- Преподавателю
- Другое
- Современной школе нужен «гармоничный педагог»
Современной школе нужен «гармоничный педагог»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чухно Л.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Современной школе нужен « гармоничный педагог»
Людмила Чухно, заместитель директора по учебно- воспитательной работе
общественно-гуматитарной гимназии, г. Торез
Светлана Остапчук, учитель высшей категории, методист
Сегодня существует острая потребность государства, общества, родителей, детей в новом типе учителя. Современной школе нужен « гармоничный педагог», который очень отличается от учителя-
предметника.
Социально - экономические изменения в нашей стране вызвали новые идеи, реалии- подходы, переоценку системы ценностей и, конечно, не могли не коснуться личности учителя. Но изменения эти проходят слишком медленно. Сегодня учитель самый униженный, самый обиженный работник в нашем обществе: его зарплата желает лучшего, рабочий день ненормированный, расширение прав родителей и детей пагубно отобразилось на правах педагогов; во всех несчастьях общество обвиняет школу и учителя. Сколько унижений испытывает он, прося родителей подготовить класс к новому учебному году, а директор, ища спонсора, проходит муки пекла, стыда перед собственниками предприятий.
В учебных заведениях происходят изменения, но в целом состояние дел такое: большая часть учителей не готова психологически и технологически для решения тех задач, которые ставит перед нами современное общество. Компьютеры или школьная мебель не решают проблемы человеческих отношений, которая является самой главной. Вспоминается известное высказывание : «С чего начинается школа? С учителя….». Именно он определяет успех или неудачу во время решения любых поставленных перед школой задач.
Мышление учителя не готово к решению многих вопросов, связанных с модернизацией системы образования. В первую очередь, это касается понимания учителем своей профессиональной идентификации, а также овладение образовательными технологиями. Сегодня существует острая потребность государства, общества, родителей, детей в новом типе учителя.
Школе нужен « гармоничный педагог», который очень отличается от учителя - предметника. Что обозначает понятие «гармоничный педагог»? Это носитель культуры, который синтезировал бы у себя роли исследователя, менеджера и психолога, имел бы стойкие духовно- моральные принципы, умел бы своевременно перестроиться согласно потребности времени и создать вокруг себя творческое окружение, где формируется Человек.
В наших школах сейчас кризис гармонии, все подчинено рациональности и целостности. Конечно, это неплохо, но во всем должна быть мера. Многие нововведения «тормозятся», потому что учителя не готовы к изменениям. Множество инноваций, которые ныне внедряются в школы, носят косметический, поверхностный характер или используются как дань моде, желанию быть « на плаву». Необходим переход учителя на новый уровень мышления, профессиональной рефлексии, когда он сам понимает, что ему необходимо изменяться и прежде всего на уровне профессионализма.
Нас, педагогов, готовили к работе в школе, рассчитывая не на личность ребенка, а на работу с детьми вообще, поэтому большинство - это учителя - предметники, которые не умеют учитывать субъективную реальность, а использование компьютеров, Интернет - технологий в этом помочь не может. Основные минусы современного учителя - низкий уровень заинтересованности в своей работе, незнание инновационных педагогических технологий, высокая степень конфликтности, недостаточное знание психологии, неумение создавать модель профессионального личностного саморазвития, низкий уровень профессиональной рефлексии, неумение работать в команде, неуверенность в значимости своей деятельности.
Но решить все эти проблемы невозможно без изменения отношения государства к учителю, его статусу. Именно это связано с авторитетом педагога, с его чувством собственного достоинства. Да, школам нужен новый тип учителя, но он не появится без пересмотра позиций общества к нему. Время ставить перед школой сложные задачи, связанные с восприятием человека как сложнейшего феномена, с поиском индивидуальных средств деятельности. Но эти задачи являются не только проблемой педагогов, но и задачей общества.