Конкурсная работа на тему Моя педагогическая система

Раздел Другое
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя педагогическая система


12 лет всей округой строили Свято-Троицкий храм в селе Копки Селтинского района. А разрушили в один миг в годы коллективизации, чтоб устроить в святом месте зернохранилище. Хотели ещё и по кирпичикам разобрать, но не тут-то было. Раствор, сделанный вперемешку с яйцами, собранными со всей окрестности, крепко-накрепко сцепил каждый кирпичик. И стоит церковь наперекор ветрам и ненастьям вот уже 163 года. С укором смотрит на нас пустыми глазницами выбитых окон. Вот также сейчас среди развалившихся ферм, гаража, недостроенного кирпичного клуба, заросших полынью и березняком заброшенных полей, пустых и полупустых домов стоит в центре села школа. Несмотря на тяжёлые последствия социально-экономического кризиса, отбросившего массовую сельскую школу на несколько десятилетий назад, школа живёт. Пусть, вместо 200 учеников, сегодня только 70. (Привезли из соседнего села Уть-Сюмси 18 человек. Там школу закрыли.) Мы далеко живём от цивилизации: плохая дорога до райценра (30 км.), автобусное сообщение до Селтов два раза в неделю, газ до нас не дошёл, топим печки дровами, очень маленькая скорость интернета, невозможно ни скачать видеоматериалы, ни послать по электронной почте. Не в каждом кабинете стоит компьютер, и нет центра по дополнительному образованию детей. Редко к нам приезжают артисты…

Вот в таких условиях мы живём. Но мы не одни такие. Таких школ немало разбросано на огромной территории нашей страны. По данным статистики на долю массовой сельской школы приходится 68,8 % от всех школ России. Это 28,8 % учащихся. Сельская школа сегодня не в состоянии обеспечить своим выпускникам высокий уровень образования и воспитания, позволяющий им конкурировать с городскими школьниками. Вместе с тем современная жизнь предъявляет к выпускникам сельских школ качественно иные требования. Она определяет необходимость быть конкурентоспособными на рынке труда, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного характера.

Изменившиеся социальные и экономические условия жизни села требуют кардинальных изменений в деятельности самой школы. Школа не может отставать от изменений жизни, школа не может оставаться старой. Школа должна обеспечить образовательную поддержку инновационным процессам в социально-экономической жизни общества. Сегодня образование и воспитание на селе отстают от потребностей современной жизни прежде всего потому, что не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Несоответствие содержания образования и воспитания, принципов организации педагогической деятельности школы потребностям изменившегося социума сегодня стало особенно очевидным.

В числе причин, характеризующих отставание школы от жизни, наряду с социально-экономическими факторами следует отметить отсутствие современной теории, отвечающей требованиям изменившегося общества и ориентирующей сельскую школу на решение новых практических задач. К тому же многочисленные нововведения, изменения, которые происходят сегодня в школе, не имеют под собой теоретической базы и нуждаются в фундаментальной научной поддержке, адекватной этим изменениям. Все это актуализирует проблему поиска новых принципов организации деятельности сельской школы, новых форм более интенсивного взаимодействия со средой, использования педагогических pecypcов социального окружения, внедрения инновационных моделей образовательных учреждений села. Жизненная реальность требует создания такой системы деятельности сельской школы, которая бы соответствовала духу времени.

И оглядываясь в прошлое, я поняла: ничего нового придумывать не надо. Надо просто вернуться к своим корням. «Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. Напрасно мы хотим,- писал К.Д. УШИНСКИЙ, - выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим». Образующим содержанием в образовании должен стать не абстрактный научный предмет, но конкретный живой мир природы и истории, генетическая основа. Родной язык и труд - основы воспитания и обучения.

О создании национальной воспитательной системы, учитывающей интересы и традиции всех членов общества, говорил и В. Я. Стоюнин. В современной школе должен быть продуман механизм трансляции национальных традиций, равно как их обогащение посредством межэтнического взаимодействия. Одним из вариантов создания подобного механизма, по мнению педагога, должна стать эффективная организация взаимодействия школы и общества в различных направлениях. Взгляды К.Д. Ушинского и В.Я. СТОЮНИНА в контексте разработки идеи русской национальной школы во многом нашли отражение в практической деятельности школ С.А. РАЧИНСКОГО. Главная отличительная особенность сельской школы, по убеждению С.А. Рачинского, состоит в том, что она, прежде всего, учреждение воспитательное. В школе Рачинского господствовал дух народной культуры, традиции, сельской общинности. Его учебная программа имела художественно-эстетическую направленность. Жизнь в школе основывалась на творческом труде, большую роль выполняла игра, праздники.

В послании Федеральному собранию 12 декабря 2013г. В. В. Путин сообщил: «Качественное обучение без воспитания невозможно… Нам нужны школы, которые воспитывают… граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». Я думаю, что в наше трудное время культура является мощным средством сглаживания отношений, сдерживания кризиса. Культура - это система выстраивания отношений между народами.

Но проблема в том, что за годы советской власти, особенно в нашей местности, очень многое из национального, традиционного уже утеряно. Значит, надо возрождать всё то, что связано с народным воспитанием. А что осталось - бережно хранить и обновлять. Моделировать учебно-воспитательный процесс, учитывая особенности своей местности.

Утопает летом школа в цветах; морковка, свёкла, капуста, картошка зеленеют на пришкольном участке, обливаясь живительными брызгами чистой воды из местной скважины. Будут на всю зиму витамины на столах у ребят в школьной столовой. У нас есть старенький деревянный клуб ещё довоенной постройки, где мы ставим сами себе концерты (с нами выступает ансамбль бабушек «Росинка»), проводим новогодние представления, дискотеки. За окраиной села расположился Питомник по разведению западно-сибирских лаек. Там воочию можно увидеть обитателей нашего леса: кабанов, медведей, волков, лисиц. Сюда приезжает много гостей даже из-за границы. Частные предприниматели хоть как-то обеспечивают односельчан работой. Функционирует медпункт под одной крышей с приютом для престарелых. В здании школы дружно с нами соседствуют детский садик и сельская библиотека. Из года в год набираются в музейную комнату экспонаты. Есть мастерская по обработке дерева. Четвёртый год действует маленькая мастерская с ткацкими станками, изготавливаются народные игрушки.

У нас очень красивая природа. Есть где порыбачить, охотиться. Многие держат пчёл. Богаты леса грибами, редкими ягодами: черникой, брусникой, клюквой. Живут в селе творческие люди (в основном бабушки), которые охотно делятся своим опытом. Имеется возможность возродить традиционные промыслы: делать берестяные туески, заниматься гончарным делом. Нужны только специалисты-мастера.

Итак, цель моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы, опираясь на народную педагогику, учитывая этнокультурные, геоэтнические особенности местности, воспитать конкурентоспособного выпускника, обладающего такими качествами: трудолюбием, ответственностью, добивающегося цели, с творческим подходом к любому делу, патриота.

Для достижения цели использовать все ресурсы:

  • физический труд на земле

  • возможности окружающей природы

  • участие в мероприятиях села

  • пополнение фондов музейной комнаты

  • возрождение ремёсел

  • уроки, факультативы, элективные курсы, внеклассную работу, каникулярные дни

  • семейное воспитание

  • проектную деятельность, составление презентаций

  • участие в конкурсах, фестивалях, ярмарках, научно-практических конференциях

  • систему поощрений

Характерной особенностью современной школы является воспитание учащихся в духе культуры мира, способности к межэтническому взаимодействию. Высокий уровень межэтнического взаимодействия предполагает этнокультурный обмен. На нашей местности издавна добрососедствуют две народности: удмурты и русские. Идёт взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Но в этом взаимодействии есть и отрицательные стороны. Удмурты ассимилировались, их дети уже не знают свой родной язык. Основной причиной явилось то, что национальный удмуртский язык - главный носитель культуры - никогда не преподавался в местной школе. Он сохранялся только в устной форме в основном среди пожилого населения. В настоящее время редко слышна удмуртская речь, хотя топонимика края говорит о том, что первыми заселили эти места удмурты (Копка, Сьолта, Сардыкйыл, Мукшур,Усайгурт, Кучёр, Кырчын, Чашгурт, Ваёкыр, Очаншур, Кутюрнюк, Уллапал, Выллапал, Кумень, Гордшур Сардыкйыл… ) По мнению К.Д. Ушинского, у каждого народа есть свой идеал человека, на основе которого возникает идеал воспитания. Раскрыть содержание этих идеалов «призвана каждая народная литература и народный язык», которые являются лучшими выразителями народности. «Язык народа, - утверждает педагог, - лучший, никогда не увядающий... цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа нет более». Душа болит за свой родной удмуртский язык. По данным ЮНЕСКО он отнесён уже к умирающим языкам. Всем понятно, что всё идёт к тому, что будет единая нация, единый язык. Но как же хочется оттянуть это явление на как можно более долгий срок. Я каждый год старалась вести кружок по удмуртскому языку и литературе, чтобы не забылась культура, не забылся для многих родной язык, но администрация школы не каждый год шла навстречу, бывали годы, когда на удмуртский язык жалко было выделить один час в неделю, хотя с заявлением родителей и детей я обращалась в районный методкабинет. В настоящее время удмуртский язык ведётся постоянно один час в неделю, хотя этого недостаточно. Вот и приходится интегрировать с внеклассной работой, иначе новые слова «в одно ухо зашли, в другое вышли». Этот предмет входит в региональный компонент, оформляется как факультативный.

Широкое распространение в сельской местности получило интегрирование уроков с народным творчеством. В целях воспитания иногда в урок стараешься включить хотя бы маленький элемент народного искусства. Примеров можно привести множество. Есть в русском языке темы по развитию речи «Описание предмета», «Описание действий», «Описание интерьера», «Описание природы». Давая тему «Описание предмета», рассказываю о разных видах народных игрушек, показываю их, кратко знакомлю с технологией их изготовления, с мастерами, проводим словарную работу по этой теме, работаем с готовыми текстами, а потом создаём свои сочинения. Вот работа Чирковой Альбины, которая посещала кружок и делала шедевры по ткачеству, мастерила кукол, защищала проекты. Альбина составила рассказ о кукле, изготовленной своими руками. Она призёр многих районных конкурсов, а самая высокая награда - 2 место во Всероссийском конкурсе «Урал мастеровой» (2014 г.) в номинации «Ткачество».

«Я живу в Удмуртии и восхищаюсь красотой национального женского костюма, хотя сама русская. Занимаясь в кружке «Народная игрушка», я ещё узнала и о другом предназначении женской одежды: возвеличивать женщину как прародительницу и всячески оберегать её. Весь комплект одежды шила девушка сама, а если она не умела или не желала шить, то обрекала себя на одиночество на всю оставшуюся жизнь. Вот и я решила изготовить себе куклу: сама кроила, шила, ткала, плела. Красивая получилась удмурточка!

Считалось, что влиянию злых сил были подвержены виски, лоб, ярёмная впадина, грудь, запястья, спина и т. д., поэтому с головы до ног были украшения, издавали шум. И это оберегало от злых духов.

Ещё я узнала, что широко использовалась вышивка. Вышивались символы (орнаменты-обереги). В качестве личной печати служил родовой знак. Самую сильную защиту обеспечивало «древо жизни». Он изображался на сюлыке и зар-поясе. Спину защищало головное полотенце, тоже украшенное орнаментами. Оборки платья, полоски, орнаменты над оборкой тоже защищают. Берегли запястья, плечи символами. Айшон был весь обшит красной густой бахромой и почти закрывал глаза. Серебряные монетки пришивались к айшону, к налобной повязке. Груди закрывали монисто или «кабачи», часто со знаком луны. Особенно берегли груди кормящие женщины. Божественными цветами считались красный, белый, чёрный.

Я выбрала алнашский вариант костюма: он более яркий, сочный. Это соответствует их характеру. Они более энергичны, смелы, чем мы, поэтому наш селтинский костюм сероватый, неброский, а я хочу быть яркой личностью и добиться многого в жизни.

Всё, что ниже пояса - олицетворение хаоса; всё, что выше пояса - это упорядоченный, богатый внутренний мир. Низкий поклон народу, который создал такой уникальный национальный костюм - шедевр искусства!

Гордая осанка,

Умные глаза.

Мастерица и хозяйка,

Добрая жена.

Уважаема всем родом,

Почитаема народом.

Вот такая вот удмуртка

Получилась у меня!»

На уроках по описанию действий рассказываю об истории какой-либо куклы, о её назначении, потом делаем куклу. Затем дети описывают весь процесс изготовления, при этом выражают своё отношение к описываемому предмету. Чтобы сэкономить время, делаем очень простую куклу.

В сочинениях об интерьере особо ценю места, где описываются произведения народного творчества. Это может быть наша мастерская, классная комната, тоже оформленная под народный стиль, да ещё и с небольшой выставкой. Это может быть убранство комнаты или квартиры, где живёт сам ученик со своей семьёй или квартира знакомого человека.

При изучении рассказа Е. И. Носова «Кукла» провожу беседу по таким вопросам: почему бывший фронтовик Акимыч пошёл с лопатой и похоронил куклу как настоящего человека; отчего испытывает главный герой боль; почему действие происходит недалеко от школы, и среди проходящих мимо истерзанной куклы людей он особо выделяет детей и учителей; какую роль играла кукла в жизни наших предков; как надо обращаться с куклами? Отвечая на вопросы, дети цитируют текст: «…вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. …Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются …привыкают к такому святотатству».

Кощунственной выглядит описание куклы: «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и всё ещё миловидная лицом, с лёгкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с неё платье, а голубенькие трусики сдёрнул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».

А ведь кукла - это душа народа. Автор восклицает: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!..». Это он говорит об учителях, которые тоже спокойно проходят мимо.

Ещё на уроках литературы и факультативе удмуртского языка часто присутствуют народные инструменты: трещотка, колотушка, пичи удмурт крезь. Звенят колокольчик, бубенчик. Дети с удовольствием наряжаются в народные костюмы, надевают на себя элементы народной одежды, аксессуары, делают иллюстрации к фольклорным произведениям. Результатом является рождение своих произведений в народном стиле, где действующими лицами являются друзья автора:

Вот во полюшке во чистом

Едут три богатыря:

…Но напали бусурманы

На Копки на Копкушку.

Пошли богатыри на силу тёмную:

Бьются да бьются,

Ну а силушки-то тёмныей

Всё более да более… (Дмитрий Скворцов,6 класс)

Часто уроки русского языка интегрирую с уроками по изобразительному искусству, с удмуртским языком, с литературой (народным фольклором: народными песнями, прибаутками, закличками, сказками, мифами, легендами…). Иногда в гости на урок «приходят» герои из народных сказок, оживают куклы, «беседуют» с нами, помогают.

В старших классах ( 9-11 кл. ) учащиеся имеют право по предлагаемым программам выбирать элективные курсы. Они делятся на предметные и ориентационные. Используются для информационной работы и профильной ориентации. Содержание и форма должны быть направлены на самоопределение обучающихся относительно профиля обучения. Подростки выбирают «Хозяйка усадьбы», «Резьба по дереву», «Дизайн интерьера», «Дизайн причёски»… Среди них возможна и такая тема: «Этика и психология семейной жизни». Я тоже несколько лет работала по этой теме. Но это был не элективный курс, а был урок. И при составлении программы упор делала на традиционные семейные устои. Образцом являлась модель семьи в моём родительском доме. В таком же духе воспитывали с мужем и своих трёх дочерей. Результаты воспитания радуют. Дети выросли на земле. Выращивали овощи, ягоды, ухаживали за домашней скотиной, вручную косили сено для многочисленной скотины, вдыхая аромат луговых трав, наклоняясь временами полакомиться душистой земляникой, выглядывавшей из-под листочка, обсыпанного дождевыми жемчужинками.

… Раннее утро на покосе. Время 5-6 часов, на горизонте за лесом занимается алая заря. А уже вся семья трудится. Эхом раздаётся по лесу « вжичь-вжичь-вжичь…», глухо валится из-под косы срезанная спелая трава. Птицы заливаются в кустах, под ухом жужжит комар, не даёт покоя, к 9-10 часам оводы-слепни загудят и начнут облеплять потное тело, прокусывая до крови нежную девичью кожу, оставляя на местах укусов красные волдыри. Они потом болят и чешутся. Ноют ночью от напряжения руки и спина. Вот такова цена парному молоку на столе, ароматному мясу, яйцам с настоящим желтком, рассыпающейся вкусной картошке, бесценным вареньям, компотам из редких ягод: брусники, клюквы, черники, голубики, костяники… Но зато всё своё (и на весь год) экологически чистое и заработанное своим праведным трудом.

И пошла дочь Валентина по папиным стопам. Окончила Сельскохозяйственную Академию, работает зоотехником-селекционером, её племенные тёлочки пользуются спросом по всей России.

Ольга стала музыкантом. Играет на фортепьяно и флейте. Нежная музыка природы звучит теперь у нас и дома. Её воспитанники - призёры многих республиканских конкурсов.

Больших успехов достигла старшая дочь Лариса. Сказались гены бабушкины, рукодельницы, вышивальщицы. Она ткачиха. Помогла возродить ткачество в своём родном селе Копки. «Как один из лучших мастеров-наставников в Удмуртии, вела направление «Ткачество» в республиканской детской школе ДПИ «Усточикар» («Город мастеров»). На сегодняшний день, благодаря её усилиям и стараниям, воспитанники школы - лауреаты многочисленных фестивалей и конкурсов. Имея большой опыт работы по приобщению детей к национальным культурным традициям, Лариса с успехом представила свой доклад « Значение преемственности ремесленных традиций в выставочных и образовательных проектах Национального центра ДПИ и ремёсел Удмуртской Республики» на Международной научно-практической конференции в г. Ижевске. Представляла удмуртское ткачество в Берлине на Международной выставке «Зелёная неделя-2008г.». За большой вклад в возрождение, сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства Удмуртии награждена Почётной грамотой Министерства культуры Удмуртской Республики (2007г.), Почётной грамотой Правительства Удмуртской Республики (2011 г.). В настоящее время живёт и продвигает удмуртское ткачество в Германии. В 2015 г. в августе приезжала на международный фестиваль по ручному ткачеству «Кросна», который проходил в Ижевске, как представительница Германии.

Все дочери живут своими семьями. Подарили мне 4 внуков и внучек.

Я считаю себя счастливым человеком в том плане, что являюсь носителем этнического наследия своего народа, помнящей обычаи, праздники, обряды, умеющей воспитать детей с применением огромного арсенала средств народной педагогики. Богатейшие знания народной мудрости помогли мне выстоять в тяжёлые 90-е годы, когда не получали зарплату, когда потеряла мужа и осталась одна с тремя дочерьми-студентками и с огромным хозяйством, с недостроенным домом. Несмотря на тяжелейшее материальное состояние в семье, дочери сумели получить достойное образование. Народная педагогика даёт мощные корни человеку, и я это чувствую на себе. Поэтому не испугалась связать свою дальнейшую жизнь с человеком, употребляющим алкоголь, не испугалась его дочери-подростка, не получившей нормального воспитания. А потом приняла и её сестрёнку по материнской линии с общим психическим расстройством и ещё с букетом болезней, «подаренными» ей родителями-алкоголиками. В настоящее время удочерённые девочки живут нормальной жизнью: старшая Аня имеет мужа, дочку, работает в школе, рукодельничает. У неё незаконченное высшее филологическое образование. Ирина учится в школе, в 7 классе, выступает на сцене (поёт, танцует), вяжет, освоила узорное ткачество, народные куклы. Она является неоднократным призёром республиканских конкурсов и победителем конкурса «Мал телом да велик делом» на региональном фестивале «Вятский лапоть» в Кировской области. В 2015г. стала лауреатом республиканского конкурса по ткачеству «Удмурт шомын, удмурт сямен». Её изделия украшали выставки всероссийских фестивалей «Кросна-2013» в Ижевске, «Урал-мастеровой-2014» в Челябинске. В этом году к нам попросилась жить 85-летняя бабушка у удочерённых девочек. Так что, пошёл второй виток в моей жизни с соблюдением традиционных устоев семейных отношений. Не прерывается связь поколений. В нашем доме это уже третий пожилой человек. Дети растут, соблюдая библейские заповеди. Это воспитывает в них такие высоконравственные черты, как любовь к ближнему, добродетель, почитание родителей. Дети не являются для меня ненужной обузой, препятствием к достижению жизненных успехов. Они, наоборот, помогают мне совершенствоваться. Мною движет традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми. Они для меня самые близкие друзья. Наверное, поэтому наш дом всегда полон детей: неделями, месяцами живут внуки, внучки. По ходатайству нашего сельского совета и районной администрации за высокие достижения детей президент А. А. Волков в 2014г. вручил мне знак отличия «Материнская слава». А по заказу Правительства Удмуртской Республики про нашу семью был снят фильм «Право на счастье». Счастье, когда дети и внуки гордятся тобой, и ты для них являешься примером для подражания. Приятным сюрпризом было приглашение на церемонию награждения по результатам республиканского фотоконкурса «Моя бабушка», организованного газетой «Известия Удмуртской Республики». Оказывается, внук и внучка написали сочинение про меня и послали сюжетные фотографии. Ценные призы были вручены от Министерства национальной политики за билингвизм в литературном творчестве.

На родительских собраниях в своём классе мы часто проводим беседы (иногда вместе с детьми) за круглым столом о традиционных нравственных ориентирах, о престиже материнства и отцовства, о культе культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей. Чтоб наши дети не страдали духовно-нравственной неразвитостью, отсутствием чётких представлений о пороке и добродетели, которые толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. Чтоб у них было сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством, чтоб они не тяготились пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

Воспитанники радуют. В 11 классе сейчас осталось 5 человек. Из них 4 «хорошиста». Один ученик имеет за полугодие две «тройки». Но он в сборной команде района по лёгкой атлетике. Юноша очень воспитанный. Класс дружный, добрый. Занимает призовые места в школьных и районных мероприятиях.

Я уверена в том, что нужно восстановить в обществе иерархию семейных взаимоотношений, традиционный уклад семейной жизни, родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших, традиционное восприятие родительства и детства. Если этого не будет, то наше современное воспитание приведёт к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, безусловно, подрывает корни стабильности российского общества. Для России с её многовековой культурой всё это противоестественно и гибельно. Во все времена семья оказывала позитивное воздействие на национальное воспитание подрастающего поколения.

Необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни в настоящее время становится творческая проектная деятельность.

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся. Она является связующим звеном между теорией и практикой, между формированием компетенций и будущей компетентностью выпускников школы.

В процессе проектной деятельности ученик - равноправный участник, он в равной с учителем степени отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Чувство свободы выбора делает деятельность сознательной, продуктивной и более результативной. Всё это позволяет сделать вывод, что проектное обучение, особенно в сельской школе, позволяет осуществить переход от «школы памяти» к «школе мышления» [2].

Хотела бы остановиться на проектной работе ученика 8 класса Бармина Павла «Танк-победитель», в которую заложена идея компетентностного подхода к обучению навыкам исследовательской деятельности. Данная работа заняла 1 место на районной научно-практической конференции «Зарни киос» (февраль 2015г), 3 место на Всероссийском конкурсе «Память поколений». (2015 г.) Привожу фрагмент из его работы:

« 9 Мая будем отмечать 70-летие со дня победы в Великой Отечественной войне. Выросло уже целое поколение людей под мирным небом. Это наши деды, прадеды, бабушки и прабабушки ковали победу на фронте, в тылу, в конструкторском бюро. Гордость меня берет за своих предков. Хочется как-то выразить это чувство, переполнявшее душу. Но как? И вот я поставил перед собой цель: заняться изучением своей родословной и на её основе создать декоративное панно. (Я умею хорошо ткать на старинном бабушкином станке, немного вязать, плести). Пусть оно висит на стене в доме и радует сердце, напоминает о моих предках и обо всех людях, подаривших нам чистое небо над головой. Отсюда вытекают следующие задачи:

  • изучить свою родословную;

  • в своём древе жизни выделить материал, связанный с темой Великой Отечественной войны;

  • сделать эскизы панно в цвете;

  • соткать основу на горизонтальном ткацком стане;

  • в технике лоскутного шитья создать картину на тканом полотне;

  • сплести рамочку из пряжи для изделия;

  • оформить работу как авторский творческий проект

А что же я изображу на панно? Конечно же, танк «Т-34»! Посмотрев несколько вариантов моделей в интернете, я остановился на более поздней модели периода войны (1944г.) Он у меня будет гордо стоять на постаменте под открытым небом, у подножия будут живые цветы, вокруг - русские белоствольные березы, а в небе летают белые голуби, символы мира.

На создание такой модели меня вдохновили фотографии, сделанные в Челябинске моим руководителем Мамеевой И. В. (Там целый музей танков под открытым небом!) Такого изделия точно ни у кого нет! Это будет уникальная работа.

Ученик самостоятельно собрал с материал о танкостроении в России и за рубежом, выяснил: под руководством каких конструкторов разрабатывали высокопрочную сталь для танка «Т-34» родственники. Выполнил несколько эскизов для своего изделия на альбомных листах, затем работал с текстилем: подбирал по цвету, создавал композиции, придумывал варианты рамок для панно. В работе решил сочетать три вида техники: ткачество, лоскутное шитьё, плетение. Использовал только экологически чистый природный материал. Впоследствии для защиты проекта к имеющейся народной рубахе соткал себе яркий пёстрый кушак.

В ходе исследовательской работы Павел изучил всю родословную с 18 века (с 1720 года). Встречался с представителями своего рода. Именно встреча с Ольгой Фёдоровной Чижовой, своей родственницей, вдохновила Павла на создание панно. Ольга Фёдоровна составила свою родословную до 7-го колена. А в 2015 г. честь 100-летия своего отца, Чижова Фёдора Петровича, собрала она потомков своего рода (около 50 человек) в школе. Со слезами на глазах рассказывали дети Фёдора о жизни отца в концлагерях. Изучили весь его фронтовой путь, всю его биографию. Подрастающее молодое поколение внимательно слушало взрослых. И наполнялись детские сердца чувством гордости за своего деда, прадеда, пра-прадеда. Внушительная получилась семейно-родовая фотография. Стоит Паша среди своих и чувствует: какие же мощные у него корни на этой земле, и не страшны никакие невзгоды. И я знаю: пойдёт он по жизни счастливый, уверенный, и будет ему что передать своим детям.

Ещё он узнал, что род их начинается с деревни Бибаны, основателем которой является его предок Тарасов Корнил, что внук Корнила Степан плавал с купцами по Кильмези. Вятке…Он первый построил слесарню, лил ружья, ковал коня. Был очень сильный, спал 4 часа в сутки. Держал мельницу, много скотины, был основателем церкви, сам привозил по реке утварь для храма. Был прекрасным сказочником: во время плаваний купцы приглашали его на третий этаж рассказывать своим детям сказки.

До этого исследования ученик не имел опыта публичного выступления, не был знаком с тонкостями технологии лоскутного шитья, не увлекался изобразительным искусством, сочинением стихов, да и в знаниях по русскому языку были большие пробелы. Ему было интересно и приятно постоянно ощущать поддержку со стороны руководителя, матери, отца, бабушки, родственников. Новизна такого исследования заключается не только в изучении исторического, этнографического материала, нахождении разных моделей танков, но и в дизайнерском оформлении изделия, в сочетании разных технологий народного творчества…

Такая творческая проектная деятельность способствует формированию следующих компетенций учащихся:

  • интеллектуальной, как способность работать с информацией разного типа; умение применять знания в различных ситуациях; владение приемами самостоятельного добывания новых знаний; способность работать в условиях поиска, исследования;

  • личностной, как желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, планировать и организовывать свою деятельность, владеть правилами учебного сотрудничества;

  • коммуникативной, как владение речью для получения и передачи информации; умение участвовать в диалоге, выступать с докладами на семинарах и конференциях;

  • рефлексивной, как способность осуществлять контроль и самооценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий; находить и устранять причину возникающих трудностей; сознание собственного достоинства; умение объективно оценивать свои достижения;

  • деловой, как способность конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение самостоятельно строить алгоритм своих действий в незнакомых и нестандартных ситуациях;

  • креативной, как способность творчески подходить к решению любой задачи [1].

Таким образом, в условиях сельской школы проектная деятельность учащихся является одним из способов формирования ключевых компетенций.

Очень уж нравятся нашим деревенским детишкам, да и взрослым тоже, рождественские праздники. Особенно интересны для них святочные дни, когда можно по всему нашему селу ходить ряжеными. Знают они, как надо правильно одеваться, какие песни петь, каков смысл этих праздников. Не забывают брать с собой веники, шумовые народные инструменты, чтобы изгонять злых духов из каждой избы, желают всем обитателям дома здоровья, счастья, благополучия. Красиво поющие исполняют короткие духовные песни. Подключаются и городские дети, приехавшие в гости к дедушкам и бабушкам. Рады односельчане таким гостям: одаривают их сладостями, пирогами, перепечами. Это настоящий праздник, особенно для малообеспеченных семей. В трудные 90-е я сама со своими девочками наряжалась. Отъедались мы конфетам и пряниками за зимние каникулы на весь предстоящий безденежный год.

А ещё мы гадаем с ребятами, вспоминаем все рассказы бабушек и дедушек, подключаем интернет. А после каникул потоками брызжет из детей фантазия на занятиях литературного кружка о чудесах и волшебствах в Рождественские ночи. Бурной фантазии детей жару поддаёт произведение Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В итоге - целая тетрадь сказок и рассказов, да ещё и с иллюстрациями!

Многие рассказы, стихи печатались в районной газете «Октябрь», выпускали и свою школьную литературную газету.

Но ведь своими творениями хочется и перед людьми похвастаться. Одним из самых эффективных методик эстетического воспитания и развития творческих способностей детей по демонстрации детских достижений в нашей школе являются выставки, ярмарки, конкурсы и выступления. Каждый год на масленицу все готовят что-то продать, обменять (поделки, стряпню, свои соленья, варенья).

Я считаю: обучение должно сводиться не только к передаче информации: знаний, умений и навыков от мастера - педагога к ученику, но и к передаче вдохновения и успеха от живой личности мастера, растворившего в себе мудрость ремесла. Лучшими педагогами, как правило, оказываются те, кто помнит духовнонравственный опыт своего народа и заботится о развитии лучших сторон его национального духа.

Очень нравится нам с ребятами ездить в Кировскую область в посёлок Кильмезь на межрегиональный фестиваль-ярмарку «Вятский лапоть» (3 года уже ездили). Трудно передать словами те ощущения, которые испытываешь, когда видишь столько красоты, столько творчества, столько людей, «единых духом» с тобой, в нарядных народных или стилизованных костюмах. Звучат песни под аккомпанемент народных инструментов. Проводятся различные конкурсы, игры. А вечером под сенью деревьев организованы гулянья со старинными играми и хороводами. И несёт свои прохладные воды Кильмезь в белую Каму под звуки русских, татарских, марийских, удмуртских… песен. Не спится ночью в палаточном городке, раскинутом прямо на берегу реки: всю ночь звучат песни у костра, дымится душистый чай, из-за леса тихо и незаметно подкрадывается красная зорька… Мы с детьми и отдыхаем, и работаем, и участвуем в конкурсах, даём мастер-классы, обмениваемся игрушками, визитками, знакомимся с мастерами. Нас снимают на видео, на фотоаппарат, берут интервью, на прощанье угощают чаем из русского самовара. Приезжаем всегда с грамотами, с дипломами. В 2013г. были призёрами в трёх номинациях ( 1, 1, 2 места).

В наше время в традицию входит отмечать День деревни, День села, Гербер, Масляничные гуляния… В этих праздниках мы тоже принимаем участие с выставкой-продажей ручных изделий, помогаем организовывать игры, аттракционы.

В 2015 г. девочки-кружковцы со своей сказкой-инсценировкой о кукле-зернушке выступали на межрегиональном форуме «Потомки удмуртских родов в современном мире» в селе Югдон. Фотографии были напечатаны в республиканских газетах «Удмурт дунне», «Удмуртская правда».

Мальчики в национальной рубахе, подпоясанные своим сотканным кушаком, а девочки в традиционных русских сарафанчиках и в удмуртских бабушкиных платьях защищали свои проекты в районе: «Русская матрёшка», «Берегиня», «Чебер апай», «Кукла-зернушка», «Учке али азбармес…», «Танк-победитель». (Места: 1, 1, 3). А проект «Берегиня» заслужил 3 место в республике.

В выразительном чтении стихов больших успехов добились Скворцов Дима и Ульяна Венских. Они занимают призовые места на школьных и районных конкурсах. И сами неплохо сочиняют. В сентябре 2015г. на Всероссийском конкурсе сочинений Ульяна Венских на районном этапе заняла 1 место, а на республиканском - 5 место. Душа болит у девочки за окружающую природу: «…Самая большая проблема в нашем селе - это мусорные свалки на каждом шагу: у дорог, в лесу, около домов, водоёмов… Мусор заполонил все окрестности… Можно на время превратиться в тимуровцев-охранников. Взять под свою защиту леса, водоёмы, обочины дорог. В случае появления мусорной кучи найти виновников и доложить о них в сельский совет. А ещё поддерживать тех, кто своё жилище превращает в цветочный рай. Пусть у всех будет радость на душе, а за спиной бы вырастали крылья, чтоб взлететь над своим селом и любоваться красотой, напевая: «Плыл по городу запах сирени…».

Воспитание невозможно без влияния на чувства человека, поэтому при проведении различной деятельности учитывается этико-эстетическая сторона мероприятия, сознательно формируется экологическая предметно-пространственная среда. Проведение выставок, конкурсов, фотоконкурсов, создание «альпийской горки», проведение акции «Цвети, наша школа!» (разбивка и облагораживание цветочных клумб, проведение Дня озеленения класса и т. д.) способствует формированию у учащихся бережного отношения к созданной природой и человеком красоте. И сочинение Ульяны и других детей тому подтверждение.

Природа в наших условиях - сильнейший потенциал, дети горстями черпают вдохновение из этого кладезя. Рождаются нежные строчки, наполненные любовью и очарованием к родной природе. Больших успехов достигла в литературном творчестве Сапожникова Алина, окончившая школу с золотой медалью. Ныне она студентка УдГУ факультета журналистики. Трудное у Алины было детство. И природа спасала её в трудную минуту:

Облетают листья жёлтые с берёз,

Под ногами грустно шелестят.

Сколько листьев, сколько пёстрых слёз

С высоты на землю к нам летят.

Я с грибами медленно иду,

Не хочу из леса уходить.

Может, саму осень я найду?

С ней о многом я хочу поговорить.

Я спросила бы её сейчас:

«Почему природа так грустит?

Почему вот столько листьев в раз

С высоты на землю к нам летит?»

Алина - неоднократная победительница на конкурсах, олимпиадах по литературе и русскому языку, участница республиканского конкурса «Зарни бугор», партнёр по реализации республиканского проекта «Литературная карта Удмуртии». Но самой высокой наградой она считает звание « Лауреата литературного конкурса о красоте и экологических проблемах родного края, а также людях, посвятивших свою жизнь охране природы «Жизнь леса и судьбы людей» Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2009». «Вслед за взрослыми сложившимися поэтами подрастают новые дарования: давно знают читатели стихи школьницы… Алины Сапожниковой», - такие строчки мы читаем в книге «Сказание о земле селтинской. Об истории района и его людях» (Составитель В. И. Смирнова. Иж. «Удмуртия», 2008, с.186).

Достойное место в воспитании школьников занимает краеведческая работа, что обусловлено богатством исторического и литературного наследия края. В последние годы в республике обозначилась тенденция к росту числа школьных музейных комнат. Они создаются на базе деятельности детских объединений путем собрания материалов, которые со временем могут стать основой для организации музея.

Материал собирается разными путями. Во время каникул выезжаем с детьми на велосипедах на экспедиции в заброшенные деревни, подбираем то, что ещё не успело сгнить, испортиться, что нельзя взять с собой - фотографируем. Особое предпочтение даём ткацким станкам. Богатый краеведческий материал был собран в деревнях: Копки-Выселок, Федоры, Рысаи. В деревне Копки-Выселок открыли для себя уникальную дом-усадьбу семьи Булдаковых, где сохранилась старинная утварь, хозяйственные постройки, битая глиняная печь с буржуйкой. Во дворе соседнего дома сохранился колодец-журавль. Изучив историю этой семьи, дома, где нашли приют 25 человек, пришли к выводу, что в истории этой семьи отразилась история всей нашей страны 19-20 веков. Отстояли свой дом хозяева от раскулачивания в тяжёлые 30-е годы. Трудились не покладая рук. Достойные люди вышли в жизнь из этого дома, представители разных профессий. Дом стоит с 1938 года. Это целый дом-музей. И мысленно мы унеслись в то далёкое время, когда в этом хозяйстве кипела жизнь: сновали под ногами детишки, взрослые занимались домашним хозяйством, летали, бегали по двору птицы. И, конечно, главными кормилицами были корова и лошадь .Стук, бряк, мычание, блеяние, плачь, смех, кудахтанье… И над всем этим голубое небо, алый закат, пение птиц и колокольный звон… Благодать! А вокруг лес, цветы, течёт говорливая речка, огибая заросли ив и мелкие каменистые островки. Эх, исчезают деревеньки, всего семь домов осталось от Выселок, от немаленькой когда-то деревни... Такое путешествие подвигло моих воспитанников на создание изделия: « Ностальгией веет от нашего сотканного панно «Учке али азбармес…» («Посмотрите-ка на наш двор…»), уходящего своими корнями в «старину глубокую». Дети сделали вывод, что не надо ходить далеко за примерами: историю делают обычные люди, которые живут рядом с нами.

Есть в нашем селе и исторические люди. Очень богатая родословная у семьи Ардашевых, предок которых появился в наших краях как один из представителей двадцатипятитысячников в годы коллективизации. Их потомок, Опарин Вадим, девятиклассник, написал конкурсное сочинение о судьбах своих предков в годы Великой Отечественной войны и занял первое место в школе в своей подгруппе. Сейчас готовится к республиканскому туру.

Достают дети из старинных бабушкиных сундуков вышитые тамбурным швом, гладью, крестиком полотенца. И нежные детские пальчики бережно начинают копировать незатейливые узоры: идёт процесс реновации старинных полотенец, а за станками ряд за рядом копируются, набираются простые в клеточку узоры и узоры с солнечными лучами на фоне голубого неба будущего половика. Радуются бабушки, когда видят возрождение и продолжение своего древнего женского ремесла. Но ткать любят не только девочки, и мальчики с удовольствием садятся за станки.

Традиции нужно бережно хранить, а то, что забылось - возрождать. Изучение народного искусства сельскими школьниками способствует передаче и сохранению традиций народного искусства, а также формированию профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств, настраивает на дальнейшую активную, творческую деятельность. Руководствуясь такой идеей, загорелась я желанием возродить забытые ремёсла, использовать возможности своей местности и приобщить детей к народной культуре. В окрестностях нашего села очень жирная красная глина, местами есть и белая, на кирпичном заводе делали кирпичи, обжигали глиняные горшки. Зимой ходили в своих катаных валенках. Домашнюю утварь делали из бересты и дерева. Выращивали лён, пряли, ткали, шили себе одежду, из лыка плели лапти, девушки по вечерам вышивали. Но всё это уже было давно-давно.

Начала со станков. В заброшенных деревнях: собирали старинную утварь, в том числе и ткацкие станки. Приходилось их восстанавливать, добавляя при этом новые детали.

И когда решила поставить первый стан в школе… С этого начались все мои неприятности: конфликты с администрацией школы и района, выговор, лишение зарплаты, запреты выезжать на семинары и конференции по линии декоративно-прикладного искусства (по профессии я филолог), не давали часы на кружки. Оказалось, что это никому не нужно. На все мои просьбы о выделении хоть какого-либо угла для работы с детьми был один ответ: «У нас нет места, это ваше хобби, вас никто не просит этим заниматься». Я думаю, что сыграли свою роль годы строительства «коммунизма», когда разрушались церкви, когда отвергались народные устои, традиции. Люди не видели нужды сохранять народные обычаи, беречь и развивать традиционные промыслы. И пришлось нам с детьми вместе со станками заселиться в старом деревянном заброшенном здании, отремонтировав его на скорую руку. Денег нам никто ни копейки не давал ни на фурнитуру, ни на ремонт, дров тоже. Дети в основном шли из многодетных и малообеспеченных семей. Здесь они у меня могли немного подкормиться, заработать себе денежки на мелкие расходы (часть изделий я старалась реализовать). Мёрзли руки, мёрзли ноги, хотя и топили старую печку. Но дети делали шедевры: ткали, мастерили игрушки, осваивали бересту, глину, участвовали в конкурсах, занимали призовые места в районе, республике. Пришлось обивать все пороги, стучаться во все двери, подключить СМИ, Всеудмуртскую ассоциацию «Удмурт кенеш». И нас услышали!

3года назад в школьном коридоре нам отгородили небольшое место под мастерскую. Туда вместилось пять станков, но один уже пришлось убрать (очень тесно), два стола и старинный кованый сундук. В красном углу большая икона со святыми на деревянной основе, обрамлённая домотканым вышитым полотенцем, оставшимся мне в наследство от мамы. Стены обвешаны творческими изделиями детей, грамотами, дипломами. На видном месте - домотканое женское удмуртское платье, русский сарафан. В мастерской очень добрая аура: каждое изделие излучает тепло рук создателя, некоторые кросны отмечены родовыми знаками (пусами) бывшего хозяина-предка. Никто не знает, сколько лет до нас трудились за этими станами. И каждая хозяйка очень бережно и с любовью обращалась со своей главной утварью. То и дело в рабочий шум мастерской вливаются звон колокольчиков, бубенчиков, кто-то взял в руки трещотку… Так мы изгоняем злых духов. Детские пальчики осторожно скользят по струнам удмурт пичи крезя. Малыши играют в куклы ( у них у всех есть имена, свои домики), растянувшись на весь коридор, кидают друг другу лоскутные мячики…

Такое нововведение в школьное образование внедряется тяжело ещё и от того, что у нас нет спонсоров: у родителей нет возможности обеспечить всем необходимым, у школы тоже. Так что вся мастерская полностью находится на моём обеспечении: покупаю фурнитуру, инструменты, канцелярские принадлежности, оплачиваю участие в конкурсах, фестивалях… Сколько-то возвращается от реализации игрушек. В настоящее время в этом плане наметились положительные сдвиги: коллеги во главе с директором школы стали приносить тряпочки, пряжу, приносят и односельчане, гости, друзья.

Ещё у нас из-за тесноты в помещении трудно соблюдать правила техники безопасности. Дети пользуются в работе колющими, режущими инструментами. Основная масса учеников-кружковцев вынуждена работать в коридоре, где постоянно играют, бегают малыши. В запасе ещё имеется пять станков, но их некуда ставить. Хотелось бы плотнее заняться берестой, глиной, но не позволяет площадь помещения.

В образовании в сельской местности есть определенные преимущества в приобщении детей к народному декоративно-прикладному искусству, при этом изучается история развития местного народного декоративно-прикладного искусства, близкого детям; воспитанники выполняют изделия с опорой на народные традиции, используя при этом традиционные для села инструменты и приемы работы, система объектов труда детей ориентирована на их функционально-утилитарное использование в социально-бытовой среде жителей села; процесс эстетического воспитания воспитанников происходит в тесной взаимосвязи теории с практикой. Так, при изготовлении берестяных туесков мы изучаем, рассматриваем старинные образцы, изготовленные в нашей местности, а затем готовое изделие дети несут домой и используют как тару под соль, сахарный песок. Когда ткём половики, перед глазами держим изделия местных бабушек и стараемся повторять их узоры. Их всегда можно продать, постелить дома на пол. Уютно и тепло будет на душе: добрые мысли и энергия мастера передадутся всем членам семьи. А ещё будет лучше, если стены будут украшать тканые ковры, вышивки, полотенца… Местные мастера и мастерицы охотно делятся своим опытом. В настоящее время у нас много мастериц по вязанию и вышивке. Таким образом, идёт живой контакт с художественными промыслами, народными мастерами, находящимися в данной местности. Применяется народная художественная педагогика, взаимодействие средств: слова, дела, обычая, традиции. Формируется положительное отношение к коллективному труду и его результатам.

Дети, которые находятся рядом с мастерами, никогда не бывают только наблюдателями. Они тоже непременно что-то мастерят.. Частые гости в нашей маленькой мастерской местные умельцы. Даже 80-летняя баба Тоня (Баймакова Антонида Ивановна) учит нас прясть и рассказывает, как её сын Николай играл в куклы, изготовленные из полена. По нашей просьбе приезжают к нам мастера из Национального Центра по декоративно-прикладному искусству из города Ижевска. Районный. Дом Ремёсел из райцентра всегда отзывается на наши просьбы и делится своим мастерством с нашими детьми.

Каждое лето в школе организуются сводные отряды. Они работают в вечернее время после трудового дня. Несколько лет подряд я была руководителем такого отряда. Мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы. Сдавали и запасали себе. Зимой пили ароматный травяной чай с земляничным вареньем на школьных вечерах ели, вкусные пирожки с грибной начинкой. Когда ходили в лес, наблюдали за птицами, а иногда белочки-летяги радовали взор. А еще мы сушили цветы для зимних букетов из лозы, плели корзиночки, устраивали конкурсы стишков, сочиненных во время прогулок, играли в народные игры:

…Опять готовы веселиться,

В «12 палочек» играть,

И в «городки», ив «кандалы»,

И, конечно же, в «попа - гоняла».

Старинная игра

Отцов и бабушек

Нас очень сильно увлекла…

… Порядок наводили всюду:

Бутылки, фантики, бумагу

Мы подбирали, подбирали…

А утром снова находили

В саду, у остановки

И перед школой иногда.

Обидно, стыдно за односельчан!

Ведь кто-то мусорит вокруг,

А кто-то всё цветы сажает,

Село родное украшает…

Это отрывки из большого моего стихотворения-отчёта, напечатанного в районной газете. Сочинять помогали и дети. Также несколько лет была воспитателем пришкольного оздоровительного лагеря. Тоже включала элементы народного воспитания: дети вносили посильный вклад в выращивание овощей и в оформление школьной территории. За эту работу ОНО наградил меня Почётной Грамотой.

Широкое распространение получило в последнее составление проектов по трудоустройству подростков из малообеспеченных семей во время летних каникул. И в нашей школе оно тоже имеет место. На пришкольном участке дети построили беседку с резными узорами, вычистили и оградили засыхающий родник.

Физический труд, связанный с движением и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н Толстой в своё время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна».

Я пишу проекты по трудоустройству одарённых детей, чтоб они имели возможность заработать и развивать свои способности по декоративно-прикладному искусству. Таким образом, получили трудовые книжки Бармин Павел и Шихова Валерия. Сувениры-обереги дарятся гостям, используются на выставках, по возможности реализуются, средства идут на приобретение фурнитуры. Куколки стоят на участке среди цветов, оберегают нашу школу. Таким образом, задачи, поставленные передо мною: воспитать нравственность, прививая любовь и уважение к культуре своего народа, способствовать профессиональному самоопределению подростков, способствовать развитию профессиональных навыков по декоративно - прикладному искусству, привить навыки трудового коллектива, развивать природные задатки, творческий потенциал, фантазию, наблюдательность, укрепить материально-техническую базу школьной мастерской - выполнились.

Республиканский Национальный Центр Декоративно-прикладного Искусства и Ремёсел постоянно заботится о подрастающем поколении: помимо конкурсов мастера организовывают обучение учащихся общеобразовательных школ во время каникул. Так, несколько лет подряд в Шаркане действовала творческая смена «Усточикар» («Город мастеров») в оздоровительном лагере «Нефтяник». Чтобы попасть в эту творческую смену, сначала я работала в обычной смене воспитателем, а затем допустили и к одарённым детям со своими тремя учениками. Впоследствии они стали моими первыми помощниками при освоении нового дела. Сейчас на весенние каникулы готовлю новую партию девочек-ткачих для обучения мастерству у ведущих мастериц.

Учеба, конечно, тоже есть труд, и труд нелегкий. Однако необходимо, чтобы маленький гражданин усваивал и знания, и трудовые навыки и умел бы их применять в деле. Сегодня этой отдачи мы требуем с 14 лет, организуя трудовые объединения школьников. Но приучать человека к труду в 14 лет - это все равно, что засевать поле среди лета. Только привлечение ребёнка с ранних лет может обеспечить становление активно-созидательной, а не пассивно-созерцательной жизненной позиции личности в будущем.

Ко мне в мастерскую начинают ходить некоторые дети с садичного возраста (с 5-6 лет). Очень важно занять ребёнка посильным трудом, не перегрузить, а больше заинтересовать. И при этом учитывать его возрастные особенности. Школьнику важно четко уяснить смысл, содержание, технологию процесса с тем, чтобы напрягать свои умственные и физические силы ровно столько, сколько может вынести его молодой организм и психика. Только в этом случае труд ведет к успеху и становится источником радости. Интеллектуальные и физические перегрузки подрывают здоровье ребенка, превращают труд в обузу и муку, прививают отвращение к нему и притупляют нравственность.

Когда ко мне приходит ребёнок первый раз, он сначала знакомится с обстановкой мастерской, затем начинает играть куклами, расспрашивать. Я ему много рассказываю о каждой куколке, об узорах… И вот рука малыша тянется к ярким разноцветным ниточкам. Показываю целую коллекцию поясков, витых из этих ниточек, объясняю значение пояса в жизни человека. И ребёнок начинает крутить своё первое изделие. Подбирает по цвету нитки, работу старается выполнить аккуратно. Развивается мелкая моторика, мозг, воображение, идёт лечение цветом (цветотерапия), внутренний восторг (гармония) от самостоятельно выполненной работы. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок," - утверждал В.А.Сухомлинский. И ребёнок получает свой первый заработанный рубль за свой честный труд. И наделает он эти поясков ещё дома, подключит дедушек, бабушек, сестёр и братьев, а иногда и маму с папой. И неважно, что эти верёвочки стоят у меня уже пакетами, авось, куда-нибудь и когда-нибудь пригодятся или просто раздарю своим подругам-кукольницам по всей России на фестивалях и ярмарках. Зато ребёнок со своим первым заработанным пятаком бежит в магазин за чупа-чупсом. Затем малыш берётся делать заготовки для самых простых кукол (делает «колбаски» и концы завязывает на узелки). Не такая уж и лёгкая работа! Но это тоже оценивается рублём. Дети постарше доделывают эти игрушки и одевают в нарядную одежду. «Зарабатывать» идут, в первую очередь, ребята из малообеспеченных семей или где родители употребляют алкоголь. Бывает, что в таких семьях старшие подкармливают своих младших сестрёнок и братиков. Я считаю, что благодаря такому поощрению, в школе у нас нет воровства.

Стимулирование является одним из педагогических условий успеха трудового воспитания детского труда. В качестве основных стимулов выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом и самим собой, а также непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес возникает в результате личной заинтересованности; творческого характера труда; его тесной связи с жизнью, приобретением практически полезных знаний и навыков. Опосредованный интерес является следствием организации различного рода поощрений и наград, в том числе, я уверена в этом, и денежного вознаграждения.

Итак, я считаю, что в нашей школе система воспитания построена в основном на народной основе. Дети наши воспитанны, добры, отзывчивы, трудолюбивы. В школе и около школы красиво, уютно. Всё это создаётся силами учеников, учителей, обслуживающего персонала. В школе спокойная обстановка. Выпускники достойно сдают экзамены, поступают в вузы, училища, техникумы, СПТУ. Неплохо устраиваются в жизни. Некоторые открывают своё дело, как в селе, так и в городе. Строят, покупают жилища на свои честно заработанные деньги, растят детей. Среди бывших выпускников нет преступников, наркоманов. Каждый год наши бывшие воспитанники приезжают на традиционный вечер встречи, дарят учителям и школе цветы, подарки, говорят добрые слова.

В перспективе, как сельскому жителю, мне бы хотелось, чтобы наши выпускники многие оставались на селе и восстанавливали разрушенную экономику. Сохранялась, обновлялась, возрождалась бы народная культура, ведь только она в силу своей синкретичности дает понимание целостности картины мира и формирует целостное мировоззрение. Подростки чувствовали бы себя тружениками. А для этого есть такая возможность: на базе двух школьных мастерских создать экспериментальную площадку и начать развивать этнотуризм в нашей местности.

17


© 2010-2022