Программа педагога дополнительного образования Юный журналист

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Балтийск Калининградская область

Программа педагога дополнительного образования Юный журналист

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____ ____/Ухабина М.Г./

Протокол № 1 от

«27» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________/Якунина С. Г.

«28» августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________ /Захаренко Л.А./

Приказ №314 от

«29» августа 2015г.



Дополнительная общеразвивающая программа

кружка «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»



Направленность программы «социально-педагогическая»

Возраст детей 12-17 лет

Срок реализации программы: 2 года


Программу составила

Ухабина Мария Григорьевна,

учитель русского языка и литературы
















г. Балтийск

2015


Пояснительная записка

Направленность программы социально-педагогическая.

В наше время информация играет большую роль в формировании культурных и моральных норм. Школьная газета посредством своей специфики может формировать те нормы поведения в обществе, которые признаются и одобряются учителями и родителями. Она близка к своему читателю - ученику. Она понятна ученикам. Авторы газеты ученикам знакомы, сами ребята принимают участие в её создании. Работа по созданию школьной газеты помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного творческого объединения влияет на развитие личности ребёнка, на развитие их умений и навыков.

Занятия в школьном кружке «Юный журналист» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело. Позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении. Школьная газета становится важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы. Перед учащимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Им предоставляется возможность попробовать себя в роли писателей, выразить свои чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом.

Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.

Занятия кружка «Юный журналист» посещает группа юных корреспондентов, которая планируют работу над каждым номером журнала, организует экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, общие праздники и другие мероприятия. Деятельность кружка «Юный журналист» представляет собой своеобразную редакцию школьной газеты, где все ответственные должности распределены по желанию детей и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, наборщик, и пр.

Работа в газете для учеников - это огромный стимул для саморазвития и самореализации. Здесь решаются такие вопросы, как: развитие культуры речи, творческого воображения, чувства ответственности, выработка владения новыми технологиями, опыт работы с разными источниками информации. Таким образом, выпуск газеты становится инструментом социального развития детей.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Практическая значимость. Благодаря занятиям в кружке «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды, значимость программы заключается и в том, что дети получают возможность не только позитивной занятости и профориентации, но и возможность удовлетворить свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать социум своим творчеством; получить оценку и общественное признание.

Отличительная особенность программы в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности. При работе над программой были подробно изучены методические материалы Белугина М.Г., Прасоловой И.Ю., Шмундяк В.Л., дополнительная образовательная Программа Школы юного журналиста «ПерекрестОК»//centrbdd.ru/metodichka/dop_obrazovanie/chkola_unogo_gurnalista, Димиева Э.В. Программа кружка «Журналистика» в 8-9 классах//zavuch.info/methodlib/372/38210/.

Ведущая теоретическая идея, на которой базируется данная Программа:

каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими особенностями. Необходимо всестороннее изучение этих особенностей и творческий, комплексный подход к формам и методам их развития.

Ключевые понятия, которыми оперирует программа

  • Газетные иллюстрации.

  • Иллюстрированное оформление газеты.

  • Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций.

  • Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета.

  • Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета.

  • Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты

Цели программы:

  • Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Создание постоянно действующего актива юных корреспондентов, а также знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы:

Развивающие:

  • развитие образного и логического мышления;

  • развитие творческих способностей подростков;

  • развитие умения устного и письменного выступления

Обучающие:

  • формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

  • овладение основными навыками журналистского мастерства.

  • Воспитывающие:

  • формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

  • формирование нравственных основ личности будущего журналиста

Кружок имеет практическую направленность.

Принципы отбора содержания программы

Учебный материал излагается в соответствии с основными принципами обучения. Темы занятий исходят из задач воспитания и позволяют строить работу от простого к сложному. Для лучшего осмысления теоретического и практического материала программой предусматривается его неоднократное повторение, увеличение объема и обобщение, в зависимости от возраста и уровня обучения.

Важная роль отводится выбору газетного материала. Материал для газеты подбирается с учетом: систематичность и последовательность усложнения материала (изучения материала от простого к сложному);

  • актуальность;

  • научность;

  • сочетание индивидуальной и коллективной работы;

  • доступность;

  • учет возрастных особенностей;

  • целостность;

  • практическая направленность;

  • универсальность;

  • дифференцированный подход к работе с детьми, склонными к разным видам деятельности: «теоретики», «практики».

Формы работы

1. Теоретические занятия: лекции, семинары, интегрированные занятия, свободная творческая дискуссия.

2. Выполнение творческих заданий на практических занятиях: практикумы, открытые заседания, экспресс презентации, сюжетно-ролевые деловые игры, зачёты, конкурсы.

3. Активные методы формирования системы общения в ходе экскурсий в типографию, во время встречи с журналистами.

4. Практическая работа (подготовка материалов для публикаций в школьной газете) и выпуск школьной газеты «ЧИЖ».

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Основные методы работы, способствующие развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Возрастные группы детей, на которые рассчитана данная программа

12-17 лет.

Психологические особенности

Средний школьный возраст (12 - 15 лет)

Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 12-15 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов.

Период 12-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.

Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости.

Изменившиеся условия обучения детей 12-15 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов.

Период 12-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.

Воспитательная работа с подростками - важнейшая и сложнейшая задача: педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка (подросток вполне способен понять аргументацию, согласиться с разумными доводами), уметь поставить себя на его место с учетом противоречивых условий реальной жизни с целью преодоления отчуждения подростков от учителей, школы, общества.

Особенности набора детей

Программа предусматривает свободный набор детей. Обучение по программе может начинаться с любого года, все зависит от результата диагностики стартовых их способностей.

Количество обучающихся в группе от 10 до 15 человек.

Прогнозируемые результаты

  • умение построить устное и письменное сообщение;

  • умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

  • умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

  • самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе

  • умение: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста

Механизм оценивания образовательных результатов

Личная аттестация обучающихся.

Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Результаты участия (коллективные, индивидуальные) в конкурсах и фестивалях разного уровня (грамоты, дипломы, сертификаты).

Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа. Результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма); с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма); с поставленными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется текущий и промежуточный контроль, итоговая аттестация.

Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется преподавателем, ведущим учебный компонент.

Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им общеразвивающей программы на каждом этапе обучения.

Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей.

Основным методом промежуточной аттестации на 2 этапе обучения по программе, являются:

  • метод педагогического наблюдения;

  • участие в конкурсах, олимпиадах;

  • выпуск школьной газеты «ЧИЖ».

Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения в форме творческих заданий и проектов.

Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:

  • результаты участия (коллективные, индивидуальные) в конкурсах и фестивалях разного уровня (грамоты, дипломы, сертификаты);

  • ежемесячный выпуск газеты «ЧИЖ»;

  • творческие и научно - исследовательские проекты, задания

Организационно-педагогические условия реализации программы:

Для работы требуется свободный кабинет с компьютерами. Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенное удобной мебелью - столы: 8 штук; стулья: 16 штук. Технические средства: компьютеры, сканер, принтер, фотоаппарат, телевизор, видеокамера, диктофон. У каждого ребенка - блокнот, ручка.

Средства, необходимые для реализации данной программы: разработки по темам; карточки с подбором лексики по изучаемой теме; тематический материал периодической печати; справочники; словари; различные периодические печатные издания; тексты для редактирования.

Режим занятий по программе

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего в год - 140 занятий. Общее количество часов, отведённых на реализацию всей программы в год - 140 учебных часов и 35 часов в год на самоподготовку учащихся (итого - 175 часов в год).

Продолжительность одного занятия 40 минут.

Учебный план

(на два года)


№ п/п

Раздел программы/ Предмет, дисциплина, модуль

Количество часов

Теоретические

Практические

Самоподгот овка

Всего

1.

Микромир редакции. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

10

10

5

20

2.

Журналистика как профессия

20

20

4

44

3.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Источники информации - человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама. Материалы, присылаемые из организаций и фирм, факсимильные сообщения, письма. Как составлять собственный архив.

20

20






6

46

4.

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Отчёт по выполненной работе в газете.

20

20




10

50

5.

Распределение тем газеты.

20

40


10

60

6.

Репортаж. Событийный репортаж Тематический репортаж. Постановочный репортаж.

20

20


20

60

7.

Творческие проекты

10

30

10

50

Всего:

120

160

70

350








Календарный учебный график


Год

реализации программы

Нач. уч

г.

1

уч.

пер.

1

кан пер.

2

уч.

пер.

2

кан пер.

3

уч.

пер.

3

кан пер

4

уч.

пер

4

кан пер

5

уч.

пер



Летний период

Продолжительность уч.г.

06.


07.

08.



1год

01.

09

8

нед.

9-я

нед.

8

нед.

18-я

нед.

6

нед.

25-я

нед.

6

нед.

32-я

нед.

7

нед.

5

нед.

5

нед

4

нед

52

нед.

2 год

01.

09

8

нед.

9-я

нед.

8

нед.

18-я

нед.

6

нед.

25-я

нед.

6

нед.

32-я

нед.

7

нед.

5

нед.

5

нед

4

нед

52

нед.

Занятия по расписанию

Ежемесячные выпуски газеты «ЧИЖ»

Самостоятельная подготовка

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 6 г. Балтийск Калининградская область

Программа педагога дополнительного образования Юный журналист

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____ ___/ Ухабина М.Г./

Протокол № 1 от

«27» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________/Якунина С. Г.

«28» августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________ /Захаренко Л.А./

Приказ №314 от

«29» августа 2015г.

.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»


Направленность программы «социально-педагогическая»

Возраст детей 12-17 лет

Срок реализации программы: 2 года


Программу составила

Ухабина Мария Григорьевна,

учитель русского языка и литературы
















Балтийск

2015



Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана в целях качественной организации и эффективного управления образовательным процессом в соответствии с п. 1 ст. 48 "Обязанности и ответственность педагогических работников" ФЗ-273 «Об образовании в РФ» в рамках дополнительной общеразвивающей программы.

Программы разработана с учетом возрастной психологии детей.

Механизм реализации программы - спираль. Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное пространство, позволяющее с каждым витком переходить на новый уровень (ступень) реализации личностного творческого потенциала ребят.

В зависимости от стартового уровня ребенка, он может начать освоение программы с первого года обучения или включиться в работу с группой второго и последующих годов обучения, т.к. программа носит гибкий вариативный характер и может быть адаптирована к каждому конкретному ребенку. Программа «Юный журналист» предоставляет ребятам возможность начать свой путь творческого развития с той стартовой ступени, на которой они находятся на данный момент.

По истечении 1-го года обучения обучающиеся должны уметь:

  • построить устное и письменное сообщение;

  • работать в различных жанрах публицистического стиля;

  • общаться с отдельным человеком и аудиторией;

  • самостоятельно подготовить публикацию материалов в прессе;

  • определять стиль и тип речи;

  • давать характеристику текста публицистического стиля;

  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;

  • составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях

По истечении 2-го года обучения:

  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Учебно-тематический план

первый год обучения


Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Самоподготовка

В том числе:

теоретические

практические

Раздел 1 Диагностический

1.1.

Диагностика стартовых умений и навыков.

Микромир редакции.

Полное название программы и её специализация.

2

1

4

4

1.2.

Ожидаемые результаты реализации

2

2

5

4

Раздел 2 Форма проведения

2.1.

Теоретические и практические занятия по журналистике

3

2

5

15

Раздел 3 Функции журналистики

3.1.

Информационная

2

2

5

7

3.2.

Коммуникативная

2


2

1

3.3.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

5

1

2

4

3.3.

Источники информации - человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама.

5

1

2

2

3.4.

Требования к журналисту

4

1

2

2

Раздел 4 Формирование жанров журналистики

4.1.

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.

4

1

1

2

4.2.

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Распределение тем.

4

1

1

2

4.3.

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

4

1

1

2

4.4.

Отчёт по выполненной работе в газете.

4

1

1

2

Раздел 5 История осуществления

5.1

Отчёт с комментариями. Заметка типа художественного описания. Обсуждение тематики газеты.

3

1

2

1

Раздел 6 Конкурсная деятельность

6.1

Участие в конкурсах

3

12

2

1

6.2.

Проекты

3

1

2

1

Итого часов:

51

35

37

52

Содержание программы

первый год обучения


№ п/п

Тема

Основное содержание

Основные формы работы

Средства обучения и воспитания

Форма подведения итогов

Ожидаемые результаты

Раздел 1 Диагностический

1.1

Диагностика стартовых умений и навыков

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами.

Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности.

Средства наглядности.

Распределение обязанностей между членами кружка.

Анализ результатов диагностики

Результаты диагностики

1.2.

Итоговая диагностика

умений и навыков

Микромир редакции. История российской журналистики. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Выбор старосты.

Тестирование

Тестовый материал

Анализ результатов диагностики

Результаты диагностики

Раздел 2 Журналистика как профессия.

2.1.

Формирование представлений о профессии журналиста.

Упражнения. Статья.

Игровые;

индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, ТСО.

Опрос

Упражнения. Статья.

Раздел 3 Журналистика как профессия.

3.1.

Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.

Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, ТСО

Наблюдение

Экскурсия в редакцию газеты Знакомство с этапами выпуска газеты.

3.2.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Источники информации - человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама.

Материалы, присылаемые из организаций и фирм, факсимильные сообщения, письма. Как составлять собственный архив. Документы, архива, интернет.

Коллективные

Средства наглядности, дидактический материал

Наблюдение Опрос

Сообщения

3.3.

Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокое знание в области литературы, философии и др.; владение литературным языком.

Обсуждение тем газеты.

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности

Наблюдение Опрос

Выпуск газеты

«ЧИЖ»

3.3.

Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.

Сходство и различие художественного и публицистического стилей

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, дидактический материал;

Коллективный анализ

Выпуск газеты

«ЧИЖ»

3.4.

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок

Виды ошибок

Игровые;

индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, дидактический материал;

Коллективный анализ

Анализ

Раздел 4

4.1

Виды газетных и журнальных публикаций.

Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, дидактический материал;

ТСО

Самостоятельные творческие задания

Выпуск газеты

«ЧИЖ»

4.2.

Хроника. Обсуждение написанных статей. Организация работы корреспондентов.

Статья.

4.3.

Заметка.

Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания.

4.4.

Информационная заметка с отрицательным содержанием.

Распределение тем газеты.

Раздел 5 Интервью.

5.1.

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

Интервью.

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, дидактический материал;

ТСО

Самостоятельные творческие задания

Выпуск газеты

«ЧИЖ»

Раздел 6 Участие в конкурсах

6.1.

Участие в конкурсах, концертах

Участие в концертных и конкурсных программах разного уровня

Конкурсы

концерты

ТСО

Сцена

зрители

Выпуск газеты

Выпуск газеты

6.2.

Проекты

Представление о том, что такое проект. Виды проектов.

Проект, творческое задание

Средства наглядности, дидактический материал;

ТСО

Презентация творческих работ. Выпуск газеты

Выпуск газеты

Учебно-тематический план

второй год обучения

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Самоподготовка

В том числе:

теоретические

практические

Раздел 1 Диагностический

1.1.

Диагностика стартовых умений и навыков.

Микромир редакции.

Полное название программы и её специализация.

2

1

6

2

1.2.

Ожидаемые результаты реализации

2

11

10

2

Раздел 2 Форма проведения

2.1.

Теоретические и практические занятия по журналистике

5

2

8

1

Раздел 3 Функции журналистики

3.1.

Информационная

5

10

3

2

3.2.

Коммуникативная

2

1

10

1

3.3.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

5

1

1

1

3.3.

Источники информации - человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама.

4

1

2

2

3.4.

Требования к журналисту

4

1

2

2

Раздел 4 Формирование жанров журналистики

4.1.

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.

4

1

1

2

4.2.

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Распределение тем.

4

1

1

5

4.3.

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

4

1

1

5

4.4.

Отчёт по выполненной работе в газете.

4

1

1

5

Раздел 5 История осуществления

5.1

Отчёт с комментариями. Заметка типа художественного описания. Обсуждение тематики газеты.

1

1

1

1

Раздел 6 Конкурсная деятельность

6.1

Участие в конкурсах

1

1

1

4

6.2.

Проекты

3

1

1

5

Итого часов:

50

35

50

40

Содержание программы

второй год обучения


№ п/п

Тема

Основное содержание

Основные формы работы

Средства обучения и воспитания

Форма подведения итогов

Ожидаемые результаты

Раздел 1 Диагностический

1.1

Диагностика стартовых умений и навыков

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами.

Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности.

Средства наглядности.

Распределение обязанностей между членами кружка.

Анализ результатов диагностики

Результаты диагностики

1.2.

Итоговая диагностика

умений и навыков

Микромир редакции. История российской журналистики. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Выбор старосты.

Тестирование

Тестовый материал

Анализ результатов диагностики

Результаты диагностики

Раздел 2 Формирование жанров журналистики

2.1.

Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров.

.

Упражнения. Статья. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции

Игровые;

индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, ТСО.

Опрос

Упражнения. Статья.

Раздел 3 Язык журналистики

3.1.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, ТСО

Наблюдение

Экскурсия в редакцию газеты Знакомство с этапами выпуска газеты.

3.2.

Слова-пришельцы», «Крылатые слова».

Рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».

Коллективные

Средства наглядности, дидактический материал

Наблюдение Опрос

Сообщения

3.3.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности

Наблюдение Опрос

Выпуск газеты

«ЧИЖ»

3.3.

Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).

Заглавие - важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, дидактический материал;

Коллективный анализ

Выпуск газеты

«ЧИЖ»

3.4.

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок

Виды ошибок

Игровые;

индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, дидактический материал;

Коллективный анализ

Анализ

Раздел 4 Информационные жанры

4.1

Информационные жанры

Отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, дидактический материал;

ТСО

Самостоятельные творческие задания

Выпуск газеты

«ЧИЖ»

4.2.

Основные требования к информативной публицистике

Оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность

4.3.

Заметка.

Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания.

4.4.

Информационная заметка с отрицательным содержанием.

Распределение тем газеты.

Раздел 5 Аналитические жанры

5.1.

Назначение произведений аналитических жанров

Статья, обозрение, отзыв, рецензия.

Индивидуальные;

коллективные;

теоретические;

практические

Средства наглядности, дидактический материал;

ТСО

Самостоятельные творческие задания

Выпуск газеты

«ЧИЖ»

Раздел 6 Участие в конкурсах

6.1.

Участие в конкурсах, концертах

Участие в концертных и конкурсных программах разного уровня

Конкурсы

концерты

ТСО

Сцена

зрители

Выпуск газеты

Выпуск газеты

6.2.

Проекты

Представление о том, что такое проект. Виды проектов.

Проект, творческое задание

Средства наглядности, дидактический материал;

ТСО

Презентация творческих работ. Выпуск газеты

Выпуск газеты

Методическое обеспечение

Основные формы проведения занятий:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации

Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;

стулья: 16 штук.

Технические средства: компьютеры: 2 штуки; фотоаппарат, видеокамера, телевизор.

У каждого ребенка - блокнот, ручка.

Формы работы с родителями:

  • открытое занятие (с последующими комментариями и рекомендациями детям);

  • совместное творческое занятие;

  • родительские собрания;

  • дискуссия, в том числе обсуждение выступлений детей (с видеопросмотром и анализом);

  • беседа, лекция;

  • выпуск газеты «ЧИЖ»

Основной вид занятий - групповой

Методы:

  • теоретические занятия;

  • творческий практикум (сочинения разных жанров);

  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

  • анкетирование;

  • социологический опрос;

  • экскурсии;

  • творческие командировки;

  • встречи с журналистами;

  • участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;

  • выпуск школьной газеты;

  • публикации в местной прессе

Литература:

  1. Богомолова Е. И. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. пособие. М.: Высш.шк., 1999

  2. Кондрашов В. Н. Литературные викторины.- М.: «Просвещение», 2010

  3. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е. А. Самойловой. Москва, Экзамен,

  4. 2012

  5. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б. С. Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2010

  6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н. Р. Бершадской, В. З. Халимова.

  7. Москва, «Просвещение», 2010

  8. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П. А. Николаева. - Москва:

  9. «Просвещение»,2010

  10. Фогельсон И. А. Литература учит. Кн. для уч-ся.- М.: «Просвещение», 2009

  11. Энциклопедия литературных героев.- М.: АГРАФ, 2009

  12. Петрович Н. М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя.-М.: ТЦ сфера, 2011

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. openclass.ru/

Система контроля и оценивания результатов


  • самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

  • семинары-практикумы по изученной теме;

  • творческие конкурсы;

  • публикации

Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:

1-й год обучения - семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);

  • самостоятельная творческая работа;

2-й год обучения

  • проведение ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица;

  • конкурс творческих работ

Список литературы

Перечень нормативных документов

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  3. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»;

  4. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».

  6. Положение о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ СОШ №6 от 01.09 2015г.

Методическая литература для педагога.


  1. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

  2. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.

  3. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

  4. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

  5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

  6. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

  7. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

  8. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  9. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

Методическая литература для детей.

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992

6. Тексты, обозначенные в содержании программы.



© 2010-2022