ФГОС как футурологическая проблема профессиональной самореализации учителя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС КАК ФУТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Т.Ю.Тихонова Т.Ю., учитель начальных классов,

МБОУ Лицей философии планетарного гуманизма, г. Самара

Современному обществу необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Перед каждым учителем современности поставлена сложная, но разрешимая задача - «оказаться во времени», совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Еще Конфуций отмечал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Какие же качества остаются незыблемыми и вечными для учителя? Вспомним, что еще в Древнем Риме и Греции были великие философы, которые одновременно являлись и учителями. Например: Платон - учитель Аристотеля, Аристотель - учитель Александра Македонского, Цицерон - учитель Аврелия Августина, Антисфен - учитель Диогена.

Что же их объединяло? Любовь к своему делу и к детям, знание особенностей детской психологии, умение учить и творить, непрерывное самообразование и самопознание. Благодаря этим качествам они сумели раскрыть в своих учениках талант.

С сентября 2011 года первоклассники обучаются по ФГОС. Произошли изменения в системе требований к структуре образовательных программ, к условиям их реализации, к результатам освоения. Новые цели... Новое содержание... Новые технологии... Новая система оценивания... Что изменилось в профессиональной деятельности учителя в связи с реализацией ФГОС?

Изучив нормативные документы, учебники, рабочие тетради, я поняла, что ничего не изменилось в структуре представления учебного материала. Изменилась роль учителя: учитель для ученика - это наставник, помощник, друг и просто интересный человек, который учит детей добывать знания, учит учиться. Кто-то скажет, что и раньше работал так, но тогда это было дело добровольное, а сейчас обязательное и необходимое. Позволив себе лирическое отступление, вспоминаю события пяти-шестилетней давности. Мне посчастливилось присутствовать на финале конкурса «Учитель года». Претенденты на победу старались: пели, демонстрируя умение играть на музыкальных инструментах, читали стихи собственного сочинения, использовали шикарные костюмы, заимствованные, возможно, в театре... А победа досталась молоденькой учительнице музыки, которая, имея на сцене только электронное пианино, заставила зрительный зал петь, сочинять слова к музыкальной теме, бурлить. Только недавно, часто вспоминая и анализируя результаты конкурса, я пришла, наконец, к согласию с жюри. Учитель - дирижёр, руководящий детьми как оркестром, где каждый музыкальный инструмент должен зазвучать.

Нынешних учеников начальной школы не устраивает объяснение, что им необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится им во взрослой жизни после окончания школы. Современный урок - это процесс по поддержанию детской активности, работоспособности и результативности с ориентиром на формирование собственной самооценки и учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Смотрю на своих малышей и удивляюсь, как активно и смело они принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, как нацелены на результат. А как любовно юные участники составляют портфолио, причём, если совсем недавно в восторг приводил любой сертификат участника, то теперь лозунг: «Главное не победа, а участие!» не актуален.

Работаю по УМК «Перспективная начальная школа» и вижу, что авторы учебников и пособий всё же ориентировались больше на «хорошего» ученика. Огромное количество материала для углубленного изучения и так мало внимания отработке вычислительных навыков, повторению пройденного. Поэтому в домашних условиях при подготовке домашнего задания необходимо участие родителей, а это - проблема. Контроль родителей сегодня больше случайный, чем системный.

Появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ - внеурочная деятельность по направлениям: спортивно - оздоровительное; духовно - нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное. Прекрасно, ведь именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Но, наблюдая за детьми, остающимися в школе практически на целый день без возможности уединиться, поспать днём или хотя бы полежать, к концу года вижу уставших, безынициативных детей. Да и как долго могут гореть глаза у практически живущих в школе учителей, ведущих кроме основных уроков «внеурочку», углубление, кружки? Уверена, что абсолютно правы те родители, которые находят возможность забирать ребёнка сразу после уроков, прогуливаться, кормить и отправлять своё чадо в секции, музыкальные школы, кружки к узким специалистам, учитывая при этом желание и способности ребёнка. Как не хватает современным детям «разговора по душам» в мире, где надо всё и везде успеть.

Ещё К.Д. Ушинский отмечал: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Да, работать над собой приходится много, а как иначе быть современным и востребованным. Но, похоже, перегрузки угрожают и учителям. В связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Количество таблиц, данных портфолио, листов предметных достижений таково, что желание работать по новым стандартам заметно уменьшается при виде количества документов, требующих заполнения. Учитель в соответствии требованиям нового стандарта должен освоить современную технику и образовательные технологии, уметь выбирать УМК, уметь разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы, постоянно учиться, повышать квалификацию. Дополнительными критериями результативности работы школы являются выигранные конкурсы, победы учеников на олимпиадах и творческих конкурсах, внедрение инновационных проектов, количество учителей с высшей категорией и т.д. Иначе говоря, учитель должен быть высококлассным специалистом; работать по 24 часа в сутки и без выходных, быть идеальным человеком!

Новые стандарты предъявляют к личности учителя всё больше и больше требований, а ученикам и их родителям предоставляет всё больше и больше прав, свобод и гарантий. Может поэтому слово «учитель» утрачивает своё, некогда гордое звучание? А может уровень зарплаты оставляет свой отпечаток в табеле рангов?

Несомненно одно - учитель должен научиться быть счастливым, успешным, и тогда научит этому детей. Ведь у счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление о преподавателе у следующего поколения.

Список использованной литературы:

1. Клепова Е.А. Афоризмы мира. Издательство: Астрель, 2012 г.

2. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы - 2011. - № 10. - С. 8-12.

3. Мисаренко Г.Г. На пути к стандартам нового поколения / Г.Мисаренко // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 62-68.

4. Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 7. - С. 6-13.


© 2010-2022