- Преподавателю
- Другое
- Итоговая работа по теме Составление технологической карты
Итоговая работа по теме Составление технологической карты
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крылова О.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное образовательное учреждение профессионального дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин
Урок математики в 7 классе по теме «Умножение многочлена на многочлен»
Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации с 05.06.2013 по 19.06.2013
Исполнитель:
Крылова Офелия Велигулиевна
МБОУ «Ягуновская средняя школа»
Кемеровского района
Кемерово 2013
Содержание
-
Введение…………………………………………………………………………………………………………..3
-
Виды универсальных учебных действий…………………………………………………………………….4
-
Конструирование технологической карты урока…………………………………………………………..9
-
Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме «Умножение многочленов»………11
5. Заключение………………………………………………………………………………………………………...16
6. Список используемой информации…………………………………………………………………………….17
-
Введение
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Герберт Спенсер.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, т.е. обеспечивающих «умение учиться». Это формирует, в свою очередь, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Учебная деятельность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс. Именно в действии порождается знание.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования [1].
Цель данной работы: разработка технологической карты урока
2. Виды универсальных учебных действий
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:
таблица1
1. Предметные универсальные учебные действия - лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2.Метапредметные универсальные действия - центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия - эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока [2]:
Таблица 2
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
-
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
-
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
-
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
-
Универсальные логические действия:
-
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
-
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-
подведение под понятия, выведение следствий;
-
установление причинно-следственных связей,
-
построение логической цепи рассуждений,
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование.
-
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [3].
-
Конструирование технологической карты урока
Существенной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии - на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
Схема технологической карты [4]:
1. Класс:
2. Тема урока:
3. Базовый учебник (название, автор):
4. Цель урока:
5. Предполагаемые результаты обучения:
- личностные:
- метапредметные:
- предметные:
6. УУД, формируемые (базовые) на уроке
7. Тип урока:
8. Формы работы учащихся:
9. Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное):
Структура и ход урока
Таблица 3
№
Этап урока
Основной вид деятельности со средствами ИКТ (название используемых ЭОР, действий с ЭОР и интерактивной доской, с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность преподавателя (функции и виды: организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание, рефлексия и т.д.)
Деятельность учащихся
(формы и виды)
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
7
Перечень используемых на данном уроке ЭОР:
Таблица 4
№
Название
ресурса
Описание ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и д.р.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
2
4. Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме «Умножение многочленов»
Дата проведения 12.03.2013г.
Учитель: Крылова Офелия Велигулиевна
Количество часов по теме «Умножение многочлена на многочлен»: 3 ч
Место урока в данной теме: 3-ий
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)
Цели урока: Организация деятельности учащихся по совершенствованию умений выполнять действия с многочленами
Образовательные цели:
-
повторение и совершенствование свойства степени, умножения многочленов
-
совершенствование умений выполнять действия с многочленами
-
научиться делить многочлены
Развивающие цели:
-
развитие устной речи
-
формирование умения ставить цели
-
развитие самостоятельности в мышлении
-
развитие умения самоконтроля своей деятельности
Воспитательные цели:
-
формирование познавательного интереса к математике
-
воспитание умений самостоятельно планировать и анализировать свои действия, реально оценивать свои знания
-
воспитание культуры общения, чувства взаимопомощи
-
формирование умения работать в коллективе
Задачи урока:
-
Создать условия для актуализации опорных знаний
-
Организовать формулировку темы урока
-
Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися
-
Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выбору способа умножения многочленов
-
Продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты:
-
личностные: умение ставить вопросы и формулировать проблему; умение договариваться о совместных действиях; принимать решения в группе; умение перерабатывать информацию; ценностное отношение к совместной познавательной деятельности; осознание значимости данного умения для успешного дальнейшего обучения; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
-
метапредметные:
-
познавательные и регулятивные: представление информации в виде презентации; моделирование понятия;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
-
коммуникативные: умение выстраивать речь (устную и письменную) понятную другим; умение управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера
-
предметные:
-
Базовый уровень: умение выполнять действия деления многочлена на многочлен
-
Повышенный уровень: ученик получит возможность научиться умножать многочлены разными способами и делить
Учебник: Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/[Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Оборудование: доска для работы с мелом, интерактивная доска, сборники дидактических материалов, раздаточный материал для КСО; раздаточный материал для работы с проектом таблица 5 [5]
Этап урока и его цель
Результат
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Комментарий
-
Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Цель: организация подготовки к общению
Психологическая готовность
Обеспечивает
благоприятный
настрой.
Настраиваются на работу,
2.Проверка домашнего задания
Цель: организация проверки уровня усвоения учащимися изучаемого материала
Правильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок
Организует проверку выполнения дом. задания, организует формирование критерия оценивания слайд 1
Самостоятельно проверяют домашнее задание о оценивают себя
3.Актуализация опорных знаний
Цель: организация восприятия задания обучающимися
Ситуации игры, успеха
Организует работу по актуализации опорных знаний слайд 2-3
Устное решение примеров на лепестках ромашки
-
Определение совместной цели деятельности
Цель: определение цели урока
Деятельность по определению целей урока
Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает
консультирует.
слайд 4,5
Отвечают на вопросы, формулируют цель урока
5.Закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Цель: организация систематизации знаний
Выполнение типового упражнения
Вопросами подводит учащихся к повторению действия умножения разными способами слайд 6
Отвечают на вопросы, выполняют № 711 из учебника любыми двумя способами слайд 7
6. Закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)
Цель: организация совместной деятельности по применению знаний в нестандартной ситуации
Построение алгоритма деятельности
Представляет задание на слайде и предлагает выполнить задание Слайд 8,9
Работают парами , выполняют задание
7. Зрительная гимнастика
Цель: организация отдыха для глаз
здоровьесбережение
Представляет тренажер Базарного
Слайд 10
Выполняют рекомендации тренажера
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)
Цель: организация проблемной ситуации
Умение делить многочлены
Представляет задание , для выполнения которого не хватает знаний Слайд 11,12
Высказывают свои предположения
9. Выбор дальнейших действий
Цель: организация групповой деятельности по потребности
(контроль, взаимоконтроль, самоконтроль)
Слайд 13
Для 1 -ой группы представляет стартовую презентацию для проекта слайды 14-26
Для 2-ой группы организует КСО по теме (раздаточный материал)
Для 3-ей группы организует проверочную работу по типовым заданиям (ДМ, П - 54)
Выполняют задание
10. Рефлексия деятельности на уроке
Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности
Дать оценку
Уроку.
Осмысление результатов своей работы
Задает вопрос для самооценки.
Ребята, на каждую букву этого слова подберите ответ на вопрос « Каким был для вас урок?»
Представляет слово ПОЛИНОМ слайд 27
Самооценка. Характеризуют урок, используя буквы слова «Полином»
11. Домашнее задание
Цель: Обеспечить понимание содержания домашнего задания
Запишут верно
Представляет дифференцированную дом работу на выбор Слайд 28,29
Записывают в дневники
-
Заключение
Итак, управление учебной деятельностью учащихся на основе технологической карты осуществляется в соответствии с тремя этапами.
На первом учебном занятии необходимо информировать школьников о новой теме, формулировать конечные результаты ее изучения в действиях школьников, знакомить учащихся с содержанием учебного материала в соответствии с технологической картой. Введение учащихся в план изучения учебной темы чаще появляется в совместном сотрудничестве с учащимися, для чего используются различные техники. Следующий шаг в управлении учебной деятельностью состоит в сообщении о количестве учебных занятий, необходимых для изучения новой темы, знакомство с вопросами и заданиями для самоконтроля учащихся и итогового контроля - все это осуществляется через оценочный лист, который получает каждый школьник на первых уроках изучения новой темы. Таким образом, на первом этапе осуществляется целеполагание и планирование совместной деятельности учителя и учащихся.
На втором этапе - организация, промежуточный контроль, анализ и регулирование деятельностью учащихся в процессе изучения ими учебного материала. Основное назначение контроля в управлении деятельности школьников состоит в обеспечении обратной связи, как положительной, так и отрицательной.
На третьем этапе - итоговый контроль и организация коррекции выявленных пробелов в знаниях или организация продвинутого движения в обучении учащихся математике.
Таким образом, технологическая карта является не только тематическим планом учителя для обучения школьников математической теме, но и обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции.
7. Список используемой информации
-
Лужанская, О.А. Системно-деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-v-obrazovanii - Загл. с экрана.
-
Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: polevoe-school.ucoz.ru/publ/seminary/formirovanie_uud_kak_trebovanie_fgos/5-1-0-19 - Загл. с экрана.
-
Классен С.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rudocs.exdat.com/docs/index-68351.html - Загл. с экрана.
-
Управление начальной школой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: menobr.ru/products/193/ - Загл. с экрана.
-
Технологическая карта урока [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1356:-l-r&catid=159:2011-10-25-09-09-07 - Загл. с экрана.