Статья по теме Применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии.

Здоровье человека - актуальная проблема на все времена. К здоровью необходимо серьезно относиться с самого детства. Медики считают, что основные болезни человек приобретает в детские годы. Медицина озвучивает следующие цифры: около 30% детей, приходящих в школу, имеют проблемы со здоровьем. Таким образом, школа - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. Перед нами стоит задача сохранить и укрепить здоровье учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

К заболеваниям, приобретённым в школе, ученые относят заболевания приобретаемые учащимися из-за нерационального организованного процесса обучения. К ним относятся болезни органов пищеварения, костно-мышечной системы, глаз, нервной системы, органов дыхания.

Одно из главных направлений работы современной школы - создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды обучения. Данная среда позволит сохранить и укрепить здоровье учащихся, снизить уровень заболеваемости и повысить работоспособность на уроках.

В школе на ребёнка влияет множество неблагоприятных факторов: увеличение словесных методов обучения над наглядными и практическими, обучение при повышенном неподвижном состоянии, отсутствие учета психологических и индивидуальных особенностей учащихся, экологически неблагоприятная среда, повышенная доза облучения компьютером и т.д.

В настоящее время в современной школе важно осуществлять индивидуальное и интеллектуальное развитие ребёнка с максимальным сохранением здоровья. Решению этой задачи способствует применение на уроках технологии здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка. Также реализация здоровьесберегающих технологий - предполагает применение педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование внимательного и осознанного отношения к своему здоровью.
Причинами возникновения вышеперечисленных заболеваний являются: недостаточная освещенность классов; воздух школьных помещений; неправильная форма и величина школьных парт; перегрузка занятиями.
Также можно выделить психолого-педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся: авторитарная педагогика, вызывающая стрессовые ситуации; интенсификация учебного процесса, увеличение темпа и объема учебной нагрузки; несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся.
Порой в современной школе не всегда придерживаются элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса. Также у обучающихся прослеживается отсутствие элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Создавая условия здорового развития детей на уроках технологии необходимо соблюдать физиологические основы учебно-воспитательного режима (время трудоспособности, утомляемости учащихся, учебную нагрузку, дозирование домашних заданий, физкультминутки).
Большое внимание необходимо уделять гигиенической составляющей условий обучения (воздушно-тепловой режим, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса). Необходимо проводить с детьми беседы по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
На уроках технологии необходимо также проводятся мероприятия по профилактике утомления обучающихся, профилактике нарушения осанки (физкультминутки), вводить систему разминок для глаз. Упражнения должны включать в себя движение глазами, головой и туловищем.
Большое внимание в учебном процессе необходимо уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок.

Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.
При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека разного возраста и пола в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного здорового питания. Школьники учатся составлять меню на день, на неделю с учетом требований к здоровому питанию. Также на уроках девочки получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. На уроках рассматриваются вопросы о пользе и вреде различных видов тепловой обработки продуктов. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований при приготовлении пищи.
В ходе изучения темы «Комнатные растения» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей и на микроклимат помещения. При изучении тем по материаловедению и раздела «Проектирование и изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами. Изучают ткани и их свойства, влияние одежды и тканей, из которых она сшита, на здоровье человека.
В результате изучения такого раздела как «Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к кухне, прихожей, детской комнате, о роли и влиянии освещения на здоровье и эмоциональное состояние человека.
Особое место на уроках технологии занимают такие разделы как «Экология жилища», «Бытовые электроприборы», «Гигиена жилища». Обучающиеся получают знания по гигиеническим требованиям к жилому помещению, способам уборки помещения, рассматривают влияние бытовой химии на здоровье человека. Полученные на уроках знания, несомненно, помогают и информируют учащихся в вопросах здоровьесбережения.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую деятельность, которая является более эмоциональной.

Для достижения положительной динамики на уроках необходимо проводить физкультминутки, которые должны являться обязательной составной частью урока (по 1-2 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), также необходимо практиковать систему разминок для глаз. Для этого можно использовать схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем. Такие упражнения хороши, когда ученикам необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.

Во время выполнения упражнений очень важен эмоциональный климат и наличие у школьников желания их выполнять, стремление больше узнать, радость от активности.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках. Множество положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем во время проведения физминутки, определяет позитивное воздействие на здоровье ребёнка. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов.
Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

© 2010-2022