• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педагогическом совете Духовно-нравственное воспитание в работе социального педагога

Выступление на педагогическом совете Духовно-нравственное воспитание в работе социального педагога

В 2013-2014 учебном  году  в  нашей школе проводился педсовет "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников" как подготовка  педагогов к введению ФГОС  основного общего образования. В материале  рассказывается о том, что понимается под духовно-нравственным воспитанием, какие задачи  духовно-нравственного  воспитания    являются основными.   Говориться об  огромной  роли семьи  как основной хранительнице  человеческих  ценностей,  культуры  и  исторической  преемственности  поколений.   ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Шараповская средняя общеобразовательная школа






Сообщение к педсовету

на тему:

«Духовно-нравственное воспитание

в работе социального педагога»



Подготовила: социальный педагог

Дюдькова Альбина Владимировна





2014г.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявлении духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из задач духовно-нравственного развития заключается в формировании жизнестойкости личности, которая выражается в объективном восприятии окружающей действительности, её способности к природной и общественной интеграции и к преодолению трудностей. В связи с этим можно говорить о воспитании терпимости к чужому мнению, о пропаганде образцов нравственного поведения, о формировании общественного, теологического, экологического сознания, о национально-патриотическом и интернациональном воспитании, о физическом совершенствовании.

В настоящее время важной социальной проблемой является употребление несовершеннолетними психоактивных веществ и связанный с этим уровень преступности. Лучшие умы человечества осознают, что проблема психологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений. Кто употребляет психоактивные вещества, тот уродует себя, теряет человеческий облик, деградирует и нравственно, и физически. Зависимость в широком смысле слова - это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Зависимости - это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Согласно данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, препятствуют осуществлению заветных желаний. Фактически зависимости похищают у людей саму их жизнь!

Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что стандарты потребительского общества императивно требуют поддержания самых различных видов зависимостей, что осуществляется вездесущей рекламой. Имеющийся в каждой квартире телевизор является каналом рекламной агрессии, продуцирующей всевозможные виды зависимостей. Соблазны подстерегают наших детей на улице, и даже в семье, если родители ведут аморальный образ жизни, употребляют психоактивные вещества на глазах у детей. В результате этого у детей возникают так называемые невротические реакции, т.е. неправильное, извращенное восприятие окружающего мира и действительности.

В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчёркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты.

1. Требования родителей, превышающие возможности и потребности детей.

2. Неприятие детей родителями, выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.

3. Несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающее - разрешающим отношением у другого.

4. Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость.

5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.

6. Тревожность, постоянное беспокойство о ребёнке, наличие излишних опасений и предохранений.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических жалоб и недомоганий - к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли, что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребёнка. Некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия, другие начинают курить, пробуют алкоголь, наркотики, нюхают клей. Суицид стал острой проблемой. Исследования 300 подростков-юношей, проведенные А. Е. Личко, показали, что суицидальное поведение наблюдалось у 34%, из них демонстративное поведение - у 20%, аффективные попытки - у 11% и только 3% подростков совершали обдуманные и спланированные покушения. Факторы, способствующие суициду - это неблагополучные семьи, одна из проблем образовательного учреждения. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер. Кто в этом виноват? Родители. Надо любить своих детей, надо их воспитывать, за них молиться. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния.

Семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений. Наличие в обществе благополучных семей развивает государство и делает его более стабильным. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Родители являются для ребенка источником любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Нам, работникам образовательного учреждения, работая над повышением педагогического уровня родителей, в первую очередь надо учить родителей:

* слушать и понимать переживания и потребности ребенка;

*стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;

* поддерживать успехи ребенка;

* не допускать давления, и помнить, что насилие по отношению к детям - зло;

* исключать нереальные родительские ожидания по отношению к ребенку.

Эти простые правила оказываются самым действенным средством первичной профилактики психосоматических и невротических расстройств у детей, выполнение этих правил создает атмосферу семейного доверия, признания. Педагогам совместно с семьей предстоит сформировать у детей навыки самооценки своего социального, физического и психического здоровья.

Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Здоровая семья - та, в которой существует любовь, духовность, хороший психологический климат и отношения, позволяющие развиваться всем ее членам. Существуют и социальные факторы, определяющие состояние семейного здоровья: хорошая работа, достойное жилье, возможность удовлетворить свои потребности в отдыхе и спорте.

Исходя из всего вышесказанного, я считаю, что в программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся среднего звена следует включить работу по социально-психологическому просвещению родителей, педагогов и учащихся с привлечением общественных структур; индивидуальную работу с подростками, коррекционную и профилактическую работу.



© 2010-2022