Эссе на тему Живое знание

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ниязбекова М.Г.

Эссе на тему «Живое знание»

В наши дни технический прогресс достиг огромных высот. Продукты научных открытий окружают нас повсюду, упрощают нашу жизнь, экономят наше время и средства. Казалось бы, столько полезного можно извлечь из новых приобретенных знаний. Новые поколения детей становятся умнее своих родителей, они быстрее приспосабливаются к новой обстановке, учат языки, владеют смартфонами, планшетами, ноутбуками, используют ресурсы Интернета и так далее. В какой -то момент знание и умение отделились от нашего духовного мира и стали развиваться по своему пути. Но наш мир меняется, появляются новые идеи, и наше образование не может не реагировать на эти изменения. Как известно, история движется по кругу и, если в Новое время мы стремительно бежали к «чистому знанию», то сейчас мы снова возвращаемся к нашим истокам, а именно к возрождению общечеловеческих ценностей. Это стало очень актуальным, когда на планете процветает терроризм, экстремизм, загрязнение окружающей среды, увеличение бедствующего населения. Что касается образования, то на помощь в духовно-нравственном развитии детей приходит такой предмет, как Самопознание.

Воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач в нашей стране. Теперь огромное внимание уделяется развитию личности ребёнка, формированию у него системы ценностей. Интеграция самопознания и других дисциплин - ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Одна из них - выявить общечеловеческие ценности в ребенке. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то самопознание выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка. Гуманизация знания требует изменения отношений в системе "учитель - ученик" и установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя.

Как же ввести их в образовательный процесс? Вот некоторые приемы интеграции Самопознания и уроков русского языка и литературы, помогающие найти и понять себя. Ученики делают выводы на основе прочитанного дома рассказа «Му-му» Тургенева.

На примере героя Герасима мы можем говорить об общечеловеческой ценности - бескорыстная Любовь. Некрасивый внешне, глухонемой Герасим был красив душой. В некрасивом герое столько доброты и любви к собачке Му-му. Он жертвует своим любовью к собачке ради покоя других людей.

Интеграция самопознания, музыки на уроке изобразительного искусства переводят занятие на совсем другой уровень. Творческое задание для ребят - «Рисуем природу», звучат звуки природы, записанные диск. Затем учитель спрашивает у учеников такие вопросы, как: «Что вы представляете, когда слышите музыку природы (шум листвы, пение птиц, шум травы, плескание воды и т.д.)?», «Какие цвета возникают в вашей фантазии?», «Какие эмоции и чувства вы испытываете?». Ученики посредством различных цветов стараются перенести свои чувства на лист бумаги. Урок изобразительного искусства становится действительно живым и интересным.

Как показывает практика интеграция урока самопознания в другие дисциплины не только оживляет школьную программу, но и повышает заинтересованность учащихся. Теперь такие сложные предметы, как химия, физика, математика изучаются детьми через наблюдение, сравнение и обсуждение. Примерами «живого знания» на уроках математики могут служить обычные задачи и примеры. Сумму чисел можно посчитать разными способами, но сумма все равно будет одна и та же. Различные пути ведут к одной и той же истине. Нельзя определить чей путь верный. У каждого человека свой путь, выбранный именно им самим. Все должны быть терпимы друг к другу и уважать путь других.

Например на уроке географии мы изучаем разные страны, с которыми у нас происходит взаимообмен различной продукцией. Происходит экспорт из одной страны в другую. Можно объяснить, как в этом мире мы взаимно зависим друг от друга. Мы должны развивать чувство благодарности к тем, кто работает, чтобы обеспечить всех.

Ученики решают жизненные задачи, которые помогут им сделать правильный выбор за порогом школы.

Еще один из методов интеграции самопознания и любой школьной дисциплине - это цитаты. Они помогают учащимся настроиться на хороший лад, воспитывают познавательный интерес к изучаемому предмету. «Математика придает мыслям гармонию, порядок и стройность» Н.Г.Чеботарев, или «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного» Аристотель. Цитаты помогают придать человечность именам просто написанным на странице учебника. Ребята перестают враждебно относится к сложным химическим и физическим формулам, потому что понимают, что за ними стоят кропотливый труд и изыскания обычных людей.

Можно привести множество примеров, на самом деле все зависит от фантазии педагога, его открытости и любви к своему труду и детям. Таким образом, цель учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку в развитии, зажечь в его сердце огонек добра и любви. Только человек с пробужденным духовно-нравственным самосознанием сможет отличить вечные ценности от временных, истинное от ложного, обрести счастье и сделать счастливыми людей вокруг себя. Это и является целью интеграции самопознания в другие дисциплины. Теперь для современных педагогов важно вывести свой предмет на новый уровень, где духовные ценности, совесть и веления сердца направляют ум ученика на совершение благих и добрых поступков в реальной жизни.



© 2010-2022