• Преподавателю
  • Другое
  • Генезис идей системного подхода в трудах классиков европейской педагогики (XVII-XIX в. в.)

Генезис идей системного подхода в трудах классиков европейской педагогики (XVII-XIX в. в.)

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Генезис идей системного подхода в трудах классиков европейской педагогики (XVII-XIX в.в.)

Возникновение идей системного подхода в педагогике связано с именами западноевропейских педагогов, таких, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег.

В XVII веке происходит становление и развитие педагогики как самостоятельной отрасли знания, что было обусловлено формированием научной картины мира Нового времени. В начале XVII века английским философом Ф. Бэконом разрабатывается классификация наук, в рамках которой вопросы воспитания и обучения получили отражение в различных разделах - в философии, психологии, естествознании и др.

Впервые педагогика как самостоятельная отрасль знания оформилась в трудах Я.А. Коменского (1592-1670), признанного основоположником этой науки. В его трудах системный подход в педагогике приобрел устойчивые научно-педагогические очертания, изложенные им в «Великой дидактике» .

Целостная педагогическая система рассматривается этим выдающимся ученым через важнейшие ее компоненты: цели, задачи, содержание, психологические факторы и предпосылки, методы и организационные формы образования личности, становление и совершенствование человеческих способностей. Исходной идеей у Я.А. Коменского является признание факта системности мира (хотя сами термины «система», «системность» в отношении педагогических знаний он не употреблял). Он сравнивал вселенную с огромным часовым механизмом, в котором множество частей сочетаются друг с другом .

Рассматривая обучение и воспитание как составные компоненты целостного воспитательного процесса, Я.А. Коменский приоритет отдает процессу воспитания: «...на первом месте должны быть благочестие, питание души; на втором - добрые нравы, закон человеческого взаимообщения; на третьем - познание, пища таланта» .

Как видим, в работах Я.А. Коменского, которые оказали огромное влияние на развитие мировой педагогики, высказаны основополагающие идеи системного подхода к процессу обучения и воспитания. Ему принадлежит заслуга создания стройной системы всеобщего образования. Высказывания ученого о целостности процесса воспитания, о воспитании как самой широкой категории, о приоритете воспитания в образовании подрастающего поколения, об активности субъекта воспитания, а также разработанный им принцип природосообразности воспитания и идеи единства общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, идеи естественного постепенного, свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития составили фундамент для дальнейшей разработки идей системного понимания педагогической действительности.

Определенный вклад в развитие идей системного подхода в педагогике с позиций материалистической философии внес английский философ Д. Локк (1632-1704). В работах Д. Локка ярко прослеживается идея единства и целостности всех проявлений жизнедеятельности человека. Подтверждением этой идеи является структура его трактата «Мысли о воспитании», в котором представлена целостная программа развития личности «будущего джентльмена». Идея системности заключается здесь в том, что он рассмотрел процесс становления и воспитания человека как единство физического, психического и умственного развития.

По мысли Д. Локка, приоритет в общей системе обучения и воспитания должен принадлежать воспитанию. «Обучать...нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств» .

Идеи системного подхода в воспитании нашли отражение в теоретических трудах и педагогической практике представителей классической немецкой педагогики: И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гербарта (1776-1841), А. Дистервега (1790-1866).

Продолжая линию Д. Локка, развивая идею роли личности педагога в процессе воспитания, И. Песталоцци рассматривал воспитание как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Изучая взаимоотношения между процессами обучения и воспитания, великий педагог выдвинул идею их гармоничной и неразрывной связи.

Обоснованные аргументы в пользу единства обучения и воспитания в педагогической системе были высказаны другим немецким педагогом - И.Ф. Гербартом. По его словам, обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств .

А. Дистервег в своих трудах также рассматривал идеи, которые, с точки зрения современной теории педагогики, могут быть признаны идеями, отражающими системный подход в педагогике. Так, он выдвинул идею общечеловеческой цели воспитания, он писал: «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям». А. Дистерверг впервые обосновал идею роли личности педагога в процессе воспитания, педагог, по его мнению, это организатор всей системы воспитания и образец для подражания, на примере которого воспитывается ребенок, а ценность школы равна ценности учителя.

© 2010-2022