• Преподавателю
  • Другое
  • Проект К вопросу о воспитании коллективизма на примере младшего состава вокального ансамбля

Проект К вопросу о воспитании коллективизма на примере младшего состава вокального ансамбля

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторский проект «К вопросу о воспитании коллективизма на примере младшего состава вокального ансамбля»

Автор:

Колчанова С.Б.

учитель музыки











Астрахань 2015 г.

Пояснительная записка.

Опыт работы с детьми на протяжении более чем 20 лет позволяет сделать вывод о том, что музыкально-творческая, коллективная деятельность детей возрастает с каждым годом. Кроме того она способствует объединению детей, воспитывает трудолюбие, ответственность начиная с младшего возраста. Интерес к музыке в целом и к пению, в частности, становится не просто увлечением, а частью культурно-созидательной деятельности обучающихся. Выбор данной темы обусловлен тем, чтобы оптимизировать процесс обучения, сделать его не только интересным, познавательным, но и качественным.

Дети нашего времени так же, как и дети прошлых лет активно занимаются музыкой: поют, артистично выступают на сцене, изучают теорию музыки, музицируют и декламируют стихи. Они с удовольствием солируют на концертах и дружно поют в хоре или ансамбле. Постепенно возрастает любознательность детей к профессиональному исполнительству. Неоценима, бесспорно, роль новых компьютерных программ в обучающем процессе, но и практический опыт самого педагога недооценивать нельзя.

Закон об образовании гласит: процесс воспитания и обучения - это единый целенаправленный процесс, направленный на развитие духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его потребностей и интересов. (Постановление от 21 декабря 2012 года ).

Гуманистический характер образования проявляется в воспитании гражданственности, патриотизма, ответственности и других качеств. (Постановление от 21 декабря 2012 года ).

В нашей стране созданы все условия для самореализации каждого человека, включая ребёнка. Педагогическим работникам система образования предлагает свободу в выборе форм обучения, а также методов обучения и воспитания. Дополнительное образование включает подвиды: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Музыкальное воспитание является частью общего духовно-нравственного воспитания. И чем раньше дети начнут заниматься музыкой, тем более успешным будет процесс духовного и эстетического развития личности. Некоторые музыкальные конкурсы приглашают к участию детей от 3-х лет. Особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются: восприимчивость, любознательность, открытость, активность. Ребёнок начинает раскрывать свои способности «в коллективе и через коллектив». От руководителя требуется сохранение и развитие творческого коллектива при наличии дисциплины, авторитета педагога, уважения всех членов коллектива.

Тема «К вопросу о воспитании коллективизма на примере младшего состава вокального ансамбля является составной частью проекта "Музыкально-творческая деятельность учителя и обучающихся в вокальном ансамбле. Данный проект возник на основе образовательных программ по сольфеджио, ансамблю и сольному пению. Кроме того, данный проект является составной частью Комплексной программы. Автор опирается на собственный педагогический опыт, а также работу

Т.Д. Захаровой "Основы музыкально-творческого воспитания", различные методики развития музыкального слуха и голоса Ф.Витта, Г.Струве, В. Емельянова и других педагогов. Большое значение для учителя имело обучение в Творческой школе вокального мастерства Е.Образцовой.

Цель:

- приобщение детей к лучшим традициям хорового и ансамблевого

пения;

- формирование духовно-нравственной культуры личности;

-воспитание коллективизма посредством массового пения.

Задачи:

- раскрытие творческих способностей каждого ребёнка;

-привитие профессионализма;

-создание условий для творческого общения обучающихся;

- укрепление дружеских отношений между ребятами разного

возраста, родителями и педагогами.

Музыкально-творческая деятельность педагога и обучающихся-это коллективный процесс, предполагает увеличение их активности с одной стороны, но и более качественного исполнения различных по стилю и содержанию музыкальных произведений. Воспитание культуры пения и общения в коллективе - эта задача не только педагога, родителей, но и самих детей в социуме. Совершенствовать педагогический процесс, научить различным приёмам и навыкам владения голосом, преодолевать эстрадное волнение возможно лишь в совместной музыкально-творческой деятельности учителя и обучающихся.

Выбор темы обусловлен тем, что формирование коллективизма закладывается в самом начале, когда интересы детей, родителей преобразуются в общую потребность: научиться петь в узком смысле и в широком - вырасти духовно-нравственными, образованными людьми.

Наряду с воспитательными задачами решаются задачи профессионального обучения.

Среди профессиональных задач на начальном этапе возникает вопрос диагностики ( проверка музыкального слуха, голоса, чувства ритма ), который со временем показывает уровень роста обучающихся.

В музыкальной практике существует масса пособий по развитию музыкального слуха и голоса. Это методики П.Вейса, А. Перцовской, Г.Струве.

Методистами разработана целая система попевок, упражнений для развития музыкального слуха. При постановке голоса важна певческая установка, чистота интонирования, правильное дыхание и дикция. В последнее время приём в вокальный ансамбль осуществляется по конкурсу. Руководитель определяет состояние голосового аппарата, тембровую окраску голоса. Во втором полугодии детский хоровой коллектив делят по голосам (сопрано и альт). Если в начале обучения идёт работа над унисоном, одноголосным пением, то со второго полугодия педагог разделяет детей на сопрано и альты. Постепенно на занятиях вводятся элементы многоголосия: каноны, параллельное движение голосов. Процесс формирования детского коллектива идёт параллельно с освоением новых знаний, умений и навыков.

Составляется план работы коллектива на год: конкурсы, открытые уроки, отчётный концерт.

Методическое обеспечение проекта


Темы

Формы занятий

Методы работы

Методы воспитания

Материально-техническое обеспечение

Правильная установка корпуса и голосового аппарата

Лекция

Беседа

Практическое занятие

Объяснение

Демонстрация

Упражнения для голоса и дикции

Музыкальные игры

Беседа

Прослушива-ние и обсуждение лучших вокальных примеров из классики, литературы.

Фортепиано

Столы, стулья, доска, портреты композиторов, стенды наглядных пособий

Правила пения

лекция

Словесный метод

Вниматель-ность

Наглядные пособия

Нотная грамота

Практическое занятие

Упражнения на доске

Рассказ из истории нотной грамоты

Доска, нотная тетрадь

концерт

Демонстра-ция

коллективное творчество

Эмоциональ-

ность

Просторный зал



Сценическое мастерство

Концерт

конкурс

наблюдение

поощрение

Зал, фортепиано

Репетиционно-постановочная работа.

Прослуши-

Вание,занятие с солистами,

дуэтами

Анализ, контроль,

самоконтроль

Стимулирова-ние.

Фортепиано

Столы, стулья, доска, портреты композиторов, стенды наглядных пособий

К участию в конкурсах привлекаются дети 5-ти-6 лет -дошкольники, они наиболее эмоциональны, подвижны. Важна дисциплина на занятии, смена форм работы ( беседа, ритмические упражнения, работа над дикцией, слуховой анализ). Участие детей в конкурсах возможно при наличии ярких музыкальных данных.

Формы демонстрации результатов проекта:

-Открытые занятия

-Концерты в течение года

-Конкурсы

-Отчётный концерт

Результатом коллективной деятельности является развитие

личностных качеств детей:

-развитие творческой активности

-навыки сотрудничества и взаимопомощи

-стремление к саморегуляции

-стремление к расширению кругозора

Индивидуальная работа с детьми ведётся в течение всего года: педагог объясняет правила пения, объясняет правильные дыхательные навыки, контролирует чистоту интонирования при разучивании песен.

Коллективная работа на занятиях включает: работу над унисоном, работу над нюансами и художественным образом, подбор костюмов. Все эти вопросы обсуждаются с детьми и их родителями, что указывает на демократизм обучения. Педагог подчёркивает необходимость участия каждого ребёнка, родителей в жизни коллектива, т.к. от их сознательности, активности зависит конечный результат.

коллективныые форм работы :

  • праздники, вечера, конкурсы;

  • репетиции к выступлениям;

  • посещение выставок, музеев, концертов;

  • пошив костюмов;

  • участие в городских мероприятиях;

  • экскурсии и поездки на конкурсы в другие города.

Коллективные мероприятия - это итог работы обучающихся и учителя, демонстрирующих уровень развития личности ребёнка, степень активности детей и родителей. В последнее время возрастает роль гражданско-патриотической тематики. Дети должны знать нашу историю и традиции, чтить память отцов, дедов и прадедов.

Гражданско-патриотическая тематика, отраженная в репертуаре вокального ансамбля «Детство» способствует воспитанию детей, их духовно-нравственному развитию. Это - часть образования и ценностно-ориентированный процесс. Ряд песен можно использовать на праздниках, конкурсах: «Эх, дороги» А. Новикова, «Стелется по бережку» Г.Струве, «Огонёк» (музыка народная), «Лети, лети воздушный змей» С.Баневича, «Офицеры, выходите на парад» С.Наумовой. В них поётся о стойкости, героизме, верности наших солдат и офицеров, прославляется доблесть, смелость и отвага

При разучивании песен дети не только учатся правильно петь, но и расширяют понятия о крае, об окружающем мире. И тем самым приобщаются к прекрасному через песни и через замечательную музыку П.И.Чайковского, А.Рубинштейна, С.Рахманинова, Г.Струве и многих других авторов. Младший хор поёт произведения В.Шаинского, М.Пляцковского, А. Филиппенко.

Ресурсы для обеспечения проекта:

  • кадровое обеспечение;

  • кабинеты для занятий (фортепиано, аудиоаппаратура и микрофоны;

  • фонограммы песен;

  • наглядные пособия;

  • костюмы для выступлений.

Принципы обучения - доступность, развивающий характер занятий, индивидуальный подход к каждому, развитие творческих способностей.

В наше непростое время, когда дети всё больше замыкаются, сидя у компьютеров, сольное и хоровое пение объединяет детей, помогает им лучше пережить невзгоды и беспокойство. Научиться слушать настоящую музыку, прикоснуться к "шедеврам" мировой классики. Благодаря усилиям наших педагогов, уроки музыки приносят в жизнь воспитанников немало положительных эмоций и светлых мыслей. Музыка учит детей лучше выражать свои чувства, развивать творческое мышление и помогает увидеть прекрасное в окружающем мире.

Разнообразные методы обучения делают возможным быстрый рост степени владения голосом с нуля до высокого уровня.

Посещение занятий вокального ансамбля для многих воспитанников, а также родителей стало неотъемлемой частью жизни, наполненной новым глубоким смыслом.

В процессе подготовки к мероприятиям развиваются творческие и коммуникативные способности каждого ребёнка.

Благодаря многолетнему опыту, педагоги сольного и хорового пения выработали собственную методику обучения, соединив её со стандартными программами, которые используются в музыкальной школе.

Обучение строится с самого нуля, практикуя стартовые занятия, постепенно переходит на более высокий уровень. Сначала дети изучают музыкальные ступеньки, затем правила пения. Систематические выступления формируют силу воли, коллективизм, артистизм. Уже на первом году обучения воспитанники вокального ансамбля приобретают опыт концертных выступлений и осваивают репертуар разнообразный по сложности (двух и трёхголосные произведения ).

Проект предусматривает расширение сотрудничества с мастерами музыки (исполнителями, композиторами) с одной стороны, а также с родителями и администрацией различных заведений культуры и образования с другой.

Ожидаемые результаты:

    • формирование у воспитанников позитивных отношений к базовым ценностям (Отечество, природа, мир, труд, культура);

  • приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества);

  • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетенции;

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

  • формирование гражданственности и патриотизма, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.

В рамках проектной деятельности предусмотрено проведение бесед, работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

В любом творческом коллективе всегда стоит вопрос выбора репертуара и соответствие его возрасту воспитанников. В репертуаре вокального коллектива целесообразно использовать произведения известных детских композиторов: В.Шаинского, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Г.Струве, Е.Крылатова а также зарубежных авторов: Ф.Шуберта и Ф.Шопена. Среди современных авторов-произведения В.Синенко, В.Гаврилина. Ближайшие творческие планы учителя - работа с солистами, создание небольших ансамблевых групп (дуэтов, трио и т.д.)

«Песня - наше вдохновенье,

И душа и откровенье!

С песней радостней идти

нам по жизненному пути!



© 2010-2022