• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление по теме «Применение дистанционных технологий на уроках окружающего мира при обучении детей с ДЦП

Выступление по теме «Применение дистанционных технологий на уроках окружающего мира при обучении детей с ДЦП

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Тема выступления

«Применение дистанционных технологий на уроках окружающего мира при обучении детей с ДЦП».





Гуськова О.В.



2015 год.

Своё выступление я хотела бы начать со слов:

«Каждое мгновенье жизни - еще одна возможность.»?

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющаяся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.

У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [4] заявлен принцип равного доступа детей к полноценному качественному образованию независимо от состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развитие дистанционного образования. Приоритетным направлением работы признано предоставление дистанционных образовательных услуг детям с тяжелыми нарушениями, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения в силу многих причин, лишены возможности получить качественное образование. Кроме того, в настоящее время ведущими направлениями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются их интеграция и социализация. Для детей с ограниченными возможностями открываются новые возможности в получении образования, реализации своих возможностей. Дистанционное обучение призвано реализовать право каждого ребёнка на образование и получение информации.

Я работаю учителем начальных классов в МАОУ ДСОШ № 4 с УИОП. В 2013 году прошла курсы « Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», которые подразумевает работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ранее я не имела опыта работы с такими детьми, поэтому всё для меня было новым. Пройдя эти курсы, я стала работать с девочкой-инвалидом. ( слайд 1) В настоящее время девочке 12 лет и она является ученицей 4 класса.
Детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде двигательных и речевых нарушений. Несмотря на всевозможные усилия со стороны родителей, девочка не может обслуживать себя, она не овладела ходьбой. Поэтому учебные занятия проходят на дому и дистанционно, три раза в неделю, соответственно учебному плану школы.
Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок с таким учеником - это, в первую очередь - общение. Общение, которое даёт уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и адаптироваться в социуме.

Широкое распространение сейчас получает дистанционное обучение детей-инвалидов.

В 2013 году школа вступила в проект по реализации мероприятия
«Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Каждому такому ребенку проводится домой интернет и устанавливается компьютер с комплектом специального оборудования. Компьютеры устанавливаются и в школе для учителей, которые работают с детьми-инвалидами. Такое же оборудование установлено и у моей ученицы. Удачно дистанционными получаются уроки чтения и окружающего мира, когда с ребёнком просто можно вести диалог, рассматривать иллюстрации, рассказывать и показывать. Но в нашем случае такие уроки без помощи родителей не могут быть осуществлёны.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОТ для детей с ДЦП

  • Предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного их пребывания.

  • Свободное пользование различными информационными ресурсами для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время.

  • Усиление личностной направленности процесса обучения.

  • Повышение эффективности обучения путем внедрения инновационных образовательных технологий.

  • Обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.

  • Создание условий для применения системы контроля качества.

Основные технологии, используемые на уроках окружающего мира для детей с ДЦП :

  1. Кейс - технология (основана на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылка для самостоятельного изучения при организации регулярных консультаций)


  1. ТВ - технология (базируется на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций)


  1. Сетевая технология (использование сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между учителем и обучающимся)

  2. Повышение эффективности обучения путем внедрения инновационных образовательных технологий.

  3. Обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.

  4. Создание условий для применения системы контроля качества.

Характерные черты дистанционного обучения на уроках окружающего мира:

  • Психологические условия успешности

  • Ограниченное время

  • Неограниченное количество ресурсов

  • Участие в конкурсах, олимпиадах, выставках

Более подробно остановлюсь на уроке окружающего мира. Тема урока «Размножение и развитие растений».

При объяснении новой темы я использовала видеоурок по теме «Размножение и развитие растений» yandex.ru/video/search?filmId=m2UG_YiNUXI&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%203%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard

Обсудили какие растения могут размножаться семенами, а какие другими способами. (фрагменты видеоурока)

yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%20%D0%B2%203%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&path=wizard

До того, как мы подошли к этому уроку, я попросила родителей Даны вместе посадить семя растения и понаблюдать, как оно растет. (фото)

После прохождения данной темы был предложен тест на закрепление знаний. (фото)

viki.rdf.ru/item/2947/download/ (слайд)

Справиться со сложностями на уроках нам частично помогают современные технологии.

Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением психолого-педагогического сопровождения ребёнка и тесным контактом с родителями.

Спасибо за внимание!





Литература:

1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

2. Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. - 191 с.

3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. - М.: СПб.: Нестор-История, 2012. - 216 с.

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. - режим открытого доступа rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html






© 2010-2022