Открытый урок по предмету Музыкальный инструмент (Домра)

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Открытый урок



«Вопросы постановки рук.

в классе трехструнной домры.

(Развитие технических навыков

в младших классах)»


С учащейся III класса


Кандаковой Изабеллой





Преподаватель

Бурсук Т.В.







2014г.

Цель урока:

-отразить специфику развития технических навыков обучающихся на начальном этапе обучения;

Задачи урока:

Обучающие:

- выявить элементы техники исполнительского аппарата;

- выявить особенности развития технических навыков у обучающихся младших классов;

- составить упражнения по развитию технических навыков у обучающихся младших классов.

Развивающие:

-развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;

-дать возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике;

Воспитательные:

-воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;

Методы работы

-Объяснительно-иллюстративный
-Опрос-беседа
-Сравнение, наблюдение

-Практическая работа

Длительность занятия - 35 минут.













Творческая характеристика учащейся Кандаковой Изабеллы.


Поступила в школу в сентябре 2011года (семилетний курс обучения).

Результаты прослушивания при поступлении:
- Слух -хорошо
- Память -хорошо
- Ритм -хорошо

Изабелла справляется с программой. Старательна, внимательна на уроках. Эмоциональная, музыкальная девочка. Открытая, общительная,

доброжелательная. Хорошистка в общеобразовательной школе.

Технические навыки развиваются не так легко и быстро, как хотелось бы. Изабелла, в силу своего возраста, не может надолго концентрировать свое внимание.







План урока.

1.Организационный момент.
2. Посадка. Постановка инструмента.
3. Постановка правой руки. Положение медиатора.

4. Постановка левой руки. Функции пальцев левой руки.

5.Зверев «Полька» (работа над штрихами, динамикой, свободным исполнением)
6. Подведение итогов. Рефлексия учащегося.
7. Домашнее задание.








Вступительное слово.

Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации, не только высокой степени личностного развития в целом, но и отлаженную работу психических процессов - воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную согласованность тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если обучающийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.

Для подготовки умелого, образованного исполнителя необходимо с первых шагов обучения юного музыканта разносторонне и гармонично развивать его музыкально-исполнительские способности, технические навыки и навыки игры на инструменте в тесной взаимосвязи с его музыкальным образованием и воспитанием.

Именно на начальном этапе музыкального обучения дети овладевают сложными навыками постановки, усваивают в элементарном виде почти все основные приёмы домровой техники, вырабатывают начальные технические навыки игры на инструменте, основанные на тонких двигательных ощущениях и требующие координации сложных действий той и другой руки. Этот процесс усвоения первоначальных технических навыков игры на инструменте взаимосвязан с развитием у обучающихся многообразных слуховых, метроритмических и музыкально-художественных представлений, которые они приобретают на занятиях с педагогом по специальности и в музыкально-теоретических классах. Образно говоря, в первые два-три года обучения музыканта начинается закладка фундамента его музыкальных представлений, умений, исполнительских и технических навыков.

Ход урока.

1.Организационный момент.
2.Посадка. Постановка инструмента.

Существуют три вида посадки:

- нога на ногу;

- ноги на полу (используется преимущественно при игре на альтовых и басовых домрах);

- правая нога ставится на подставку.

Третий способ удержания инструмента является самым эффективным. Основные требования к посадке домристов продиктованы необходимостью обеспечения следующих моментов:

- удобства звукоизвлечения правой рукой;

- удобства работы левой рукой во всех позициях;

- сохранения зрительной связи с играющими руками;

- свободы, а одновременно и собранности всего организма ученика.

3.Постановка правой руки.

Правая кисть должна работать без напряжения, при помощи незначительного вращения кисти и использования естественной силы тяжести самой кисти.

Положение пальцев и медиатора.

4.Постановка левой руки.

Чтобы найти правильное начальное положение пальцев и кисти левой руки, необходимо расставить пальцы на струне «ля» следующим образом:

Открытый урок по предмету Музыкальный инструмент (Домра)

Пальцы необходимо ставить на струну так, чтобы они как бы слегка ударяли ее, подобно молоточкам.
Не следует сильно прижимать струны, так как это мешает развитию беглости, легкости. Рука становиться зажатой.
Все учащиеся моего класса играют упражнение «полутон», которое, как я считаю, обеспечивает правильную постановку пальцев на грифе, учит освобождаться от лишних движений (при игре от первого до четвертого пальца, они последовательно стоят на месте друг за другом на тех же ладах, а при игре обратной - от 4-го к 1-му пальцу - последовательно поднимаются друг за другом) . Это упражнение также способствует развитию беглости пальцев.

Открытый урок по предмету Музыкальный инструмент (Домра)

Во время исполнения упражнений Шрадика необходимо внимательно следить за тем, чтобы не зажимать гриф большим пальцем и не убирать его под гриф.
Следует обратить внимание на работу слабых пальцев - 3-го и 4-го (Упражнения Шрадика ).

Функции пальцев левой руки

Большой палец левой руки выполняет следующие функции:
1.Поддерживает гриф инструмента.
2.Противопоставляет свое давление снизу вверх при нажатии струн пальцами на грифе.
3.При смене позиций скользит вдоль шейки инструмента, облегчая перемещение руки.
4.Участвует в исполнении аккордов и т.д.
С первых шагов обучения на домре приходиться уделять большое внимание тому, чтобы большой палец не был сильно прижат к грифу.
Указательный палец (первый) выполняет различные движения и функции (прижатие струны на ладах, движение вдоль грифа и т.д.)
Средний палец (второй), а так же безымянный (третий) в основном выполняют те же функции, что и первый: так же, как и он, эти пальцы поддаются физическому развитию и самостоятельности движений.
Мизинец (четвертый) самый слабый из всех пальцев. Он с трудом поддается развитию. Поэтому с первых шагов обучения учащимся своего класса я задаю упражнение на развитие и укрепление четвертого пальца:
Открытый урок по предмету Музыкальный инструмент (Домра)
Важно, чтобы ученик сам ощущал свободу движений, не допускал зажатости и напряженности.

КИТАЙСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Пальцы должны быть активными, в то время, как кисть и сама рука находятся в состоянии относительного покоя:

Открытый урок по предмету Музыкальный инструмент (Домра)

Но может быть и наоборот. Активно работают кисть и предплечье, в то время, как пальцы делают мало движений. Например, при смене позиций, предплечья и кисти:
ПРЕДПЛЕЧЬЕ

Открытый урок по предмету Музыкальный инструмент (Домра)

5.Ю.Забутов «Полька» (работа над штрихами, динамикой, свободным исполнением)

Работа по частям в медленном и более быстром темпе. Отрабатывание сложных мест (легато тремоло с переходом с одной струны на другую, тремоло с акцентом, плавное крещендо, плавное скольжение по струне в исполнении скачков, выделение сильной доли). Проигрывание с начала до конца.

6.Краткий анализ проделанной работы совместно педагога и учащейся (что удалось, что не очень; какая работа предстоит, чтобы «Полька» получилось целостным произведением; чем помог учащейся сегодняшний урок; понравился ли учащейся сегодняшний урок в целом).

7. Домашнее задание: работа над упражнением Шрадика №1;2;3;4;5. Игра гаммы Ля мажор на тремоло (акцент, легато). Следить за свободой исполнения. «Полька» - отрабатывать переходы со струны на струну на тремоло, акценты на тремоло, скачки.

© 2010-2022