• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Воспитание и обучение с учётом индивидуальных типологических особенностей

Доклад Воспитание и обучение с учётом индивидуальных типологических особенностей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения. Как указывается в педагогическом словаре, реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании позволяет педагогу в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения и воспитания к отдельным школьникам, а выбор форм и методов обучения и воспитания с учётом особенностей и способностей ребёнка.

В дидактике нет готовых рецептов на все случае жизни по реализации данного принципа, так как сама проблема индивидуального подхода в обучении и воспитании носит творческий характер. Необходимость реализации индивидуального подхода связана прежде всего с объективно существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и воспитания и индивидуальными возможностями каждого ребёнка, между фронтальным изложением учебного материала педагогом и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником.

С целью реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании я хочу остановиться на индивидуально-типологических особенностях детей.

Нередко мы, учителя и воспитатели, допускаем серьёзные педагогические ошибки потому, что не учитываем тип темперамента ребёнка, определяющий динамику его психической деятельности и поведения.

Как известно, Гиппократ выделил 4 типа темперамента сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Важно помнить при этом, что в чистом виде темпераменты не встречаются, а только в определённых сочетаниях, причём какое-то свойство всегда выражено более ярко.

Наблюдения за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребёнок может быть весьма активным и становиться медлительным, «заторможенным» при включении в неинтересную деятельность или в такую, в выполнении которой он не видит смысла.

Холерический темперамент - своей подвижностью и непоседливостью доставляют немало хлопот воспитателям, учителям и родителям. Школьнику- холерику трудно высидеть спокойно 45 минут урока ,тяжело выполнять длительное время однообразную, скучную работу. Холерик легко может «выйти из себя» , если у него что-то не получается или кто-то мешает ему. Стоит его разозлить, он становится агрессивным. Но если давать выход энергии холериков, управлять их поведением нетрудно. Дети с увлечением занимаются спортом, охотно посещают кружки, занятия которых их интересуют, с удовольствием включаются в разнообразную деятельность.

Я говорю, а Вы, наверное, уже выделили детей - холериков-«своих» . К этому типу темперамента можно отнести Б. Рамиля, М. Ильнара…-

Они постоянно что-то придумывают, не сидят на месте, отвлекают от дел. А

попытки пресечь их неуемную активность, успокоить могут вызвать обиды, недовольство и непослушание.

В воспитании детей с преобладанием флегматического темперамента возникают другие проблемы. Они невозмутимы, молчаливы, внешне спокойны. Их душевное состояние и настроение разгадать нелегко. И нужно быть очень внимательным и чутким, чтобы понять такого ребёнка.

Флегматика часто ругают за медлительность. Действительно, если ограничить время, необходимое для выполнения работы, ребёнок не достигнет успеха. Если к тому же его ругать и наказывать за ошибки, он придёт к мысли о своей ущербности, бесталанности.

В итоге возникнут неуверенность в своих силах, заниженная самооценки, как следствие, ещё большие неудачи.

Чаще всего флегматиков относят к неспособным. Но истинная причина - в неумении и нежелании найти к ним подход. А постоянные наказания и выговоры приводят к тому, что в свою неспособность они и сами начинают верить. Флегматик старателен, добросовестно относится к каждому поручению. Но ему трудно включиться в работу: он долго думает, прикидывает, никак не может начать, но уж если взялся, прилежно доведёт её до конца. Только не нужно его подстёгивать, подгонять. Флегматик не испытывает особых переживаний, когда бывает один. Наоборот, он доволен, что никто ему не мешает думать, делать что хочется, никто его не торопит и не понукает.(А.Марат, Г.Денис).

Сангвиники. Яркий пример этого типа темперамента - Г. Алёша. Сангвиник оптимист, он любит жизнь, часто улыбается - открыто и доброжелательно, что привлекает к нему людей. Сангвинику нужно дойти до всего самому самостоятельно, во взаимодействии с людьми выдержан, спокоен, терпелив. Но если с ним грубо обращаются, унижают, оскорбляют, он либо откажется от взаимодействия, либо ответит тем же.

В группе он (Алёша) правая рука воспитателя. Часто мы просим их «помоги», «принеси». Но если их «приказы» не выполняются, начинается драка. Вот поэтому нужно им помочь понять, что нельзя добрые дела делать при помощи недобрых средств.

Меланхолики отличаются впечатлительностью, легко ранимы, глубоко переживают обиды. Они замкнуты, застенчивы, стеснительны. (Н.Нияз). Стрессовые ситуации парализуют его волю, он становится скованным, или, наоборот, буйным. Его поведение подчас плохо контролируется сознанием. (Ч.Сергей).

Чтобы вызвать у меланхолика чувство обиды, состояние сильного волнения, часто бывает достаточно незначительного события. При общении с нечуткими людьми, с теми а ком он видит потенциальных обидчиков, у него могут возникнуть подозрительность, боязнь контактов, стремление к одиночеству. Меланхолик чувствует- себя лучше, когда возле него нет людей, от которых, как ему кажется, можно ожидать насмешки, косого взгляда, недоброго отношения. Если к нему относятся по-доброму, оберегают его от психических травм, он бывает активен, энергичен, причём может достичь значительных результатов в деятельности. Но ему необходима обстановка, лишённая психотравмирующих факторов. (Г.Алмаз).

Учитывая в своей работе вышесказанные свойства типов темперамента и наш особый статус школы и соответственно особый характер воспитанников, мы добьёмся значительных успехов в работе.

Использованная литература:

1.Р.С.Немов «Психология» (кн.1) 2001 (с.394-401)

2.ж. «Нач.школа» №5,1993 (с.10)

3. «Воспитание школьников»

4. интернет - источники



© 2010-2022