Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

Целью изучения статистики является как формирование теоретических знаний в области статистических методов исследования совокупностей с помощью системы статистических показателей, так и практическое их применение. Статистика является той дисциплиной, которая одновременно требует знаний по общей экономической теории, экономическому и финансовому анализу, экономике труда и т. д., при этом позволяя изучать более глубоко предметы этих дисциплин специальными статистическими методами.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;

  • оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию;

  • исчислять основные статистические показатели;

  • проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления;

  • современную структуру органов государственной статистики;

  • источники учета статистической информации;

  • экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации;

статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходящих в стране

Выполнение практических работ - неотъемлемый элемент изучения дисциплины, в процессе подготовки студентов к деятельности в качестве специалиста со средним профессиональным образованием. На этом этапе студент должен использовать теоретические знания, полученные на лекционных занятиях и показать свои способности в использовании полученных теоретических знаний при решении конкретных задач в области статистики.

В современном обществе эффективность управления экономикой зависит в значительной степени от качества информационной базы, основным компонентом которой является статистика

Задание 1. Ответить на вопросы, предлагаемые в тесте.

Тест

1. Дать ответ на вопрос:

Кто ввел в науку термин статистика?___________________________________________

Дополнить высказывание:

2. У истоков статистической науки стояли 2 школы:

___________________________________________________________________________

Дополнить определение показателю:

  1. Статистика - это наука, изучающая _______________________________________

в неразрывной связи с их качественным содержанием - учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений;

Записать ответ:

4. К представителям какой школы можно перечисленных ученых: Герман Конринг, Готфрид Ахенваль, Август Людвиг Шленцер

Дополнить высказывание:

5. Статистика сформировалась как наука в результате_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дать ответ на поставленный вопрос:

6. Под влиянием идей, какого ученого возникло третье направление статистической науки - математико-статистическое: ____________________________________________

7. Перечислите русских представителей математико-статистической школы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дать ответ:

8. В переводе, с какого языка слово «status» означает определённое положение вещей.

1. греческого

2. латинского

3. арабского

Записать ответ на вопрос:

9. Представители, какой школы своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, торговли и т.п. - без анализа закономерностей и связей между явлениями.

Записать ответ на вопрос:

10. Представители, какой школы своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей в изучаемых явлениях.

Дать ответ на поставленный вопрос:

11. К представителю какой школы можно отнести М. В. Ломоносова (1711-1765 гг).

Как называется книга М.В.Ломоносова написанная в 1755 г.

12. «Слово похвальное императору Петру Великому»

Дополнить предложение:

13. В настоящее время центральным органом единой централизованной системы государственной статистики является - __________________________________ это федеральный орган исполнительной власти.

Дополнить предложение:

14.Основная деятельность Госкомстата-

___________________________________________________________________________

Выбрать правильные варианты ответов:

15. К основным задачам Госкомстата относят

1. изучение массовые социально-экономических явлений жизни;

2. координация статистической деятельности в государстве;

3. анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;

4. разработка статистической методологии, которая будет соответствовать потребностям общества на определенном этапе и международным стандартам;

5. предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, общественности, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, международным и иным организациям

6. выявление резервов эффективности общественного производства.

Выбрать один вариант ответа:

16. Статистика как наука изучает:

1. единичные явления;

2. массовые явления;

3. периодические события.

Выбрать один вариант ответа:

17. Когда был проведен первый статистический конгресс в Брюсселе?

1. 1953

2. 1900

3. 1853

4. 1756

5. 1856

6. 1859

18. Записать, что послужило основной целью конгресса в Брюсселе_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выбрать вариант ответа:

19. Кто является автором книги «Всеобщая теория статистики»

1. Ленин

2. Кетле

3. Герман

4. Петти

5. Лувен

Выбор вида средней определяется содержанием определенного признака и наличием исходной информации. Средние статистические величины подразделяются на степенные и структурные средние.

Методические рекомендации для решения задач


Виды средних величин и их характеристика

Наиболее распространенной формой статистических показателей, используемой в социально-экономических исследованиях, является средняя величина, представляющая собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени.

Показатель в форме средней величины выражает типичные черты и дает обобщающую характеристику однотипных явлений по одному из варьирующих признаков. Он отражает уровень этого признака, отнесенный к единице совокупности. Широкое применение средних объясняется тем, что они имеют ряд положительных свойств, делающих их незаменимыми в анализе явлений и процессов общественной жизни.


Средние величины



А. Степенные



Б. Структурные

  1. Средняя арифметическая


1. Мода

  1. Средняя геометрическая


2. Медиана

  1. Средняя гармоническая



  1. Средняя квадратическая



1. Средняя арифметическая

Простая:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

где Методическая разработка по дисциплине «Статистика»- средняя варианта;

х - индивидуальные значения варьирующего признака (варианта);

n - число единиц совокупности несгруппированного ряда.

Средняя арифметическая используется в тех случаях, когда объем варьирующего признака для всей совокупности является суммой значений признака отдельных единиц совокупности.

Она применяется в тех случаях, когда имеются несгруппированные индивидуальные значения признака или когда каждая единица совокупности имеет различные значения изучаемого признака, т.е. значения признака не повторяются.

Так, например, общая годовая нагрузка судей городского суда - это сумма индивидуальных годовых нагрузок всех судей.

Она применяется при оценке нагрузки следователей, прокуроров, судей, оперативных работников и других сотрудников юридических учреждений; расчете среднего абсолютного прироста (снижения) преступности; числа уголовных и гражданских дел и других показателей правовой статистики.

Средняя арифметическая

Взвешенная:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

где f1 , f2 , ..., fn − веса (частоты повторения одинаковых признаков);

х - варианта;

Σ xf − сумма произведений величины признаков на их частоты;

Σ f − общая численность единиц совокупности.

Если значения (варианты) изучаемого признака повторяются различное число раз, то вычисляется не простая, а взвешенная средняя арифметическая, при этом число одинаковых вариантов называется весами (или частотами). В различные группы совокупности объединяются одинаковые варианты и в качестве весов выступают численности единиц в этих группах совокупности.

2. Средняя геометрическая

Средняя геометрическая есть результат извлечения корня степени n из произведений отдельных значений - вариантов признака x:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

где n - число значений признака (вариантов);

П - знак произведения.

Средняя геометрическая используется, как правило, в тех случаях, когда индивидуальные значения признака представлены в виде относительных цепных показателей динамики (темпов роста), построенных на основе отношения каждого уровня в ряду динамики к предыдущему уровню.

3. Средняя гармоническая

Простая:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

Средняя гармоническая

Взвешенная:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»; Методическая разработка по дисциплине «Статистика»


Средняя квадратическая величина применяется при определении показателей вариации и рассчитывается как корень квадратный из средней арифметической.

4. Средняя квадратическая

Простая:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

Взвешенная:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»


Структурные средние


Структурные средние являются особым видом средних величин, их значение имеет какой-либо определенный средний вариант в вариационном ряду. Структурные средние применяются для изучения структуры распределения значений признака и являются в отличие от степенных средних конкретными характеристиками. К этому виду средних относятся мода и медиана.

1. Мода (M0) - значение признака (вариант), встречающееся с наибольшей вероятностью в совокупности или в вариационном ряду. Другими словами, мода - это вариант, который чаще всего встречается в конкретной совокупности.

Мода в интервальных рядах распределения с равными интервалами определяется по следующей формуле:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

где МО − модальное (наиболее часто встречающееся) значение признака;

Методическая разработка по дисциплине «Статистика» − нижняя граница модального интервала;

Методическая разработка по дисциплине «Статистика» − величина модального интервала;

fмо − частота модального интервала;

fмо-1 − частота интервала, предшествующего модальному;

fмо+1 − частота интервала, следующего за модальным.

2. Медиана (Me) - вариант, который находится в середине ранжированного (упорядоченного) ряда, расположенного в определенном порядке - по возрастанию или по убыванию вариантов. Медиана делит вариационный ряд на две равные части: со значениями признака меньше медианы и со значениями признака больше медианы. По обе стороны от медианы находится одинаковое число единиц совокупности.

Если всем единицам ранжированного ряда несгруппированных данных придать порядковые номера, то нахождение медианы сведется к определению порядкового номера медианы, который рассчитывается по формуле:

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

где n - число членов ряда.

Для интервального ряда

Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

где, Хо - нижняя граница медианного интервала (медианным называется первый интервал, накопленная частота которого превышает половину общей суммы частот);

i - величина медианного интервала;

Sme-1 - накопленная частота интервала, предшествующего медианному;

f Me - частота медианного интервала

Решить предложенные задачи, используя методический материал представленный выше.

Задание 2.

Требуется рассчитать средний возраст осужденных на основе следующих данных используя среднюю арифметическую взвешенную. Заполнить пустые строки в столбце.

Число осужденных по возрасту

Группы осужденных по возрасту, лет

Число осужденных, чел. f

Середина интервала, лет, x

Произведение вариантов на частоты, xf

14-18

12



18-25

30



25-30

15



30-50

38



50 -70

5



Итого


-


Методическая разработка по дисциплине «Статистика»

Задание 3.

Требуется определить среднюю нагрузку на одного судью используя среднюю арифметическую взвешенную. Заполнить пустые строки в столбце.

Распределение судей по нагрузке делами

Число рассмотренных дел

(варианты), x

Число судей

(частота), f

Произведение

вариантов на частоты, xf

30

1

30

34

2

68

35

4

140

36

2

72

40

1

40

Итого



Задание 4.

Требуется определить моду и медиану по данным таблицы. Заполнить пустые строки в столбце.

Число предприятий по стоимости ОПФ, руб.

Группы предприятий по стоимости ОПФ, руб.

Число предприятий,

(f)

Середина

интервалов,

(X)

Накопленная

частота,

( S )

14-16

2



16-18

6



18-20

10



20-22

4



22-24

3



Итого




Накопленная частота - это сумма частот данного и всех предшествующих интервалов.

Дать ответ на вопросы:

1. Раскрыть сущность определения Квартили.

2. Раскрыть сущность определения Децили.

3. Раскрыть сущность определения Перцентили.

© 2010-2022