Выступление на семинаре руководителей музеев образовательных организаций

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Организация работы по повышению эффективности деятельности музеев общеобразовательных организаций

с использованием новых технологий


слайд 1

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть школьные музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников.

слайд 2

В нашем образовательном учреждении школьному музею принадлежит важная роль в организации воспитательной работы.

У времени есть своя память - история.

Местом, где хранится память, является в нашей школе музей Боевой Славы, открытый и паспортизированный в 1978 году.

Наш музей Боевой Славы как институт социальной информации определяется основополагающими функциями: научно - документационной, сохранной, исследовательской и образовательно-воспитательной. Накапливая, сохраняя и распространяя информацию посредством музейных предметов, музей является овеществленной памятью народа, связующим звеном поколений, это ступень познания истории и традиций своей страны, своего поселка, своего народа.

Касторное! Это небольшой поселок на самом востоке Курской области, таких много на карте России. Но известная всем Воронежско- Касторенская наступательная операция 1943 года золотыми страницами вписала наш поселок в летопись Великой Отечественной войны.

…Навек запомним, под Касторной

Малый учинен был Сталинград.

Поэтому сохранить память о тех страшных событиях, документальные свидетельства о частях и соединениях, оборонявших и освобождавших поселок в 1942 -1943 годах, стало необходимостью для учащихся и учителей послевоенных лет.

слайд 3

Организация школьного музея началась с поисковой работы вокруг Боевого пионерского знамени - единственного в России.

слайд 4

Пионерское знамя, найденное при освобождении нашего посёлка в подвале одного из разрушенных домов, бойцы 1023 стрелкового полка 307 стрелковой дивизии обязались пронести рядом с боевым до самой победы.

слайд 5

Знамя прошагало с полком от Касторного до Кенигсберга. С ним солдаты освобождали земли Курской и Брянской областей, Белоруссии и Польши, а в апреле 1945 года оно взметнулось на самом высоком Кенигсбергском форту.

слайд 6

11 августа 1945 года знамя было возвращено делегацией полка касторенским пионерам. Вместе со знаменем воины полка вручили альбом, отражающий основные этапы боевого пути нашего пионерского знамени.

слайд 7

Вскоре после окончания войны полк был расформирован, основная часть его численного состава была демобилизована. Таким образом, с августа 1945 года всякая связь с полком прекратилась.

Активно поисковая работа развернулась в 60-е годы. На первом этапе этой работы необходимо было установить адреса хотя бы нескольких ветеранов полка. Был создан «корреспондентский пункт» при Совете дружины, потом к переписке подключились и целые отряды.

Большую роль сыграла помощь командира 1023 стрелкового ордена Кутузова полка 307 стрелковой дивизии Ивана Федотовича Мельникова, который в то время был членом Всесоюзного штаба Красных следопытов.

слайд 8

При его непосредственном участии было организовано несколько походов по пути боёв, встречи с ветеранами.

Особенно впечатляющим был поход наших школьников совместно с Курским дворцом пионеров по пути боевого пионерского знамени от Касторного до Кенигсберга в 1967 году. Как и в сороковые годы во главе отряда был Иван Федотович, а вместе с ним ветераны и ученики.

О последнем походе, с участием ветеранов в 1984 году Центральным телевидением был снят документальный фильм «Вода живая».

Во время походов был собран богатый материал и установлены новые неизвестные до того времени имена ветеранов полка. Результаты походов, как правило, оформлялись в альбомах, которые хранятся в школьном музее Боевой славы по сей день.

слайд 9

По инициативе совета музея, при непосредственном участии поискового отряда музея в 2006 году был создан военно-патриотический клуб «Память». На счету кадетов клуба много интересных дел. Они выстраиваются в почетный караул у братских могил, являются активными участниками и организаторами уроков Мужества, школьных военно-спортивных игр «Зарница» и «Орлёнок», участвуют в областных соревнованиях по программе «Школа безопасности».

слайд 10

Члены Совета музея проводят активную плодотворную работу.

В 2015 году в музее прошло более пятидесяти экскурсий, встреч, уроков, где использовались как экспонаты музея, так и компьютерные презентации, аудио и видеоматериалы. Разработана тематика экскурсий: «Пионерское легендарное», « В небе над Касторной», «Они стояли насмерть», «8-ая стрелковая в боях».

слайд 11

В апреле этого года экспозиция музея была на представлена на областной выставке музеев, патриотических клубов и объединений «Народная память о защитниках Отечества». А в сентябре мы принимали участие в областной выставке «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области».

слайд 12

В юбилейный год 70-летия Великой Победы для экспозиции «История школы» был собран материал об учителях-фронтовиках. По этим материалам в музее оформлен стенд и готовится альбом. Также был оформлен баннер «Касторное в годы Великой Отечественной войны».

19 августа эти выставочные материалы были представлены на VII межрегиональном педагогическом фестивале «Алый парус».

слайд 13

Мы с уважением относимся к школьным традициям и преумножаем их. 11 августа 2015 года исполнилось 70 лет со дня, когда делегация 1023 стрелкового полка вернула касторенским школьникам их пионерское знамя. В этот день члены совета музея, учащиеся провели День открытых дверей в школьном музее Боевой славы. Познакомиться с экспонатами, послушать рассказ экскурсоводов в течение дня приходили как целые коллективы, так и жители и гости посёлка.

слайд 14

Деятельность современного музея невозможна без использования современных технических средств. Их использование не только облегчает подготовку исследовательских работ, документов, мероприятий, сокращает временные затраты, но дает совершенно уникальные возможности организации музейной деятельности: копирование и распространение документов, создание электронных проектов, электронная переписка, создание баз данных, каталогов, фотоальбомов и даже виртуальных музеев.

В настоящее время на 80 процентов обновлены выставочные экспозиции музея.

слайд 15

Сейчас решается вопрос по оборудованию специального саркофага, соответствующего всем требованиям, для хранения нашей главной реликвии - боевого пионерского знамени.

слайд 16

Школьный музей должен не только хранить, изучать и вести учет экспонатов, но и демонстрировать их своим посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. Как показывает опыт, сегодня у школьников появляется стремление к самостоятельному знакомству с музеем, поэтому всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы.

На нашем школьном сайте можно найти подробную информацию о музее.

В электронном виде создана книга учёта музейных экспонатов.

В настоящее время в музее монтируется Консоль доступа к экспозициям электронного музея, где можно будет получить подробную информацию о выставленных экспонатах.

слайд 17

Мы применяем компьютерную технику для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

Уникальные исторические документы сканируются и сохраняются для просмотра в электронном виде и на баннерах.

Создание электронной экспозиции, интерактивного выставочного пространства, применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ создают новые возможности в работе с посетителями.

слайд 18

Совет музея ведёт активную работу по пропаганде патриотической работы в школе и в районе. Мы проводим экскурсии для учащихся школ Касторенского района, тесно сотрудничаем с районной газетой «Вести».

слайд 19

На протяжении всех лет работы музея поддерживаем тесную связь со школой №816 города Москвы, которая занимается изучением боевого пути 284 стрелковой дивизии, с профессиональным училищем №12 г. Томска. Советом музея нашей школы был организован поход по линии оборонительных боёв 284-ой стрелковой дивизии совместно с поисковым отрядом московских школьников «Юный патриот». Руководитель этого отряда Геннадий Юрьевич Хоботов в 2009 году написал документальную повесть «Касторное в огне» по воспоминаниям ветеранов этой дивизии, участников боёв под Касторной.

слайд 20

Еще одним очень важным направлением работы по организации краеведческой военно-патриотической деятельности является организация переписки с родственниками воинов погибших при освобождении Касторного. В настоящее время переписка ведётся с использованием электронной почты. Именно благодаря современным технологиям стало возможным для родственников найти информацию о разведчике 1023 стрелкового полка 307 дивизии Павлюченко Трофиме Михеевиче. Его внучка, жительница Казахстана, в июле этого года приезжала в Касторное. Всё что она знала, это то, что дедушка, выходя из окружения под Кёнигсбергом, вынес пионерское знамя, обмотав его вокруг тела. По этой информации в поисковике она нашла нашу школу, связалась с музеем и попросила помочь найти хоть какой-нибудь материал о нём. Мы предоставили имеющиеся в музее фотографии и сведения о солдате, которых у родственников не сохранилось.

слайд 21

Музей Боевой славы нашей школы всегда открыт для посетителей. Мы с радостью встречаем ветеранов и родственников защитников нашего посёлка. В музей обязательно приходят гости нашей школы и посёлка.

слайд 22

Познакомиться с экспозициями и подлинными историческими экспонатами могут все желающие.

слайд 23

Работа музея не сводится только к культурно-массовой деятельности, основанной на использовании материалов, собранных нашими предшественниками в далекие 60-80-е годы. Найти живых свидетелей с каждым годом все сложней. Поэтому одним из надежных источников информации являются базы данных министерства обороны, а также различных государственных и общественных организаций.

Наибольший интерес для школьников представляют базы данных «Подвиг народа» и «Мемориал». Используя возможности этих проектов, ученики проводят полноценное исследование, разумно дополняя материалы из архивов школьного музея.

Богатый музейный материал ребята используют, участвуя во многих конкурсах.

Члены совета музея награждены дипломами участников международного краеведческого конкурса учебно-исследовательских работ учащихся «Салют, Победа!» в пяти номинациях.

Учащиеся, постоянно участвуют в областном конкурсе исследовательских работ юных краеведов по направлениям туристско-краеведческого движения «Отечество».

Дипломами были отмечены исследовательские работы «Детство, опалённое войной», «Мы перед памятью в долгу», «Курская антоновка» в Касторном».

Когда-то давно, весной 1968 года, посетив наш школьный музей, командир 1023 стрелкового ордена Кутузова полка Иван Федотович Мельников сделал первую запись в книге посетителей,где выразил благодарность за создание музея Боевой славы и пожелал дальше расширять музей и улучшать его работу. Этим насталениям мы следуем и сегодня.

слайд 24

Спасибо на внимание.







© 2010-2022