- Преподавателю
- Другое
- Уроки по элективному курсу экономики Предпринимательская деятельность
Уроки по элективному курсу экономики Предпринимательская деятельность
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белецкая С.Г. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ПРЕДПРИНИМАЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЛЬНОСТЬ»
Разработала: Белецкая Светлана Геннадьевна,
заместитель директора по УВР, учитель экономики
ГБОУ СОШ №58 города Севастополя
ТЕМА: «ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Цели: Познакомить учащихся с условиями возникновения и развития предпринимательства; дать основные понятия о предпринимательстве и предпринимателе.
Усовершенствовать знания учащихся об эволюции экономических систем: переход от натурального хозяйства к товарному хозяйству, преимущества и недостатки развития товарного хозяйства.
Развивать навыки и умения определять типы экономических систем и особенности развития предпринимательства в каждой из них; уметь объяснять, кому и почему необходима предпринимательская деятельность.
Воспитывать интерес к новому курсу.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы и приемы : «Микрофон», «Мозговой штурм», групповая работа.
Оборудование: карточки для работы в группах.
План урока :
-
Знакомство с условиями возникновения и развития предпринимательства.
-
Повторение ранее изученного материала по типам экономических систем.
-
Определять особенности развития предпринимательства в каждой экономической системе.
-
Закрепление материала с помощью предложенных тестов.
Ход урока
Труд освобождает нас
От трех великих бед:
Скуки, порока и недостатков.
Вольтер
1. Оргмомент. Сообщение цели урока.
2. Из курса истории и географии, вспомните, что такое хозяйство и как оно возникло.
Задание 1: Представьте, что у вас в руках микрофон и предлагается высказать свою точку зрения, что такое хозяйство.
Хозяйство - это совокупность природных и созданных руками человека средств, используемых людьми для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования.
Критериями разграничения форм хозяйства являются:
- степень развития общественного разделения труда;
- способ включения индивидуального труда в общественный;
- форма реализации связи между производство и потреблением.
Сначала возникло натуральное хозяйство, когда человек сам себя полностью обеспечивал всем необходимым.
Задание 2: Подумайте, в чем преимущества и недостатки натурального хозяйства ?
Натуральное хозяйство - это тип хозяйствования, при котором продукты труда предназначены для собственного удовлетворения потребностей.
Преимущества
Недостатки
-
средства производства принадлежит самим производителям;
-
продукт производства принадлежит
производителю;
3. производство основано на личном труде.
-
все необходимое сам человек сделать не может;
-
продукция низкого качества;
-
не хватает времени;
-
не хватает ресурсов;
-
уровень потребления зависит от уровня производства;
-
не хватает навыков и умений;
-
характерен ручной труд.
С возникновением обмена и разделения труда происходит переход от натурального хозяйства к товарному.
Товарное хозяйство - это тип хозяйствования, при котором продукты труда производятся отдельными хозяйственными субъектами для удовлетворения не собственных, а общественных потребностей путем купли - продажи этих продуктов, которые становятся товаром .
Преимущества
недостатки
-
существует разделение труда ;
-
улучшается качество товара;
-
появляется конкуренция;
-
осуществляется торговля товарами;
-
развитие промышленности;
-
формируются единые национальные рынки.
1. отношения между производителями складываются через конкуренцию;
2. появляется экономический риск;
3. появление «теневого»рынка;
4. производство ведется обобсобленными производителями.
??? От чего зависит экономическое развитие стран? (от условий, созданных в данной стране, т.е. от типов экономических систем).
??? Какие типы экономических систем существуют и что для них характерно?
-
Традиционная система .
-
Командная ( централизованная ).
-
Рыночная.
-
Смешанная.
??? Как вы считаете, в какой из экономических систем, существуют лучшие предпосылки для развития предпринимательской деятельности ? Почему ?
Возникновению товарного производства, как мы говорили, предполагает несколько предпосылок:
-
обмен товарами, который происходит на основе эквивалентности. Например, одну общую тетрадь мы можем обменять на четыре карандаша. Почему в таких пропорциях ? Потому, что в производстве одной тетради затрачено столько труда, как в производстве четырех карандашей;
-
экономическое разделение труда, которое предполагает самостоятельный выбор видов деятельности хозяйственных субъектов, самостоятельное формирование программ и т.д., что являются характерными чертами предпринимательской деятельности;
-
полную социально - экономическую независимость производителей;
-
экономические связи между производителями, которые осуществляются путем обмена;
-
частная собственность в результате труда.
Таким образом, предпринимательство является неотъемлемой частью товарного производства. Без свободы хозяйственной деятельности, т.е. предпринимательства, товарное производство не существует. В свою очередь, предпринимательская деятельность невозможна без наличия товарного производства, которое для предпринимательства является материальной основой, базой, на которой развиваются предпринимательские отношения.
Признаки предпринимательской деятельности полной мерой проявляются в современной рыночной экономике.
В основе рыночных экономики лежат товарно - денежные отношения по схеме производитель - товар - потребитель, где обмен товаров проводится по денежным эквивалентам. В этих отношениях основным регулятором являются потребности людей . Именно эти потребности определяют направления производства, его характер, содержание, структуру, т.е. производство значительной мерой определяется рынком, его потребностями.
Для развития рыночных отношений необходимы определенные социально - экономические условия, которые сейчас пытается создать наше государство Украина. Это, прежде всего, провозглашение государственного суверенитета Украины, принятие закона об экономической независимости и др. Эти и другие законы являются основой для постепенного перехода к рыночной экономике, которая определяет свободу предпринимательской деятельности. С целью развития рыночных отношений Украина провозгласила свободу предпринимательской деятельности. Законы Украины '' О предпринимательстве'' от 7 . 02. 1991 г. предоставляет любому гражданину право без ограничения принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, которая не противозаконна законодательству ( ст.3 Закона ). Конечно, не каждая деятельность будет являться предпринимательством, поэтому данный Закон дает определение этому понятию : « Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, предоставлению услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли''.
Итак, предприниматель - это гражданин или организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность.
Приведенное определение дает возможность определить правовые признаки предпринимательства.
??? Назовите правовые признаки предпринимательства.
-
собственная инициатива - сам определяет основные вопросы экономики ;
-
самостоятельная инициатива - может рассчитывать только на себя, на свой ум, способности
-
систематический характер - осуществляет деятельность на продолжительный срок 4
-
собственный риск - берет на себя последствия деятельности ;
-
получение прибыли - основной признак, по которой отличает от других видов деятельности.
Вывод: предпринимательство - это такая деятельность, движущей силой которой является природный толчок человека получить деньги, заинтересованность предпринимателя улучшить свое собственное благосостояние, свою жизнь путем получения прибыли.
Д/З : выяснить у родных и близких людей, какой предпринимательской деятельностью занимаются, и как это выгодно.
ТЕМА : « ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ»
ЦЕЛИ: Обобщить представления о теории собственности и ее влиянии на формирование
разных типов экономических систем.
Закрепить полученные ранее знания об экономических системах и познакомить с современными их моделями.
Развивать умения и навыки определять типы экономических систем и особенности развития предпринимательства в каждой из них.
Воспитывать экономическое мышление, внимание.
ТИП УРОКА : комбинированный.
МЕТОДЫ РАБОТЫ : репродуктивные , словесные, проблемно - поисковые.
ПЛАН РАБОТЫ : 1. Актуализация опорных знаний о собственности.
2.Актуализация опорных знаний о типах экономических систем.
3. Составление сравнительной характеристики экономических систем.
4. Закрепление материала по предложенным вопросам или тестам.
ХОД УРОКА
У человека есть такое объединение
Самого человека и экономической среды,
В котором невозможно отделить
Экономическую жизнь от жизни моральной,
Идеальную жизнь от жизни экономической.
Ж. Жорес
??? Вспомните, что такое собственность ? Какие виды собственности вы знаете ?
Задание: Рассмотрим соотношение таких понятий, как владение, пользование и распоряжение, исходя из ниже перечисленных ситуаций , и заполняете сразу табличку.
Ситуация 1. Вы - фермер и собственник участка, сами копаете картофель.
Ситуация 2. Вы - фермер, нанимаете работника, который копает вам картофель.
Ситуация 3. Вы сдали участок в аренду.
Ситуация 4. Тот, кто арендует участок земли, нанимает работника, чтобы выкопать картофель.
( таблица представлена сразу с ответами, учащимся даете чистую таблицу ).
№ сит.
Собственник
Владение
использование
распоряжение
1
вы
вы
он
вы
2
вы
вы
он
вы
3
вы
он
он
он
4
вы
он
работник
Он
Экономическая система - продукт эволюционного развития. Каждая система формируется в недрах старой, постепенно получая новые качества, но сберегая длительное время черты прошлой.
??? Вспомните, что такое экономическая система и какие типы существуют ?
( ЭС - способ организации хозяйственной жизни общества.)
Задание : Предлагается кратко обсудить основные черты типов ЭС и выполнить следующее задание.
Определите признаки каждого типа экономических систем, давая ответы на против каждого типа.
-
Цены в данной экономической системе устанавливаются централизовано.
-
Для данной экономической системы характерным является стихийный экономический рынок.
-
В данной экономической системе планы имеют обязательный характер.
-
В экономике существует много форм собственности.
5. Цены в данной экономической системе формируются в ходе конкурентной борьбы.
-
Объем продукции в данной экономической системе определяется соотношением спроса и предложения.
-
Большое влияние на экономику имеют обычаи, религия и традиции.
Традиционная - 7
Рыночная - 2, 5, 6
Командно-
административная - 1, 3
Смешанная - 4
В разных странах и регионах мира складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга « национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования.
Национальные модели экономических систем
-
Американская - « модифицированная рыночная экономика » с приоритетом частной собственности, а государство осуществляет налогообложение, целевые выплаты, заказы на товары и услуги, контроль за денежной массой и процентными ставками.
-
Японская - « японский стиль управления» : система пожизненного найма, увеличение размера заработной платы в зависимости от стажа работы на данном предприятии, значительная роль профсоюзов. Ведущая роль государства в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики.
-
Немецкая - высокая степень государственного вмешательства в экономику. Участие государства в предоставлении социальных благ; создание благоприятных условий для частного предпринимательства; антициклическое регулирование.
-
Шведская - огромные полномочия государства по регулированию социально - экономической жизни; значительная часть доходов, полученных в частном секторе экономики, перераспределяется в бюджет на социально - экономические потребности.
-
Южнокорейская - объединение жесткого государственного планирования и рыночных механизмов; государство контролирует отрасли экономики, требующие больших первичных капиталовложений; государство создает льготные условия для инвестиций и экспорта товаров.
Факторы, влияющие на возникновение особенностей национальных моделей
-
уровень и характер материально - технической базы ;
-
исторические и геополитические условия формирования общественного устройства;
-
национальные и социокультурные особенности страны.
Переходная ( постсоциалистическая ) экономика.
Особенность переходной экономики заключается в том, что в ней сочетаются формы организации производства, присущие командной экономике, и формы организации производства, которые в большей или меньшей степени соответствуют рыночной экономике.
Задачи, стоящие перед постсоциалистическими государствами :
-
формирование частного сектора экономики; создание условий для свободного предпринимательства;
-
способствование экономической обособленности товаропроизводителей на основе частной и смешанной форм собственности ;
-
реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственного имущества;
-
формирование рыночной инфраструктуры, призванной способствовать эффективной организации производства;
-
реформирование системы ценообразования на основе рыночных механизмов.
Закрепление материала.
-
Ответьте на тесты.
-
Личная и частная собственность:
а) понятия одинаковые;
б) отличаются тем, что частная - приносит прибыль, а личная используется для удовлетворения собственных потребностей ;
в) отличаются тем, что личная - это собственность одного человека, а частная - - группы людей ;
г) понятия не отличаются.
-
Экономика является смешанной, когда :
а) товары и услуги производятся как государственными, так и частными предприятиями;
б) правительство владеет или управляет всеми компаниями;
в) экономические решения принимаются по установленной традиции;
г) есть как богатые, так и бедные.
-
В системе свободного предпринимательства6
а) человек имеет право заниматься любым законным бизнесом;
б) каждый гражданин имеет право голосовать на выборах ;
в) товаров так много, что их продают по низким ценам ;
г) нарушается справедливость в оплате труда.
Ответы: 1 - в, 2- а, 3 - г
ТЕМА : «РЫНОК И ЕГО ФУНКЦИИ»
ЦЕЛИ: - дать понятие ''рынок'' и познакомит с видами рынков;
- познакомить учащихся с основными рыночными инфраструктурами и их отличиями;
- сформировать представления о функциях рынка;
- закрепить знания о товарах и услугах, осуществляемые на рынке;
- продолжать развивать навыки работать с статистическими данными, делать выводы;
- воспитывать экономическое мировоззрение, интерес к науке.
ТИП УРОКА : комбинированный.
МЕТОДЫ: репродуктивные (объяснение, беседа), практические ( тесты).
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с тестами.
ПЛАН УРОКА : 1. Организация учеников.
2. Актуализация опорных знаний: фронтально и индивидуально.
3. Изучение новой темы:
-
что такое рынок и условия возникновения рынка;
-
функции рынка ;
-
виды рынка.
4. Закрепление знаний: ответить на тесты.
ХОД УРОКА
Каждый может делать на рынке,
Что ему вздумается.
Однако, если кто-то делает то,
Чего рынок не одобряет,
Ценою индивидуальной свободы
Становится экономическое разорение.
Р.Л. Хейлбронер
Известно, что для существования людей необходимо беспрерывное производство товаров и услуг для удовлетворения их собственных потребностей. Для того, чтобы человек смог приобрести для себя все необходимое, нужны определенные места. Исторически сложилось так, что первые обмены происходили в определенных местах, позже эти места стали называть рынками.
Рынок - это сфера, где происходит общественная оценка товара посредством цены и осуществляется обмен по законам производства и обращения.
Следовательно, рынок выполняет роль связующего механизма между продавцами
(производителями) и покупателями (потребителями товаров и услуг). Рыночные отношения возникают везде, где существуют купля - продажа товаров и услуг.
??? Как вы считаете, какие условия возникновения рынка ?
Условие 1 - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное хозяйство, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических субъектов.
Условие 2 - обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она стала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким - то локальным кругом интересов ( кооперативы, товарищества, АО и т.д. ).
Условие 3 - свобода предпринимательства.
Как результат рыночные отношения в экономике выполняют ряд функций. Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами:
-
регулирующая - регулирует беспрерывность процесса производства, устанавливает экономические пропорции что производить и как производить;
-
стимулирующая - стимулирует к труду и внедрению достижений НТП посредством действия законов стоимости и роста производительности труда, т.е. эти законы требуют экономии труда и снижение себестоимости товара ;
-
ценообразующая - в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
-
посредническая - рынок выступает посредником между потребителем и производителем, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли - продажи.
-
дифференцирующая - дифференцирует производителей в процессе конкуренции ;
-
интеграционная - посредством образования мирового рынка товаров экономики всех стран через различные объединения.
Для эффективного функционирования рынка необходимо выполнять следующие условия:
-
свобода принятия производителями хозяйственных решений;
-
ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности;
-
конкуренция производителей;
-
свободное ценообразование;
-
отсутствие ограниченности на перемещение товаров, рабочей силы и капитала.
Общую характеристику рыночных структур, деление их на группы и виды можно составить по следующим признакам:
-
по экономическим назначениям объектов рыночных отношений:
-
рынок товаров и услуг;
-
рынок способов производства;
-
рынок научно - технических разработок и информации;
-
рынок ценных бумаг;
-
валютный рынок;
-
рынок рабочей силы.
-
по видам и способам торговли , а также по формам оплаты за товары:
-
рынок оптовой торговли;
-
рынок розничной торговли;
-
продажа товара в кредит;
-
предоставление товара в прокат;
-
по формам конкуренции:
-
идеальный (немонопольный) ;
-
монопольный ;
-
олигопольный;
-
дуопольный.
-
по нормам существующего законодательства:
-
легальный ;
-
теневой.
-
по административно - территориальный:
-
городской;
-
региональный;
-
рынок коалиции разных стран;
-
мировой.
??? Почему в отдельных постсоциаличтических странах объемы теневого рынка достигли такого масштаба, что угрожают национальной безопасности страны?
Феномен теневой деятельности, которые формируют теневой рынок, характерный практически для всех стран рыночной экономики. В западных странах его часть составляет 5 - 15%, не влияет на легальный рынок. История свидетельствует, что значительных размеров теневой рынок существует в переходный экономический период. Слабая государственная власть не может ограничить наступление теневого капитала. Нередко, коррумпированное, оно само образует условия для расширения сферы его действия.
Для установления цивилизованного предпринимательства необходимо время. В таких странах еще это время не настало. При переходе к рынку взяли власть не правовые формы накопления капитала. Результат - значительный объем теневого рынка, что достигает, по оценкам, ученых, 60 и более процентов ВВП.
Теневой рынок представлен разными формами. Кроме криминального и подпольного, существует теневой сектор, доходы которого скрываются от налогообложения. Теневой рынок охватывает главным образом сферу малого бизнеса, предоставление разного рода услуг (медицина, автосервис, ремонт техники, образование и т.д.).Теневой рынок деформирует все сферы общественной жизни страны - экономическую, политическую, социальную и правовую.
Закрепление материала.
-
Является ли рынок особым экономическим институтом, организующим всю социально - экономическую систему общества ?
Да Нет
-
Все виды товаров и услуг могут финансироваться при помощи рынка ?
Да Нет
-
Можно ли считать достоинством рыночной системы тот факт, что полезность продукта определяется в сфере обмена ?
Да Нет
4. Верным ли является утверждение, что потребитель занимает в рыночной экономике приоритетное место ?
Да Нет
Ответы: 1,3,4 - да, 2 - нет.