Программа работы кружка «Арт-технологии»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация города Томска

Муниципальное оздоровительное образовательное

учреждение санаторного типа для детей,

нуждающихся в длительном лечении,

санаторно-лесная школа г.Томска

Басандайская ул. д.11/1, г.Томск, 634016, тел.:(3822)42-78-42, факс:(3822) 42-78-72,

e-mail^[email protected] ОКПО 34037925, ИНН/КПП 7018024816/701701001





Программа работы кружка

«Арт-технологии»

на 2015-2016 учебный год

















Руководитель: педагог ДО Пашина Е.Н.

Нормативный срок освоения: 1 год

Возраст: 11-14 лет




г.Томск, 2015


1.Пояснительная записка.


Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,

как и возник, если оставить его без пищи.

Константин Георгиевич Паустовский



Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Творческие способности-индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Новизна программы состоит в личность-ориентированном обучении. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей. Дать ему в руки инструмент, с помощью, которого можно самовыражаться., возможность делиться переживаниями не только вербально, но и творчески.
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, занятия по программе «Арт-Технологии» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Ученики в процессе занятий познакомятся с техникой работы из бумаги, шерсти и других материалов.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.


Особенности программы .Наша школа по статусу имеет оздоровительный характер. Поступающие ребята в основном имеют ослабленное здоровье, плохую память, рассеянное внимание, слабые знания.

Социальный статус семей

многодетные

32%

неполные

76%

малообеспеченные

85%

Дети под опекой

16%

Из семей социального риска

19%

Из тубконтакта

92%

Исходя из этого программа может быть выполнена не полностью, педагог должен учитывать особенности детей и адаптировать занятия. Очень важно не только обучить детей, но и привить им социальные и трудовые навыки. Помимо занятий непосредственно в кружке необходимо расширять кругозор обучающихся посещением выставок, показом наглядного материала, просмотром обучающих программ, по возможности встречами с интересными людьми различных профессий.


Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству. Самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.


Задачи программы:


Обучающие:

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию учащихся;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- формирование чувства коллективизма;

- воспитание аккуратности;

Отличительные особенности образовательной программы:

  • комплексность (сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов (природных, пластиковых, текстильных и др.), и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами))

  • интегрированность (взаимосвязь различных разделов изобразительного искусства и конструирования)

  • взаимодополняемость (используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение)

  • универсальность (возможность применения программы для различного возрастного контингента).

  • не подражание, а творчество (овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся)

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Срок реализации данной программы 1 учебный год. Программа рассчитана на детей 11-14 лет. В группе могут заниматься до 15 человек. Принимаются все желающие. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.









2.Содержание программы.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцировано с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

1.Вводное занятие.

Знакомство с группой, беседа о курсе. Правила ТБ. Анкетирование.

2.Папье-маше. Скульптурное моделирование.

Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

Теоретический раздел:

Построение эскиза. Техники построения эскиза. Материалы и инструменты для работы. Бумага для папье-маше. Клейстер. Варианты его приготовления. Способы и приемы изготовления изделий в технике папье-маше. Технология выполнения форм для изделий. Шлифование. Грунтование. Краски, используемые для росписи изделий. Узоры и орнаменты. Растительные и геометрические орнаменты.

Практика:

Рисование эскиза, лепка объемной модели, выполнение изделий по предварительно изготовленной форме, шитье, сборка моделей.

3. Коллаж.

Коллаж. Всевозможный бросовый материал: старые газеты, лоскутки ткани, ленты, бусы, перья. Куски поролона, проволочки, куски разнофактурной бумаги, вата, картон, обрезки цветной бумаги. Ножницы, клей, гуашь, маркер.Все, что нас окружает. Дома, автомобили, игрушки, одежда, мебель - своим внешним видом обязаны художникам. Целая армия художников трудится над созданием красивых вещей, доставляющих нам радость, украшающих нашу жизнь, делающих ее комфортной. Все пользуются этими вещами. Дети во всем мире играют игрушками, читают книжки, папы ездят на автомобилях, а мамы носят красивую одежду и украшения. Искусство украшения нашей жизни - самое распространенное и популярное среди людей независимо от национальности и места жительства. Все мы хотим жить красиво и стараемся окружить себя оригинальными вещами.

Теоретический раздел:

Основы цветоведения, композиции, история происхождения бумаги, знакомство с творчеством современных мастеров коллажа, свойства бумаги.

Практика:

Изготовление эскиза, составление коллажа из бумаги, газет, добавление объемных форм из папье маше, роспись.

4.Основы мокрого валяния.

Народное искусство «Валяние» - старинное искусство изготовления вещей, необходимых в быту. Эта технология появилась одновременно с появлением скотоводства. Свалянные пластины из шерсти служили текстильным материалом даже раньше, чем ткани, пластичность шерсти позволяла придавать ей самые разнообразные формы. Особый способ горения позволял использовать кошмы для тушения пожаров и защиты крепостей. В наше время искусство сваливания шерсти вновь возрождается, а с развитием информационных технологий способы обработки непрядёной шерсти и её синтетических заменителей становятся всё разнообразней.Овладения этим ремеслом вызывают интерес у учащихся, так как шерстяные вещи тёплые, легки в изготовлении, разнообразны по назначению. Кроме того, изучение технологии не требует большого расхода материала, готовые работы могут быть подвержены доработке или вторичной переработке, профессиональный инструмент вполне может быть заменён подручными и самодельными инструментами, материал, купленный в магазине, в домашних условиях может быть заменён подшёрстным пухом песца, лисицы, собаки. Кроме валяния шерсти в традиционной форме технология предполагает использование готовой пряжи, различных тканей и аксессуаров.

Теоретический раздел

Первоначальные сведения о шерстяных волокнах. Материалы и инструменты для мокрого валяния. Разнообразие химических веществ, применяемых для валяния, техника безопасности при их применении. Принцип сваливаемости шерстяных волокон. Основы колористики: контрастные и сходные цвета.

Практика:

Организация рабочего места для мокрого валяния. Основные виды раскладки шерсти: перпендикулярная и радиальная. Различные способы сваливания полотна. Придание формы сваливаемому изделию. Изготовление шаблона, валяние на шаблоне.

5.Мастерская дизайнера. Современные техники создания арт-объектов.

Арт-объектом является не только признанное произведение искусства, но и любая поделка. Отличает их только степень мастерства создателя и наличие вкуса. Существует множество технологий , они неисчерпаемы. Предметом вдохновения может стать что угодно. Этот блок- изюминка данной программы. Именно в этой части ребенок становится Творцом. Самостоятельно разрабатывает проект, с помощью педагога подбирает материалы, с которыми познакомился в предыдущих блоках и с помощью полученных умений и навыков воплощает свой проект.

Теоретическая часть:

знакомство с произведениями современного искусства, консультации педагога.

Практика:

создание эскиза собственного проекта, воплощение его в жизнь, при помощи освоенных техник.



3.Учебный план на группу.




п/п

Наименование разделов.

всего

теория

практика

1.

Папье-маше. Скульптурное моделирование

108

13

95

2.

Коллаж. Различные техники.

40

6

34

3.

Основы мокрого валяния.

50

8

42

4.

Мастерская дизайнера. Современные техники создания арт-объектов.

72

9

63

Итого:


270

36

234





5.

МК на городских мероприятиях



Экскурсии


Итого
















Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

теория

Практика

1 четверть

















Вводное занятие.

1.Знакомство. Правила поведения в мастерской и техника безопасности.

2.Ознакомление с планом работы на год. Коррекция плана, в зависимости от интересов детей.

Организация рабочего места.


Папье-маше .Скульптурное моделирование.

1.Построение эскиза. Техники построения эскиза.

2.Папье-маше.

3.Изготовление работы на конкурс «ЛЕГЕНДЫ И СКАЗКИ ЗЕМЛИ СИБИРСКОЙ»

4.Экскурсия на городские выставки


3









33

2









5

1









28

2 четверть

5.Эскизы театральные.

6.Изготовление перчаточных кукол Бибабо.

7..Основы шитья.

8 .Постановка новогоднего кукольного представления.

72

6

66

3 четверть

Коллаж. Различные техники.

1.Знакомство с искусством коллажа. Основы цветоведения. Составление основы.

2.Коллаж из газет.

3. Комбинирование изученных техник в одном коллаже.

4. Выставка работ.

Основы мокрого валяния.

1.Знакомство с материалом. Исторический экскурс. Демонстрация возможностей шерсти.

2.Изготовление полотна с рисунком.

3.Объемное валяние на шаблоне.

4. Выставка наших работ.




40





50



6





8



34





42

4 четверть

Мастерская дизайнера. Современные техники создания арт-объектов.

1.Знакомство с работами современных дизайнеров.

2. Создание эскиза собственного проекта. Подбор материала для его воплощения.

3.Создание собственного проекта, при помощи авторской техники.

4. Выставка-презентация «Арт-эксперимент».




72



9



63

Формы и методы занятий:

В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические , лекции, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительный-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой - организация работы в группах;

  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Программа предусматривает вариативность использования некоторых педагогических технологий :

• традиционных (технология личность-ориентированного и развивающего обучения, коллективного творчества и др.);

• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

• Составление альбома лучших работ на персональном сайте педагога.

• Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,
- в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

•Защита проектов.

•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т. д.);

•Участие в конкурсах разных уровней.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с различными материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят новую технику - мокрое валяние;

  • научатся следовать устным инструкциям,

  • научатся планированию

  • будут создавать композиции с изделиями;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

  • получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

4.Учебно-методическое обеспечение

1. Программа кружковой работы, календарный -тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты: краски акриловые, краски акварельные, грунт акриловый,, гуашь, кисти, клей ПВА, клей жидкий гвоздь, лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, туалетная бумага, шерсть для валяния, жидкое мыло, полиэтиленовая пленка, журналы, газеты, бумага формата А-3 и А-4, картон, пластилин, фольга, ткань, нитки, иголки, Инструменты: ножницы, карандаши, кисти.

6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

7. Интерактивная доска.





Список литературы.

1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия - Москва, 1992.

2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.

3. В. С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

4.Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.

5.Р. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.

6.Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера - М.: 1993.

© 2010-2022