Программа кружка по шахматам

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироватьс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №40 города Смоленска








Программа кружка

«Шахматы для начинающих»



Срок реализации программы -1 год

Возраст детей -7-10 лет


Руководитель кружка

Учитель физики Цыганков Виктор Григорьевич



г. Смоленск

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Шахматы учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Цели и задачи:

  1. Познакомить с шахматной терминологией,

2.Объяснить, как двигаются шахматные фигуры,

3.Научить основам шахматного дебюта и приемам шахматной борьбы.

4.Заинтересовать учащихся шахматами,

5.Развить логическое и творческое воображение, необходимое при игре.

Тематическое планирование кружка «Шахматы для начинающих»

п/п

Название темы и занятий

Количество часов

Дата

Знакомство с шахматной доской и фигурами.

1


    Знакомство с геометрией шахматной доски.

    1


      Изучение шахматной нотации.

      1


        Запись положения фигур на шахматной доске.

        1


          Закрепление знаний, полученных на первых уроках.

          1


            Запись шахматных ходов.

            1


              Передвижение ладьи по шахматной доске.

              1


                Изучение записи шахматных ходов.

                1


                  Изучение и запись ходов слона.

                  1


                    Передвижение короля и ферзя.

                    1


                      Обучение прыжкам коня.

                      1


                        Знакомство со всеми правилами поведения пешек во время игры.

                        1


                          Понятие о цели шахматной игры.

                          1


                            Знакомство с шахом, матом, патом.

                            1


                              Правильная расстановка фигур и их развитие в начале партии.

                              1


                                Понятие об основных идеях дебюта.

                                1


                                  Знакомство с рокировкой.

                                  1


                                    Знакомство с правильной формой записи шахматной партии.

                                    1


                                      Борьба с «детским матом».

                                      1


                                        Понятие линейного мата.

                                        1


                                          Линейный мат двумя ладьями.

                                          1


                                            Рокировка, мат двумя ладьями.

                                            1


                                              Линейный мат ферзём.

                                              1


                                                Линейный мат ладьёй.

                                                1


                                                  Мат двумя слонами.

                                                  1


                                                    Король с пешкой против короля.

                                                    1


                                                      Основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний.

                                                      1


                                                        Решение этюдов.

                                                        1


                                                          Пешечная структура. Какие бывают пешки (изолированная, сдвоенная, проходная, , блокированная, отсталая, пешечная цепь).

                                                          1


                                                            Значение пешек при защите рокированного короля.

                                                            1


                                                              Понятие о шахматной комбинации.

                                                              1


                                                                Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар».

                                                                1


                                                                  Связка. Виды связок.

                                                                  1


                                                                    Знакомство с историей борьбы за мировую шахматную корону.

                                                                    Рассказ о выдающихся шахматистах мира. Презентация.

                                                                    1

                                                                    Итого:

                                                                    34 часа


                                                                    Содержание занятий

                                                                    Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть основных тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

                                                                    Основные темы

                                                                    1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

                                                                    2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

                                                                    3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур..

                                                                    4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

                                                                    5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

                                                                    6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

                                                                    К концу учебного года дети должны знать:

                                                                    шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

                                                                    К концу учебного года дети должны уметь:

                                                                    ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

                                                                    Система представления результатов


                                                                    Участие в шахматных турнирах школьного, районного и городского уровня.

                                                                    Литература:

                                                                    1.Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983.

                                                                    2.Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980.

                                                                    3.Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.

                                                                    4.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, АСТ, 2000.

                                                                    5.Шахматы - школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991.

                                                                    © 2010-2022