Конкурс Народный учитель номинация Педагогические династии

Эссе на тему «Проблемы современного образования»         Современное образование… Сложный вопрос. В современном обществе среди приоритетных направлений огромное место занимает образование.          Для начала необходимо разобраться, что вообще в моём понимании есть образование. Мне кажется, это возможность расти интеллектуально и духовно. Неотъемлемая часть образования – это его  эрудированность в разных сферах жизни. Образование не может ни в коем случае быть однобоким! Нет! Необходимо старатьс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе на тему «Проблемы современного образования»

Современное образование… Сложный вопрос. В современном обществе среди приоритетных направлений огромное место занимает образование.

Для начала необходимо разобраться, что вообще в моём понимании есть образование. Мне кажется, это возможность расти интеллектуально и духовно. Неотъемлемая часть образования - это его эрудированность в разных сферах жизни. Образование не может ни в коем случае быть однобоким! Нет! Необходимо стараться познавать что-то новое во всём. Как целенаправленный процесс, образование охватывает все возможные сферы развития личности: ценностно-смысловую сферу личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, семейные ценности, культурную, духовную и другие сферы.

Современное российское образование переживает не лучшие времена. Данный уровень образования возник по нескольким причинам.

Во-первых, при переходе от СССР к России образование было совсем забыто. Эта сфера в то время не считалась доходной, и обеспеченные люди не спешили браться за образование.

Во-вторых, в девяностые годы преобразования в стране шли таким темпом, что образование не успевало за идущими в стране переменами. Воспитание ещё было по советскому образцу, а вокруг была свобода слова и действий.

В-третьих, темпы информации резко увеличились, повсеместно стал применяться компьютер, во многих же школах уроки проходили «на пальцах» за отсутствием техники. Нужно отметить, что эта проблема в последние годы решается весьма успешно, но до совершенства, конечно, ещё далеко.

В-четвёртых, по данным анализа, проведённого в 2010 году, материально-техническая база образовательных учреждений России на 70-80% морально и физически изношена, поскольку учебное оборудование закупалось в большинстве случаев около двадцати лет назад и во многом не соответствует современным требованиям. Материально-техническое обеспечение около 84% учреждений образования находится в критическом состоянии.

Делая вывод из всего вышесказанного, можно утверждать: мы отстали от европейского образования, но уже сейчас заметны положительные изменения. Внедрение ФГОС, который наиболее приближает стандарты образования к жизни. Хотя и много негативного произносится в адрес этого стандарта, но есть и много положительного: образование заставляет школьника думать самостоятельно, оценивать факты, делать выводы, а не просто быть переносчиком информации; внедрение стандарта потребовало внедрение новых технологий и оборудования, а это большой плюс.

Информационные технологии и компьютеризация школ тоже делают своё дело. Процесс обучения становится интереснее для учащегося и более информационно-насыщенным для учителя, который за урок теперь может подать в два-три раза больше информации, чем при прежнем способе образования.

Это позволяет сэкономить время для практических занятий. Кроме того, обучение приближается к современной жизни. Но здесь может таиться опасность.

Ученик постепенно переходит от homo sapienc в разряд homo consumptive - человека, потребляющего любую информацию. Зачем знать грамоту, если компьютер сам расставит все знаки препинания и исправит ошибки, зачем учиться считать, когда под рукой всегда есть калькулятор. А за этим наступает «мозговая лень» - достаточно обладать минимумом знаний, которые необходимы для выполнения определённого рода работы, а всё остальное, если потребуется, можно найти в Интернете. Поэтому учителю нужно разумно использовать информационные технологии, суметь сориентировать учащихся в этой образовательной среде, уметь подавать информацию свежую и оперативную, стать ученику старшим товарищем в обучении.

Конечно, всё вышеперечисленное очень важно в современном образовании, но я совершенно убеждён, что без хорошего учителя это всё невозможно. Ученик - это бриллиант, который под разным углом зрения может засверкать абсолютно удивительными и неповторимыми оттенками. Но, чтобы этот самый бриллиант стал переливаться, его нужно правильно огранить. И ювелиром в этом деле в первую очередь является учитель.

Современное общество предъявляет к профессии педагога новые, повышенные требования. В последние 10-12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в жизни. Учитель сегодня должен быть высококлассным профессионалом. Но как этого добиться? Ведь в этой профессии важно не только обладать всесторонними знаниями, она требует от человека того, что мы привыкли называть «призванием». А это уже намного больше, чем определённый набор профессиональных качеств. И лучшим свидетельством важности учительской профессии является существование педагогических династий.

Почти все самые дорогие для меня люди и по профессии и по призванию учителя. Я принадлежу к педагогической династии Тищенко, общий стаж работы которой составляет почти двести лет. Протянулась незримая, но крепкая ниточка, связывающая воедино несколько поколений.

Мой дедушка, Тищенко Владимир Ильич, окончил Новозыбковский пединститут. Работал в Сибири учителем физики, а в 1961 году вернулся в Новозыбков, где прошёл путь от простого учителя до начальника городского отдела образования (с 1975 до 1990 года). Отличник просвещения, награжден орденом «Знак почёта». Это высококлассный специалист, а самое главное - прекрасный человек. Сейчас он на пенсии, но всегда живо интересуется всем происходящим в образовании.

Моя бабушка, Тищенко Нина Степановна, закончила тот же институт, что и дед (они там и встретились, и поженились). Вместе с дедушкой пять лет проработала в Сибири учителем математики, а потом ещё 21 год в Новозыбкове преподавала математику вначале в школе №5, а потом в педучилище. К сожалению, её уже нет с нами.

Тищенко Лидия Павловна, моя мама, тоже учитель математики, Отличник просвещения, Заслуженный учитель России. С 1979 года работала в школе-интернате для слабослышащих детей, а с 1990 года работает в гимназии г. Новозыбкова, вначале учителем математики, а затем завучем по научно-методической работе.

С моим отцом, Тищенко Евгением Владимировичем, мама училась в одной группе. Он тоже математик, работал по этой профессии по 1992 год. А потом получил второе образование психолога и возглавлял Новозыбковский психологический центр. С 2009 года - учитель физкультуры (вначале в гимназии, а сейчас - в НСХТ).

Прекрасный пример моих родных во многом определил и мой выбор профессии. Я хотел стать учителем, несмотря на то, что знал, насколько будет нелёгким, тернистым этот путь. Но во мне всегда жила и живёт уверенность: рядом люди, которые поддержат; рядом наставники, которые научат. Уже десять лет я работаю в Новозыбковской гимназии учителем географии. Жизненный стержень, опыт, который передались мне от двух поколений учителей, накладывает отпечаток, ответственность, желание совершенствоваться в выбранном мною деле. Для меня жизненным ориентиром являются слова дедушки, которые он когда-то прочитал в газете: « Учитель - это Титан, держащий в руках связь времён, Колумб, открывающий в беспечной стране детства силу, ум, талант, Мудрец, умеющий просто объяснить всё сложное, Трибун, чьё патриотическое слово рождает жажду подвига, Человек, которому ведомы все душевные движения, в котором требовательность, строгость равна утешительной нежности».

Ранее я уже говорил, что личность учителя в современном образовании имеет первостепенное значение. Только благодаря учителю человек получает не только знания, но и формирует своё отношение к миру.

В моем представлении учитель 21 века - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.
Демократизация образования предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Учитель 21 века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности. Учитель 21 века должен быть личностью, ибо «только личность может воспитать личность» (Ушинский). Учитель 21 века в обществе должен иметь активную гражданскую позицию, участвовать в реформах образования, отстаивая свои позиции, взгляды на развитие образования. Учитель 21 века в обществе должен иметь авторитет, поддерживаемый политикой государства.

Детство - не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь. И от того, как оно пройдет, кто поведет за руку ребенка, зависит, каким человеком он станет.
Я считаю, что формирование творческой личности, способной самосовершенствоваться, самореализовываться в быстроизменяющемся социуме через предоставление ей свободного выбора, через создание условий, обеспечивающих возможность формирования у учащихся социальных компетенций, возможно только в условиях личностного подхода в образовании, когда абсолютной целью является человек, личность. Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «Я».
Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней ученика. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку. Ученик - основной объект заботы учителя. Воспитание без уважения - подавление.

Подводя итог, хочется сделать вывод: от доступности и качества образования зависят перспективы успешного развития государства, рост благосостояния и успехи личной карьеры каждого человека. И я считаю, что особенно актуально это утверждение для современной России.


© 2010-2022