- Преподавателю
- Другое
- Программа педагога дополнительного образования Юный журналист
Программа педагога дополнительного образования Юный журналист
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ухабина М.Г. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Балтийск Калининградская область
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_____ ____/Ухабина М.Г./
Протокол № 1 от
«27» августа 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________/Якунина С. Г.
«28» августа 2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________ /Захаренко Л.А./
Приказ №314 от
«29» августа 2015г.
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Направленность программы «социально-педагогическая»
Возраст детей 12-17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Программу составила
Ухабина Мария Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
г. Балтийск
2015
Пояснительная записка
Направленность программы социально-педагогическая.
В наше время информация играет большую роль в формировании культурных и моральных норм. Школьная газета посредством своей специфики может формировать те нормы поведения в обществе, которые признаются и одобряются учителями и родителями. Она близка к своему читателю - ученику. Она понятна ученикам. Авторы газеты ученикам знакомы, сами ребята принимают участие в её создании. Работа по созданию школьной газеты помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного творческого объединения влияет на развитие личности ребёнка, на развитие их умений и навыков.
Занятия в школьном кружке «Юный журналист» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело. Позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении. Школьная газета становится важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы. Перед учащимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Им предоставляется возможность попробовать себя в роли писателей, выразить свои чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом.
Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.
Занятия кружка «Юный журналист» посещает группа юных корреспондентов, которая планируют работу над каждым номером журнала, организует экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, общие праздники и другие мероприятия. Деятельность кружка «Юный журналист» представляет собой своеобразную редакцию школьной газеты, где все ответственные должности распределены по желанию детей и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, наборщик, и пр.
Работа в газете для учеников - это огромный стимул для саморазвития и самореализации. Здесь решаются такие вопросы, как: развитие культуры речи, творческого воображения, чувства ответственности, выработка владения новыми технологиями, опыт работы с разными источниками информации. Таким образом, выпуск газеты становится инструментом социального развития детей.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Практическая значимость. Благодаря занятиям в кружке «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды, значимость программы заключается и в том, что дети получают возможность не только позитивной занятости и профориентации, но и возможность удовлетворить свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать социум своим творчеством; получить оценку и общественное признание.
Отличительная особенность программы в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности. При работе над программой были подробно изучены методические материалы Белугина М.Г., Прасоловой И.Ю., Шмундяк В.Л., дополнительная образовательная Программа Школы юного журналиста «ПерекрестОК»//centrbdd.ru/metodichka/dop_obrazovanie/chkola_unogo_gurnalista, Димиева Э.В. Программа кружка «Журналистика» в 8-9 классах//zavuch.info/methodlib/372/38210/.
Ведущая теоретическая идея, на которой базируется данная Программа:
каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими особенностями. Необходимо всестороннее изучение этих особенностей и творческий, комплексный подход к формам и методам их развития.
Ключевые понятия, которыми оперирует программа
-
Газетные иллюстрации.
-
Иллюстрированное оформление газеты.
-
Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций.
-
Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета.
-
Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета.
-
Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты
Цели программы:
-
Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
-
Создание постоянно действующего актива юных корреспондентов, а также знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы:
Развивающие:
-
развитие образного и логического мышления;
-
развитие творческих способностей подростков;
-
развитие умения устного и письменного выступления
Обучающие:
-
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
-
овладение основными навыками журналистского мастерства.
-
Воспитывающие:
-
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
-
формирование нравственных основ личности будущего журналиста
Кружок имеет практическую направленность.
Принципы отбора содержания программы
Учебный материал излагается в соответствии с основными принципами обучения. Темы занятий исходят из задач воспитания и позволяют строить работу от простого к сложному. Для лучшего осмысления теоретического и практического материала программой предусматривается его неоднократное повторение, увеличение объема и обобщение, в зависимости от возраста и уровня обучения.
Важная роль отводится выбору газетного материала. Материал для газеты подбирается с учетом: систематичность и последовательность усложнения материала (изучения материала от простого к сложному);
-
актуальность;
-
научность;
-
сочетание индивидуальной и коллективной работы;
-
доступность;
-
учет возрастных особенностей;
-
целостность;
-
практическая направленность;
-
универсальность;
-
дифференцированный подход к работе с детьми, склонными к разным видам деятельности: «теоретики», «практики».
Формы работы
1. Теоретические занятия: лекции, семинары, интегрированные занятия, свободная творческая дискуссия.
2. Выполнение творческих заданий на практических занятиях: практикумы, открытые заседания, экспресс презентации, сюжетно-ролевые деловые игры, зачёты, конкурсы.
3. Активные методы формирования системы общения в ходе экскурсий в типографию, во время встречи с журналистами.
4. Практическая работа (подготовка материалов для публикаций в школьной газете) и выпуск школьной газеты «ЧИЖ».
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Основные методы работы, способствующие развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Возрастные группы детей, на которые рассчитана данная программа
12-17 лет.
Психологические особенности
Средний школьный возраст (12 - 15 лет)
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 12-15 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов.
Период 12-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.
Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости.
Изменившиеся условия обучения детей 12-15 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов.
Период 12-15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому.
Воспитательная работа с подростками - важнейшая и сложнейшая задача: педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка (подросток вполне способен понять аргументацию, согласиться с разумными доводами), уметь поставить себя на его место с учетом противоречивых условий реальной жизни с целью преодоления отчуждения подростков от учителей, школы, общества.
Особенности набора детей
Программа предусматривает свободный набор детей. Обучение по программе может начинаться с любого года, все зависит от результата диагностики стартовых их способностей.
Количество обучающихся в группе от 10 до 15 человек.
Прогнозируемые результаты
-
умение построить устное и письменное сообщение;
-
умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
-
умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
-
самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе
-
умение: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
-
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
-
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
-
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
-
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
-
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
-
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
-
проводить литературное редактирование и литературную правку текста
Механизм оценивания образовательных результатов
Личная аттестация обучающихся.
Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Результаты участия (коллективные, индивидуальные) в конкурсах и фестивалях разного уровня (грамоты, дипломы, сертификаты).
Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа. Результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма); с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма); с поставленными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется текущий и промежуточный контроль, итоговая аттестация.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется преподавателем, ведущим учебный компонент.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им общеразвивающей программы на каждом этапе обучения.
Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей.
Основным методом промежуточной аттестации на 2 этапе обучения по программе, являются:
-
метод педагогического наблюдения;
-
участие в конкурсах, олимпиадах;
-
выпуск школьной газеты «ЧИЖ».
Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения в форме творческих заданий и проектов.
Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:
-
результаты участия (коллективные, индивидуальные) в конкурсах и фестивалях разного уровня (грамоты, дипломы, сертификаты);
-
ежемесячный выпуск газеты «ЧИЖ»;
-
творческие и научно - исследовательские проекты, задания
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Для работы требуется свободный кабинет с компьютерами. Помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенное удобной мебелью - столы: 8 штук; стулья: 16 штук. Технические средства: компьютеры, сканер, принтер, фотоаппарат, телевизор, видеокамера, диктофон. У каждого ребенка - блокнот, ручка.
Средства, необходимые для реализации данной программы: разработки по темам; карточки с подбором лексики по изучаемой теме; тематический материал периодической печати; справочники; словари; различные периодические печатные издания; тексты для редактирования.
Режим занятий по программе
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего в год - 140 занятий. Общее количество часов, отведённых на реализацию всей программы в год - 140 учебных часов и 35 часов в год на самоподготовку учащихся (итого - 175 часов в год).
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Учебный план
(на два года)
№ п/п
Раздел программы/ Предмет, дисциплина, модуль
Количество часов
Теоретические
Практические
Самоподгот овка
Всего
1.
Микромир редакции. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
10
10
5
20
2.
Журналистика как профессия
20
20
4
44
3.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Источники информации - человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама. Материалы, присылаемые из организаций и фирм, факсимильные сообщения, письма. Как составлять собственный архив.
20
20
6
46
4.
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Отчёт по выполненной работе в газете.
20
20
10
50
5.
Распределение тем газеты.
20
40
10
60
6.
Репортаж. Событийный репортаж Тематический репортаж. Постановочный репортаж.
20
20
20
60
7.
Творческие проекты
10
30
10
50
Всего:
120
160
70
350
Календарный учебный график
Год
реализации программы
Нач. уч
г.
1
уч.
пер.
1
кан пер.
2
уч.
пер.
2
кан пер.
3
уч.
пер.
3
кан пер
4
уч.
пер
4
кан пер
5
уч.
пер
Летний период
Продолжительность уч.г.
06.
07.
08.
1год
01.
09
8
нед.
9-я
нед.
8
нед.
18-я
нед.
6
нед.
25-я
нед.
6
нед.
32-я
нед.
7
нед.
5
нед.
5
нед
4
нед
52
нед.
2 год
01.
09
8
нед.
9-я
нед.
8
нед.
18-я
нед.
6
нед.
25-я
нед.
6
нед.
32-я
нед.
7
нед.
5
нед.
5
нед
4
нед
52
нед.
Занятия по расписанию
Ежемесячные выпуски газеты «ЧИЖ»
Самостоятельная подготовка
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 6 г. Балтийск Калининградская область
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_____ ___/ Ухабина М.Г./
Протокол № 1 от
«27» августа 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________/Якунина С. Г.
«28» августа 2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________ /Захаренко Л.А./
Приказ №314 от
«29» августа 2015г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Направленность программы «социально-педагогическая»
Возраст детей 12-17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Программу составила
Ухабина Мария Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
Балтийск
2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в целях качественной организации и эффективного управления образовательным процессом в соответствии с п. 1 ст. 48 "Обязанности и ответственность педагогических работников" ФЗ-273 «Об образовании в РФ» в рамках дополнительной общеразвивающей программы.
Программы разработана с учетом возрастной психологии детей.
Механизм реализации программы - спираль. Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное пространство, позволяющее с каждым витком переходить на новый уровень (ступень) реализации личностного творческого потенциала ребят.
В зависимости от стартового уровня ребенка, он может начать освоение программы с первого года обучения или включиться в работу с группой второго и последующих годов обучения, т.к. программа носит гибкий вариативный характер и может быть адаптирована к каждому конкретному ребенку. Программа «Юный журналист» предоставляет ребятам возможность начать свой путь творческого развития с той стартовой ступени, на которой они находятся на данный момент.
По истечении 1-го года обучения обучающиеся должны уметь:
-
построить устное и письменное сообщение;
-
работать в различных жанрах публицистического стиля;
-
общаться с отдельным человеком и аудиторией;
-
самостоятельно подготовить публикацию материалов в прессе;
-
определять стиль и тип речи;
-
давать характеристику текста публицистического стиля;
-
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
-
составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях
По истечении 2-го года обучения:
-
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
-
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
-
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
-
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
-
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Учебно-тематический план
первый год обучения
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
Самоподготовка
В том числе:
теоретические
практические
Раздел 1 Диагностический
1.1.
Диагностика стартовых умений и навыков.
Микромир редакции.
Полное название программы и её специализация.
2
1
4
4
1.2.
Ожидаемые результаты реализации
2
2
5
4
Раздел 2 Форма проведения
2.1.
Теоретические и практические занятия по журналистике
3
2
5
15
Раздел 3 Функции журналистики
3.1.
Информационная
2
2
5
7
3.2.
Коммуникативная
2
2
1
3.3.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
5
1
2
4
3.3.
Источники информации - человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама.
5
1
2
2
3.4.
Требования к журналисту
4
1
2
2
Раздел 4 Формирование жанров журналистики
4.1.
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.
4
1
1
2
4.2.
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Распределение тем.
4
1
1
2
4.3.
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
4
1
1
2
4.4.
Отчёт по выполненной работе в газете.
4
1
1
2
Раздел 5 История осуществления
5.1
Отчёт с комментариями. Заметка типа художественного описания. Обсуждение тематики газеты.
3
1
2
1
Раздел 6 Конкурсная деятельность
6.1
Участие в конкурсах
3
12
2
1
6.2.
Проекты
3
1
2
1
Итого часов:
51
35
37
52
Содержание программы
первый год обучения
-
№ п/п
Тема
Основное содержание
Основные формы работы
Средства обучения и воспитания
Форма подведения итогов
Ожидаемые результаты
Раздел 1 Диагностический
1.1
Диагностика стартовых умений и навыков
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами.
Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности.
Средства наглядности.
Распределение обязанностей между членами кружка.
Анализ результатов диагностики
Результаты диагностики
1.2.
Итоговая диагностика
умений и навыков
Микромир редакции. История российской журналистики. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Выбор старосты.
Тестирование
Тестовый материал
Анализ результатов диагностики
Результаты диагностики
Раздел 2 Журналистика как профессия.
2.1.
Формирование представлений о профессии журналиста.
Упражнения. Статья.
Игровые;
индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, ТСО.
Опрос
Упражнения. Статья.
Раздел 3 Журналистика как профессия.
3.1.
Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.
Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, ТСО
Наблюдение
Экскурсия в редакцию газеты Знакомство с этапами выпуска газеты.
3.2.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Источники информации - человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама.
Материалы, присылаемые из организаций и фирм, факсимильные сообщения, письма. Как составлять собственный архив. Документы, архива, интернет.
Коллективные
Средства наглядности, дидактический материал
Наблюдение Опрос
Сообщения
3.3.
Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; глубокое знание в области литературы, философии и др.; владение литературным языком.
Обсуждение тем газеты.
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности
Наблюдение Опрос
Выпуск газеты
«ЧИЖ»
3.3.
Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.
Сходство и различие художественного и публицистического стилей
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, дидактический материал;
Коллективный анализ
Выпуск газеты
«ЧИЖ»
3.4.
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок
Виды ошибок
Игровые;
индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, дидактический материал;
Коллективный анализ
Анализ
Раздел 4
4.1
Виды газетных и журнальных публикаций.
Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, дидактический материал;
ТСО
Самостоятельные творческие задания
Выпуск газеты
«ЧИЖ»
4.2.
Хроника. Обсуждение написанных статей. Организация работы корреспондентов.
Статья.
4.3.
Заметка.
Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания.
4.4.
Информационная заметка с отрицательным содержанием.
Распределение тем газеты.
Раздел 5 Интервью.
5.1.
Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов
Интервью.
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, дидактический материал;
ТСО
Самостоятельные творческие задания
Выпуск газеты
«ЧИЖ»
Раздел 6 Участие в конкурсах
6.1.
Участие в конкурсах, концертах
Участие в концертных и конкурсных программах разного уровня
Конкурсы
концерты
ТСО
Сцена
зрители
Выпуск газеты
Выпуск газеты
6.2.
Проекты
Представление о том, что такое проект. Виды проектов.
Проект, творческое задание
Средства наглядности, дидактический материал;
ТСО
Презентация творческих работ. Выпуск газеты
Выпуск газеты
Учебно-тематический план
второй год обучения
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
Самоподготовка
В том числе:
теоретические
практические
Раздел 1 Диагностический
1.1.
Диагностика стартовых умений и навыков.
Микромир редакции.
Полное название программы и её специализация.
2
1
6
2
1.2.
Ожидаемые результаты реализации
2
11
10
2
Раздел 2 Форма проведения
2.1.
Теоретические и практические занятия по журналистике
5
2
8
1
Раздел 3 Функции журналистики
3.1.
Информационная
5
10
3
2
3.2.
Коммуникативная
2
1
10
1
3.3.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
5
1
1
1
3.3.
Источники информации - человек, документы, архива, интернет, объявления, реклама.
4
1
2
2
3.4.
Требования к журналисту
4
1
2
2
Раздел 4 Формирование жанров журналистики
4.1.
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.
4
1
1
2
4.2.
Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Распределение тем.
4
1
1
5
4.3.
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
4
1
1
5
4.4.
Отчёт по выполненной работе в газете.
4
1
1
5
Раздел 5 История осуществления
5.1
Отчёт с комментариями. Заметка типа художественного описания. Обсуждение тематики газеты.
1
1
1
1
Раздел 6 Конкурсная деятельность
6.1
Участие в конкурсах
1
1
1
4
6.2.
Проекты
3
1
1
5
Итого часов:
50
35
50
40
Содержание программы
второй год обучения
№ п/п
Тема
Основное содержание
Основные формы работы
Средства обучения и воспитания
Форма подведения итогов
Ожидаемые результаты
Раздел 1 Диагностический
1.1
Диагностика стартовых умений и навыков
Вводное занятие. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами.
Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности.
Средства наглядности.
Распределение обязанностей между членами кружка.
Анализ результатов диагностики
Результаты диагностики
1.2.
Итоговая диагностика
умений и навыков
Микромир редакции. История российской журналистики. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Выбор старосты.
Тестирование
Тестовый материал
Анализ результатов диагностики
Результаты диагностики
Раздел 2 Формирование жанров журналистики
2.1.
Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров.
.
Упражнения. Статья. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции
Игровые;
индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, ТСО.
Опрос
Упражнения. Статья.
Раздел 3 Язык журналистики
3.1.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, ТСО
Наблюдение
Экскурсия в редакцию газеты Знакомство с этапами выпуска газеты.
3.2.
Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
Рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».
Коллективные
Средства наглядности, дидактический материал
Наблюдение Опрос
Сообщения
3.3.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности
Наблюдение Опрос
Выпуск газеты
«ЧИЖ»
3.3.
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Заглавие - важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, дидактический материал;
Коллективный анализ
Выпуск газеты
«ЧИЖ»
3.4.
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок
Виды ошибок
Игровые;
индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, дидактический материал;
Коллективный анализ
Анализ
Раздел 4 Информационные жанры
4.1
Информационные жанры
Отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, дидактический материал;
ТСО
Самостоятельные творческие задания
Выпуск газеты
«ЧИЖ»
4.2.
Основные требования к информативной публицистике
Оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность
4.3.
Заметка.
Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания.
4.4.
Информационная заметка с отрицательным содержанием.
Распределение тем газеты.
Раздел 5 Аналитические жанры
5.1.
Назначение произведений аналитических жанров
Статья, обозрение, отзыв, рецензия.
Индивидуальные;
коллективные;
теоретические;
практические
Средства наглядности, дидактический материал;
ТСО
Самостоятельные творческие задания
Выпуск газеты
«ЧИЖ»
Раздел 6 Участие в конкурсах
6.1.
Участие в конкурсах, концертах
Участие в концертных и конкурсных программах разного уровня
Конкурсы
концерты
ТСО
Сцена
зрители
Выпуск газеты
Выпуск газеты
6.2.
Проекты
Представление о том, что такое проект. Виды проектов.
Проект, творческое задание
Средства наглядности, дидактический материал;
ТСО
Презентация творческих работ. Выпуск газеты
Выпуск газеты
Методическое обеспечение
Основные формы проведения занятий:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;
стулья: 16 штук.
Технические средства: компьютеры: 2 штуки; фотоаппарат, видеокамера, телевизор.
У каждого ребенка - блокнот, ручка.
Формы работы с родителями:
-
открытое занятие (с последующими комментариями и рекомендациями детям);
-
совместное творческое занятие;
-
родительские собрания;
-
дискуссия, в том числе обсуждение выступлений детей (с видеопросмотром и анализом);
-
беседа, лекция;
-
выпуск газеты «ЧИЖ»
Основной вид занятий - групповой
Методы:
-
теоретические занятия;
-
творческий практикум (сочинения разных жанров);
-
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
-
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
-
анкетирование;
-
социологический опрос;
-
экскурсии;
-
творческие командировки;
-
встречи с журналистами;
-
участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
-
выпуск школьной газеты;
-
публикации в местной прессе
Литература:
-
Богомолова Е. И. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. пособие. М.: Высш.шк., 1999
-
Кондрашов В. Н. Литературные викторины.- М.: «Просвещение», 2010
-
Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е. А. Самойловой. Москва, Экзамен,
-
2012
-
Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б. С. Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2010
-
Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н. Р. Бершадской, В. З. Халимова.
-
Москва, «Просвещение», 2010
-
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П. А. Николаева. - Москва:
-
«Просвещение»,2010
-
Фогельсон И. А. Литература учит. Кн. для уч-ся.- М.: «Просвещение», 2009
-
Энциклопедия литературных героев.- М.: АГРАФ, 2009
-
Петрович Н. М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс: Книга для учителя.-М.: ТЦ сфера, 2011
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей it-n.ru/
3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. openclass.ru/
Система контроля и оценивания результатов
-
самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
-
семинары-практикумы по изученной теме;
-
творческие конкурсы;
-
публикации
Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
1-й год обучения - семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);
-
самостоятельная творческая работа;
2-й год обучения
-
проведение ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица;
-
конкурс творческих работ
Список литературы
Перечень нормативных документов
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 г. № 1145 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств»;
-
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».
-
Положение о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ СОШ №6 от 01.09 2015г.
Методическая литература для педагога.
-
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
-
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
-
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
-
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
-
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
-
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
-
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
-
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
-
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992
6. Тексты, обозначенные в содержании программы.