- Преподавателю
- Другое
- Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности по экономике 5 класс
Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности по экономике 5 класс
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смолкина М.В. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет Администрации Каменского района Алтайского края
по образованию
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Гоноховская средняя общеобразовательная школа имени Парфёнова Е. Е»
«Согласовано»
Руководитель МО
___________/______________/
Протокол № ___
от «____»____________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е. Е. » Каменского р-на
___________/_________________/
«____»______________2014 г.
«Утверждено»
Директор МКОУ «Гоноховская СОШ имени Парфенова Е.Е.» Каменского р-на
________/__________________/
Приказ № ___
от «____»____________2014 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению в рамках ФГОС второго поколения
Семья и экономика
5 класс
Составитель:
Смолкина Марина Валерьевна
учитель математики
вторая квалификационная категория
с. Гонохово, 2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Программа «Семья и экономика» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией»; развивать экономическое мышление; воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.
Программа составлена на основе программы Сасовой И. А., Новожиловой Н. В. и Землянской Е.Н. «Экономика семьи».
Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики семьи, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей - потребителя, производителя, гражданина.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
1. Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
2. Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
3. Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
4. Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
5. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
6. Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Преподавание курса рассчитано на 35 часов для учащихся 5 класса (1 час в неделю).
Планируемые результаты:
Освоение детьми программы «Семья и экономика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-
учебно-познавательного интерес к экономической жизни семьи, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерии»;
-
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
-
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, бережливость, аккуратность, ответственность; умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-
соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
-
формировать собственное мнение и позицию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-
анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;
-
выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;
-
экономически осознанно делать потребительский выбор;
-
соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
-
провести самоанализ сформированности качеств рачительного хозяина;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Семья в мире экономики
7
3
4
2.
Семейное хозяйство
8
3
5
3.
Бюджет семьи
4
1
3
4.
Рачительный хозяин
4
1
3
5.
Думающий покупатель
6
2
4
6.
Семья и рынок
6
1
5
Итого
35
11
24
Содержание курса
Раздел 1. Семья в мире экономики
Семья - ячейка общества. Состав семьи. Родственники. Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности. Основные обязанности членов семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.
Основные понятия:
экономика, семья, общество, хозяйство, производство, разделение труда, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме «Семья в мире экономики», викторина «Состав семьи» составление кроссворда на тему «Обязанности членов семьи», игра «Шифровальщик», проектная работа - презентационное сообщение «Моя семья».
Раздел 2. Семейное хозяйство
Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Профессии родителей.
Основные понятия:
Труд, имущество, собственность, личная собственность, семейная собственность, экономия, учет, документ, счет, банк, налог, статистика, экономический анализ, контроль, деньги.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, викторина «Элементы семейного хозяйства», игра «Создаём семейное хозяйство», игра «Я - Робинзон», проектная работа - презентационное сообщение «Налоги, которые платит моя семья».
Раздел 3. Бюджет семьи
Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.
Основные понятия:
Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, заработная плата, пенсии, пособия, дотации, акции, дивиденды, депозит, депозитный процент, кредит, потребительская корзина, прожиточный минимум, черта бедности.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Семейный бюджет», самостоятельная подготовка проектной работы о потребительской корзине разных стран (по выбору детей).
Раздел 4. Рачительный хозяин
Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.
Основные понятия:
Экономия, бережливость, экономическое поведение, предприимчивость, милосердие.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Сигнальщик», самооценка качеств личности рачительного хозяина, самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты рачительного хозяина».
Раздел 5. Думающий покупатель
Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара.
Основные понятия:
Торговля, товар, выбор, спрос, предложение, цена, стоимость, маркетинг, маркетолог, маркировка, штрих-код, сертификат, товарный знак, реклама, этикетка.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Я - рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты выбора товара».
Раздел 6. Семья и рынок
Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.
Основные понятия:
Общественное разделение труда, специализация, предпринимательство, рынок, приватизация, профессия,
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Семейное дело», составление схемы «Связь семьи со сторонними структурами», проектная работа - презентационное сообщение о профессии родителей.
Методическое обеспечение
Список литературы для учителя
1. Сасова, И.А. Экономика: моя семья. [Текст]: Методическое пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / И.А. Сасова, Н. В. Новожилова, Е. Н. Землянская. - М.: Вита - Пресс, 2010. - 64с.
2. Новожилова, Н. В. Экономика: моя семья. [Текст]: Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Н. В. Новожилова. - М.: Вита - Пресс, 2010. - 128с.
3. Землянская, Е. Н. Экономика: моя семья. [Текст]: Тетрадь творческих заданий для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Е. Н. Землянская. - М.: Вита - Пресс, 2010. - 74с.
Список литературы для учащихся
-
Новожилова, Н. В. Экономика: моя семья. [Текст]: Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Н. В. Новожилова. - М.: Вита - Пресс, 2010. - 128с.
-
Землянская, Е. Н. Экономика: моя семья. [Текст]: Тетрадь творческих заданий для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Е. Н. Землянская. - М.: Вита - Пресс, 2010. - 74с.
Материально-техническое обеспечение
-
Компьютер.
-
Интерактивная доска.
-
Документ-камера.
-
Интерактивная система голосования.
Лист внесения изменений.