План-конспект урока на тему Логистические системы

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПлан-конспект урока на тему Логистические системыПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

по дисциплине «Логистика» для студентов 1 курса

специальности « Операционная деятельность в логистике»

Преподаватель специальных

бухгалтерских дисциплин

Р.А. Воронцова

Урок № 4

Тема «Логистические системы».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Традиционный с элементами лекции и ролевой игры.

Цель урока: ознакомить обучающихся с логистическими системами, и показать, как формируются данные системы.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • дать определение системы;

  • познакомится с логистическими системами;

  • изучить виды логистических систем.

2. Развивающие:

  • развить навыки работы с текстом и схемами;

  • научится анализировать проблемную ситуацию;

  • развивать умения определять и объяснять термины логистического характера.

3. Воспитательные:

  • подчеркнуть важность работы в коллективе;

  • научится применять на себе различные роли в обществе;

Основные понятия: Система, логистическая система, закупка, сбыт,

поставщик, покупатель, потребитель, материальные потоки, посредник.

Оборудования и средства обучения: карточки с опросом по лекции №2, план-конспект урока, опорные схемы, листы с названием логистических систем, цветной скотч, доска и цветной мел, магниты.

КОНСПЕК УРОКА:

№ п/п.

Этап урока

Содержание этапа

Время, мин

01

02

03

04

1

Начало урока. Организационный момент

Цель этапа:

Психологический настрой на урок. концентрация внимания учащихся посредством беседы. Отметка об отсутствующих.

2-3

2

Ориентационно-мотивационный этап

Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия. Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций .

Задача 1 Определение темы урока Запись темы на доске

Тема урока: «Логистические системы».

Задача 2. Постановка цели урока.

Учитель: На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме?

(Ответы детей).

Цель урока: ознакомить обучающихся с логистическими системами, и показать, как формируются данные системы.

Задача 3. Постановка проблемной ситуации.

Учитель: Почему необходимы логистические ситемы?

(Ответы-предположения детей).

Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти.

5 -6

3

Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: определить связь феодальной раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига.

Учитель: Чтобы нам было легче найти ответы на все поставленные вопросы, нужно вспомнить:

  1. Что такое логистика?

  2. Что такое материальные потоки?

  3. Что относят к материальным потокам?

  4. В чем отличие внешних и внутренних материальных потоков?

  5. Каковы признаки классификации логистических опрераций

Метод: фронтальная беседа + опрос по карточкам.

Если возникли затруднения с ответами, обращаемся к конспекту по лекции №1-2

( Ответы детей). Проверка правильности ответов


5 + 5

4.

Изучение нового материала

Цель этапа: Познакомить учащихся с логистическими системами в виде ролевых игр

Приложение№1

60 мин.



5.

Закрепление изученного материала

Цель этапа : закрепление полученных на уроке знаний по теме: «Логистические системы»

Задача: выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.

Методы:

А) практический .

Выполнение задания по определению логистических систем различных видов Устная проверка

Б) аналитический - формулировка необходимости логистических систем

8 мин.







6.

Задание на дом.

Цель этапа: проверка степени усвоения пройденного на уроке материала, изучение некоторых вопросов, не рассмотренных на уроке.

Задача: определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома.

Метод: запись в лекционных тетрадях д/з

Начертить логистическую систему в оптовой торговли. повторение конспекта по лекции 1,2,3

3 мин.















Приложение №1

ТЕМА: «Логистические системы »

План

1. Понятие системы;

2. Понятие логистической системы;

3. Виды логистических систем.

=1=

Понятие логистической системы является одним из б а з о в ы х понятий логистики.

Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы, а затем определим, какие системы относят к классу логистических.

В энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия «система»: «Система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство».

Данное определение хорошо отражает наши интуитивные представления о системах, однако целям анализа и синтеза логистических систем оно не удовлетворяет. Для более точного определения понятия «система» воспользуемся следующим приемом.

Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.

Существует ч е т ы р е с в о й с т в а, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдельных элементов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д. Второе: между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов - ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются системами.

=2=

Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов (различных предприятий или же подразделений одного предприятия - см. § 1.3).

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.

Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем параграфе.

П е р в о е с в о й с т в о (целостность и членимость) - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 1).

покупатель

поставщик

транспорт


материальный поток



Рис1. Принципиальная схема макрологистической системы

Условные обозначения:

элемент логической системы

связи между элементами

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем *:

ЗАКУПКА - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.

СБЫТ - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы (рис. 2).

Микрологистическая система

управление

производством

закупка

сбыт


материальный поток


Рис.2. Принципиальная схема микрологистической системы

Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

В т о р о е с в о й с т в о (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

Т р е т ь е с в о й с т в о (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию.

Ч е т в е р т о е с в о й с т во (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма - подъемно транспортная техника, центральная нервная система - сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Общепринятое определение логистической системы гласит:

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис.3). Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

План-конспект урока на тему Логистические системы

Рис3. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег - получения денег» (рис. 4).

План-конспект урока на тему Логистические системы

Рис 4. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег - получение денег»

=3=

Логистические системы, как уже отмечалось, делят на макро- и микрологистические.

М а к р о л о г и с т и ч е с к а я с и с т е м а - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

М и к р о л о г и с т и ч е с к и е с и с т е м ы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.

Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 5 а).

Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 5 б).

Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 5 в).


План-конспект урока на тему Логистические системы

Рис 5. Принципиальные схемы логистических систем различных видов

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте развернутое определение понятию «система».

2. Охарактеризуйте свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

3. Дайте определение логистической системе.

4. Что такое «макрологистическая система»? Назовите элементы макрологистических систем, охарактеризуйте связи между элементами, организацию, назовите интегративные качества макрологистических систем. Приведите пример макрологистической системы.

5. Назовите и охарактеризуйте известные вам виды макрологистических систем.

6. Что такое «микрологистическая система»? Элементы, характер связей, организация, интегративные качества.

7. Как выделить границы логистической системы?

8. В чем принципиальное отличие характера связей между элементами макрологистических и микрологистических систем?

9. Приведите два примера логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.


© 2010-2022