• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад для педсовета на тему: Воспитание в учащихся с недостатками слуха положительного отношения к труду как важнейшей составляющей нравственной культуры личности на уроках литературы

Доклад для педсовета на тему: Воспитание в учащихся с недостатками слуха положительного отношения к труду как важнейшей составляющей нравственной культуры личности на уроках литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ "Школа-интернат № 65"















Доклад

Тема:



Воспитание в учащихся с недостатками слуха положительного отношения к труду как важнейшей составляющей нравственной культуры личности на уроках литературы









Выполнила

учитель русского языка и литературы

Волкова Ирина Аркадьевна









Нижний Новгород

2015г.

Слово «культура» имеет латинские корни и обозначает «возделывать почву». Какая же связь между земледелием и поведением человека, ведь именно к нему относятся широко используемые в русском языке фразы: культура поведения, культура речи, культурный человек, духовная культура личности, физическая культура.

Попробуем разобраться в этом вопросе. Что такое культура как общественное явление? Действительно, связь «человек-природа» лежит в основе понятия культуры как сложного многообразного явления. Человек в природе нашел возможность для творческой реализации своих способностей. Деятельность человека по преобразованию природного мира, отражение природы в продуктах деятельности, влияние природы и окружающего мира на внутренность человека трактуется как культура. В толковом словаре С.И.Ожегова «культура» определяется как «…совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей». А вот другое определение: «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» ( Г.П.Выжлецов ). Значительная часть культуры и цели ее освоения состоят в том, чтобы обеспечить включенность индивида в культурно-социальные процессы и постижение им норм нравственности. М.С.Каган писал: «Именно человеческая деятельность, взятая в полноте своих форм, порождает культуру, выливается в культуру и сама становится культурой и делает биологического существа существом культурным». Исходя из этого, становится ясно, что культура является и средством, и результатом воспитания человека и важнейшая ее задача - воспитание носителя культурно- нравственных ценностей.

Какова же роль культуры в воспитании положительного отношения к труду? Из всего сказанного выше становится очевидным, что в самом понятии культурного человека заложено понятие нравственного, направленного на созидательную активность человека. Можно предположить, что чем выше уровень культуры человека, тем добросовестнее его отношение к труду, когда труд становится потребностью, способом самовыражения, реализации собственных возможностей. Для учащихся с нарушенным слухом самореализация особенно важна, потому что дает возможность человеку почувствовать себя полноправным членом социума.

Результаты диагностического исследования.

Существует ли связь между уровнем общей культуры школьников с недостатками слуха и их отношением к труду? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено небольшое исследование среди слабослышащих школьников 9 -12 классов, всего 21 чел .(Анкета « Изучение уровня воспитанности учащихся» /из методики , разработанной Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой ). Были сопоставлены ответы учащихся по шкалам: 1.Долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, доброта и отзывчивость; 2. Культурный уровень 3. Учебный труд, отношение к общественно полезному труду.

Первая и вторая шкалы условно были объединены и рассматривались как культурно-нравственная составляющая личности, а третья - как показатель отношения к труду. Результаты таковы: 1) Школьники, получившие высокие баллы по культурно-нравственной шкале, высказались за положительное отношение как к учебному, так и общественно полезному труду. Таких учащихся 45% от числа опрошенных .

2). У школьников, у которых, судя по анкете, низкий культурный уровень, по шкале отношения к труду также оказался низкий балл. Таких 55 % от числа опрошенных.

Таким образом, обнаружилась корреляция между нравственно-культурной и трудовой составляющими личности слабослышащего школьника 14- 18 лет: чем выше нравственно-культурное развитие человека, тем более положительно его отношение к труду.

Если произвести качественный анализ результатов анкетирования, то выявляется взаимосвязь ответов учащихся и их возраста: чем старше ученик, тем выше его нравственно - культурное развитие и, как следствие, положительное отношение к труду. К примеру, среди учащихся 14-15лет высокий балл по шкале «положительное отношение к деятельности» получили 15 % от числа опрошенных, 16-17 лет - 35%, 18 лет- 65%.

Исходя из результатов исследования можно сказать, что воспитание положительного отношения к труду является составляющей формирования нравственной, культурной личности школьника. Результативность деятельности школы в этом направлении далеко не низкая.

Воспитание положительного отношения к труду на уроках литературы.

Задача нравственного воспитания стоит в ряду первоочередных в школе и особенно актуальна в наше время, когда окружающая нас действительность все чаще преподносит некрепким детским душам и умам примеры отнюдь не высокой нравственности и духовности. Это особенно касается детей с когнитивными и сенсорными нарушениями, воспринимающими мир конкретно и не способными к анализу и абстрагированию.

«Кто рассчитывает на год - сеет рис, на десять лет - сажает сад, а кто рассчитывает на сто лет - воспитывает человека»,- гласит восточная мудрость. Школа, выполняя социальный заказ, работает на дальнюю перспективу развития общества, воспитывая человека. Огромный воспитательный потенциал несет в себе изучение художественной литературы как сокровищницы культурного наследия человечества, хранилища человеческой духовности, нравственности. Урок литературы воздействует на сердце и душу ребенка через усвоение программного материала. Главная цель школьного курса предмета «Литература» - помочь каждому ученику стать образованным, культурным человеком, духовно богатой личностью. Валентин Распутин говорил: «Словесник - главная фигура в школе. Если его не считают за таковую, он сам должен знать себе цену. За ним стоят Пушкин,Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества, а уж затем пусть в него закладывают профильные задатки.» Поэтому на словесниках лежит большая ответственность перед жизнью и историей за нравственное развитие поколения.

Литература, как ни один предмет школьной программы, связана с произведениями разных видов искусства: живописи, музыки, кино, театра, т.е. всем тем, что является классическими образцами культурной жизни общества. Таким образом, на уроках литературы идет процесс нравственного воспитания личности через приобщение к культуре - воспитание культурой и воспитание культуры в детях. А как известно, отношение к труду ( трудолюбие, умение трудиться) является одним из важнейших критериев в оценке нравственного развития личности.

Модель обучения и воспитания на уроках литературы в школе для слабослышащих детей построена на основе целей социально-гуманитарного образования:

• Формирование у учащихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуре общества и о месте человека в нем.

• Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы, ответственности за судьбу Родины.

• Ориентация учащихся на нравственные ценности общества, в том числе на положительное отношение к трудовой деятельности.

• Развитие у учащихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое и настоящее в литературе.

• Содействие становлению активной жизненной позиции учащихся с недостатками слуха, их социализации, реализации способностей, в том числе и в будущей профессиональной деятельности.

Задачами воспитания положительного отношения к труду на уроках литературы являются:

  1. воспитывать любовь к труду;

  2. обучать умению трудиться;

  3. формировать осознание необходимости труда на благо общества, желания приносить пользу, быть нужным ( патриотизм);

  4. развивать понимание того, что труд есть способ самовыражения, самореализации, возможность получить удовлетворение от жизни, уважать, чувствовать себя полноценной личностью;

  5. учить понимать, что труд: а) профессиональная деятельность; б) преобразование окружающей действительности; в) работа по самовоспитанию.

Вычленение этих задач позволяет определить направления воспитательной работы на уроках:1) воздействие на сознание учащихся (формирование трудового идеала, воззрений); 2) организация их трудовой учебной деятельности (воспитание культуры учебного труда);3) пробуждение интереса к труду, инициативного к нему отношения. Следует оговориться, что вычленение этих направлений весьма условно и не исключает их сложных связей, взаимообусловленности в педагогической практике.

Какой же материал для воспитания положительного отношения к труду как одной из составляющих нравственного развития используются на уроках литературы в школе для слабослышащих?

Богатство и многообразие воспитательного материала на нравственную тему в произведениях литературы, живописи, киноискусства открывает для преподавателя возможности для разностороннего влияния на отношение школьников к труду. Важно не упустить этой возможности, позаботиться, чтобы учащиеся не прошли мимо ценной мысли.

Работу в этом направлении необходимо начать с вводных статей, имеющихся во всех учебниках литературы. Важной мыслью статей является утверждение, что чтение книг есть труд, искусство, которым надо овладевать; учитель должен обратить внимание учащихся на исключительность труда писателя, труда во имя людей, их будущего, на желание писателя изменить этот мир к лучшему, бороться с пороками: злом, жестокостью, косностью и т.д. Логическим продолжением этой работы является изучение биографий писателей. Учащиеся узнают, что без хорошего образования, самовоспитания, настойчивости, упорства невозможно добиться высоких результатов труда. Учитель должен донести до детей понимание того, что любые способности можно и нужно развивать, и это тоже труд. Особенно поучительны и ярки в этом отношении биографии М. Ломоносова,А.П. Чехова, И.А. Куприна. Н.А. Некрасова,Н.В. Гоголя, И.А.Крылова, С.А. Есенина, Н.А.Грибоедова, Л.Н.Толстого… Учащиеся, как правило, удивляются, что многие писатели, помимо литературной деятельности, с увлечением занимались другой работой, трудились на ином поприще. В процессе работы над биографией, с целью воспитания отношения к труду, необходимо постоянно осуществлять обратную связь с учащимися, подводя их к размышлениям: « Какие качества характера ты хотел бы перенять у писателя? Какие качества характера помогли ему добиваться целей? Что из того, о чем ты узнал из биографии, ты хочешь взять с собой в жизнь?» Здесь же имеется возможность рассказать о «муках творчества» художника, музыканта, актера, их созидательной роли. Усилить эмоциональное восприятие материала помогут фотографии рукописей писателей, фрагменты из фильмов о жизни писателей, композиторов, репродукции картин В. Пукирева « Мастерская художника», Э.Дега «Балетная репетиция», «Репетиция», «Оркестр в опере», Сыромятниковой «Первые зрители» и др. Все эти материалы размещены в интернете и находятся в свободном доступе. В ходе такой работы учащиеся приходят к мысли о том, как может быть красив труд и для того, чтобы он приносил удовольствие и пользу, надо любить дело, которому служишь, вкладывать в него душу.

Целую систему последовательных воспитательных действий по выработке взглядов на труд как основу нравственности позволяют учителю организовать изучение устного народного творчества. О воспитательной силе фольклора, в произведениях которого прославляется народное трудолюбие, уважение к труду народа, осуждается лень и праздность, всем известно. При изучении сказок, пословиц, поговорок, обрядовых песен, былин необходимо донести до сознания слабослышащих детей мысль о неразрывной связи жизни человека с трудом, о том, что так было всегда, на всем пути развития истории народа, что труд есть опора человека в жизни. Например, при изучении пословиц в 6,7 классах можно отдельно выделить те, которые говорят об уважении к труду и его необходимости («Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится», «Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться», «Лето год кормит» и т.д.) Изучение пословиц необходимо сопровождать показом репродукций художников:А. Венецианова «Жнецы», «На жатве.Лето», И. Репина «Пахарь», В. Мясоедова «Страдная пора», Тропинина «Кружевница», «Золотошвейка» и др., показывающие красоту и созидательность человеческого труда. Воспитательное воздействие материала можно усилить, акцентируя практическую его направленность с помощью вопросов: «Какая из этих пословиц (картин) отображает дела нашего класса (школы)?», « Назовите пословицы, которыми вы хотите руководствоваться в своих поступках.», « Выберите пословицы, которыми можно охарактеризовать ваши достижения, успех в учебе, спорте.», « Выучи пословицу,найди репродукцию картины которые отражают труд твоей мамы, отца, семьи или твой собственный труд» и т.д.

Большой простор для работы по выработке положительного отношения к труду дает изучение произведний русской литературы и искусства 19 -20 веков. Особое внимание нравственно - трудовой тематике: необходимо уделить при изучении произведений: Н.А,Некрасов «Мороз, красный нос», «Крестьянские дети», «Железная дорога», Н.С.Лесков «Левша», А.Н.Платонов «Неизвестный цветок», «Фро», «Юшка», Пришвин «Кладовая солнца», И.С.Тургенев «Муму» , «Бирюк», Л.Толстой «Кавказский пленник», М.Горький «Детство», Н.В.Гоголь «Ревизор», А.С.Грибоедов «Горе о ума»,М.А.Шолохов «Судьба человека»,Ф. Абрамов «О чем плачут лошади», А.И.Солженицын «Матренин двор», Гончаров «Обломов», А.Грин «Алые паруса», Паустовский «Теплый хлеб» и другие. Например, читая фрагменты из поэмы «Мороз,Красный нос» о русской женщине, обращается внимание учащихся на поэтичность труда крестьянки, на радость, которую она испытывает от того, что украшает своим трудом мир вокруг себя; она и сама в этом мире становится прекрасна. Важна мысль поэта о том, что «…все спасенье в труде». Органичным дополнением к восприятию материала являются репродукции картин Саврасова «Рожь», В,Мясоедова «Страдная пора», Венецианова «Весна». В определенных моментах, если учитель чувствует, что учащиеся особенно прониклись какой-то идеей, им предлагается проиллюстрировать эпизод и защитить свой рисунок (рассказать о нем) по данному учителем речевому алгоритму, что будет способствовать коррекции и развитию речи, обогащению словаря.

Много вариантов работы по данной теме дает изучение лирики поэтов С.Есенина, А. Кольцова Н. Рубцова, Н.Заболоцкого, А.Фета, И.Никитина, и других поэтов, в стихотворениях которых показана радость труда человека на родной земле. Природа - часть души русского человека, одно из самых значимых переживаний русского человека, связывающих его с землей, родным краем, Отчизной. Распахать и засеять поле, посадить деревья и цветы, не рвать напрасно растения, охранять чистоту природных водоемов или просто любоваться сельским пейзажем - вот к чему призывают поэты. До сознания детей важно донести мысль о том, что общение с природой - это тоже труд, как физический, так и духовный. Примечательно в этой связи стихотворение «Все в тающей дымке…» Н.И.Рыленкова. «Всмотреться», «вслушаться», избежать «беглого взора» нужно для того, чтобы не ускользнула не только прелесть природы, но и что-то важное в жизни. А для этого нужно присмотреться прежде всего к себе, с тем чтобы сделать правильный выбор жизненного пути, профессиональный выбор - вот к какому выводу можно подвести детей. «Душа обязана трудиться…» - приходят на ум строки из стихотворения Заболоцкого, в котором тоже заложена необыкновенная воспитательная сила.

На уроках по изучению лирики особенно органично используются произведения русских художников - пейзажистов: Н. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, Поленова, Куинджи. С некоторыми из них ребята могут познакомиться в Нижегородском Художественном музее, а с пейзажами нижегородских художников - в выставочном зале, в Художественном салоне, на вернисаже на Б.Покровской. Картины из жизни природы (как поэтические, так и живописные) воздействуют на трудовое сознание школьников, которые приходят к выводу: чтобы создать красоту, надо трудиться,расти, совершенствоваться, и этому можно учиться у самой природы. «Учись у них- у дуба, у березы»,- пишет в одном из стихотворений А.Фет .Словесные и живописные образы, возникающие при работе над поэтическими текстами помогают эволюционировать взглядам учащихся на труд и его роль в их жизни.

Через знакомство с героями некоторых произведений расширяется представление учащихся о разных видах труда, о профессиях. Это такие произведения, как «Муму» И.С.Тургенева(профессия дворника), «Кавказский пленник» Л.Н,Толстого(ручной прикладной труд), «Судьба человека» М.Шолохова(шофер), «Попрыгунья» А.П. Чехова(врач), «Уроки французского» В.Г.Распутина (учитель),К. Паустовского «Теплый хлеб»(мельник, пекарь), Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»(уход за лошадьми), В.Гаршин «Attalea princeps»(работа в оранжерее), «Кладовая солнца» Пришвина(ручной домашний труд), «Юшка» Платонова, М.Ю. Лермонтов «Бородино» (профессия военного), В.Астафьев «Васюткино озеро» и др. Конечно, часто знакомство с трудовой или профессиональной деятельностью героя того или иного произведения носит побочный характер, добавляя лишь штрихи к образу. Роль учителя в данной связи заключается в том, чтобы расширить представления учащихся о разных профессиях, показать с другой, не всегда заметной стороны. В этой работе целесообразно использовать ролевые игры, инсценировки. Также необходимо здесь обращение к произведениям живописи, которые значительно дополнят, усилят впечатление о прочитанного. Это полотна И. Тропинина «Золотошвейка», К.Брюллова («Итальянский полдень»), Венецианова («Жнецы»), В.Мясоедова («Семь хлебов»), Э. Дега («Женщина гладит»), А.дейнека («строители»), М.Нестеров («Портрет скульптора Мухиной») Н.Касаткина («Шахтер»),Ф .Модорова («Ударная бригада штукатурщиц»), Срянгиной («все выше»), А.Пластова («Колхозный ток») Школьники должны усвоить, что нет профессий хороших или плохих: любой труд, который приносит пользу обществу, необходим, почетен, прекрасен, и к нему надо относиться с душой. Воспитание в этом ключе особенно важно для слабослышащих учащихся, которые часто с пренебрежением относятся к «непристижным» видам труда, имеют высокий уровень притязаний в выборе профессионального пути, что часто не соотносится с уровнем их интеллектуального и психологического развития. Поэтому говоря о работе по формированию отношения слабослышащих к труду правомерно будет отметить, что она несет ярко выраженную функцию коррекции их личностного развития.

Опыт работы подсказывает, что практически в каждом произведении художественной литературы можно найти моменты, которые помогут формированию у школьников отношения к труду. Все дело в профессионализме, мастерстве учителя и целях, которые стоят перед ним на уроке.

«А чем вы хотите быть похожими на героев произведений? Какой трудовой вклад вносите вы в свою жизнь? Чем вы можете быть полезны стране, природе, людям?» - подобные вопросы заставляют учащихся размышлять, привлекая собственный опыт, делая их сопричастными тому, о чем говорится на уроках. Так, отталкиваясь от литературы, живописи, киноматериала мы помогаем детям приблизиться к пониманию красоты озаренной идеей труда личности, побуждаем взглянуть на собственные трудовые впечатления, формируя их трудовые идеалы. Учащиеся приходят к выводу о том, что сама жизнь есть труд и их учеба в школе тоже труд.

Учебный труд на уроках литературы.

Выработка культуры учебного труда - наиболее сложная задача словесника. На уроках литературы на основе языковой и речевой тренировки, в органической связи с дидактическими задачами формируется умение трудиться, используя знания, осуществляется воспитание ума, даются представления о культуре и навыках интеллектуального труда. В организации учебной работы школьника нет мелочей. Здесь все значимо, начиная от настроя класса, общей атмосферы дисциплинированности, его готовности напряженно трудиться и кончая сосредоточенностью каждого ученика на выполнение задания. Главное, не забывать, что любовь к труду может быть воспитана только в атмосфере положительных эмоций от реальных форм труда. При формировании навыков учебного труда на уроках литературы в школе слабослышащих используются методические приемы и средства:

1.Работа с дидактическим материалом, который помогает формировать навыки культуры труда. При знакомстве с эпизодами, где имеется указание на деятельность героев, следует обращать внимание на то, как организовано рабочее место героя или устроен дом, в каком состоянии содержатся его вещи, отношение к этим вещам, отношение героя к рабочему месту и т.д.

2.Использование приемов, повышающих учебную (трудовую) активность учащихся: игровые формы, применение наглядного материала, театральное иллюстрирование литературного материала, создание ситуаций успеха, осуществление индивидуального подхода, использование ИКТ(«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», интернет-ресурсы),проведение предметных недель ( Олимпиада по русскому языку, викторины по литературе, устный журнал «Отражение», конкурс чтецов к памятным датам, смотр успеваемости) и т.д.

3.Создание эмоциональной атмосферы урока: предварительная беседа с классом, выясняющая психологический настрой на работу каждого ученика, доброжелательный тон, улыбка учителя и т.д.

4.Организационные моменты урока: проверка готовности учащихся, рапорт дежурного, проверка наличия слуховых аппаратов и т.д. Готовность к уроку желательно устанавливается с помощью вопросов в самом начале урока: « Ты готов к уроку?» « У тебя рабочее настроение?», «У тебя есть аппарат?», «Что ты приготовил к уроку?» Ученики должны четко знать, что им нужно приготовить к уроку (тетрадь, словарь, учебник…). Это дисциплинирует их, приучает к порядку в учебном труде.

5. Соблюдение правил работы в тетрадях.

6. Обучение приемам и способам учебной работы. Работа учащихся с памятками: «Как работать с текстом» , «Как ответить на вопрос по прочитанному», «Как писать сочинение по произведению», «Составление характеристики героя литературного произведения», « Как понимать прочитанное», «Правила грамотной речи», «Правила пользования книгой», «Поведение в библиотеке», «Поведение в музее и на учебной экскурсии», «Как выучить стихотворение», «Правила рациональной работы» и т.д. Учащихся, начиная с 6 класса, надо специально учить тому, как работать с книгой и текстом, составить план, им надо дать навыки самостоятельного поиска нужной информации, объяснить, как пользоваться справочными материалами, каталогами, словарями и т.д. Для этого на уроках используются словари (толковый, словообразовательный, синонимов и т.д.), информационные стенды. К сожалению, пока что от класса к классу растет диспропорция между объемом и сложностью знаний, которые ребята должны усвоить, и теми способами, которыми они для этого располагают. Значительная доля проблем наших учеников обусловлена тем, что они не умеют самостоятельно работать с книгой, именно поэтому их учебный труд тяжел, нерационален и малоэффективен. Привлечение произведений живописи помогут учителю в этой работе. Вот лишь некоторые из них: В.Маковский «В сельской школе», В.Максимов «Мальчик-механик», Э. Дега «Репетиция», Сыромятникова «Первые зрители», В.Пукирев «В мастерской художника», Н.Богданов-Бельский «Устный счет в школе» «Ученица», «Новая сказка», Яблонская «Утро».

7. Соблюдение психогигиены урока: смена видов деятельности, профилактика утомления, режим проветривания, физкультминутки, создание ситуации успеха для учащихся и т.д.

Навыки учебного труда вырабатываются у учеников постепенно. С возрастом требования к детям усложняются, учебный труд становится более интенсивным. Вместе с тем, очень важно, чтобы слабослышащие ребята не упускали из виду, что им надо постоянно совершенствовать свои приемы и способы работы и овладевать наиболее рациональными. Качество работы самым очевидным образом зависит от умения организовать ее. Поэтому на уроках литературы на примере поступков (как хороших, так и плохих) литературных героев ребята учатся планировать свои дела, выбирать наиболее подходящий режим дня, ценить время, разумно распределять его. В этой связи целесообразно прочитать с учащимися «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца (в 6,7классах), И.Бунина «Цифры», использовать советы из цикла «Земля родная» ( статья «Учиться говорить и писать») Д.С.Лихачева (8 класс). А в старших классах опереться в этой работе на комедию Н.Гоголя «Ревизор», поэму «Мертвые души» (воспитание «от противного») Помогут воспитанию рационального отношения к рабочему времени репродукции картин Федотова «Завтрак аристократа», «Утро чиновника», Ф. Решетникова «Опять двойка». «Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять..» - эти строки из произведения Некрасова «Железная дорога» должны стать основополагающими в воспитании у слабослышащих учащихся положительного отношения к труду.

Словарная работа.

Работа по формированию отношения к труду средствами литературы и живописи имеет выраженную коммуникативную направленность. В ходе работы над произведением учащиеся овладевают новой лексикой, новые слова и выражения усваиваются ими при проведении диалогов с учителем, при ответах на вопросы, в устных высказываниях на литературную тему, в алгоритмах ответов, инсценировках, при защите рисунков, в ходе проведения экскурсий и обсуждения их результатов. Ребята узнают, какими словами можно настоящий труд , как называются черты характера, которые они должны выработать в себе, для успешного и созидательного труда. К примеру, это такие слова, как трудолюбие, добродетель, порок, лень, праздность, пустое времяпрепровождение, плоды труда, трудовая честь, неистомая (без устали) работа, добросовестность, вдохновение, талант, созидание, самомнение, самоотверженный, упорный труд , патриотизм, воля, настойчивость, труд во имя, во благо, коллективный труд и др. Значение многих слов и выражений уточняется в словарях, к ним подбираются синонимы. Учащиеся при помощи учителя находят крылатые выражения в произведениях или моделируют на их основе собственные. Например:1. Из рассказа А. Погорельского «Черная курица»: « Тот ученик не заслуживает никакой похвалы, кто не вложил в учебу никакого труда» (фраза из сказки в детской редакции), «Если хочешь исправиться, то должен беспрестанно смотреть за собою». 2. «Бог дал мне руки, чтобы работать» (Карамзин «Бедная Лиза») 3. «По будням не следует бездельничать» («По будням не любит безделья») (Некрасов «Мороз, Красный нос») 4. «Дело спорилось в его руках», «Усердно выполнял он свою обязанность» (Тургенев «Муму»). 5. «Невежда без души - зверь» (Фонвизин «Недоросль»). 6. «…рассеянье ( пустое времяпрепровождение) вредно молодому человеку» (Пушкин «Капитанская дочка»). 7 «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» (Шварц «Сказка о потерянном времени») 8. «Служить бы рад - прислуживаться тошно», «Служить делу, а не лицам» ( «Кто служит делу, а не лицам») (Грибоедов «Горе от ума»). 9. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не идет» (И.Крылов). 10. «Труд несет воздаянье». (А. Некрасов ). 11. «Жили они- не ленились, целый день трудились» (Сказка «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»). 12. Пословицы и поговорки о трудолюбии и т.д. При изучении слов и выражений трудовой тематики в сознании учащихся формируется картина труда как основы жизнедеятельности человека.

Заключение.

Роль уроков литературы в формировании положительного отношения к труду как составляющей нравственного воспитания и коррекции личности слабослышащих учащихся, как основы их успешной социализации неоценима. В арсенале любого словесника, работающего в школе для слабослышащих детей, множество методических приемов развития трудового сознания школьников с недостатками слуха. Вариативность их применения зависит от творческого настроя педагога и от задач, которые стоят перед ним в обучении и воспитании. Назовем основные приемы.

1.Аналитическое чтение тематических эпизодов произведения.

2. Визуализация. Работа с репродукциями картин художников: рассматривание, соотнесение с тематическими эпизодами. Использование видеоматериала( фильмы по произведениям литературы).

3.Иллюстрирование учащимися анализируемых эпизодов. Защита рисунков: рассказ об иллюстрации, чтение соответствующего эпизода. Усвоение словесного алгоритма защиты.

4. Словарная работа по произведению и по репродукции картины.

5. Опора на жизненный опыт учащихся. Создание проблемной ситуации по материалам прочитанного произведения и отработка ее в игре, иллюстрировании.

6.Экспортирование навыков, полученных на уроках, в реальную действительность с целью закрепления на практике: проведение учебных и познавательных экскурсий (очных и заочных, виртуальных), внеклассных мероприятий по предмету, ролевых игр.

В заключение хочется отметить, что урок литературы является основным проводником культуры в школе. Он является универсальным средством воспитания всех сторон нравственности учащихся, в том числе и трудолюбия , добросовестного отношения к труду, «доброго делания», если выражаться языком святоотеческой литературы. И это ДОБРОЕ ДЕЛАНИЕ подготовит ребят к вступлению в самостоятельную жизнь, с ее нормами и требованиями, поможет не потеряться и не стать изгоями, привьет им оптимистическое, уверенное восприятие жизни, сделает коллективистами, стремящимися сделать нашу жизнь еще лучше.

















© 2010-2022