Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками

МБОУ Щенниковская основная общеобразовательная школа Мастер-класс «Методика организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках литературного чтения в начальной школе»Цель: распространение опыта работы учителя на уроках литературного чтения по работе со сказкамиМастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.Составила: Кислицына Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов Тема: сочинение сказки по ан...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

МБОУ Щенниковская основная общеобразовательная школа


Мастер-класс «Методика организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках литературного чтения в начальной школе»


Цель: распространение опыта работы учителя на уроках литературного чтения по работе со сказками


Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.


Составила: Кислицына Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов

Тема: сочинение сказки по аналогии

Цели: 1.Углубление знаний о тексте-повествовании.

2.Развитие умения выделять основные структурные элементы сказки.

3.Формирование умения строить повествование в жанре сказки с учётом её структуры и особенностей героя.

Оборудование: учебный диск, зеркальца, карточки для аналитиков, исследователей, иллюстраторов, экспериментаторов, испытателей, карточки с отрывками из сказок, репродукция картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», квадратики цветной бумаги (белого, красного, жёлтого цвета), карточка для сочинения сказки, снежинки, карточки с пословицами.

Ход мастер-класса:


I.Организационный момент. Мотивация.

Читайте всю жизнь,

Набирайтесь ума,

Пусть книги друзьями

Заходят в дома.


Звучит сказочная музыка (из учебного диска).

- Ребята, вы поняли куда мы сегодня отправляемся на уроке? (Правильно, в гости к сказке).

- Кто будет активно работать на уроке, тот научиться сегодня сам сочинять сказку и успеет посмотреть сказочный мультфильм.

- Для начала у нас будет интересная разминка.

II.Разминка. Подготовка речевого аппарата.

1.Упражнения для языка (можно с зеркальцем): лодочка, горка, лошадка, лягушка

2.Речевая разминка:

2

  • АО-УЫ-ИЯ-ЭЕ-ЁЮ

  • АОУЫИЕЁЯ

  • АЯЁУЫ

  • Белые бараны били в барабаны

  • Водовоз вёз воду из-под водопровода

  • Клара у Карла украла кораллы

  • Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют

  • Мышка сушек насушила, Мышка кошек пригласила, кошки сушки кушать стали, зубки сразу же сломали

  • Проворонила ворона воронёнка

  • Раз солгал, навек лгуном стал

  • Ткёт ткач ткани на платки Тане

  • У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча

  • Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и цыкнул ему: «Цыц!»

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас

  • Шила в мешке не утаишь

  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока

III. Работа с учебным диском.

1. Посмотрите на иллюстрации и отгадайте название сказки:

Ответы:

  • Золушка

  • Белоснежка и семь гномов

  • Иван-царевич и Серый волк

  • Золушка

  • У лукоморья дуб зелёный

  • Алиса в стране чудес

  • Волшебная лампа Алладина

  • Дюймовочка

  • Русалочка

2. А теперь узнайте сказку по предмету:

Ответы:

  • Сказка о рыбаке и рыбке

  • Сказка о попе и работнике его Балде

  • Крошечка - Хаврошечка

  • Алиса в стране чудес

  • Кот в сапогах

3. Перед нами, ребята, «Перевёртыши»:

Ответы:

  • Кролик

  • Корова

3

  • Людоед

  • Старуха

  • Хаврошечка

  • Рыбак

  • Балда

  • Журушка

4. А сейчас угадайте, кто отправил телеграмму (ученики по - очереди читают текст телеграммы):

Ответы:

(Балда, Золушка (или Падчерица из «Морозко»), Кот в сапогах, Кролик (из «Алисы в стране чудес»), старик (из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

- Молодцы! Здорово! Отлично!

5. Ребята, перед вами Сказочная шкатулка. Отгадайте кроссворд. На доске напечатаны задания:

1.Жена принца (Ответ: принцесса)

2.Гордость кота (из сказки) (Ответ: сапоги)

3.Сестра Хаврошечки с тремя глазами (Ответ: Триглазка)

4.Один из персонажей сказки Ю.Олеши «Три толстяка» (Ответ: Толстяк)

5. де Карабас (Ответ: Маркиз)

6.Долг чертей попу (Ответ: оброк)

7.Опять пришёл … с одною тиною (Ответ: невод)

- Молодцы, ребята!

6. Викторина. Узнайте сказку.

Ответы:

  • Кот в сапогах

  • Игла (её разговор)

  • Алиса в стране чудес

  • Хаврошечка

  • Сказка о рыбаке и рыбке

  • Сказка о Попе и работнике его Балде

IV. Работа в группах.

- Мы с вами уже завершили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, много получили информации. А теперь давайте обработаем данную информацию. Для этого разделимся на пять групп:

Аналитики

Исследователи

Иллюстраторы

Экспериментаторы

Испытатели

4


  1. Задание «Аналитикам» (на карточке):

  • Выберите из предложенных трёх формулировок единственно верную и обоснуйте свой выбор:

  1. Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

  2. Сказка - это научно-фантастическое произведение.

  3. Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.

Ответ: 1)

  • Назовите две классификации сказок в целом, сформулируйте черты отличий.

Ответ: народные, литературные (авторские)


  1. Задание «Экспериментаторам» (на карточке):

- В «Экспериментальной лаборатории» я предлагаю поработать с отрывками из сказок. Прочитайте их и определите вид.

  • Прочитайте тексты.

  • Выберите виды сказок (слова на доске):

Богатырские

Волшебные

Поучительные

О животных

Смешные

Бытовые

Былины

Ответ: волшебные, о животных, бытовые


  1. Задание «Иллюстраторам». Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.

- У вас карточки разного цвета: белого, красного, жёлтого. С обратной стороны карточки написано значение цвета в сказке. Например, красный - хороший, прелестный, красивый (слова в сказке: красна девица, красно солнышко); жёлтый - солнце, тепло, свет, весна; белый - цвет мира и согласия.

4. Задание «Исследователям».

- Определите особенности языка сказки из отрывка №3.

- Найдите особые сказочные слова и выражения.


  1. Задание «Испытателям».

- Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

5

- Составьте мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.

Дополнительное задание:

- Кто выполнит задание, читайте сказки и определяйте их вид.

V. Продолжение работы с учебным диском.

- Сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по неведомым дорожкам.

VI. Сочинение сказки.


  1. Подготовка к сочинению сказки. Мотивация.

- Ребята, пришло время самим научиться сочинять сказки. Мы идём в чудесную страну, в которой живёт Дракон.

В той чудесной стране, куда мы сегодня отправимся, жил-был Дракон. Характер у него был скверный, капризный. Друзей у Дракона поэтому не было. Однажды Дракон удручённо спросил у волшебника:

(Можно прочитать по ролям):

- Что же мне делать?

- Надо выпить волшебный напиток, приготовленный из свежепридуманных сказок. Прочитаешь эти сказки и станешь добрым, как их герои.

- И тогда у меня появятся друзья?

- Конечно, у тебя будет много друзей.

- кто же придумает так много сказок для меня?

- Ребята, кто хочет помочь Дракону и придумать новую сказку?

- Сегодня мы будем учиться сочинять сказки. А поможет нам сказка «Мальчик-Огонёк».


  1. Анализ содержания и структуры сказки. Работа с карточкой.

- Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка.

(На карточке):

  1. Прочитай сказку.

Мальчик-Огонёк

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.

Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

- Если попадёшь в воду - погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.


  1. Обозначь цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________Запрет

______________________Появление героя

______________________Испытание

______________________Спасение, помощь

6

  1. Придумай свою сказку, заполни таблицу.

Кто герой сказки?

Какой он?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

…………………………………………………………

Что может делать?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

…………………………………………………………

Что не может делать?

…………………………………………………………

………………………………………………………....…………………………………………………………

О чём мечтал?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

…………………………………………………………

Кому и как помог?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

…………………………………………………………

Кем был спасён?

…………………………………………………………

………………………………………………………....

…………………………………………………………


  1. Составь разговор героя с волшебником.

- ____________________________________________________________

- ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

- Почему мальчик бросился в воду?

- Определим порядок событий в сказке. Для этого выполним задание 2 на листе подготовки. Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.

Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

- Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой части описано.)

- В каком порядке развиваются события в сказке?

1. Появление героя.

2. Запрет.

3. Испытание.

4. Спасение, помощь.

- Этот план поможет нам правильно построить свою сказку.

7


  1. Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы.

- Прочитайте вопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).

- О каком герое будете сочинять сказку? Запишите в таблицу рядом с первым вопросом.

Самостоятельное заполнение всей таблицы.


  1. Запись сказок.


  1. Чтение сказок вслух.

- Теперь Дракон стал добрым. У него появилось много друзей.

VII. Чтение сказок, сочинённых на предыдущих уроках другими детьми.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

(Тексты из Приложения к журналу «Начальная школа», 4 кл.3 четв.)

Мальчик-Фантик.

В одном городе жил Фантик. Он хотел стать мальчиком. Добрая фея помогла ему в этом. Но предупредила:

- Если ты выйдешь на дорогу, то тебя сдует злой Ветер.

Как-то Фантик гулял в лесу. Он увидел, как один мальчик по имени Федя заблудился. Но в лесу гулял злой Ветер. Мальчик-Фантик задумался и решил: пусть я улечу, но Федя зато вернётся домой. И Мальчик-Фантик проводил его домой, не боясь Ветра. Злой Ветер стал сдувать Мальчика-Фантика, но у Феди было грузило. Он подцепил его к Фантику и тот не улетел.

С тех пор Федя и Фантик подружились.

(Автор: Большаков Никита, 4 кл.3 четв.)

8

VIII. Чтение сказок, сочинённых детьми, на экране.

IX. Рефлексия (на диске).

X. Просмотр сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

XI. Работа с ладошками.

- И, напоследок, ребята, давайте возьмём для себя всё хорошее с сегодняшнего урока и отдадим другим хорошее.

- Поставили локотки на парту, распустили кулачки, сделаем цветочки, одну руку уберём, посветим ручкой (махи из стороны в сторону). Большое спасибо!














Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.





Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.



1. Выберите из предложенных трёх формулировок единственно- верную и обоснуйте свой выбор?

1) Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2) Сказка - это научно - фантастическое произведение.

3) Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.

2.Назовите две классификации сказок в целом, сформулируйте черты отличий?







Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.


  1. Определение особенностей использования цветовой гаммы сказок (положить цветные карточки на тексты сказок).

Красный - хороший, прелестный, красивый (слова в сказке: красна девица, красно солнышко)

Жёлтый - солнце, тепло, свет, весна

Белый - цвет мира и согласия








Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.


  1. Определите особенности языка сказки из отрывка №3.


  1. Найдите особые сказочные слова и выражения.








Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.


  1. Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».


  1. Составьте мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.







1.Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

- Мужик, я тебя сломаю.

- Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

- Быть так, - сказал медведь. - А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву.

2.Прочитайте отрывок из сказки. Определите вид сказки.

- Кра-ка-та! Кто такой будешь? Куда идёшь? Мишки не видел? - и не отстанет, пока из лесу не выгонит. Мишку всё ищет, отомстить хочет ему. Никому не верит, что зимой Мишка в берлоге спит. Вот такая злопамятная. Но зато теперь сороку издалека видно. На ней от Мишкиных снежков белые пятна остались, и летает она с той поры боком.

3.И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли, - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек - богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.

А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

4.Старшему досталась мельница. Среднему осёл. Ну а уж младшему пришлось взять себе кота. Бедняга долго не мог утешиться, получив такую жалкую долю наследства. Братья, говорил он, - могут честно зарабатывать себе на хлеб, если только будут держаться вместе. А что станется со мною после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту? Прямо хоть с голоду помирай!

5.Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля - от стен дома до самой воды - заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, - другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею. Наконец яичные скорлупки затрещали.

6.Жила-была девочка. Звали ее Красная Шапочка. Однажды у Красной Шапочки заболела бабушка. А жила бабуля совсем неподалеку. И отправила мама Красную Шапочку проведать бабушку и отнести ей гостинцы. Когда Красная Шапочка шла по лесу, ей встретился серый волк. Он подружился с девочкой и попросил разрешения проводить ее до бабушки. Девочка согласилась. Пришли они бабушке. Волк очень понравился старушке. Попив чаю с гостинцами, Красная Шапочка и бабушка угостили волка вкусной едой. После чего волк решил остаться с бабушкой и служить ей, как верный пес.

7.Иван-царевич сел серому волку на спину, а волк побежал так скоро, как стрела, и бежал он, как в сказке сказать, недолгое время и, наконец, прибежал в государство королевны Елены Прекрасной. И, пришедши к золотой решетке, которая окружала чудесный сад, волк сказал Ивану-царевичу: "Ну, Иван-царевич, слезай теперь с меня, с серого волка, и ступай назад по той же дороге, по которой мы сюда пришли, и ожидай меня в чистом поле под зеленым дубом!" Иван-царевич пошел, куда ему было велено. Серый же волк сел близ той золотой решетки и стал дожидаться, когда пойдет прогуляться в сад королевна Елена Прекрасная. К вечеру, когда солнышко стало опускаться к западу, почему и в воздухе стало не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуляться со своими нянюшками и с придворными боярынями. Когда она вошла в сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решёткой, вдруг серый волк перескочил через решётку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи. Прибежал в чистое поле под зеленый дуб, где его Иван-царевич дожидался, и сказал ему: "Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!" Иван-царевич сел на него, а серый волк помчал их обоих к государству царя Афрона.

8. - Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку.

А Илье и не открыть никак.

- Разбей крышку мечом, - Святогор говорит.

Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар -поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк - вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся. Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет. Говорит:

- Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, -у тебя силушки и прибавится.

- Силушки у меня своей довольно, -Илья отвечает, -коли мне ещё прибавить - земля меня носить не сможет.

И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь -рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось.




Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.



Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.




Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.



Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.




Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.






Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.

© 2010-2022