• Преподавателю
  • Другое
  • Проведение мастер-класса, это довольно просто, если знать основные правила его организации

Проведение мастер-класса, это довольно просто, если знать основные правила его организации

Цель и особенности проведения семинара  Цель семинара: обобщить представления участников семинара о характерных особенностях мастер-класса, роли методиста в подготовке мастер-класса педагогом и об экспертизе мастер-классов. Особенности проведения семинара: 1)  Деятельностный подход. 2)  Электронные презентации выступлений докладчи­ков и ведущих мастер-классов. 3)   Обзор технологических подходов к проведению мастер-класса в виде стендовых докладов. 4)    Сочетание индивидуальных и групповых вид...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опубликовано сайте prodlenka.org/

Сертификат СЕРИЯ № 73693-62482 от 24.09.2014 года.

В последнее время все большую популярность приобретает такая форма профессионального обучения учителей, как мастер-класс. О том, кто участвует в работе мастер- класса, каковы его цели и задачи, какие требования предъявляются к программе, а также как организовать и провести интересный и содержательный мастер-класс, идет речь в материалах рубрики.

Как подготовить и провести мастер-класс

(методический семинар с получением коллективного информационного продукта)

Цель и особенности проведения семинара

Цель семинара: обобщить представления участников семинара о характерных особенностях мастер-класса, роли методиста в подготовке мастер-класса педагогом и об экспертизе мастер-классов.

Особенности проведения семинара:

  1. Деятельностный подход.

  2. Электронные презентации выступлений докладчиков и ведущих мастер-классов.

  3. Обзор технологических подходов к проведению мастер-класса в виде стендовых докладов.

  4. Сочетание индивидуальных и групповых видов деятельности.

  5. Аналитическая работа в группах с использованием технологии развивающей кооперации. Результат - получение коллективного информационного продукта.

  6. Знакомство с опытом проведения конкурса мастер- классов в учреждении (документация, трудности, находки и др.).

  7. Педагоги представляют три мини-мастер-класса (продолжительностью 15-20 мин.). Все присутствующие становятся не только активными участниками мастер-класса, но и выступают в роли экспертов.

  8. Для участников семинара готовятся оценочные листы и листы для проведения рефлексии.

  9. В конце семинара участники получают пакет материалов, которые можно использовать при подготовке мастер-классов.

Комментарии к сценарию семинара

  1. До начала семинара во время регистрации участники получают не только программу семинара-практикума, но и карточки с номером (от 1 до 5). Это позволяет сразу же разбить участников на 5 групп для выполнения творческих заданий в течение семинара.

  2. Методист не просто выступает с докладом, а включает всех участников в обсуждение, создание коллективного информационного продукта. При этом используется работа в группах. Участники отвечают на поставленные вопросы, выполняют различные задания.

  3. Докладчик, освещающий опыт проведения конкурса мастер-классов в учреждении и критерии оценки эффективности мастер-классов, акцентирует внимание участников на том, что они выступят в роли экспертов и сами оценят мастер-классы, на которых побывают.

Готовятся мастер-классы разных видов. На одном презентуется технология, на других - отдельные элементы технологий.

5. На каждом из мастер-классов могут даваться задания, имеющие к нему отношение: например на мастер-классе, посвященном использованию элементов игровых технологий при знакомстве школьников с буквами, цифрами ,геометрическими фигурами, участникам предлагается изобразить (с помощью счетных палочек, шнурков и -.п.) символ мастер-класса и объяснить его значение. 3 результате могут получиться, например, такие рисунки:

  • ломаная линия (на мастер-классах ломаются стереотипы);

  • зигзаг (ассоциация с зигзагом удачи; настрой на положительный результат);

  • кирпич (добротный вклад в фундамент педагогических знаний);

  • лестница (путь к успеху);

  • солнце (озарение);

  • восклицательный знак (находка, открытие);

  • стрела (устремленность к новым вершинам).

Ход семинара

Что такое мастер-класс?

Ведущий приветствует участников семинара и задает первый вопрос: «Что такое мастер-класс?».

Этот же вопрос выводится на экран. Участники семинара отвечают.

Возможные ответы:

  • мастер-класс - это особая форма передачи педагогического опыта;

  • мастер-класс - это территория активного обучения;

  • мастер-класс - это эффективная форма обмена опытом;

  • мастер-класс - это интересное педагогическое мероприятие;

  • мастер-класс - это перспективное звено повышения квалификации;

  • мастер-класс - это педагогическая кухня, на которой учат готовить педагогические «блюда»

и т.д.

После того как участники ответят на поставленный вопрос, ведущий предлагает обратиться к словарям и педагогической литературе. На экран выводятся 2-3 наиболее распространенных определения:

  1. Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта.

  2. Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия.

  3. Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Сравнив определения участников с определениями в различных источниках, можно сделать вывод о том, что все присутствующие с понятием мастер-класса знакомы. < Еще раз отмечается, что мастер-класс - это форма распространения педагогического опыта.

Формы распространения педагогического опыта

Ведущий предлагает участникам назвать другие формы распространения педагогического опыта. Участники семинара называют известные им формы:

  • открытый урок;

  • публикация;

  • творческий отчет;

  • выступление на педсовете, конференции;

  • академический концерт и др.

Условно формы распространения педагогического опыта по степени взаимодействия с учениками можно разделить на две группы: пассивные и активные. К пассивным относятся те, которые не требуют личного присутствия мастера. Активные формы можно разделить на две подгруппы, условно называемые «актер на экране» и «актер в зале». В первом случае можно наблюдать за мастером, задавать вопросы по ходу действия, но нельзя вмешаться в процесс, можно быть только зрителем. Во втором случае - живое общение с мастером на протяжении всего действия.

На экран выводится рисунок, представленный ниже.

Проведение мастер-класса, это довольно просто, если знать основные правила его организации.


Рис. 1. Классификация форм распространения педагогического опыта по степени взаимодействия мастера с участниками


К пассивным относятся, например, публикации: автор написал статью, статья опубликована и дальше опыт распространяется уже без

непосредственного участия автора. Он может крепко спать в Москве, а в это время во Владивостоке его опыт изучается, используется, распространяется...

A, например, открытый урок, выступление на конференции относятся к активной форме распространения педагогического опыта, к подгруппе «актер на экране» (вопросы мастеру можно задать только после урока или выступления). Мастер-класс тоже относится к активной форме распространения опыта, но уже к подгруппе «актер в зале» (вопросы мастеру задаются по ходу всего действия).

«Словесный портрет» мастер-класса

Продолжая «раскладывать по полочкам» представления участников о мастер-классе, ведущий предлагает составить «словесный портрет» мастер-класса, т.е. указать его характерные особенности. На эту работу отводится 5 минут.

Каждая группа составляет свой «портрет», затем одна из групп его представляет, а другие дополняют. В результате получается коллективный «портрет» мастер-класса. После обсуждения и представления «портрета» ведущий отмечает, что каждый в общих чертах представляет, каким должен быть мастер-класс, но перед педагогом, который готовится к его проведению, встают конкретные вопросы: что и как показать?

А если мастер-класс - это еще и конкурсная работа, то добавляется вопрос: чем удивить? Мини-мастер-классы стали очень распространенным заданием на различных конкурсах педагогического мастерства, и педагогу нужно сверкнуть перед жюри какой-то интересной гранью, показать «изюминку».

Представить можно как целую технологию, так и ее отдельные элементы. Если нет большого опыта в проведении мастер-классов, то лучше показать один прием в рамках какой-либо технологии, чем замахнуться на представление целой технологии, но не суметь этого сделать или не уложиться во временные рамки.

Роль методиста в подготовке

Педагоги при подготовке мастер-класса, как правило, обращаются за помощью к методисту. И ему вольно или невольно приходится выступать не только в роли методиста, но и по совместительству психолога и эксперта. Эти роли можно назвать по-другому: «вдохновитель» «тяни-толкай» и «критик и хвалитель» (см. рис. 2)

Проведение мастер-класса, это довольно просто, если знать основные правила его организации.


Схема 2. Роль методиста в подготовке мастер-класса педагогом


В качестве «вдохновителя» методисту нужно настроить педагога на положительный результат. Хорошо, если дополнительную помощь окажет психолог, например проведет психологический тренинг. Еще один вариант - проведение для педагогов мини-мастер-класса самим психологом. Здесь мы получим результат «два в одном»: педагоги и посмотрят образец мастер-класса, и приобретут нужный настрой.

В качестве «тяни-толкая» методист оказывает необходимую консультативную помощь в подготовке и построении модели мастер-класса.

Для того чтобы успешно помогать педагогу в качестве «критика-хвалителя», методист должен уметь анализировать мастер-классы, знать критерии оценки мастер- классов и типичные ошибки при их проведении.

Далее другой докладчик освещает опыт проведения конкурса мастер-классов в учреждении, озвучивает критерии оценки эффективности мастер-классов.

Модель мастер-класса

Самую простую модель мастер-класса можно представить так: начало, теория, практика, итог. При составлении модели удобно пользоваться таблицей и расписывать деятельность мастера и деятельность участников на каждом этапе с указанием временных периодов.

  1. Начало мастер-класса

На этом этапе мастер приветствует участников, при необходимости представляется сам, объявляет тему и анонсирует план действий, т.е. дает «карту мастер-класса». Очень выигрышно смотрится необычное начало занятия. Здесь уместно использовать крылатые выражения и притчи, связанные с темой мастер-класса. Участники на этом этапе включаются в процесс, проявляют активность.

  1. Теория

На этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают вопросы и получают ответы мастера.

  1. Практика

Мастер дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер комментирует, советует, направляет.

  1. Итог

После выполнения практических заданий участники афишируют выполненные работы, а мастер организует обмен мнениями, дает оценку происходящему, благодарит участников. Затем проводится рефлексия.

После прозаического описания простейшей модели мастер-класса вполне уместно «лирическое отступление»: представление заранее подготовленной кем-то из педагогов модели мастер-класса в стихах или комиксах. По окончании ведущий возвращает участников к обсуждаемой теме.

«Что делать?»

Вопрос «Что делать?» встает перед педагогом на всех этапах подготовки мастер-класса. Какая часть речи отвечает на вопрос: «Что делать?» (участники отвечают, что это глагол).

Задание для групп: каждой из них достается по одному этапу мастер-класса. Необходимо за 3 минуты подобрать как можно больше глаголов, которые характеризуют деятельность мастера на том или ином этапе.

Результат может быть таким:

Этап

мастер-

класса

Глаголы

1

2

Подготовка,

организация

Поприветствовать, представиться, объявить, анонсировать, заинтересовать, удивить, заинтриговать, вдохновить, настроить, наметить

Теория

Показать, рассказать, указать, продемонстрировать, представить, определить, направить, озадачить, подчеркнуть

Практика

Попробовать, распределить, развить, скорректировать, поддержать, найти, предоставить

Заключительная

часть

Проанализировать, сравнить, отметить, заметить, подвести, подчеркнуть, вдохновить, похвалить

Рефлексия

Проанализировать, выявить, оценить, учесть, принять

При подготовке к мастер-классу уместно ознакомить педагогов с правилом «Бегунка». Всем хорошо известно понятие «мозговой штурм». Оно довольно прочно обосновалось уже и в педагогической практике, но мало кто знает, что ввел это понятие специалист в области рекламы Алекс Осборн. Недавно он предложил список «Бегунок», а писатель Боб Эберль мнемонически оформил его.

Пока этот список используют в дизайне и рекламе, но он может пригодиться и в обучении проведению мастер- классов (и не только!).

Итак, к чему нужно быть готовым?

Список «Бегунок»

Будьте готовы к заменам.

Единство: сочетайте разные компоненты.

Готовьтесь приспосабливаться.

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте.

Новаторски используйте старое.

Откажитесь от лишнего.

Крутите и трансформируйте.

Будьте готовы к заменам: когда модель мастер-класса уже выбрана, когда кажется, что все готово, может получиться так, что какую-то часть мастер-класса нужно заменить. В «рукаве» у мастера должны быть запасные варианты.

Единство: сочетайте разные компоненты: иногда сочетание самых несочетаемых компонентов может смотреться очень выигрышно.

Готовьтесь приспосабливаться: при подготовке мастер-класса нужно быть готовым к тому, что что-то пойдет не так, как планировалось: в последний момент может измениться аудитория, могут отключить свет и мастер- класс пойдет без презентации, участников мастер-класса может быть больше или меньше ожидаемого количества, уровень подготовки участников может отличаться от предполагаемого...

Пословица народная гласит: «Знал бы, где упадешь, - соломки подстелил». Запаситесь «пучками соломки», т.е. заранее рассмотрите возможные ситуации из группы «не так».

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте: какие-то части мастер-класса, возможно, стоит увеличить, уменьшить или как-то изменить. Это особенно заметно после пробного мастер-класса. Чаще всего приходится уменьшать, чтобы уложиться во временные рамки.

Новаторски используйте старое: не надо изобретать велосипед, если на него можно просто сесть и поехать к цели. И старое иногда можно использовать по-новому. Откажитесь от лишнего: Пабло Пикассо утверждал, что «искусство - это исключение ненужного», так пусть ваш мастер-класс будет шедевром!

Крутите и трансформируйте: крутите, вертите, может, что-то захочется изменить. Покажите получившуюся модель мастер-класса коллеге - свежий взгляд всегда полезен.

Ценные советы от великих

Любой мастер-класс чему-то учит: или тому, как надо что-то делать, или тому, как делать не надо.

Методист сопровождает подготовку мастер-класса педагогом, давая ценные советы. «Есть у мудрейших обильный запас изречений. Много для жизни полезных советов может в них каждый найти» (Феокрит).

Ведущий предлагает участникам семинара заняться поиском полезных советов для тех, кто готовит мастер-класс.

Задание «Ценный совет»

На эту работу отводится 5 минут. Каждая группа получает «пакет с премудростями» (см. приложение). За 3-4 минуты каждая группа путем обсуждения выбирает самый ценный совет из представленных в пакете и аргументирует свой выбор. Если ни один из представленных советов не понравился,™ группа может предложить свой совет или скомбинировать новый совет из нескольких представленных.

Во время обсуждения звучит легкая музыка.

По истечении времени, отведенного на обсуждение, представитель каждой группы презентует ценный совет.

Очередность выступающих определяется по желанию или по жребию.

После выступления представителей всех групп докладчик подводит итог семинара. Как сказал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Можно бесконечно долго говорить о том, как провести мастер-класс, но это будут только слова, пока не будет самостоятельно подготовлен и проведен свой первый мастер-класс.

Сегодня вы получили порцию вдохновения - теперь работайте! Ведь и эпиграф семинара: «Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше».

Спасибо за внимание и активное участие!

Приложение

Афоризмы для выполнения задания «Ценный совет»

  • Непременно нарушайте правила, нарушайте их со вкусом, осознанно и со знанием дела. Они, в частности, для этого и существуют. (Роберт Брингхерст)

  • Творчество требует порывать со сложившимися схемами, чтобы на вещи можно было взглянуть по-новому. (Эдвард де Боно)

  • Правила навигации никогда сами по себе не управляли кораблем, правила архитектуры никогда сами не строили лома. (Томас Рейд)

  • Мне всегда было интересно, почему кто-нибудь этого не сделает. Потом я поняла, что этот кто-то - я сама. (Лили Томлин)

  • Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. (Леонардо да Винчи)

  • Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. (М.В. Ломоносов)

  • Часто мы затрудняемся найти решение, поскольку подсознательно ограничиваемся территорией рисунка. Однако нигде не сказано, что нельзя выходить за его пределы. Вывод: чтобы понять систему, необходимо... выйти за нее. (Б. Вербер)

  • Все люди, добившиеся в жизни успеха, отличаются фантастической способностью выжимать из любой ситуации положительные результаты. Какими бы негативными последствиями она ни была чревата, они раскрывают ее только с точки зрения реализации заложенных в ней возможностей позитивного характера. (Энтони Роббинс)

  • Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути. (Антуан де Сент- Экзюпери)

  • Опыт берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. (Карлейль)

  • Опыт - самый лучший наставник. (Овидий)

  • В жизни нет ничего лучше собственного опыта. (В. Скотт)

  • Упражнения рождают мастерство. (Тацит)

  • Источник нашей мудрости - наш жизненный опыт. Источник нашего опыта - наша глупость. (С. Гитри)

  • Опыт - лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем. (Ф. Купер)

  • Самое полезное в жизни - это собственный жизненный опыт. Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни: ковчег был построен любителем, профессионалы построили «Титаник». (Пеле)

  • Фальшивая нота, сыгранная неумело, - это просто фальшивая нота. Фальшивая нота, сыгранная уверенно, - это импровизация. (Б. Вербер)

  • Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Л. Фейербах)

  • Все должно быть просто, но не проще. (Альберт Эйнштейн)

  • Стремление сначала понять все до самого конца, а потом уже работать - очень частая причина неудач. (А.Б. Мигдал)

  • Мы судим о себе по ощущению своих способностей что-то сделать, в то время как другие судят о нас по тому, что мы уже сделали. (Лонгфелло)

  • Доверие к самому себе - первое необходимое условие великих начинаний. (С. Джонсон )

  • Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение. (Д. Бернал).

  • Кто не задумывается о далеких трудностях, того непременно поджидают близкие неприятности. (Конфуций)

  • Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу - понравиться всем. (Бинг Кросби)

  • Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»! (Иоганн Гете)

  • Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

  • Побеждают те, кто уверен в своих силах. Тот, кто не способен ежедневно преодолевать страх, еще не выучил свой первый в жизни урок. (Р. Эмерсон)

  • Кто сильно желает подняться наверх, придумает лестницу. (Коносукэ Мацушита)

• Сокол высоко поднимается, когда летит против ветра, а не по ветру. (Уинстон Черчилль)

  • Мы добираемся до вершин чаще всего по обломкам наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи. (Амос Бронсон Олкотт)

  • «К черту все! Берись и делай! (Ричард Брэнсон)

• Не бойся идти не туда - бойся никуда не идти. (Дмитрий Емец)


Список использованной литературы

  1. Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. - М.: ООО «Издательство» ACT, 2003.

  2. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3 т. Т. 2. От Средневековья до Просвещения. / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондратов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.

  3. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Изд. 2-е, испр. и доп./Сост. Е.С. Лихтенштейн.- М.: Знание, 1978.

  4. Шервин Д. Креативная мастерская: 80 творческих задач дизайнера / пер. с англ.: С. Силинский. - СПб.: 2013.


© 2010-2022