Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

в МБОУ г. Мурманска СОШ № 27


составители: зам. директора по ВР, учитель истории и

обществознания Копылова Т.Г.

учитель начальных классов Урванцева А.Г.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Перед педагогами встают вопросы - чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа?

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуальны вопросы формирования нравственности, духовности, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, определенсовременный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.[1]

Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи является приоритетным направлением работы школы. В связи с этими педагогами школы была разработана программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Цель программы сформулирована в соответствии с целью, обозначенной в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1] - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы конкретизируют и раскрывают данную цель.

1.Интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной цивилизации, через использование эффективных технологий обучения.

2.Обращение в равной степени всех представителей национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума.

3. Укрепление нравственности на основе духовных отечественных традиций, формирование внутренней установки поступать согласно своей совести.

4. Формирование морали на основе общепринятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

5. Формирование осознания ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью, умение им противостоять.

6. Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, в государственных делах.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.[1]

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется соответственно традиционным источникам нравственности, которыеопределяют базовые национальные ценности и раскрываются в следующих направлениях:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности:Патриотизм (любовь к России, своему народу, малой родине, служение Отечеству). Гражданственность (правовое государство, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания). Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества).

Содержание

-элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Мурманска, Мурманской области

-элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны;

-элементарные представления о национальных героях

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Мурманска, мурманской области, школы, класса, семьи.

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Пути реализации:

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование на базе ОУ

Школьный музей

(Приложение «Музей», презентация)

Работа с родителями

-Цикл классных часов

Не забывайте рода своего…

Я причастен к России.

Учусь быть гражданином.

-Благовещенская церковь

-Виртуальные путешествия по историческим и памятным местам Мурманска, мурманской области, России. (Приложение «Варзуга»)

- Тематические недели и праздники (Неделя правовых знаний, День молодого избирателя, День Конституции РФ, неделя Мужества, Декада безопасности, Рождественские вечера, фольклорные праздники - Масленица)

-Творческие конкурсы (конкурс рисунков и плакатов, литературные конкурсы)

- Краеведческие игры

-Акции: СМС акция «Расскажи другу о ПДД»

- «Внимание, водитель, у нас каникулы»

Реализация программы по профилактике ДДТТ «Перекресток»

- Кружок «Юный исследователь»

- Кружок «В мире словесности»

- Кружок «Костюм - язык социального общения»

- Вокальный ансамбль «Созвездие»

-Тематические экскурсии (Юнги Северного флота, Его имя носит школа - о Б.Ф. Сафонове; Летчики Заполярья в годы войны; Подводники;10-я гвардейская дивизия;

История Первомайского округа;

Афганистан - незаживающая рана)

-Творческий проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

- Акция «Платок Памяти»

- Встречи с ветеранами войны и труда

-Вахты Памяти (День памяти И.В. Бочков, 9 мая, годовщина разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье)

- Совместные праздники в классах(День семьи, Масленица)

Сетевое взаимодействие: УИГИБДД по Мурманской области, Совет ветеранов Первомайского округа, ГОБУМП «Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи», ОП№3 УМВД по г.Мурманску, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центральная Городская библиотека.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности:искусство и литература (нравственный выбор; жизнь и смысл жизни). Социальная солидарность (справедливость, милосердие; честь; достоинство). Семья (уважение родителей; забота и помощь щедрость, забота о старших и младших) уважение достоинства человека, равноправие, мораль, честность. Традиционные российские религии (свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике). Человечество (многообразие культур и народов, международное сотрудничество)

Содержание:

- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- знание правил вежливого поведения, культуры речи;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Пути реализации:

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование на базе ОУ

Школьный музей

Работа с родителями

-Цикл классных часов

Нравственные уроки моей семьи

Умейте управлять собою.

Самый опасный человек - лжец.

Счастье семьи

- Видеолектории (Мировые религии)

- Проект «Моя родословная»

-Цикл мероприятий по формированию толерантности (праздник «Вместе дружная страна», тренинги, беседы)

-Творческие конкурсы (конкурс рисунков и плакатов, литературные конкурсы)

-Акции: Новый год в шоколаде, Твори добро.

День самоуправления

- Кружок «Костюм - язык социального общения» (Творческий проект «Мягкая игрушка как символ народов мира»)

- Кружок «Теремок сказок»

- Кружок «В стране литературии»

- Кружок «В мире словесности»

-Тематические экскурсии («Наша школьная страна»)

-Игра- путешествие «Имена на карте города»

- Встреча трех поколений

- Праздник, посвященный Дню Матери.

- Родительское собрание «Влияние СМИ на формирование личности ребенка»

Сетевое взаимодействие: Первомайский дом детского творчества, МБУ МП «Объединение молодежных центров и клубов», Центральная Городская библиотека


3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: труд и творчество (уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие).

Содержаний

- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарные представления об основных профессиях;

- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Пути реализации:

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование на базе ОУ

Школьный музей

Работа с родителями

-Цикл классных часов

Учи других - и сам поймешь.

Твой профессиональный выбор.

Классификация и характеристика профессий.

- Проект «Трудовые династии»

-Экскурсии (Автоколонна 1118, МПЗ Окраина, Ледокол Ленин, Музей истории пожарного дела)

-Творческие конкурсы (конкурс рисунков и плакатов, литературные конкурсы)

Видеолекторий(Много профессий хороших и разных)

-Акции: Чистый город

Программы дополнительного образования в МБОУ СОШ № 27

-Тематические экскурсии (История развития медицины в г. Мурманске, История образования в г. Мурманске)

-Встречи с представителями разных профессий

- Презентация «Трудовой подвиг мурманчан во время Великой Отечественной войны»

-Помощь в организации экскурсий на предприятия города

Сетевое взаимодействие - МБУ МП «Объединение молодежных центров и клубов», МБОУ г.Мурманска Межшкольный учебный комбинат, Кооперативный техникум Мурманского Облпотребсоюза, ГО ЧС по Мурманской области, Центральная Городская библиотека

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое;

Содержание:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Пути реализации:

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование на базе ОУ

Школьный музей

Работа с родителями

-Цикл классных часов

- «Разговор о правильном питании»

- «Почему мы болеем»

- «Мой режим дня»

- «Венок эмоций»

- Проект «Здоровье - это здорово»

-Творческие конкурсы (конкурс рисунков и плакатов, литературные конкурсы)

- уроки Здоровья

- Традиционный кросс

- Веселые старты

-Акция: Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам

- Программа «Здоровое Питание»

-Тематические экскурсии (История развития медицины в г. Мурманске, От норм ГТО к олимпийским медалям)

Родительские собрания: «Здоровье детей - наше будущее»,

-«Дети учатся тому, что видят у себя в дому»,

-«Влияние физического и психологического здоровья на эффективность обучения»

- тренинг для родителей «Мы вместе»

- Круглый стол «Трудности перевода» (как преодолеть трудности, возникающие в общении родителей и детей)

- Праздник «Мамая. Папа, я - спортивная семья»

Сетевое взаимодействие: ДЮСШ г. Мурманска, Комплексный центр социального обслуживания молодежи, Центр медико-социальной помощи детям и подросткам «Доверие», МБУЗ Детская городская поликлиника № 4, ЦППРК, Федеральная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.


5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;

Содержание:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.

Пути реализации:

Внеурочная деятельность

Дополнительное образование на базе ОУ

Школьный музей

Работа с родителями

-Цикл классных часов

Кольский лес - полон сказок и чудес.

Наш дом - Земля

- Тематические недели (Экологическая неделя, Международный день леса)

-Экскурсии Лапландский заповедник, страусиная ферма, Краеведческий музей)

-Творческие конкурсы (конкурс рисунков и плакатов, литературные конкурсы)

Виртуальные экскурсии (Заповедник Пасвик, Заповедные места России)

-Акции: Чистый город, Лесная столовая, Елочка, Четвероногий друг

- Кружок «Юный эколог»

- Кружок «Здравушка»

-

Совместное участие в акции «Чистый город», «Лесная столовая»

Сетевое взаимодействие: Комитет по лесному хозяйству Мурманской области, МБОУ ДОТ г. Мурманска ЦДЮТ, Детские Дома Творчества г.Мурманска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. Анализ и обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию других образовательных учреждений.

  2. Формирование нормативно-правовой базы по духовно-нравственному воспитанию.

  3. Создание базы данных интернет ресурсов по духовно-нравственному воспитанию.

  4. Создание банка данных методических разработок, конспектов внеклассных мероприятий, классных часов, аудио и видео материалов духовно-нравственной направленности.

  5. Проведение семинаров для педагогов МБОУ СОШ №27 («Пути реализации программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию», «Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания»).

Результативность организации процесса духовно-нравственного воспитания.

  1. Мониторинг

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов и воспитательного эффекта, т.е.последствий результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).[2]

При этом учитывается, что достижение эффекта становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.[2]

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями.На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях (беседы, информационные классные часы, видеолектории и т.п.).

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. На втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков (классные и школьные праздники, экскурсии, проекты, школьные акции).

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. (Участие в городских акциях, мероприятиях, разработка и реализация социально-значимых проектов).

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

На основании этого сформулирован портрет выпускника МБОУ СОШ № 27

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

  • Владеющий умением учиться.

  • Любящий родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя
    и окружающих.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинга. Мониторинг проводится педагогом-психологом и классным руководителем (после специального обучения) дважды в год - в сентябре, апреле.

Педагог-психолог проводит диагностику трех сфер развития личности:

- уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников;

- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений;

- уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников.

Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и воспитания школьников.

Методики:

Обучающиеся 1-4 классов

1.Уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников. Методика «Я разный»,автор - Кулешова Н.В.

2.Уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений. Методика - Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), диагностику проводит педагог-психолог. [3]

3.Уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников. Методика - диагностических исследований обучающихся по определению уровня сформированности семейных ценностных ориентаций, Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А., Григорьев Д.В., диагностику проводит педагог-психолог.[4]

4.Уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику проводит классный руководитель. Методика - Методика «Пословицы» (разработана КПН С.М. Петровой)

Обучающиеся 5-х классов

Диагностика личностного роста школьников - Опросник, авторы П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, диагностику проводит педагог-психолог. [5]

Поскольку личностный рост - явление динамическое, то и разработанный опросник необходимо задействовать, на наш взгляд, для выявления динамики развития личности школьника (его личностного роста или личностного регресса). Схема проведения опроса: первый раз - среди шестиклассников, второй - среди восьмиклассников, третий - среди девятиклассников и четвертый - среди тех же школьников, но уже учащихся одиннадцатого класса.

Все измерения заносятся в сводную таблицу. Анализ результатов, представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы школьников.

Сводная таблица 1-4 классы

Ф.И.

Суммарный балл

Экспертное заключение

Диагностика психолога

Диагностика классного руководителя



Сводная таблица 5-х- классов.

устойчиво-позитивное отношение

ситуативно-позитивное отношение

ситуативно-негативное

устойчиво-негативное отношение

Отношение подростка к семье


Отношение подростка к Отечеству


Отношение подростка к Земле (природе)


Отношение подростка к миру


Отношение подростка к труду


Отношение подростка к культуре


Отношение подростка к знаниям


Отношение подростка к человеку как к…

таковому


другому


иному


Отношение подростка к своему Я

телесному


душевному


духовному


Суммарный балл



  1. Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм отслеживания результативности - участие в творческих конкурсах муниципального, регионального всероссийского уровня.

Результативность участия в конкурсах за 2012 - 2013 учебный год.

Название конкурса

Уровень

Результат

1.

Фотоконкурс «Город - сказка, город - мечта»

муниципальный

победитель

2.

Конкурс экскурсионных маршрутов «Город, который я люблю»

муниципальный

I и III место

3.

Интеллектуальная игра «Недаром помнит вся Россия…»

муниципальный

Диплом III степени

4.

Городской конкурс детского творчества «Рождественский венок»

муниципальный

победитель

5.

Городская учебно-практическая конференция школьников «Влияние качества питания на здоровье человека»

муниципальный

Диплом за активное участие

6.

Городской конкурс на лучший рисунок профилактической направленности «Мир без наркотиков, глазами детей»

муниципальный

Диплом за активное участие

7.

Городской фестиваль литературного творчества младших школьников «Радуга талантов»

муниципальный

Диплом I степени (3 человека)

8.

Городская выставка творческих работ учащихся «Талантливые дети - будущее России»

муниципальный

призеры

9.

Региональный этап всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся «Отечество»

региональный

Сертификат участия

10.

Региональный исследовательский и творческий конкурс «Овеянный славой флаг наш и герб»

региональный

III место

11.

Всероссийский творческий конкурс «Спасибо учитель»

всероссийский

I место



Результативность участия в конкурсах за 2013 - 2014 учебный год.

Название конкурса

Уровень

Результат

1.

Региональный этап Х Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам»

региональный

победитель

2.

Городская учебно-практическая конференция школьников «Влияние качества питания на здоровье человека»

муниципальный

Диплом I степени

3.

Муниципальный тур

регионального конкурса детского творчества

«Весёлый урок о том, что вкусно и полезно»

программы «Разговор о правильном питании»

муниципальный

Диплом III степени

4.

Муниципальный тур регионального

конкурса семейной фотографии

«Накрываем стол для любимого литературного героя»

программы «Разговор о правильном питании»

муниципальный

Диплом I степени

Диплом III степени

5.

Городская выставка-конференция

школьников

«Юные исследователи - Будущее Севера»

муниципальный

Диплом 1 степени

Диплом 3 степени

6.

Молодежный научный форум северо-запада России «Шаг в будущее»

региональный

Победитель

7.

Городской конкурс школьников

по информационным и компьютерным технологиям

«Цифровой берег - Мурманск»

муниципальный

Победитель

8.

Городской фестиваль литературного творчества младших школьников «Радуга талантов»

муниципальный

Диплом I степени

Диплом II степени

Диплом III степени



Литература.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

3.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е. Н. Степанова.М.: ТЦ «Сфера», 2001

4. Диагностические материалы, определяющие уровень сформированности семейных ценностей у обучающихся и их родителей. Загладина Х.Т., Карасева Е.О.,Харисова Л.А.,Григорьев Д.В (Исследование выполнено при поддержке РГНФ)[Электронный ресурс]: isiksp.ru

5. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова.- М.: Академия: АПКиПРО, 2003.


© 2010-2022