• Преподавателю
  • Другое
  • Сценарий педагогического совета «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы через внедрение программы «Здоровое питание»

Сценарий педагогического совета «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы через внедрение программы «Здоровое питание»

     От чего зависит здоровье человека? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного? Влияет ли питание на здоровье человека? Мы попытаемся ответить на эти  вопросы. Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким бароме...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий педагогического совета

«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы через внедрение программы «Здоровое питание»

Ф. И. О. педагогов:

Кижапкина Ирина Васильевна, учитель;

Большакова Светлана Виталиевна, учитель.


Цель: анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников через внедрение программы «Здоровое питание»; определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать опыт работы школы по здоровьесбережению через внедрение программы «Здоровое питание».

  2. Определить основные направления модели работы педагогов по формированию у учащихся и воспитанников навыков здорового питания.

Участники: администрация, педагогические работники.

Форма проведения: работа творческих групп во время подготовки и проведения педсовета.

Этапы подготовки:

  1. Работа постоянных творческих групп по подготовке к педсовету.

  2. Подготовка подборки научно - методической литературы по проблеме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы».

  3. Подготовка инициативной группой проекта решения педагогического совета.

Оформление педагогического совета: на классной доске записана тема педсовета. На листах формата А4 высказывания о здоровье, здоровом питании.

Стендовые доклады «Параметры здорового питания, влияющие на формирование речевых навыков обучающихся с ОВЗ» (учителя - логопеды), «Роль овощей в здоровом питании» (учителя профессионального трудового обучения).

Подготовлены рабочие места для 5-ти групп и экспертной группы.

В качестве ведущего выступает заместитель директора по учебной работе, ответственный за данный педагогический совет.

Ход проведения педсовета

1.Вступительная часть. Выступление директора школы - интерната.

От чего зависит здоровье человека? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного? Влияет ли питание на здоровье человека? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Упражнение «Ассоциации». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровом питании? Педагоги озвучивают ассоциации, ведущий педсовета записывает на полосках и выставляет вокруг модели «Здоровое питание». После того, как ассоциации названы, подводится итог, обобщающий ответы.

2.Информационно- теоретическая часть.

Ведущий: творческие группы работали над решением проблем и сейчас мы выслушаем их отчеты.

Ведущий: В последнее время много информации в СМИ о проблеме здорового питания. Сегодня мы поговорим об этом. Каковы проблемы здорового питания в школе? Об этом нам расскажет группа, которая работала над этой проблемой.

(мультимедийная презентация)

Выступление представителя творческой группы. Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.
Одна из главных задач школы сегодня - помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни.

Кандидат педагогических наук института возрастной физиологии РАО Александра Макеева предлагает пять принципов рационального питания детей.

  • Регулярность Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В дошкольном и младшем школьном возрасте - 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).

  • Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи.

  • Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые - ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки.

  • Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия - соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять.

  • Удовольствие. Почему-то, когда пишут о роли и значении питания, часто забывают об этой, весьма важной функции еды - доставлять удовольствие.

Рассмотрим организацию питания детей в нашей школе.

Идет показ фильма о системе школьного питания, созданного педагогами.

Финансирование питания школьников происходит из республиканского бюджета. Воспитанники получают полноценное 5-разовое питание, а остальные - 2-х разовое горячее питание. Столовая оснащена современным оборудованием, есть горячий цех, разделочные цеха для хлеба, овощей, мяса и рыбы, мойки для кухонной и столовой посуды в соответствии с СаНПиН.

Согласно щадящей диете составлено 10-дневное меню, утвержденное Роспотребнадзором и директором школы-интерната. Энергетическая ценность:

  • 7-11лет - 2350 ккал

  • 11 и старше - 2700ккал

  • Воспитанники - до 3000 ккал

Ежедневно воспитанники школы-интерната получают кисломолочные продукты, соки и фрукты. Учащиеся начальной школы получают бесплатно молоко по госпрограмме «Молоко детям».

Ведущий: упражнение «Волшебное превращение»

Перед вами предметы - овощи и фрукты. Как их превратить в средства здорового питания?
Выслушиваются ответы.

Ведущий: В школе усилиями многих специалистов была создана программа «Здоровое питание». С ней познакомят её авторы (мультимедийная презентация).

«Здоровье - это результат многих социальных и биологических факторов» Н.М. Амосов.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.

Цель программы: формирование у обучающихся и воспитанников знаний об основах питания как компонента здорового образа жизни, общей культуры человека, умений и навыков рационального питания.

Задачи программы:

  • сформировать представление о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

  • воспитывать культуру питания через эмоционально-ценностное, позитивное отношение к вопросам санитарии и гигиены, медицины, нравственности, экологии, этики, эстетики в области питания;

  • способствовать формированию здоровой личности;

  • внедрить новые формы организации питания;

  • обеспечить благоприятные условия для качественного образовательного процесса;

  • сотрудничать с семьей по формированию культуры здорового питания;

  • взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, делегировать полномочия и разделять ответственность за сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • обеспечить соответствие школьного питания детей установленным нормам и стандартам;

  • организовать образовательно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания.

Реализация программы проходит через блоки: интеграция содержания базовых учебных предметов; внеклассная, внеурочная работа; работа с родителями; контроль качества питания; работа с педагогическими кадрами; медицинское обслуживание и профилактика заболеваний органов пищеварения.

Ответственные за реализацию программы: директор школы, заместители директора школы, учителя начальных классов, старшая медицинская сестра, диетсестра, учителя - предметники: СБО, биологии, математики, трудового обучения, географии, русского языка, ИЗО, истории, воспитатели, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги.

Оценка эффективности реализации программы:

  1. Динамика результатов мониторинга здоровья.

  2. Положительные результаты анкетирования родителей.

  3. Результаты анкетирования обучающихся, воспитанников.

  4. Отсутствие предписаний по результатам проверок Роспотребнадзора.

Ведущий: Программа не только создана, но уже апробируется и внедряется в учебно-воспитательный процесс.

Пропаганду здорового питания средствами учебного предмета на уроках «Письма и РР и «Чтение и РР» представят представители творческой группы учителей русского языка и литературы, которые начали внедрение школьной программы (мультимедийная презентация).

- Что самое ценное в жизни человека? Здоровье было и остаётся самой важной частью человеческой жизни. Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь.

На уроках русского языка и чтения возможно средствами предмета:

  • формировать у детей представление о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;

  • формировать основные навыки личной гигиены, связанные с питанием;

  • дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания;

  • формировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания, о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

  • Формировать у детей основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Содержание программы позволяет формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила при работе с текстами со здоровьесберегающим содержанием, затрагивающими тематику питания, режима, здорового образа жизни, использование тетради-помощницы «Учу слова из словаря», беседы по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приёма пищи», «Хлеб - всему голова»,сопутствующим изучению текстов программы.

На уроках русского языка эти возможности осуществляются в форме:

  • списывания тестов здоровьесберегающего характера с дополнительными заданиями (подчеркнуть, вставить, исключить лишнее, сгруппировать). Попутно идёт работа по обсуждению полезности-вредности продукта или режима, действия, делаются выводы о правильности или неправильности питания.

  • подбора однородных членов предложения или однокоренных слов (хлеб, хлебушко, хлебец, хлебный, хлебороб, хлеборезка, хлебовозка, хлебосольный, хлебушек, нахлебник) с одновременным обсуждением смысла, вложенного в каждое слово и выбором правильного стиля питания, поведения;

  • записи с доски или карточки небольшого поучительного, познавательного текста о режиме питания, различных продуктах, их свойствах;

  • подбора слов одной части речи к предлагаемому слову;

  • работы со словарными словами при введении их в активный словарь (при этом обсуждается, как и чем может быть полезен данный продукт, как, когда и в каких количествах он может употребляться, вреден он или полезен, кому).

На уроках «Чтения и РР» это могут быть следующие виды работ:

  • составление сказок на тему правильного питания при чтении близких по тематике текстов;

  • конкурс четверостиший «Правильное питание - залог здоровья!»;

  • игры, соревнования по теме читаемых текстов;

  • объяснение смысла пословиц и поговорок;

  • работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихов).

«Чистые мысли, чистые желания, чистые поступки, чистые слова, чистая пища… Будь скромным и соблюдай законы природы» (формула здоровья выдающегося болгарского врача Петра Димкова).

Ведущий: Мы говорим о том, что пища должна быть здоровой. А как мы сами питаемся? Можем ли мы говорить детям о здоровом питании, если сами неправильно это делаем? Предлагаем Вам откорректировать данное меню так, чтобы оно стало здоровым и питательным. Педагоги работают в группах.

Завтрак: овсяная каша, сыр, поп - корн, масло сливочное, хлеб зерновой, напиток кофейный на молоке, пепси-кола, чипсы, пирожное, чизбургер.

Обед: салат из моркови с яблоками, суп «Роллтон», суп картофельный с зеленым горошком, котлеты куриные, овощное рагу, фанта, кисель, хлеб ржано-пшеничный, плоды и ягоды свежие, «кириешки», картофель фри.

Ужин: тушеная рыба, хот-дог, рис отварной с овощами, картофельное пюре «Роллтон», компот из сухофруктов, творожная запеканка, тоник.

Ведущий. И еще один важный момент: секреты правильного питания.

Многие учащиеся и взрослые сами нарушают принципы питания. Послушайте и отметьте для себя, что вы делаете так или нет. Если нет, то молодцы!
Основные недостатки в питании учащихся:
1 - некоторые не завтракают по утрам;
2 - нет постоянного времени питания;
З - неполноценное или избыточное питание;
4 -поздний прием пищи и т.д.

На основе изученных данных ученые предполагают правила питания.
Три общих правила должен знать каждый человек.
1. Питаться разнообразно.
Если пища включает яйца., молоко творог, овощи фрукты, каши, хлеб, то организм получит все необходимое без ваших усилий.
2. Питаться регулярно.
Вашему организму совсем небезразлично, когда получить пищу: через три часа или через десять. Когда с утра чай с бутербродом, а весь день пирожки, то ужин превращается в обед, а ужинают ночью. Есть надо четыре раза в день, не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна, а перед сном выпить сок, кефир.
3. Не будьте жадны в еде.
Лишние килограммы появляются от переедания, это риск развития разных
заболеваний.
Вы можете сами проверить соответствие вашего веса и роста по формуле
Масса тела (в кг 50+ 0,75*(Т - 150) + (А-20):4
Т - рост в см
А-возраст в годах

Ведущий: в условиях недостаточной гигиенической грамотности родителей, учащихся нашей школы, которые не уделяют необходимого внимания организации питания своих детей, возрастает роль школы и педагогов. послушаем опыт формирования культуры питания на уроках социально- бытовой ориентировки (мультимедийная презентация).

Культура питания - это сознательно грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей. (А.И. Пальцев.)

Как организовать процесс формирования навыков правильного питания?

Цель педагогов: донесение до сознания целевой группы (учащихсяся и родителей) стереотипов о необходимости здорового и правильного питания, как важнейшего фактора здоровья школьников.

Рассмотрим на примере уроков по СБО возможные формы разъяснительной работы и гигиенического обучения. Программный курс СБО включает раздел «Питание», вызывающий непроизвольный интерес у учеников, предлагается к изучению с 5 по 9 классы.

Для решения поставленных задач определены основные направления:

  • проведения уроков, на которых школьники получат ЗНАНИЯ о здоровом образе жизни, оздоровительном питании;

  • массовые мероприятия в ходе предметной декады (конкурсы, кулинарные соревнования, игры), закрепляющие знания обучающихся в вопросах грамотного потребительского выбора.

Опыт показывает, что среди общепедагогических методов формирования культуры питания преимущество у практических методов: практикумы, агитационная работа (стенды о полезных продуктах), творческие проекты, разработка рекомендаций по формированию культуры питания.

В 5 классе дети делают первые попытки создания проектов: проект «Что помогает нам расти». При изучении тем «Влияние режима питания на здоровье», «Значение питания» школьники получают представление о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах. Практическая работа «Определи вкус продукта» позволяет знакомить детей с разнообразием вкусовых свойству потребляемых полезных продуктов.

В 6 классе ученики расширяют свои знания о гигиене приготовления пищи, правилах хранения продуктов и готовой пищи при создании проекта «Гигиена питания».

Игра - эта наиболее действенный для школьника с нарушением интеллекта способ познания и взаимодействия с окружающим миром. В программу 7 класса включили дидактические игры «Какие овощи выросли в огороде», «Витаминная радуга». Правила в игре «В гостях у здоровой пищи» особенные, связанные с выполнением ученика тех или иных правил здорового питания: кто быстрее соберёт овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д. Среди уроков кулинарного мастерства стал традиционным «Мой полезный рецепт», который проходит в рамках проекта «Пища на любой вкус».

Обучающиеся 8 классов изучают методику составления меню. Вряд ли можно и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных «заморских» блюд чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца. Проект «Меню на каждый день» убеждает, что «заморские» блюда часто бывают неполезными.

На уроках СБО в 9 классе формирование основ культуры питания предполагает знакомство школьника с народными традициями и обычаями, народной кухней и рассматривается и используется как элемент патриотического воспитания.

На уроке по теме «Хакасская кухня» дети узнают, что блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает.

В качестве вывода хочу сказать, что ежегодные диагностические данные «Карт наблюдения сформированности практических навыков» у учащихся 5-9 классов по разделу «Питание» указывают на то, что школьники умеют различить полезные и вредные продукты, на оптимальном уровне осуществляют грамотный потребительский выбор.

Ведущий: а теперь немного расслабимся. Я объявляю Конкурс рекламы.

Работа в группах: каждой команде сделать рекламу оздоровительного напитка.

Ведущий: обучение биологии в школе предусматривает усвоение элементарных естественнонаучных понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной деятельности. Рассмотрим опыт работы по формированию навыков здорового питания на уроках биологии (мультимедийная презентация)

Кроме знакомства с живой и неживой природой в программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят здоровью человека. Детям сообщаются сведения о том, какой вред здоровью человека наносят курение, употребление спиртных напитков. Особое значение уделяется сохранению и укреплению здоровья, необходимости занятия трудом, физкультурой и спортом. Формирование здорового образа жизни осуществляется как на уроках, так и внеклассных мероприятиях в 5-9 классах.

Темы обучения правильному питанию интегрируются в последовательную, общеобразовательную программу обучения. Так в 5 классе при изучении тем «Сад», «Огород», «Поле» дети знакомятся со значением овощей и фруктов для здоровья человека, какие полезные вещества и витамины они содержат, как правильно хранить и что приготовить из них. При закреплении и обобщении материала предлагаются обучающимся уроки: «Полезно и вкусно», «Витаминная ярмарка», «Грязные руки грозят бедой» и др.

6 класс - при изучении неживой природы вводятся темы: «Минеральная вода и её значение», «Йодированная соль». «Какую воду мы пьём», где дети узнают не только о свойствах воды, но и о значении её для здоровья человека.

7 класс - при изучении растений разработаны уроки: «Значение овощей в питании человека», «Хлеб - всему голова», «Пряности и кофе - вред или польза?», «Польза и вред грибов» и т.д.

В 9 классе с детьми обсуждаются более серьёзные темы: «Значение витаминов и минеральных солей», «Кулинарная обработка пищи», «Режим питания», «Нормы питания», «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний», «Вегетарианство - что это?», «Не всё вкусное полезно!» и т.д. Здесь дети знакомятся не только с правилами здорового питания, но и умению оказать первую помощь при отравлениях.

Параллельно с урочной деятельностью проводится большая работа с родителями. Собрания и беседы на темы: «Режим дня и питания старшеклассников»; «Роль и место растительных продуктов в питании подростков; «Профилактика болезней, связанных с неправильным питанием» и т.д. Использование современных интерактивных технологий и игровые формы для учащихся различных возрастных групп, основанных на деятельностном подходе, обеспечивают реализацию компетентностных установок в обучении. Особое значение уделяется анкетированию, тестированию.

Ведущий: народная мудрость нам предлагает много пословиц и поговорок о еде. Проведем небольшой конкурс: чья группа вспомнит их больше. (Приложение 1).

Ведущий: Если родители сами питаются на ходу, на скорую руку? Мы предложили анкету родителям.

Проанализируйте, как питается в течение дня ваш ребенок. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Готовите ли Вы регулярно завтрак ребенку?

  2. У вас всегда есть готовый полноценный обед, который нужно только разогреть?

  3. Вы не даете ребенку деньги на обед в школе?

  4. Вы уверенны, что выданные деньги ребенок не тратит в буфете на фаст-фуд и газированную воду?

С результатами анкетирования познакомила старшая медицинская сестра.

Ведущий: составьте рекомендации для родителей.

Ведущий: Мы познакомились с опытом работы педагогов по внедрению модели здорового питания на отдельных уроках. Настало время представить каждой творческой группе свою модель.

Защита модели работы педагогов по формированию у учащихся и воспитанников здорового питания.

Ведущий: подведем итог педсовета. Каждая творческая группа представила свою модель внедрения школьной программы «Здоровое питание», которую они собираются внедрять в учебно-воспитательный процесс. Эти модели органично вписываются в Программу «Здоровое питание».

Ведущий выдает лист рефлексии.

Лист рефлексии

1). Считаете ли вы тему педагогического совета актуальной?
Да, нет, другое: _____________________.
2). Считаете ли вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме?
Да, нет, другое: _____________________.
3). Отметьте состояние, которое вы испытываете в процессе заседания педсовета:
- интерес, удовлетворение, раздражение;
- скука, беспокойство, эмоциональный подъем.

Решение педагогического совета:


  1. Продолжить работу по здоровьесбережению в рамках работы «Школы Здоровья», считать работу школы в этом направлении приоритетной.

  2. Продолжить внедрение школьной программы «Здоровое питание».

  3. На классных родительских собраниях провести работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, профилактике курения, случаев употребления наркотиков и спиртных напитков, здорового питания до … .

  4. Провести классные часы, посвященные здоровому образу жизни и здоровому питанию до … .

  5. В работе ШМО использовать разработанные на педсовете модели по внедрению здорового питания.




Приложение №1.

Где пиры да чаи, там и немочи.
Ешь правильно
- и лекарство не надобно.
Самые
точные часы - желудок.
Укоротить ужин
- удлинить жизнь.
Не ложись сытым
- встанешь здоровым.
Ешь досыта, а делай до ноту.
Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.
Обед без овощей
- праздник без музыки.
Поешь рыбки
- ноги будут прытки.
Лакомств тысяча, а здоровье одно.


© 2010-2022