Формирование профессиональных компетенций на уроках педагогики: описание опыта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование профессиональных компетенций на уроках педагогики: описание опыта


Шаповалова Т.А, преподаватель педагогики ГБПОУ Брянский профессионально-педагогический колледж, магистр в области образования по направлению «Педагогика»


Компетентность педагогическая - знание и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Задача нашего учебного заведения - подготовить именного такого компетентного специалиста. Особая роль в решении этой проблемы отводится общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла, одной из которых является учебная дисциплина «Педагогика». Изучение данной дисциплины отличается следующими особенностями: большими воспитательными возможностями; неразрывной связью с жизнью, практическим применением полученных знаний; необходимостью формировать в процессе изучения курса определенное эмоциональное отношение к изучаемому.

При подготовке к занятиям по педагогике необходимо продумывать не только их содержание, но и форму, использовать произведения искусства, собственный опыт, психолого-педагогические исследования, материалы периодической печати, книги известных педагогов.

Рассмотрим наиболее распространенные методы и приемы обучения, способствующие формированию профессиональных компетенций.

Формированию аналитической, психолого-педагогической и познавательной компетенций придается большое значение, поскольку очень важно у будущих учителей развивать способности к анализу, синтезу, обобщению, систематизации. Для реализации этой цели я использую разнообразные приемы работы на разных этапах урока. Так, на этапе определения темы урока применяю такие приемы: дается неполная тема, которую нужно расширить, опираясь на имеющиеся знания; вводится тема как недописанный тезис; тема - проблема; составление тем; сопоставление тем. Тема объявляется как аналитическое или творческое задание, что активизирует мысль студентов, воображение, эмоции.

В подготовке будущего учителя средствами учебной дисциплины «Педагогика» важная роль отводится коммуникативной компетенции, которая способствует овладению обучающимися технологиями устного и письменного общения.

На этапе актуализации знаний и перехода к изучению нового материала мною создаются условия для речевого взаимодействия с помощью создания проблемной ситуации на основе несоответствия между имеющимися знаниями и новыми, проблемной беседы, анализа педагогических ситуаций; анализ педагогической статьи; прием «Логическая цепочка»; прием «Чье это?» и др.

На этапе изучения нового материала коммуникативную активность стимулирую с помощью таких приемов: «Ассоциации», составления кластеров (логико-смысловых моделей), «Заверши фразу», «Алфавит».

На этапе закрепления изученного материала я применяю такие приемы:

  • метод уплотнения информации,

  • установление причинно-следственных связей.

  • сравнение педагогических (психологических) понятий («обучаемость» и «обученность»)

  • Рассуждения по теме,

  • Высказывания о прочитанном

  • Составление портрета

  • Составление синквейна

Данные приемы способствуют формированию умений формулировать собственную точку зрения, понять позицию другого во взаимодействии, умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный характер; владение средствами невербального общения.

На этапе обобщения и систематизации изученного материала коммуникативные компетенции формирую с помощью технологий группового взаимодействия. Для этого использую различные техники:

  • «Междусобойчик»

  • «1*2*4» (индивидуальная работа, работа в парах, работа по 4 человека)

  • Техника «Мозаика»

  • Техника «Классические пары», «Классические тройки»

  • Техника «Собери фразу». Высказывания, цитаты написаны разным цветом, разрезаны по числу участников. Каждый студент берет листок, присоединяется к своей группе. Затем цитата комментируется (прием «Словесная метафора»).

В рамках организации групповой работы проводятся дидактические игры.

Примером такой игры является игра «Терминологическая карта». Этапы данной игры могут быть следующими: изучение терминов, «экзамен», составление текстов.

Данные приемы, техники и форма работы способствует взаимодействию, овладению методами поиска информации и работы с научной литературой; усвоению дополнительного объема материала, для которого нет времени на учебной лекции; создаются условия для самостоятельного овладения системой научных понятий определенной темы учебного курса.

Исходя из представлений о профессионально-педагогической деятельности как о метадеятельности, как о рефлексивном управлении процессом образования, ее содержание можно рассматривать как некую структуру, представленную совокупностью взаимосвязанных компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной и рефлексивной. Формированию этих компетенций во многом способствует развитие у будущего учителя рефлексии как особого вида внутренней деятельности человека, помогающей ему осуществить «поворот на себя» и рефлексивности как способности и формы мышления в условиях образовательного процесса в колледже, что является важными составляющими одного из видов культуры студентов - рефлексивной культуры.

На уроках педагогики также необходимо вводить студентов в рефлексивное пространство, создавать условия для осознания значимости рефлексии для будущей педагогической деятельности, развивать рефлексивные качества.

Для реализации этих задач на занятиях педагогики мною применяются такие приемы, как «Острова», «Цепочка желаний», «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень» и др.

Эти приемы формируют умение анализировать свои поступки, слова, мысли, действия, отношения, вскрывать причины неудач, продумывать план своей работы и играют в педагогической деятельности огромную роль, поскольку позволят будущему педагогу своевременно скорректировать свои действия.

Таким образом, обобщая все вышесказанное можно сделать следующий вывод: на уроках педагогики необходимо создавать условия для формирования профессиональных компетенций. Для этого необходимо использовать разнообразные активные методы, техники и приемы учебной работы в студенческой группе.

Выполнение студентами вышеперечисленных заданий заставляет много и регулярно работать с литературой, формирует общеучебные умения. Студенты учатся думать, аргументировано высказывать свое отношение к данной проблеме, соглашаться или отвергать отдельные теоретические положения. У них развивается самостоятельность, повышается активность, растет интерес к познанию и создаются условия для формирования таких компетенций как психолого-педагогические, коммуникативные, аналитические, рефлексивные, технологические, общекультурные, ценностно-смысловые компетенций.


© 2010-2022