• Преподавателю
  • Другое
  • Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мадреева Р.Б.

Город Актау .

Отчет В3

Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.


Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Уорд.

Профессия учителя обязывает быть ответственным и компетентным. Именно профессионализм педагога непосредственно влияет на весь учебно-воспитательный процесс, определяет его успех.

Если учитель хочет достичь высоких результатов в работе, ему необходимо идти в ногу со временем. Основной целью современной педагогики является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Для достижения данной цели считаю необходимым внедрение в практику идей Программы.

Тщательно ознакомившись с руководством Программы, открыла для себя новые формы и методы работы. Каждый из представленных модулей имеет свои сильные стороны. Изучив теорию, возникли вопросы: Смогу ли я научить детей работать по-новому? Возможно ли изменить уже сложившийся стереотип традиционного урока? Насколько эффективно я и мои ученики сможем работать по новой методике? Знакомясь с каждым модулем Программы отдельно, понимала, что будет нелегко , но интерес звал вперёд.

Для того, чтобы внедрить в практику идеи Программы мною был разработан среднесрочный план. План специально был адаптирован для работы в выбранном классе. С учетом возрастных особенностей были выбраны соответствующие формы организации и виды деятельности на уроке.

Итак, придя в школу на практику первоначально побеседовала с руководством на тему создания условий работы по внедрению идей Программы. Затем проконсультировалась с учителями прошедшими 3-х месячные курсы. Получила от них позитивный заряд и помощь в решении некоторых проблем.

Для того, чтобы подготовить детей к сотрудничеству и создать атмосферу доброжелательности, провела психологический тренинг "Кто передо мной". Каждый ребенок представлялся и говорил о себе неизвестную до сих пор другим информацию. А также для выявления лидеров и детей с заниженной самооценкой попросила детей заполнить лист с социограммой. Это помогло мне разделить детей на группы, где были сильные дети и слабоуспевающие, нуждающиеся в помощи и поддержке.

Вся серия последовательных уроков была направлена на внедрение модуля "Новые подходы в преподавании и обучении", а именно на диалоговое обучение и обучение тому, как обучаться. Считаю целесообразным в данном классе именно этот вид работы так как ученики этого класса умеют высказывать свое мнение, но прислушиваться к идеям других не умеют. Поставила себе цель научить детей слушать и приходить к общему мнению. Для того, чтобы не возникали конфликты, были определены правила работы в группах, которые предложили сами дети.

Правила работы в группе:

1. Слушать учителя внимательно.

2. Не перебивать говорящего.

3. Не мешай другим.

4. Работают все.

5. Говори только по-русски.

6. Фантазируй и выдвигай идеи. Твое мнение важно.

Применяя этот модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» заметила, что детям очень нравится работа в группах, где они свободно общаются и совместно находят пути решения поставленных задач. «Обучение через диалог» помогло раскрыться молчаливым ученикам. Они почувствовали поддержку со стороны сверстников, тем самым повысили свою самооценку и мотивацию к учёбе. Эта методика помогла по-новому взглянуть на отдельных моих учеников. Дети, которые не проявляли к учебе особого интереса, активно работали во время обсуждения в группе. Они научились высказывать и отстаивать свои идеи, аргументировать свои ответы. Очень продуктивно проходила работа в группах, как в начале урока, когда учащиеся должны были определить цель и тему урока, так и при ознакомлении с новым материалом.

Необходимость групповой работы возникла давно, так как в классе есть лидеры в знаниях, которые справляются с любой поставленной перед ними задачей с легкостью, а есть те, которые очень отстают в знаниях и темпе работы. Применяя данную методику отметила, что все дети вовлечены в учебный процесс, никто не остается в стороне. Лидер ведет групповую работу в правильном направлении. Очень было интересно наблюдать, что лидера слушают с большим интересом, чем учителя. Кроме того что, лидер выступал в роли генератора идей, он еще активно вовлекал других участников группы в процесс обсуждения. Работа в группах проходила по следующему сценарию: одни слушали лидера, другие сразу же начинали воплощать его идеи на ватмане, третьи исправляли, дополняли т.е сами того не замечая распределяли роли. Когда происходило осознание того, что каждый хочет быть лидером и генератором идей, возникал вопрос их компетентности, начитанности и учащиеся делали для себя выводы: читать больше, развивать организаторские способности. Именно через групповую работу учащиеся осознали значимость самообучения в течении всей жизни. Открытием для меня было, что не все могут осознать причины своего отставания в учебе. Они предложили алгоритм действий по устранению проблемы:

а) научиться делать литературно-критический анализ ;

б) научиться осмысленно подходить к решении задач.

Учащимся предлагались оценочные листы для объективного оценивания. Таким образом произошло обучение тому, как учиться. Учащиеся показали , что они критически относятся к своим знаниям. Критичность мышления проявлялась не только на стадии рефлексии, но и на стадии вызова и осмысления. Очень мне понравилось осмысление учащими новой информации и умение изобразить ее в виде кластера. Этот же метод помог мне достичь поставленной в начале практики цели: научить слушать товарищей и приходить к общему мнению. Учащиеся с интересом и уверенностью выходили и презентовали свои кластеры, а другие группа слушала внимательно и критически оценивали работу товарищей.

Новшеством в моей практике было использование приема ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). В начале первого урока учащиеся вспомнили всю информацию, которая имелась по теме "А.П.Чехов. Жизнь и творческая деятельность". Затем они с удовольствием предложили вопросы на которые хотели бы получить ответ:

- Чем отличается проза А.П.Чехова от других произведений?

- Что такое художественные детали?

- Почему нет готового ответа в рассказах А.П.Чехова?

- Как понять высказывание «Краткость - сестра таланта»?

-В чем выражается лаконизм произведений?

Эти вопросы были записаны во вторую колонку таблицы ЗХУ. А на заключительном уроке учащиеся записали ответы на поставленные вопросы в третью колонку таблицы.

Очень часто использовала на уроках один из видов критического мышления "Мозговой штурм" на стадии вызова, при определении учащимися темы и цели урока по ключевым словам. В своей практике уже применяла эту технику для определения темы урока через проблемную ситуацию, но цели всегда озвучивала сама. Я очень была удивлена, когда учащиеся смогли самостоятельно определить цели и задачи урока, и не только, смогли через постер раскрыть суть новой темы.

Таким образом сделала вывод, что высоких результатов в учебе можно достичь только через активную самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельность некоторых учащихся еще выражается в том, что они через источники информации (ИКТ) ищут востребованную информацию к теме. Например, чтобы ответить на вопросы, которые интересовали учащихся , предложила найти информацию в интернете. В новый век технологий возникает необходимость ведения уроков информатики уже в начальном звене общеобразовательной школы. Использование ИКТ на каждом уроке повысило бы мотивацию к учебе и эффективность процесса обучения. Все четыре урока из серии последовательных уроков были полностью построены с использованием интерактивной доски. Именно на этом уроке мы смогли выполнить больше видов работы, чем на других уроках. Это доказывает, что использование ИКТ сокращает время подачи информации, помогает более эффективно организовывать работу в группах, повышает качество и эффективность образования. Именно с помощью ИКТ представилось возможным внедрение модуля "Обучение талантливых и одаренных учеников". Лидеры могут обучаться самостоятельно и помогать обучаться другим. Такие учащиеся заканчивали работу раньше других. Для них я подготовила задания высокой сложности с использованием компьютера. Закончив основную работу предложенную для всех учащихся, они подходили к компьютеру и выполняли дополнительное задание индивидуально или совместно с теми учащимися, кто тоже закончил работу. Использование информационно - коммуникационных технологий оказывает большую помощь при необходимости дифференцированного подхода во время самостоятельных и контрольных работ. Это помогло определить уровень знаний учащихся , разработать стратегии достижения успеха отдельно для каждого учащегося. При повторном выполнении данной работы выявила, что учащиеся стремились выполнить задание на уровень выше, что говорит о результативности применяемых методов. Такой подход позволил мне решить проблему с неуспевающими учащимися, повысил самооценку учащихся и мотивацию к учебе. Конечно велика значимость формативного оценивания для того чтобы мотивировать учащегося на достижение лучших результатов. Понимала, что именно формативное оценивание обеспечивает более быструю обратную связь, чем суммативное . Но в последствии остро встал вопрос: Какую оценку ставить в журнал? Будут ли учащиеся довольны этой оценкой ( ведь все учащиеся активно участвовали в работе группы)? Для оценивания достижений были разработаны критерии, а также составлены оценочные листы для каждой группы. Остро ощущалась нехватка времени на совмещение таких видов работ, как: получение новых знаний, практическая работа и заполнение листов оценивания. Приходилось оцениванием и анализом оценки заниматься после звонка. Думаю, что так происходило потому, что для учащихся эта форма работы новая и непривычная. Анализируя эту ситуацию, понимаю необходимость составления концептуальной карты с указанием времени отводимого на каждый вид работы. Надеюсь , что в дальнейшем можно будет увеличить темп работы.

Учитель всегда ищет лучшие идеи, новые методики, готов совершенствоваться. Проанализировав приобретенные на курсах повышения квалификации знания по специальной 3-х месячной программе 3-его базового уровня поняла, что профессионализм создается самим учителем. Сколько бы мы не учились, всегда можно найти что-то новое, пути совершенствования. Чтобы мои ученики стали, самостоятельными, успешными, думающими, активными мне нужно пересмотреть свой прошлый опыт и найти более приемлемые для современного поколения формы работы, самой стать лидером готовым делиться своими знаниями и опытом.

Что я хочу изменить в своей практике после прохождения 2-ого этапа?

1. В дальнейшей практике буду реализовывать все семь модулей Программы.

2. Буду планировать уроки таким образом, чтобы дети могли реализовывать свой творческий потенциал.

3. Не буду делать резких замечаний.

4. Буду давать возможность корректировать работу (научусь формативно оценивать учеников).

5. Буду чаще проводить психологические тренинги.

6. Буду разрабатывать критериальное оценивание по каждому разделу.

Хочется чтобы все учителя прошли курсы повышения квалификации по внедрению идей Программы т.к хочу чтобы у всех детей была возможность проявлять себя и творчески самовыражаться .

5


© 2010-2022