• Преподавателю
  • Другое
  • Структура основной адаптированной образовательной программы начального общего образования ГКОУ РО школы – интерната V вида г. Зернограда

Структура основной адаптированной образовательной программы начального общего образования ГКОУ РО школы – интерната V вида г. Зернограда

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида г. Зернограда








Выступление на тему:



«Структура основной адаптированной образовательной программы
начального общего образования
ГКОУ РО школы - интерната
V вида г. Зернограда»









Подготовила и провела

учитель-начальных классов, логопед

Половинко О.К.





г. Зерноград, 8 октября 2014 г.

Слайд

В связи с переходом нашего образовательного учреждения на ФГОС с 1 сентября 2014 года разработана адаптированная программа начального образования с учетом специфики нашего образовательного учреждения.

Слайд

Основная образовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 Ф -3 от 29.12.2012 г.

  • Типовым Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года №288 (с изменениями на 10 марта 2009 года).

  • «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования», утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.

  • Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида, утверждённого МО РФ от 10.04.02 №29/2065-п.

  • Нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

  • Приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области .

  • Уставом школы-интерната.

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», на основе «Примерной основной образовательной программы начального общего образования» с учётом типа и вида школы-интерната, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Слайд

Основная образовательная программа начального общего образования нашего учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные особенности Ростовской области, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Организационный раздел - включает учебный план начального образования, как один из механизмов реализации основной образовательной программы и систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Слайд

Целевой раздел включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд

Основными задачами реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:

  • формирование общей культуры, духовно - нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности неповторимости;

  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно -технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • предоставление обучающимся, воспитанникам возможности для эффективной самостоятельной работы;

  • включение обучающихся, воспитанников в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

Слайд

В основе реализации основной образовательной программы лежит

системно- деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального и поликультурного состава;

  • обучение, воспитание, развитие детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе, с помощью коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии, развития сохранных анализаторов, формирования социально значимых качеств личности, компенсаторных умений и навыков, обеспечивающих адаптацию к школе;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся, воспитанников;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Слайд

Важной частью основной образовательной программы является:

  • учебный план образовательного учреждения, созданный на основе Региональных базисных учебных планов образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, который, помимо общеобразовательных курсов, содержит коррекционную подготовку и факультативные часы коррекционной направленности.

  • внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, соревнования, общественно полезные практики за счет часов дополнительного образования и деятельности воспитателей групп во второй половине дня.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определены уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации.

Одним из важных механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу являются планируемые результаты, которые:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  • определяют динамики картины развития обучающихся, воспитанников с нарушениями речи на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

  • определяют возможности овладения учащимися учебными действиями и навыками правильной речи на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

  • выделяют основные направления оценочной деятельности - оценки результатов деятельности системы образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Слайд

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

  • междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»;

  • программ по всем учебным предметам - «Русский язык», «Обучение грамоте», «Литературное чтение», , «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», Ритмика», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура»,

а также включены коррекционные предметы с учетом специфики нашего учреждения: «Коррекционно - оздоровительная физкультура», «Произношение», «Развитие речи».

Слайд

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Слайд

Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.

Слайд

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося-принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Слайд

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Слайд

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.

Слайд

Содержательный раздел включает в себя:

  1. Программу формирования универсальных учебных действий.

  2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  3. Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  4. Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  5. Программу коррекционной работы.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  • описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

  • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ;

  • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

  • описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.


Слайд

Универсальные учебные действия связаны с содержанием учебных предметов.

Разработка примерных программ по учебным предметам начальной школы основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (личностным, метапредметным, предметным).


  • Русский язык

  • Литературное чтение

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Произношение

  • Обучение грамоте

  • Изобразительное искусство

  • Музыка

  • Технология

  • Физическая культура

  • Коррекционно-оздоровительная физкультура

  • Ритмика

Слайд

В структуру содержательного раздела включены программы:


  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, воспитанников на ступени начального общего образования осуществляются школой-интернатом, семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы-интерната и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся, воспитанников. Важным условием успешной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитанников является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива школы-интерната.


  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


  1. Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Слайд

Организационный раздел основной образовательной программы включает в себя:

  • базисный учебный план начального общего образования;

  • система условий реализации основной образовательной программы;

куда входят:

- кадровое обеспечение реализации;

- психолого-педагогические сопровождение;

- материально-технические обеспечение;

- информационно-методические обеспечение.

Слайд

В соответствие с требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования созданы условия, направленные на:

- обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся с нарушениями речи, в том числе, особенностей перехода из дошкольного возраста в младший школьный;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

- обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

- дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Слайд

Особое внимание в нашей образовательной программе уделяется коррекционной работе и психолого-педагогическому сопровождению.

Основными формами психолого­педагогического сопровождения являются:

- психодиагностическая работа (выявление уровня актуального психофизического развития, изучение сформированности познавательной деятельности, личностного развития, состояние эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушениями речи);

- психокоррекционная деятельность (коррекция выявленных отклонений развития в соответствие с индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с речевой патологией);

- психологическое просвещение и консультирование педагогических работников, администрации, родителей (законных представителей) и обучающихся;

- психопрофилактика, экспертиза, развивающая работа в соответствие с планом работы ОУ.

Мною была представлена структура основной образовательной программы нашего образовательного учреждения, на основании которой мы осуществляем образовательный процесс.




© 2010-2022