- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками
Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кислицына С.Д. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
1
МБОУ Щенниковская основная общеобразовательная школа
Мастер-класс «Методика организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках литературного чтения в начальной школе»
Цель: распространение опыта работы учителя на уроках литературного чтения по работе со сказками
Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками.
Составила: Кислицына Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов
Тема: сочинение сказки по аналогии
Цели: 1.Углубление знаний о тексте-повествовании.
2.Развитие умения выделять основные структурные элементы сказки.
3.Формирование умения строить повествование в жанре сказки с учётом её структуры и особенностей героя.
Оборудование: учебный диск, зеркальца, карточки для аналитиков, исследователей, иллюстраторов, экспериментаторов, испытателей, карточки с отрывками из сказок, репродукция картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», квадратики цветной бумаги (белого, красного, жёлтого цвета), карточка для сочинения сказки, снежинки, карточки с пословицами.
Ход мастер-класса:
I.Организационный момент. Мотивация.
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума,
Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Звучит сказочная музыка (из учебного диска).
- Ребята, вы поняли куда мы сегодня отправляемся на уроке? (Правильно, в гости к сказке).
- Кто будет активно работать на уроке, тот научиться сегодня сам сочинять сказку и успеет посмотреть сказочный мультфильм.
- Для начала у нас будет интересная разминка.
II.Разминка. Подготовка речевого аппарата.
1.Упражнения для языка (можно с зеркальцем): лодочка, горка, лошадка, лягушка
2.Речевая разминка:
2
-
АО-УЫ-ИЯ-ЭЕ-ЁЮ
-
АОУЫИЕЁЯ
-
АЯЁУЫ
-
Белые бараны били в барабаны
-
Водовоз вёз воду из-под водопровода
-
Клара у Карла украла кораллы
-
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют
-
Мышка сушек насушила, Мышка кошек пригласила, кошки сушки кушать стали, зубки сразу же сломали
-
Проворонила ворона воронёнка
-
Раз солгал, навек лгуном стал
-
Ткёт ткач ткани на платки Тане
-
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча
-
Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и цыкнул ему: «Цыц!»
-
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас
-
Шила в мешке не утаишь
-
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока
III. Работа с учебным диском.
1. Посмотрите на иллюстрации и отгадайте название сказки:
Ответы:
-
Золушка
-
Белоснежка и семь гномов
-
Иван-царевич и Серый волк
-
Золушка
-
У лукоморья дуб зелёный
-
Алиса в стране чудес
-
Волшебная лампа Алладина
-
Дюймовочка
-
Русалочка
2. А теперь узнайте сказку по предмету:
Ответы:
-
Сказка о рыбаке и рыбке
-
Сказка о попе и работнике его Балде
-
Крошечка - Хаврошечка
-
Алиса в стране чудес
-
Кот в сапогах
3. Перед нами, ребята, «Перевёртыши»:
Ответы:
-
Кролик
-
Корова
3
-
Людоед
-
Старуха
-
Хаврошечка
-
Рыбак
-
Балда
-
Журушка
4. А сейчас угадайте, кто отправил телеграмму (ученики по - очереди читают текст телеграммы):
Ответы:
(Балда, Золушка (или Падчерица из «Морозко»), Кот в сапогах, Кролик (из «Алисы в стране чудес»), старик (из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
- Молодцы! Здорово! Отлично!
5. Ребята, перед вами Сказочная шкатулка. Отгадайте кроссворд. На доске напечатаны задания:
1.Жена принца (Ответ: принцесса)
2.Гордость кота (из сказки) (Ответ: сапоги)
3.Сестра Хаврошечки с тремя глазами (Ответ: Триглазка)
4.Один из персонажей сказки Ю.Олеши «Три толстяка» (Ответ: Толстяк)
5. … де Карабас (Ответ: Маркиз)
6.Долг чертей попу (Ответ: оброк)
7.Опять пришёл … с одною тиною (Ответ: невод)
- Молодцы, ребята!
6. Викторина. Узнайте сказку.
Ответы:
-
Кот в сапогах
-
Игла (её разговор)
-
Алиса в стране чудес
-
Хаврошечка
-
Сказка о рыбаке и рыбке
-
Сказка о Попе и работнике его Балде
IV. Работа в группах.
- Мы с вами уже завершили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, много получили информации. А теперь давайте обработаем данную информацию. Для этого разделимся на пять групп:
Аналитики
Исследователи
Иллюстраторы
Экспериментаторы
Испытатели
4
-
Задание «Аналитикам» (на карточке):
-
Выберите из предложенных трёх формулировок единственно верную и обоснуйте свой выбор:
-
Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
-
Сказка - это научно-фантастическое произведение.
-
Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.
Ответ: 1)
-
Назовите две классификации сказок в целом, сформулируйте черты отличий.
Ответ: народные, литературные (авторские)
-
Задание «Экспериментаторам» (на карточке):
- В «Экспериментальной лаборатории» я предлагаю поработать с отрывками из сказок. Прочитайте их и определите вид.
-
Прочитайте тексты.
-
Выберите виды сказок (слова на доске):
Богатырские
Волшебные
Поучительные
О животных
Смешные
Бытовые
Былины
Ответ: волшебные, о животных, бытовые
-
Задание «Иллюстраторам». Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.
- У вас карточки разного цвета: белого, красного, жёлтого. С обратной стороны карточки написано значение цвета в сказке. Например, красный - хороший, прелестный, красивый (слова в сказке: красна девица, красно солнышко); жёлтый - солнце, тепло, свет, весна; белый - цвет мира и согласия.
4. Задание «Исследователям».
- Определите особенности языка сказки из отрывка №3.
- Найдите особые сказочные слова и выражения.
-
Задание «Испытателям».
- Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».
5
- Составьте мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.
Дополнительное задание:
- Кто выполнит задание, читайте сказки и определяйте их вид.
V. Продолжение работы с учебным диском.
- Сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие по неведомым дорожкам.
VI. Сочинение сказки.
-
Подготовка к сочинению сказки. Мотивация.
- Ребята, пришло время самим научиться сочинять сказки. Мы идём в чудесную страну, в которой живёт Дракон.
В той чудесной стране, куда мы сегодня отправимся, жил-был Дракон. Характер у него был скверный, капризный. Друзей у Дракона поэтому не было. Однажды Дракон удручённо спросил у волшебника:
(Можно прочитать по ролям):
- Что же мне делать?
- Надо выпить волшебный напиток, приготовленный из свежепридуманных сказок. Прочитаешь эти сказки и станешь добрым, как их герои.
- И тогда у меня появятся друзья?
- Конечно, у тебя будет много друзей.
- кто же придумает так много сказок для меня?
- Ребята, кто хочет помочь Дракону и придумать новую сказку?
- Сегодня мы будем учиться сочинять сказки. А поможет нам сказка «Мальчик-Огонёк».
-
Анализ содержания и структуры сказки. Работа с карточкой.
- Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка.
(На карточке):
-
Прочитай сказку.
Мальчик-Огонёк
Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.
Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:
- Если попадёшь в воду - погаснешь.
Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и бросился в воду.
Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.
Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.
-
Обозначь цифрами правильный порядок развития событий в сказке.
______________________Запрет
______________________Появление героя
______________________Испытание
______________________Спасение, помощь
6
-
Придумай свою сказку, заполни таблицу.
-
Кто герой сказки?
Какой он?
…………………………………………………………
………………………………………………………....
…………………………………………………………
Что может делать?
…………………………………………………………
………………………………………………………....
…………………………………………………………
Что не может делать?
…………………………………………………………
………………………………………………………....…………………………………………………………
О чём мечтал?
…………………………………………………………
………………………………………………………....
…………………………………………………………
Кому и как помог?
…………………………………………………………
………………………………………………………....
…………………………………………………………
Кем был спасён?
…………………………………………………………
………………………………………………………....
…………………………………………………………
-
Составь разговор героя с волшебником.
- ____________________________________________________________
- ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.
- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»
- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?
- Почему мальчик бросился в воду?
- Определим порядок событий в сказке. Для этого выполним задание 2 на листе подготовки. Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.
Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.
- Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой части описано.)
- В каком порядке развиваются события в сказке?
1. Появление героя.
2. Запрет.
3. Испытание.
4. Спасение, помощь.
- Этот план поможет нам правильно построить свою сказку.
7
-
Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы.
- Прочитайте вопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).
- О каком герое будете сочинять сказку? Запишите в таблицу рядом с первым вопросом.
Самостоятельное заполнение всей таблицы.
-
Запись сказок.
-
Чтение сказок вслух.
- Теперь Дракон стал добрым. У него появилось много друзей.
VII. Чтение сказок, сочинённых на предыдущих уроках другими детьми.
Стеклянный человечек.
Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:
- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.
Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.
Теперь они с малышом друзья.
Пластилиновый человечек.
Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:
- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.
Волшебница сказала:
- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.
Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.
Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.
(Тексты из Приложения к журналу «Начальная школа», 4 кл.3 четв.)
Мальчик-Фантик.
В одном городе жил Фантик. Он хотел стать мальчиком. Добрая фея помогла ему в этом. Но предупредила:
- Если ты выйдешь на дорогу, то тебя сдует злой Ветер.
Как-то Фантик гулял в лесу. Он увидел, как один мальчик по имени Федя заблудился. Но в лесу гулял злой Ветер. Мальчик-Фантик задумался и решил: пусть я улечу, но Федя зато вернётся домой. И Мальчик-Фантик проводил его домой, не боясь Ветра. Злой Ветер стал сдувать Мальчика-Фантика, но у Феди было грузило. Он подцепил его к Фантику и тот не улетел.
С тех пор Федя и Фантик подружились.
(Автор: Большаков Никита, 4 кл.3 четв.)
8
VIII. Чтение сказок, сочинённых детьми, на экране.
IX. Рефлексия (на диске).
X. Просмотр сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
XI. Работа с ладошками.
- И, напоследок, ребята, давайте возьмём для себя всё хорошее с сегодняшнего урока и отдадим другим хорошее.
- Поставили локотки на парту, распустили кулачки, сделаем цветочки, одну руку уберём, посветим ручкой (махи из стороны в сторону). Большое спасибо!
1. Выберите из предложенных трёх формулировок единственно- верную и обоснуйте свой выбор?
1) Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
2) Сказка - это научно - фантастическое произведение.
3) Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.
2.Назовите две классификации сказок в целом, сформулируйте черты отличий?
-
Определение особенностей использования цветовой гаммы сказок (положить цветные карточки на тексты сказок).
Красный - хороший, прелестный, красивый (слова в сказке: красна девица, красно солнышко)
Жёлтый - солнце, тепло, свет, весна
Белый - цвет мира и согласия
-
Определите особенности языка сказки из отрывка №3.
-
Найдите особые сказочные слова и выражения.
-
Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».
-
Составьте мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.
1.Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
- Мужик, я тебя сломаю.
- Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
- Быть так, - сказал медведь. - А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дубраву.
2.Прочитайте отрывок из сказки. Определите вид сказки.
- Кра-ка-та! Кто такой будешь? Куда идёшь? Мишки не видел? - и не отстанет, пока из лесу не выгонит. Мишку всё ищет, отомстить хочет ему. Никому не верит, что зимой Мишка в берлоге спит. Вот такая злопамятная. Но зато теперь сороку издалека видно. На ней от Мишкиных снежков белые пятна остались, и летает она с той поры боком.
3.И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо - останавливается, кто проходит близко - заглядывается. Много ли времени прошло, мало ли, - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек - богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.
А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
4.Старшему досталась мельница. Среднему осёл. Ну а уж младшему пришлось взять себе кота. Бедняга долго не мог утешиться, получив такую жалкую долю наследства. Братья, говорил он, - могут честно зарабатывать себе на хлеб, если только будут держаться вместе. А что станется со мною после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту? Прямо хоть с голоду помирай!
5.Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля - от стен дома до самой воды - заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, - другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею. Наконец яичные скорлупки затрещали.
6.Жила-была девочка. Звали ее Красная Шапочка. Однажды у Красной Шапочки заболела бабушка. А жила бабуля совсем неподалеку. И отправила мама Красную Шапочку проведать бабушку и отнести ей гостинцы. Когда Красная Шапочка шла по лесу, ей встретился серый волк. Он подружился с девочкой и попросил разрешения проводить ее до бабушки. Девочка согласилась. Пришли они бабушке. Волк очень понравился старушке. Попив чаю с гостинцами, Красная Шапочка и бабушка угостили волка вкусной едой. После чего волк решил остаться с бабушкой и служить ей, как верный пес.
7.Иван-царевич сел серому волку на спину, а волк побежал так скоро, как стрела, и бежал он, как в сказке сказать, недолгое время и, наконец, прибежал в государство королевны Елены Прекрасной. И, пришедши к золотой решетке, которая окружала чудесный сад, волк сказал Ивану-царевичу: "Ну, Иван-царевич, слезай теперь с меня, с серого волка, и ступай назад по той же дороге, по которой мы сюда пришли, и ожидай меня в чистом поле под зеленым дубом!" Иван-царевич пошел, куда ему было велено. Серый же волк сел близ той золотой решетки и стал дожидаться, когда пойдет прогуляться в сад королевна Елена Прекрасная. К вечеру, когда солнышко стало опускаться к западу, почему и в воздухе стало не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуляться со своими нянюшками и с придворными боярынями. Когда она вошла в сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решёткой, вдруг серый волк перескочил через решётку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи. Прибежал в чистое поле под зеленый дуб, где его Иван-царевич дожидался, и сказал ему: "Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!" Иван-царевич сел на него, а серый волк помчал их обоих к государству царя Афрона.
8. - Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку.
А Илье и не открыть никак.
- Разбей крышку мечом, - Святогор говорит.
Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар -поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк - вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся. Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет. Говорит:
- Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, -у тебя силушки и прибавится.
- Силушки у меня своей довольно, -Илья отвечает, -коли мне ещё прибавить - земля меня носить не сможет.
И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь -рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось.