• Преподавателю
  • Другое
  • МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа. Аналитическая справка по работе учителя-дефектолога за 2013-2014 учебный год

МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа. Аналитическая справка по работе учителя-дефектолога за 2013-2014 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа

Аналитическая справка по работе учителя-дефектолога

за 2013-2014 учебный год

В начале 2013 - 2014 учебного года было проведено обследование 115 учащихся общеобразовательной школы и продиагностированы учащиеся коррекционных классов - 22 чел., испытывающих трудности в обучении с целью подбора адекватных приёмов и методов обучения.

В 2013 - 2014 учебном году работу со слабоуспевающими учащимися в МОУ средняя общеобразовательная школа ведёт:

- учитель-дефектолог высшей категории

Выявлено слабоуспевающих учащихся с разными нарушениями: 1 кл. - 23 чел., 2 кл. - 9 чел., 3 кл - 11 чел., 4 кл. - 15 чел., 5 кл. - 15 чел., 7 кл. - 3 чел., С(к)К - 22 чел.

По результатам обследования и диагностики на занятия к учителю-дефектологу было зачислено 31 учащихся: 2 кл. - 2 чел., 3 кл. - 11 чел., 4 кл. - 1 чел., 5 кл. - 5 чел., 7 кл. - 1 чел., С(к)К - 11 чел.

Во втором полугодии для коррекции чтения и письма на коррекционные занятия к учителю-дефектологу отправлены 13 учащихся 4 класса для подготовки к ЕМТ.

На ПМПК отправлены:

ФИО учащегося

Класс

Цель отправки на ПМПК

Решение ПМПК

В.

1 класс

для определения образовательного маршрута

определена программа «Особый ребёнок»

Р.

3 класс

для изменения образовательного маршрута

выведен на индивидуальное обучение

Г.

8 С(К)К

для изменения образовательного маршрута

маршрут не был изменён

Н.

8 класс

для подтверждения программы VII вида

подтверждена программа VII вида

11 учащихся 5 класса обследованы школьным консилиумом и отправлены к психиатру на обследование для выбора дальнейшего образовательного маршрута.

Цели коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога:

Оказание своевременной дефектологической помощи детям с особенностями психофизического развития, профилактика и преодоление вторичных отклонений, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий; консультирование родителей и педагогов.

Основные направления деятельности учителя-дефектолога:

- диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием воспитанников; распределение воспитанников на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого ребёнка;

- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса;

- аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов;

- консультативно - просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

- организационно - методическое направление: участие в подготовке представлений на ПМПК, в педагогических советах, научных конференциях, в работе методического объединения учителей-дефектологов; проведение открытых уроков, мастер-классов, семинаров, оформление документации учителя-дефектолога;

- преемственность в работе специалистов детский сад - школа.

В своей коррекционно - педагогической деятельности, как учитель-дефектолог руководствуюсь следующими принципами:

- развивающего обучения, направленного на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;

- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;

- систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;

- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;

- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;

- деятельностного подхода, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;

- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.

В процессе реализации коррекционно - развивающих программ, в своей практической деятельности использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, применение которых способствует укреплению здоровья, максимальной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития дошкольников. Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки), опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, и обеспечиваю охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса.

Результативность моей работы, как учителя-дефектолога, определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.



Таблица эффективности образовательного процесса

за 2013 - 2014 учебный год

Уровень развития детей

Начало учебного года

Середина учебного года

Конец учебного

года

высокий балл

0%

0%

0%

выше среднего

23%

46%

58%

средний

43%

31%

25%

ниже среднего

23%

16%

15%

низкий

11%

7%

2%



Работа с родителями.

Одним из важнейших направлений в коррекционно - педагогической деятельности учителя - дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего интеллектуальную недостаточность. Для того чтобы работа с родителями осуществлялось конструктивно, необходимо привлекать их к активному участию в педагогическом процессе. Поэтому, моя задача, как учителя - дефектолога - ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.

Система работы с родителями включает в себя:

- информационно - аналитическую часть: сбор сведений (анкетирование, опросы) о родителях, уровне образования, наличие или отсутствие специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого - педагогической информации и помощи;

- познавательную часть: совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);

-наглядно - информационную часть: ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации).

В рамках работы с родителями проведены консультации по темам:

2013 - 2014 учебный год:

«Адаптация ребенка к условиям МОУ».

«Почему детям вредно много смотреть телевизор?».

«Гиперактивный ребенок».

«Почему ребёнок говорит неправильно?».

«Развитие зрительно - моторной координации у детей. Дидактические игры в домашних условиях».

«Психогигиена семейного воспитания».

«Как заниматься с ребенком с ОВЗ дома».

«Агрессивный ребенок».

«Психогигиена семейного воспитания».

«Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации».

«Развитие навыков звукового анализа и синтеза».

Используемые диагностические методики:

Обследование уровня речевого развития

О.Е.Грибова. Т.П.Бессонова

Дидактический материал по обследованию речи детей

В.А.Ковшиков

Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных

Фотекова Т.А.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

С.Д.Забрамная

Наглядный материал для психолого - педагогического обследования детей

Обследование письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

М.Ю.Максименко, М.С.Ковязина

Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике

Тестовая методика на выявление дисграфии

Кожушко Н.Ю.

Диагностика и коррекция снижения обучаеости у детей

Используемые коррекционно-развивающие методики (автор, название)


Коррекция нарушений чтения и письма у детей


  • Методики Н.А. Зайцева

  • метод наглядного моделирования

  • Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы

  • интеллектуально-развивающие словесные игры

  • Гриханов В.П. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью решению арифметических задач

  • Гусева Г.М., Моргачева Е.Н. Уроки чтения в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя

  • Методика И.Н. Садовниковой

  • С.В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

  • Методика Садовниковой

  • ИКТ - технологии

  • Методики Е.В. Мазановой

  • Методика Ястребовой и Бессоновой

  • здоровьесберегающие технологии

  • Зарин А.П., Баряева Л.Б. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью

  • Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития

  • Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. Коррекционно - развивающее обучение и воспитание

Основные проблемы в работе учителя - дефектолога:

- непонимание проблем ребёнка родителями, нежелание идти на контакт со специалистом;

- завышенная самооценка умственного развития учащимися и родителями, безразличное отношение к учёбе ребёнка;

- отсутствие кабинета дефектолога для индивидуальной работы;

- недостаточно налаженная взаимосвязь в системе детский сад - начальная школа;

- отсутствие системы взаимодействия между учителями начальной школы и узкими специалистами;

- отсутствие чётких диагностических методик по работе специалиста и учителя.


© 2010-2022