Доклад Формирование здоровьесберегающего пространства школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Формирование здоровьесберегающего пространства школы"

Уразакова Гульнар Галихановна,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора школы по УВР

(из опыта работы)

Актуальность темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Не всегда уделялось должное внимание сохранению, укреплению и развитию здоровья, оценке влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, образовательные технологии не рассматривались с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Сегодня каждый педагог должен осознавать, что слагаемыми здоровья ребёнка являются его физическое, психическое состояние и уровень сформированности моральных и нравственных принципов.

Таким образом выделяется 3 вида здоровья:

  • Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Основной задачей здоровьесберегающих педагогики является такая организация режима обучения, которая бы обеспечила высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Школьные факторы риска:

• Стресс.

• Несоответствие методик и технологий обучения.

• Интенсификация учебного процесса.

• Нерациональная организация учебного процесса.

• Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей.

• Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

• Сверхраннее начало образования

• Не всегда обоснованное и адекватное использование так называемых здоровьесберегающих технологий.

Работа педагогического коллектива нашей школы над данной проблемой сложилась в систему, которую можно представить в виде модели:

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

  • Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков.

  • Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс снижается. И происходит это именно в школьные годы.

  • В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

  • Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.

  • Увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕНТ, ростом требований к уровню подготовки выпускников.

  • Недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ .

Цель:

  • Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

  • Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

  • Реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников.

  • Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.

  • Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Информационное и нормативно-правовое обеспечение

2. Программное обеспечение (типовые, авторские программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов секционных занятий и др.).

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

5. Мониторинг деятельности

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.

  • Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

  • Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.

  • Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.

  • Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.

5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ.

Эффективность программы оценивается по количественным и качественным показателям:

  • количество прошедших обучение волонтеров;

  • количество повысивших квалификацию педагогов;

  • оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;

  • уровень санитарно-гигиенического состояния школы;

  • итоги диспансеризации учащихся школы.

  • отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Результативность может быть достигнута в результате согласованной и целенаправленной работы не только педагогов, психологической службы школы и других её структурных подразделений, но и в результате положительного влияния социума, людей, окружающих ребёнка вне школы. Таким образом происходит расширение педагогического пространства школы, что обеспечивается только тесным взаимодействием с родителями.

И утомление, и переутомление у детей возникают быстрее, чем у взрослых, что объясняется особенностями нервной системы. Решение этой задачи - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников - возможно только при правильной организации их деятельности.

Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой является микропеременой и отодвигает развитие утомления.

При рассмотрении урока в данном аспекте я в своей практике руководствуюсь методическими рекомендациями «Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения», составленными по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе».

Опираясь на его работу можно выделить следующие критерии:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете):

  • чистота,

  • температура и свежесть воздуха,

  • рациональность освещения класса и доски,

  • наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

  1. Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

  • опрос учащихся,

  • письмо,

  • чтение,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание наглядных пособий,

  • ответы на вопросы,

  • решение примеров, задач,

  • практические занятия и т. д.

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности:

  • Ориентировочная норма: 7-10 минут.

Число использованных учителем видов преподавания:

  • словесный,

  • наглядный,

  • аудиовизуальный,

  • самостоятельная работа и др.

Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут

  1. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:

  • методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

  • активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

взаимооценки) и др.

  1. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

  2. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.:

  • Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

  • Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

  1. Физкультминутки и физкультпаузы

  • Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

  1. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

  1. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:

  • интерес к занятиям,

  • стремление больше узнать,

  • радость от активности,

  • интерес к изучаемому материалу и т.п.

Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

  1. Благоприятный психологический климат на уроке.

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

  1. Преобладающее выражение лица учителя.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

  • улыбок,

  • уместных остроумных шуток,

  • использования поговорок,

  • афоризмов с комментариями,

  • музыкальных минуток и т.д.

  1. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности

  • Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.

  • Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока

  1. Темп и особенности окончания урока.

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

  • учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

  • учитель мог прокомментировать задание на дом,

  • попрощаться со школьниками.

  1. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

  • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

  • Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Речь идёт о психическом состоянии и психическом здоровье участников процесса обучения: учитель-ученик.

В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « Я - Концепцию». Для этого необходимо:

- видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё -создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;

-понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству

- помогать детям реализовать себя в деятельности.

Формированию положительной Я- Концепции на уроке способствуют нехитрые приёмы педагогической техники, применяемые мной на уроках. Эти приёмы универсальны для любого урока или воспитательного мероприятия, для любой жизненной ситуации, в любых интерпретациях их эффективность проверена опытом работы:

  • прием "Лестница"

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

  • прием « Даю шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

  • прием "Исповедь" или "Когда учитель плачет".

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять - дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

  • прием "Следуй за нами".

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

  • прием "Эмоциональный всплеск" или "Ты так высоко взлетел".

Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

  • прием "Обмен ролями" или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты "обмена ролями", превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: "Чем ярче личность, тем ярче коллектив"

  • прием "Эврика".

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие", но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

  • успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

  • ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

  • ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

  • прием « Линия горизонта»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит учеников к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного "озарения", значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.

  • «Цветные карточки».

В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки, а в конце урока «меняют» их на оценки. Такой прием хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.

  • Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат

  • Апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

  • Создание проблемной ситуации.

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

  • Ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

  • Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

  • Прием авансирования.

Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Акцент внимания каждого учителя на проблеме здоровьесбережения школьников актуален сегодня не только на уровне организаций образования, но и на государственном уровне. Огромная ответственность за здоровье будущего поколения ложится именно на нас, работников сферы образования.

Обучаем воспитывая или воспитываем обучая? - этот философский вопрос будет ещё долго обсуждаться в педагогике. Бесспорно во все времена одно: и обучая, и воспитывая учитель обязан заботиться о здоровье своих учеников.

Обобщение и распространение опыта работы учителей в данном направлении - это уже большой вклад в беспрерывный процесс здоровьесбережения людей целого поколения.


© 2010-2022