• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогический совет на тему: «Пути формирования информационно-коммуникативно-технологической компетентности участников образовательного процесса»

Педагогический совет на тему: «Пути формирования информационно-коммуникативно-технологической компетентности участников образовательного процесса»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет на тему:

«Пути формирования информационно-коммуникативно-технологической компетентности участников образовательного процесса»


План педсовета:

  1. Введение - выступление зам. директора по ВР Исильбаевой О.Е.;

  2. ИКТ - компетентность - учитель физики и математики Волчкова А.М.

  3. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе как важная составляющая деятельность современного учителя - выступление учителя географии Склисковой С.В.;

  4. «Использование ИКТ в воспитательной работе» - выступление Исильбаевой О.Е.

  5. Мастер-класс «Создание презентаций»

  6. Практическая часть

  7. Подведение итогов

Введение

Без информационных технологий уже невозможно представить обучение, работу, да и вообще современную жизнь. В настоящее время школы, интститут, гимназия, техникум, а порой и детский сад, оснащены компьютерной техникой. Подключение образовательных учреждений России к сети интернет завершено на 99%. Обеспечение широкополосного доступа в интернет - это создание новых возможностей для существенного повышения доступности качественного образования.

Одновременно с подключением школ к сети интернет осуществлены масштабные поставки компьютерной техники, созданы и стали доступными новые информационно-образовательные ресурсы, совершенствовалось наполнение образовательных порталов и сайтов.

Цель нашего педсовета - показать роль и место ИКТ в образовательном процессе, то , как современные средства информационных и коммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, целей и содержания, педагогических технологий.

Успешность и эффективность применения ИКТ в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель в достаточной мере мотивирован на использование ИКТ, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами как общего, так и учебного назначения, способен определить место ИКТ в методической системе преподавания учебного предмета.

Поэтому в настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя, которая включает в себя совокупность знаний, навыков и умений, вырабатываемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.

С докладом о «ИКТ - компетентности» выступит Волчкова Альфия Мауфатовна.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.

Склискова Светлана Владимировна расскажет нам об «Использовании информационно-коммуникационных технологий в работе как важной составляющей деятельности современного учителя».


Использование ИКТ в воспитательной работе.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)

Формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Сегодня не возможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Достоинства ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс осуществляется их использование в различных направлениях деятельности

1. Внеклассная работа с учащимися

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций (представление)
Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной деятельности.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь - изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).

К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций.

Выпускные презентации на тему: «Какими мы были», «Наш класс», «Наши выпускники». Я хочу показать работу выпускницы Даши Назаровой (видеоролик)

Выпуск информационных буклетов.

Подготовка музыкального сопровождения всех школьных мероприятий происходит через компьютер. Художественный руководитель вокальной студии работает на компьютере с фонограммами.

Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки.

Ведутся видеосъемки мероприятий.

Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.

Ведение электронного школьного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.


ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:

  1. Поиск информации в сети Интернет.

  2. Для обозначения темы занятия.

  3. В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.

  4. Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)


Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что занятия, мероприятия, включающие слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Следующее направление:

2. Работа с классными руководителями

Проводятся педсоветы и семинары с использованием ИКТ.

Ведется Электронный Журнал классного руководителя.

Работа с портфолио.

3. Работа с родителями

Общешкольные родительские собрания с использованием презентаций.

Привлечение родителей к созданию презентаций, видео-метериала, съемкам для участия в конкурсах.

4. Работа заместителя директора по ВР

Поиск информации стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет.

Документооборот, работа с электронной почтой.

Работа с цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школе значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников.

Каждый год наши ребята принимают участие в ряде районных и городских конкурсах с применением ИКТ

Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными.

В будущем планируется:

1. Вынос информации о проведённых внеклассных мероприятиях на сайт школы.

2. Активное использование ИКТ при работе пришкольного лагеря.

3. Организация общешкольных конкурсов компьютерных презентаций.

4. Проведение классных собраний с использований презентаций, где указывается рейтинг участия детей вразличного рода мероприятиях, в учёбе и т. д.

5. Работа детей по выносу информации на сайт школы..

6. Создание электронного портфолио класса, школы.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». На столах приготовлены буклеты о Влиянии монитора на зрение, о мерах предосторожности, также санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером и примерные упражнения для глаз, которые вы можете использовать для себя и обучающихся.

Можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе ОУ

  • ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

  • растет интерес школьников к участию в районных, городских конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;

  • классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;

  • классные руководители участвуют в районных, воспитательных мероприятиях с использованием ИКТ;

  • каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки;

Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса - почетная и важная задача.

Но не каждый учитель еще знаком с технологией создания презентаций, и сегодня я хочу провести мастер-класс по созданию презентаций.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

И сейчас я предлагаю вам посмотреть открыте уроки учителей, которых я попросила показать, как они умеют самостоятельно использовать информационно-комунникационные технологии.

© 2010-2022