Статья Влияние воспитательной работы на формирование личности в школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние воспитательной работы на формирование личности в школе

Известно, что личность школьника формируется под влиянием многих факторов: семьи, школы, «улицы». Среди них деятельность педагогов-организаторов, благодаря ее целенаправленному воспитывающему характеру, оказывается нередко фактором и самым решающим, и самым ответственным. Одна из важных задач педагогического анализа воспитательной работы состоит в том, чтобы вскрыть, в какой мере воздействия школы, учителя, коллектива выполнили свою ведущую роль в развитии личности школьника, как они связаны с влиянием семьи, общественности, свободного общения, с усилиями самого школьника по самовоспитанию. Начинающие педагоги - организаторы часто рассматривают свои действия, эффективность используемых методических приемов воспитания в отрыве от влияния родителей, сверстников школьника, от особенностей его личности. Таким образом, сводится на нет возможность познания и использования закономерностей развития этой личности. Поэтому необходимо анализировать все стороны любого педагогического явления в их неразрывном единстве.

Важнейшее требование к анализу воспитательной работы - его непрерывность. По существу, каждое целенаправленное воздействие на ребенка и восприятие школьником данного воздействия нуждаются в немедленной оценке для определения следующего шага педагога-организатора. Более развернутым, но таким же безотлагательным должен быть анализ каждого воспитательного мероприятия проходившего в школе. Наконец, необходимо систематически анализировать жизнь классов. Результаты такого многоуровневого анализа в совокупности дают общую картину эффективности воспитательной работы и помогают определить коррективы, которые необходимо в нее внести. Только в этом случае педагогический анализ становится непрерывно действующим регулятором всего воспитательного процесса.В аналитической деятельности педагога-организатора можно условно выделить две стороны: 1) сбор информации и 2) ее переработку, или собственно анализ. Нередко обе они осуществляются одновременно.

Традиционной для России, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;

  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;

  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;

  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1.Педагогов-организаторов, преподавателей, классных руководителей, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, - говорил Ушинский, - в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им - от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны педагога-организатора, классного руководителя, учителя-предметника

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание - это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - педагоги».



© 2010-2022