- Преподавателю
- Другое
- Методика «Форум - театр»
Методика «Форум - театр»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щербинина Л.Л. |
Дата | 02.10.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Технология
«ФОРУМ -ТЕАТР»
Внеклассное мероприятие
Составила: Щербинина Людмила Леонидовна,
педагог - организатор
МБОУ «Алябьевская СОШ»
с.п .Алябьевский
2013
Основоположником данной методики является создатель народного театра Бразилии Августо Боаль.
Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
Девиз Боаля: «Недостаточно театра, занимающегося только интерпретацией реальности, самое время попытаться ее изменить!»
Основные принципы методики «Форум-театр»:
Зритель превращается из пассивного потребителя, в активного соучастника всего происходящего. Зритель активен.
Форум-театр - театр непрофессиональных актеров.
Сюжет сценок - реальная ситуация из жизни самих актеров.
Цель:
Работа над конкретной социальной проблемой, углубление понимания проблемы, рефлексия личного опыта по проблеме.
Материал: реквизит необходимый для представления, оформление зала.
Количество участников: от 10 до 20 (актеры), зрители от нескольких человек до 30-40 и более.
Время: от 1 дня до 3 дней
Проведение:
Технология форум-театр состоит из нескольких блоков:
-
Знакомство участников.
-
Знакомство с историей форум-театра, основными принципами и ходом работы.
-
Актерское мастерство:
-
Работа с телом, мимикой
-
Упражнение на постановку голоса и дыхания
-
Упражнения на доверие
-
Разработка сценок, вживание в роли.
-
Премьера
-
Оценка.
Знакомство участников:
Продолжительность данного блока и его наполняемость зависит от состава группы. Если участники не знакомы, то имеет смысл посветить данному блоку от нескольких часов до целого дня. При этом блок на знакомство можно использовать и в качестве введения по проблеме (Например: толерантность, тоталитаризм, дискриминация и т.д.)
В данном блоке проводятся телесные упражнения и игры, которые проводятся с целью раскрепощения участников, открытия собственных возможностей; упражнения на дыхание для разогрева голосовых связок, тренировка голоса; упражнения на доверие.
Подготовка
-
Участники разбиваются на группы.
-
Обсуждают какую проблемную ситуацию их реальной жизни они хотели бы проиграть в сценке.
-
Распределяют роли.
-
Готовят представление.
Ситуация должна соответствовать следующим критериям:
-
Ситуация реальна
-
Ситуация развивается постепенно, достигая кульминации
-
Ситуацию нужно четко и понятно представить зрителям.
-
Сценка длится не более 7 мин.
-
Можно добавить юмористический элемент.
Для подготовки представления каждая группа уходит в отдельное помещение и ей дается от 1-3 часов в зависимости от количества запланированного времени.
Премьера:
Необходимо выбрать модератора (ведущего). Его роль: посредник между публикой и «актерами», задает рамки представления, делает краткое введение, представляет ход вечера и предлагает поработать над совместным решением проблемы.
Ход представления:
Перед началом представления происходит жеребьевка команд по очередности выступления. Ведущий приглашает команду на сцену.
Каждая из предложенных ситуаций проигрывается 3 раза.
1.Актеры проигрывают сценку до кульминационного момента. В это момент ведущий говорит: «Стоп!». Актеры останавливают представление. Ведущий ведет диалог со зрителем:
Какая проблема затронута?
Чем закончится данный сюжет?
Как поступит каждый из героев?
Публика предлагает свое видение продолжения ситуации, решения проблемы. Любой из зрителей может принять участие в сценке и играть того, кого он хочет заменить.
2.Сценка проигрывается еще раз сначала до конца как предлагают зрители.
3.Сценка проигрывается 3 раз окончанием сюжета по замыслу актеров.
Рефлексия:
Возможные вопросы актерам:
-
Как вы себя чувствовали?
-
Были ли вы довольны предложенными публикой решениями ситуаций?
-
Насколько ситуации и их разрешение реальны?
-
Какие открытия вы сделали?
Возможные вопросы зрителю:
Довольны ли вы предложенным группой решением данной проблемы?
С помощью данной методики можно решать любые проблемы как с детьми, так и со взрослыми.
Ситуация
Актеры - 6 человек
Маша -13 лет
Папа
Мама
Сестра Даша
Бабушка
Дедушка
Реквизиты: очки, книга, спицы, пряжа, бейджи, наушники, английские иголки.
Ход представления:
Семья в сборе, каждый занимается своим делом (мама читает, папа смотрит футбол, бабушка вяжет, дедушка дремлет, сестра слушает музыку и танцует).
Приходит Маша, желает всем доброго вечера.
Все также продолжают заниматься своими делами, не обращая на нее внимания.
Она пытается их расшевелить.
-Послушаете меня, я хочу сказать вам новость. Я беременна.
Все встрепенулись!
СТОП
Кульминация:
Бабушка падает в обморок
Дедушка бежит к бабушке
Сестра: Я пас и уходит
Папа: - Я тебе говорил, что не отпускай ее гулять, а ты… машет рукой.
Мама: Нет, доченька, только не это!
Маша: Да пошутила я, а то зарылись каждый в свои дела и никого вокруг не видите.