Формирование универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мандрыкина Е.А.

учитель начальных классов

МКОУ Садовская СОШ № 2

Формирование универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира»

В ходе его из­учения курса «Окружающий мир» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Приведу примеры заданий, основная цель которых - фор­мирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий.

1. Проводить простейшую классификацию изу­ченных объектов природы на основе их существенных признаков.

Тема «Проверь себя». «Растение и животное живет, дышит, питается, раз­множается. В чем сходство и различие живых организмов?» (2 кл.)

2. Использовать готовые модели для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Тема «Условные обозначения поверхности Зем­ли на карте». «Какие условные обо­значения потребуются для составления карты вашего края»(3 кл.)

  1. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

«Обрати внимание на комнатные растения, которые стоят около окна. Их листья об­ращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3-4 дня. Как ты думаешь, что произой­дет с листьями за эти дни? Через 3-4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твоё Предположение подтвердилось? Объ­ясни причину этого явления» (2 кл.)

4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного пла­на изученные объекты и явления живой и неживой природы, вы­делять их основные существенные признаки, выделять новое.

Тема «Зона лесов». «Помнишь ли ты план изучения природ­ных зон? Перескажи его соседу по парте. Воспользуйтесь им при изучении зоны лесов» (4 кл.)

5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

1) Тема «Дикие животные». «Расскажи по рисункам, как птицы заботятся о своих питомцах?» (1 кл.)

6. Использовать дополнительный материал для изучения нового материала.

Тема: «Растения твоего края». «По своим наблюдениям, а также, используя гербарий растений своего края и краеведческую лите­ратуру, назови растения и животных своего края. Составь соответ­ствующие таблицы» (4 кл.)

7. Определять характер взаимоотношений человека с природой.

Тема «Растения». «А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок. Какие лекарственные расте­ния помогут оказать первую помощь при ушибе» (1 кл.)

8.Использовать знания о строении и функционировании ор­ганизма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Тема «Про тебя». «Рассмотри рисунок. Назо­ви части тела человека. Как и с помощью чего человек перемеща­ется по суше и в воде?» (3 кл.)

9. Работать с картой.

Тема «Значение лесов». «Рассмотри рисунок-схему. Составь по нему план рассказа о значении такого при­родного сообщества, как лес» (3 кл.)

10. Оценивать характер отношений людей в разных социальных группах.

Тема «Поверхность и водоемы твоего края». «А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране реки Битюг» (4 кл.).

11.Различать государственную символику РФ, описывать достопримечательности России и своего края.

Тема «Золотое кольцо России». «Посмотри в учебнике и назови соседу по парте, в каких городах мы "побываем", присоединившись к автобусной экскурсии по "Золотому кольцу". А сосед по парте, прежде чем отправляться в путешествие, отметит пред­полагаемый маршрут на плане-карте» (3 кл.).

12. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изу­ченные исторические события с датами, конкретную дату с веком: находить место изученных событий на «ленте времени».

Тема «Лента времени». «Рассмотри ленту времени и расска­жи соседу по парте, в каком веке произошли эти события. А он напомнит тебе имена великих князей, с которыми эти события связаны» (4 кл.).

13. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих.

Тема «Экскурсия на водоем». «Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город?» (2 кл.)

14. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила.

Тема «День Конституции России». «Ты уже учишься во 2-м классе и знаешь права и обязанности школьника. Как ты пони­маешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется?»

В результате изучения всех без исключения предметов (в том числе и курса «Окружающий мир») на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

© 2010-2022