учителя. Будучи построенной и предложенной для реализации, модель урока содержит обоснование условий своей применимости, т.е. мотивировку целей урока и содержание учебного материала, методы и приемы обучения, при которых она будет эффективна. Таким образом, наибольшей ценностью обладает не сама готовая модель (план урока), а процедура ее получения, алгоритм деятельности учителя, методиста при ее создании, который в дальнейшем может быть переведен в индивидуальный проект конкретного урока данного учителя.

Модель урока отражает идеальный вариант учебного процесса. При добавлении условной ситуации с заданными условиями модель переходит в проект, а окончательная его реализация происходит в ходе конструирования и исполнения живого урока. Таким образом, мы рассматриваем моделирование как часть конструирования, первоначальный этап которого состоит в определении нормативных представлений о главных его характеристиках, получении их в теоретическом моделировании. Таким образом, моделирование урока - это функция теории обучения предмету.

Применение в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий и, соответственно, Интернет-ресурсов позволяет формировать личность, способную конструктивно и творчески разрешать возникающие проблемы, совершенствовать свои знания в различных областях и адаптироваться к быстро меняющимся жизненным условиям. Одним из способов, позволяющим применять такие технологии, является структурно-композиционное моделирование - процесс создания специальной учебной конструкции, которая представляет собой внутреннюю организацию содержания занятия в логике взаимодействия учителя и учеников при работе над определенным учебным материалом, совокупность взаимосвязанных компонентов урока, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании. Характер этой конструкции обусловлен целью, содержанием, методами и приемами обучения, а также способами деятельности обучающихся. Моделируя урок, учитель становится «режиссёром» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную учебную проблему (задачу).

Сущность структурно-композиционного моделирования урока заключается в использовании и интеграции новых методов, приемов и технологий обучения, способствующих самоорганизации обучающего, конструированию его собственной деятельности для достижения им же поставленных целей обучения, формированию универсальных учебных действий. Соответственно, модель построения урока представляет собой определенный набор, типичную последовательность обучающих действий учителя и учебных действий учащихся на уроке в процессе овладения определенными навыками и умениями.

В методике не выделяют моделирование как особую деятельность учителя, объединяя прогнозирование, моделирование, проектирование и конструирование в одну - планирование урока . Планирование урока - многогранная деятельность учителя, предполагающая составление им сценария урока, опору его деятельности или рабочий план урока, который будет носить субъективный характер, отпечаток его личности. В этом плане учитель прогнозирует свою деятельность в единстве с деятельностью учащихся, регулируя ее. Такое планирование необходимо учителю для эффективной реализации многообразных и сложных задач, решаемых на любом уроке, гарантирующих прогрессирующее усвоение учащимися предмета, а также наиболее отчетливо раскрывающих его воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Согласно теоретическим положениям Я.Г. Неуймина, утверждающего, что моделирование, как и любой вид осознанной деятельности, начинается с возникновения проблемы, считаем, что в первую очередь необходимо смоделировать проблему, отталкиваясь от темы урока. После установления проблемы, педагог намечает цель урока, которая в дальнейшем будет являться ориентиром его работы. Педагог создает свой целевой идеал, т.е. модель собственной педагогической деятельности. Она позволяет спланировать и спрогнозировать педагогический процесс, обеспечивает решение проблем в конкретных условиях.

Постановка цели важна не только для учителя, управляющего уроком, но и для учащихся. Для достижения результатов важно, в первую очередь, инициировать у обучающихся собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Отвечая на них, обучающиеся ставят для себя образовательные задачи. Исходя из этого, можно моделировать содержание образования и в процессе обучения предоставлять им свободу выбора тем, упражнений, новых слов для запоминания по изучаемой теме и даже форму оценивания. Это позволит улучшить мотивацию школьников заниматься самостоятельно и продуктивно. Более того, приведет к формированию следующих универсальных учебных действий (УУД):

- самоопределениe и смыслообразованиe;

- целеполаганиe (познавательные УУД);

- совместноe планированиe с учителем и одноклассниками учебного процесса (коммуникативные УУД).

Формирование вышеперечисленных УУД произойдет в процессе активной деятельности обучающихся. В своих трудах Л.С. Выготский подчеркивал, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, возможно только в деятельности.

Очевидно, что успех обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует учитель, чтобы донести до своих учеников определенное содержание урока, обеспечить необходимыми знаниями, сформировать умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Отсюда следует, что умелое сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и поисковых, индуктивных и дедуктивных методов, а также методов самостоятельной, индивидуальной и групповой работы позволяет достигать наилучших результатов при обучении. Следовательно, представление о рациональном выборе и применении соответствующих методов обучения является важным условием при структурно-композиционном моделировании .

На основе выбранных методов и приемов учитель продумывает формы организации учебного процесса, а также подбирает средства обучения, призванные помогать учителю в организации и проведении учебного процесса. К основным средствам обучения сегодня можно отнести учебно-методические комплекты (УМК), учебные пособия, а также видео- и аудиоаппаратуру.

В соответствии с формой организации учебного процесса можно смоделировать урок на основе кооперативного обучения или работы в малых группах. Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе -неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания почти все виды имитаций, судебный процесс и др
В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один-вдвоем-все вместе» для быстрого взаимодействия.
Используя эту методику, учитель может, лишь обозначив тему урока, разделить класс на группы по три-четыре человека и попросить обсудить в группах конкретную проблему. Затем он предоставляет право обучающимся выбрать презентатора и форму презентации проектов по решению предложенного вопроса (проблемы) для всего класса. Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Группы могут быть сформированы как учителем (на основании уровня знаний или умственных способностей), так и по пожеланию учащихся. Групповая работа достаточно эффективна, однако следует следить за тем, чтобы более сильные и старательные не заглушали инициативу более слабых и пассивных. Целесообразно проводить работу также с относительно стабильными группами, что позволяет оперативно распределять задания различной степени сложности, причем по результатам обучения возможен переход из одной группы в другую.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. От учителя требуется умение быстро распределить учеников по парам, дать задание и оценить результаты работы пары.

Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления и усвоения. Чтобы организовать этот вид деятельности, от учителя требуется объединить учеников в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, а ученики каждый по очереди отвечают на вопрос. Потом происходит перемещение всех учеников, например, под номером один в другую тройку, и таким образом, учитель может двигать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Ещё одним вариантом обучения, который используется для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести дискуссию, является метод «два - четыре - все вместе». Он заключается в том, что учащимся предлагается ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа . Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к консенсусу в отношении ответа. Затем учитель объединяет пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса. В этой работе тоже нет места для симулянтов, все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал.

Если учителю необходимо сделать проверку объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса, то в этом случае очень эффективным будет метод карусели. Ученики развивают свои умения аргументировать ответы и выбранную позицию. Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопроса. Возможны варианты, когда представители внутреннего кольца являются поклонниками одной точки зрения, а внешнего - противоположной. В работе используются записи аргументов противоположной стороны. По команде учителя происходит смена партнёров по кругу (как карусель), дискуссия продолжается, а её участникам необходимо подбирать новые контраргументы. В итоге ученики отшлифовывают свою систему аргументов и приобретают опыт общения с разными партнёрами.

Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внешнего круга есть листик с конкретным вопросом и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.

В третьем варианте использования «карусели» работа приобретает соревновательный характер. Ученикам нужно заранее приготовить вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.

Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает два задания и чёткие инструкции по его выполнению. Если какая-то из групп справляется с заданием раньше остальных, то им предлагается новое задание. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.

Для проведения занятий может использоваться методика «Круг идей». Целью является разрешение острых спорных вопросов, составление списка идей и привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно и то же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой.

Смоделированный таким образом урок дает право выбора каждому ученику, является творческим, активно-деятельностным процессом, предоставляющим возможность обучающимся индивидуально получать новые знания, опираясь на свой опыт, на уже имеющие знания. Подобное обучение позволяет учитывать индивидуальные особенности школьников, их способности и возможности к овладению знаниями, практическими умениями, развивает способности к самооценке, повышает мотивацию школьников к изучаемому предмету. Необходимо заметить, что комплексность урока будет нарушена, если не будет организован учителем контроль, как явный в виде контрольных работ, так и скрытый, в виде похвалы или замечания.

Таким образом, моделирование урока в теоретическом плане включает последовательную реализацию следующих этапов: определение проблемы, постановка цели, конкретизация задач, отбор содержания обучения, выбор методов, приемов и средств обучения, а также обоснование форм организации учебного процесса и определение способов контроля и оценки. Выбор конкретных параметров на каждом этапе моделирования урока зависит от типа модели, которую выберет для себя учитель, чтобы обучение носило последовательный и системный характер.





























































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Виноградненская средняя общеобразовательная школа"

Ленинского района Республики Крым





Доклад на тему : Моделирование структуры урока. Использование метода работы в малых группах.




© 2010-2022