- Преподавателю
- Другое
- Программа внеурочной деятельности Развитие критического мышления
Программа внеурочной деятельности Развитие критического мышления
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колесникова Т.М. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Должанского района Орловской области
«Должанская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО классных руководителей Зам.директора по УВР Директор БОУ « Должанская сош».
руководитель МО __________Жиронкина Р.А. ____________Ретинская ЮЛ.
__________ Радонская Т.П. «__»__________2015г. «__»__________2015г.
Протокол___ «__»______2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
6 класс (ФГОС)
« Я - исследователь.»
«Раскрой себя»
Учитель: Колесникова Т.М.
п.Долгое,2015г.
Пояснительная записка.
Общая характеристика.
Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.… В современном обществе на первый план выходит важнейшая социальная деятельность - обеспечение способности системы образования и воспитания гибко реагировать на запросы личности. Поэтому во внеурочной деятельности необходимо активно использовать технологию развития критического мышления. К данной технологии ещё недавно относились как к интересной новинке. В настоящее время данная педагогическая технология стала неотъемлемым элементом школьной практики многих учителей. При использовании данной технологии важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин - всё можно обсуждать или подвергать анализу.
Технология развития критического мышления предлагает для выбора целый набор стратегий, приёмов и методов, которые можно использовать во внеурочной деятельности на всех стадиях единого процесса. В результате использования ТРКМ во внеурочной деятельности у детей происходит соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, опытом и собственным поведением; выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть. При этом воспитанникам часто приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
• низкий уровень развития у школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, саморазвития;
• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
• школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
Цель:
Создание условий для постановки обучающимися собственных целей обучения ,помощь в определении маршрута для их достижения посредством разнообразных методов и приёмов, сопровождение по выбранному маршруту.
Задачи:
-развитие умений постановки собственных целейобучения
-получение новой информации
- развитие умения критически оценивать ,осмысливать, применять полученную информацию
-развитие умения обсуждать, взаимосотрудничать с другими детьми, причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения
Предполагаемые результаты
В результате систематического применения ТРКМ во внеурочной деятельности формируются:
• способность к выбору
• способность оценивать себя, свои действия и поступки
• личностные приоритеты (образ «Я»)
• функция ответственности
• поиск смысла жизни
-
становления и развития личности
Формируемые УУД
Личностные:
-самоопределение, принятие эстетических принципов.
-способность систематизировать и накапливать знания, способность к саморазвитию и самокоррекции
-устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
- повышение мотивации учения (активности и инициативности), умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности технологий, соблюдение правил ОТ при работе с компьютером
Регулятивные:
-стремление к самовоспитанию, умение преодолевать усталость
-умение постановки учебной задачи, умение планировать, прогнозировать, умение находить решение в проблемных ситуациях, умение контролировать и корректировать свою работу
-умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действия, способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- формирование навыков самостоятельной работы, развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы.
Познавательные:
- расширение и углубление объёма знаний и умений, развитие и становление познавательных способностей ребёнкапостановка и -формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов, поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов и решений задач, рефлексия своей деятельности
-умение работать с разными источниками информации
-приобщение к достижениям информационного общества (ресурсам библиотек, сети Интернет), умение записывать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ, умение использовать знако-символические средства, в том числе модели, схемы.
Коммуникативные:
-умение точно выражать свои мысли, владение формами речи, умение разрешать конфликты
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
презентация своих знаний
-умение детей работать в группе (сотрудничество), презентация содержательной части проекта (оформление результата в виде доклада, выпуска газеты, репортажа)
-развитие умений адекватно воспринимать оценку участников образовательного процесса, правильное использование речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач, владение диалогической формой коммуникации,
Содержание программы
Первый раздел программы «Особенности работы с различными видами текста» направлен на развитие умений извлекать необходимую информацию, анализировать её, оценивать с различных точек зрения создавать собственный текст. Приёмы :кластер, инсерт, эффективная лекция, чтение с остановками.
Второй раздел программы «Визуальные методы организации материала». С помощью предложенных приёмов обучающиеся пытаются систематизировать материал высказывать свои идеи, взглянуть на проблему со стороны.Приёмы: « Выглядит, как…Звучит ,как» , « Плюс-минус- интересно»,Таблица « ЗУХ», « Что? Где? Когда? Почему?»
Третий раздел программы «Групповая работа. Обучение сообща».
Организация обучения в сотрудничестве -работы в парах или небольших группах над одной и той же проблемой на основе компромисса или на осориентированное обучение
Личностные: самоопределение, принятие эстетических принципов. Регулятивные: стремление к самовоспитанию, умение преодолевать усталость Познавательные: расширение и углубление объёма знаний и умений, развитие и становление познавательных способностей ребёнка. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли, владение формами речи, умение разрешать конфликты Проблемное нове выборанаиболее ценного мнения. Приёмы : чтение, суммирование прочитанного в парах, стратегия «Зигзаг»,игра «Как вы думаете»
Четвёртый раздел программы «Организация письменной работы в технологическом режиме» организация рефлексии на уроке: проверка пройденного, смысл узнанного, привлечение новых знаний. Приёмы: интервью, рецензия, синквейн, эссе, РАФТ, бортовой журнал.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
-повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качества знаний);
- развивать творческий потенциал школьников;
-обобщить результаты работы по применению метода критического мышления в образовательном процессе;
-повысить качество образования;
В результате осуществления программы у обучающихся должны:
-повысить интерес к учебным предметам, сформироваться познавательная мотивация;
-повыситься уровень активности, самостоятельности и качество знаний школьников
-повыситься опыт сотрудничества, сотворчества;
-сформироваться умения и навыки проектирования;
-сформироваться умения пользоваться и информационными ресурсами, средствами коммуникации.
Распределение учебного материала
№
Тема
Количество часов
В том числе
практических
контрольных
1
Что такое технология критического мышления
1
-
-
2
Особенности работы с различными видами текста
9
5
1
3
Визуальные методы организации материала
9
4
1
4
Групповая работа. Обучение сообща
8
4
1
5
Организация письменной работы в технологическом режиме
8
6
1
V. Место предмета в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности «Раскрой себя » рассчитана на 1 год изучения в 6 классе (35 часов). Программой курса предусмотрено 18 практических занятий и 4 проверочных самостоятельных работ.
VI .Учебно- методическое обеспечение
1.Акзегитова Е.В. «Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках географии в 9 классе»
2.Баженова Г.В. « Проблемно-ценностное общение 5-6 класс: клубные часы»
3.Заир-Бек С.И, Муштавинская И.В. « Развитие критического мышления на уроке»
Календарно-тематическое планирование
Раздел
№ занятия
Дата
Тема занятия
Количество часов
Планируемые результаты
План.
Факт.
Личностные
Предметные
Метапредметные
Введение 1
1/1
Что такое технология критического мышления
1
Развивать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.;
Раздел 2Особенности работы с различными видами текста 9
1
2/1
3/2
Как правильно составить кластер.
2
Формирование способности систематизировать и накапливать знания, способность к саморазвитию и самокоррекции
приобщение к достижениям информационного общества (ресурсам библиотек, сети Интернет), умение записывать информацию об окружающем мире, умение использовать знако-символические средства, в том числе модели, схемы.
умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действия, способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
1
4/3
5/4
Приём инсерт
2
умение аргументировано доказательновысказывать свою точку зрения.
умение работать с предметными, знаковыми, графическими моделями, создавать самостоятельно и в сотрудничестве собственные модели.
планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (умение системно мыслить, рассуждать логически).
1
6/5
7/6
Приём эффективная лекция
2
повышение мотивации учения (активности и инициативности), умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности технологий.
расширение и углубление объёма знаний и умений, развитие и становление познавательных способностей
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, презентация своих знаний
1
8/7
9/8
Метод -чтение с остановками
2
умение аргументировано доказательно высказывать свою точку зрения.
планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (умение системно мыслить, рассуждать логически).
формирование навыков самостоятельной работы, развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы
1
10/9
Организация самоконтроля и самооценки по теме
1
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
Раздел 2 Визуальные методы организации материала 9
2
11/1
12/2
Метод Выглядит,как…Звучит, как…»
2
устойчивая учебно-познавательная мотивация учения
планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (умение системно мыслить, рассуждать логически)
умение планировать свои действия, осуществление самоконтроля, оказание помощи в сотрудничестве
2
13/3
14/4
Таблица «Плюс-минус- интересно»
2
умение записывать информацию об окружающем мире, умение использовать знако-символические средства, в том числе модели, схемы.
расширение и углубление объёма знаний и умений, развитие и становление познавательных способностей
формирование навыков самостоятельной работы, развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы.
2
15/5
16/6
Таблица « ЗУХ»
2
умение использовать знако-символические средства, в том числе модели, схемы.
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
2
17/7
18/8
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
2
умение использовать знако-символические средства, в том числе модели, схемы.
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
2
19/9
Организация самоконтроля и самооценки по теме
1
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу»(цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
Раздел 3 Групповая работа. Обучение сообща»8
3
20/1
21/2
22/3
Правильное чтение,суммирование прочитанного в парах
3
умение детей работать в группе (сотрудничество)
способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действия,
3
23/4
25/5
Что такое стратегия «Зигзаг»
2
устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
умение аргументировано доказательновысказывать свою точку зрения,
умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действия,
3
26/6
27/7
игра «Как вы думаете»
2
повышение мотивации учения (активности и инициативности)
способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
осуществление самоконтроля, оказание помощи в сотрудничестве
3
28/8
Организация самоконтроля и самооценки по теме
1
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
Раздел 4 Организация письменной работы в технологическом режиме 8
4
29/1
Как берут Интервью
1
умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности технологий
правильное использование речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач
формирование навыков самостоятельной работы, развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы.
4
30/2
Написание Рецензии
1
умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности технологий
правильное использование речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач
формирование навыков самостоятельной работы, развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы.
4
31/3
Умение составлять Синквейн
2
повышение мотивации учения (активности и инициативности)
правильное использование речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач
развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы.
4
32/4
Методика написания эссе
1
повышение мотивации учения (активности и инициативности)
правильное использование речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач
развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы.
4
33/5
Приём РАФТ
1
умение использовать знако-символические средства, в том числе модели, схемы.
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы.
4
34/6
Метод бортовой журнал
1
умение использовать знако-символические средства, в том числе модели, схемы.
умение аргументировано доказательно высказывать свою точку зрения,
развитие готовности самостоятельно оценивать правильность действий, вносить коррективы.
4
35/7
Организация самоконтроля и самооценки по теме
1
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;