Программа кружкового объединения Лесовичок

           Программа кружкового объединения «Лесовичок»  эколого-биологической  направленности  разработана  в рамках взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по реализации ФГОС с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста.   Образовательная программа  кружкового объединения «Лесовичок» является программой открытого типа. Программа интегрированная, развивающая, творческая,  досуговая,  экспериментальная. Срок...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог дополнительного образования детей Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей Северного района Новосибирской области Дома детского творчества Гуляева Валентина Михайловна


Образовательная программа кружкового объединения «Лесовичок».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружкового объединения «Лесовичок» эколого-биологической направленности

разработана в рамках взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по реализации ФГОС с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте особенно благоприятные условия для установления меж- предметных связей. Именно это дает возможность преодолеть одно из основных противоречий экологического образования - необходимость межпредметного подхода и предметной структуры преподавания.

Занятия по предложенной программе призваны способствовать формированию у обучающихся любви к родному краю и убежденности в необходимости предвидеть последствия влияния человека на природу.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Создать условия для формирования экологической культуры обучающихся, развить чувство красоты и целесообразности в отношениях человека и природы.

Задачи:

- дать знания научных основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;

- научить обучающихся умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов.

- воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умение сопереживать;

- воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу;

- способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;

- воспитание стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности, свой образ жизни;

- способствовать развитию наблюдательности, воображения и творческих способностей ребёнка;

- развивать навыки духовно-нравственного поведения;

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания обучающихся, все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.

Образовательная программа кружкового объединения «Лесовичок» является программой открытого типа. Программа интегрированная, развивающая, творческая, досуговая, экспериментальная. Срок реализации программы два года обучения. Уровень - познавательно - творческий. Возраст обучающихся -7 - 11 лет.

Объём программы:

Первый год - 144 часа, два раза в неделю по 2 часа;

Второй год - 216 часов, три раза в неделю по 2 часа.

ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ: личностного подхода, взаимоуважения, адекватности возрасту, опоры на интерес, ориентации на достижение успеха, доступности, последовательности, научности, интерактивного обучения, обратной связи.

Перечень основных изучаемых (формируемых) понятий: природа, природа живая и неживая, организм, растение, животное (черви, пауки, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, звери), многообразие растений и животных, среды жизни, связи между организмами, пищевая цепь, защитные особенности, приспособление организма, сообщество (лес, степь, пустыня, горы, океан, город), растительноядный, хищник, всеядный, условия жизни, охрана природы, свет, вода, воздух, почва, взаимоотношения и взаимодействие растений и животных.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ожидаемый результат.

Личностные результаты:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности.

Обучающиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Новосибирской области, Северного района;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-пословицы, поговорки, загадки о животных;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе, правила поведения;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

Обучающиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- заботиться о здоровом образе жизни;

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел 1.«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1. Что такое экология? (2час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка. Техника безопасности при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров

Раздел 2. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)

Тема 2. Мой дом. Дом, где мы живем (2часа)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Тема 3.Практическое занятие «изготовление модели двора» (2часа)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Тема 4.Практическое занятие «Деревья твоего двора» (2 час)

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Раздел 3. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (10 часов)

Тема 5. Моя семья. Соседи-жильцы (2 часа)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.

Доброжелательные отношения с ними. Все мы - соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Тема 6. Мой кабинет. Практическое занятие «Создание модели экологической комнаты» (4 часа)

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в кабинете?

Тема 7.Дом моей мечты. Рассказы, стихи о семье (2 часа)

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде

Тема 8. Комнатные растения в квартире, в кабинете. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (2 час)

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Раздел 4. «ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (6 часа)

Тема 11. Вода в моем доме и в природе. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (4час)

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Тема 12. Вода в жизни растений и животных. Стихи, рассказы о воде в природе. (2 час)

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана.

Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (4 часа)

Тема 13. Солнце, Луна, звезды - источники света (2 час) Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток

Тема 14. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. (1 час) Влияние тепла и света на комнатные растения

Тема 15. Уход за комнатными растениями. (1 час)

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы

Раздел 7. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (6 часа)

Тема 16. Экология и мы. Место человека в мире природы. (2 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Экология и мы . Место человека в мире природы. Обсуждение, написание ессе. Акция «Мы, против мусора!»

Тема 17. Правила юных экологов. Клятва юных экологов. Принятие в ряды юных экологов. (4 час) Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Обсуждение правил поведения в природе. Обсуждение вопросов по охране природы. Разучивание клятвы. Подготовка торжественной линейке : «Принятие уч-ся в ряды юных экологов».

Раздел 8. « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» ( 10 час)

Тема 18. Неживая природа. Солнце - источник тепла и света (2 часа)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Раздел 9 . «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (10 часов)

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся . Практикум «Хлебные крошки» (4 часа)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края.

Тема 22. Растения рядом. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. (4 час).

Практическая работа по изучению растений. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев.

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.

Раздел 10. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (4часа)

Тема 23. Съедобные грибы. Несъедобные грибы. (2 час)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 24. Плесневые грибы. Грибы паразиты. (2 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. Грибы паразиты. Вред.

Раздел11. «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ» (16 часов)

Тема 25. Заяц - «Длинное ухо». Лисица. «Лиса Патрикеевна» (2 часа)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер.из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц - беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 26. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (4 часа)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 27. Хозяин леса - медведь (2часа)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 28. Любознательный зверёк - белка. (2часа)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах - «Собери мозаику».

Тема 29. Лесной красавец - олень. (6часов)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Олень» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец».

Тема 30Кабан - дикий родственник домашней свиньи. (2часа)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 31. Символ года (6 часов)

Знакомство с символом года, его характер, повадки.Загадки, кроссворды

Раздел 12. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» (18 часов)

Тема 32. Воробей - самая распространённая птица на Земле (2 часа)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны - воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 33. Сорока - белобока - «лесная сплетница». (2часа)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка».

Тема 34. «Лесной доктор» - дятел (2часа)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 35. «Пернатая кошка» - сова (2часа)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема38. Любимая птица - снегирь (2часа)

Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема39. Наш добрый сосед - скворец. (2часа)

Знакомство с первой весенней птицей - скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 40. Ворона - «интеллектуальная» птица (2часа)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона».

Раздел 13. НАСЕКОМЫЕ (12 часов)

Тема 41. Великолепный мир бабочек(4 часа) Почему бабочки такие разные, кто у них враги, защита бабочек, загадки, кроссворды.

Тема 42.Божья коровка (2 часа) Откуда пришло название божья коровка, кто её враги, почему у неё такая расцветка.

Тема 43. Гусеница(2часа)

Кто такие гусеницы, что они делают, и для чего нужны. Загадки, ребусы.

Тема 44. Необычные стрекозы (2 часа)

Что делает стрекоза, какая польза от неё, какие бывают стрекозы, почему их так называют.

Тема 45.Загадочный мир пчел(2 часа). Польза пчёл, почему они так окрашены, разновидности пчёл, много ли у них врагов.

Раздел 14. Земноводные (10 часов)

Тема 46. Лягушка - царевна(4 часа)

Почему с лягушкой связано много легенд, много ли жизней у лягушки, где она живёт, как появляется их потомство.

Тема 47.Ящерица.(4 часа)

Почему с ящерицей связано много легенд, много ли жизней у ящерицы, где они живёт, как появляется её потомство.

Тема 48Змейка (2 часа)

Особенности передвижения змей, много ли врагов у змеи и как они себя защищают.

Раздел 15. « ОХРАНА ПРИРОДЫ» (8часов)

Тема 46. Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений (4часа)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Новосибирской области. Разгадывание загадок.

Раздел 16.Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по экологии и Дома детского творчества. (10 часов)

Подготовка и участия в коллективных творческих делах образовательного учреждения: конкурсах, фестивалях, турнирах, соревнованиях, а так же районных, областных и других мероприятиях.

Раздел 17. Промежуточная и итоговая аттестация. (4 часа)

Проводится аттестация среди обучающихся в конце декабря - промежуточная, в конце мая - итоговая, в форме тестовых заданий.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Раздел 1. Введение (2 час)

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Раздел 2. Солнце - источник жизни на Земле (6 час)

Тема1.Солнце (4 часа).

Облик Солнца в народных сказаниях и в наших ощущениях. Изменения освещенности и температуры в течение суток, сезона. Приспособление живых организмов к различной освещенности. Зимой человеку не хватает солнечного света - зимняя депрессия. Летом солнца много и лучи его жаркие - запас витаминов (загар).

Тема 2. Свет (2 часа).

Свет - необходимое условие для жизни растений. Приспособления растений к разной освещенности: светолюбивые, теневыносливые. Дневные и ночные животные.

Раздел 3. Место планеты Земля во Вселенной (8 час)

Тема 3. Вселенная- космический мир (4 часа).

Знакомство с космическим миром (история возникновения Вселенной, её строение, образование планет).

Тема 4. Земля (4 часа).

Почему планета называется - Земля, с чего всё начиналось, к чему могут привести последствия необдуманных действий.

Практическая работа: изготовление аппликации «Глобус».

Раздел 4. Времена года (24 часа)

Тема 5. Осень в жизни природы (4 часа).

Осенние процессы в природе, подготовка растений и животных к зиме, для чего нужна осень.

Тема 6. Зима в жизни природы (6 часов).

Приспособления растений и животных зимой, чем прекрасна зима, какие необычные процессы происходят зимой.

Тема 7. Весна в жизни природы (4 часа).

Какие процессы начинаются весной у животных и растений, что происходит с природой весной, какие опасности могут подстерегать весной природу, как правильно вести себя весной в лесу.

Тема 8. Лето в жизни природы (4 часа).

Лето - яркая песня природы. Что происходит с природой летом, какие важные процессы происходят в природе, как летом идёт подготовка к зиме.

Раздел 5. Значение растений в жизни человека (12 час)

Тема 9. Культурные растения (4 часа).

Какие растения называются культурными, почему? Для каких целей выращивают культурные растения.

Тема 10. Полевые растения (4 часа)

Кто такие полевые растения, где их можно встретить, какая от них польза, для чего они нужны.

Тема 11. Садовые (4 часа)

Кто такие садовые растения, какие растения вы знаете, где их можно встретить, для чего их выращивают, какую пользу приносят, нужен ли за ними уход.

Раздел 6. Природа родного края (6 час)

Тема 12. Лес (4 часа)

Понятие лес, какие виды леса встречаются в природе, чем они отличаются, какую пользу приносит лес, чем он является для животных.

Тема 13. Водоёмы (2 час)

Водоёмы нашего села, их питание. Экскурсия на реку Тартас к её притоку Зункуй.

Раздел 7. Млекопитающие (44 часа)

Тема 14. Серый хищник - волк (4 час)

Кто такой волк, на кого он похож, как охотиться, какую жизнь ведут волки, как строится стая, когда появляются волчата, на кого они похожи, как волки предупреждают друг друга об опасности.

Тема 15. Куница - охотник на белок (4 час)

Какими достоинствами обладает куница, на кого она охотится, где живёт, её образ жизни.

Тема 16. Сердитый недотрога ёж (4 часа).

Что растёт у ежа на спине и на боках, как защищается ёж при встрече с врагом, кто не боится этого зверька, кого он всегда побеждает, что делает ёж днём, а что ночью, где ежа можно встретить зимой, когда у ежихи появляются ежата, где они живут, когда ежата жить самостоятельно.

Тема 17. Подземный житель - крот (4 часа).

Что за животное - крот, его образ жизни, как он приспособлен к передвижению под землёй, куда бросает взрытую землю, чем питается, когда и почему он зарывается поглубже в землю.

Тема 18. Всеядное животное барсук (4 часа)

Внешний вид барсука, его отличия от других, где он живёт, как роет норы, каким образом передвигается в них, что он делает зимой, на кого охотится.

Тема 19. Бобр - строитель (4 часа)

Почему бобра называют строителем, что и как строят себе бобры, где они любят жить, какой у них дом, почему бобрам не страшна вода, как и в чем хвост помогает бобрам.

Тема 20. Запасливый бурундук (4 часа)

Чем отличается бурундук от белки, как зверёк зимует, чем питается, как бурундук переносит еду к себе в дом.

Тема 21. Мышка норушка (2 часа)

Почему её так называют, где она строит своё гнездо, какой у неё хвост и чем он покрыт, кто является врагом мышам, чем они питаются.

Тема 22. Рысь - родственник кошки (4 часа)

Рысь - это дикая кошка, чем она отличается от домашней кошки и чем она на неё похожа, почему рысь - хищник, почему её трудно увидеть в лесу, от какого слова произошло название этого животного.

Тема 23. Соболь - дорогой зверёк (4 часа)

Как выглядит соболь, когда он охотится: днём или ночью, как зверёк охотится, когда у соболя появляются малыши, на кого они похожи, где и как зверьки устраивают свои гнёзда.

Тема 24. Тигр - самая большая кошка на Земле (4 часа)

Кто такой тигр, виды тигров, есть ли животные больше тигра и что происходит с тиграми сейчас, как можно предотвратить гибель животных.

Тема 25. Обобщающиеся занятие о животных (2 часа)

Конкурсно - игровая программа. Изготовление аппликации «Как разнообразен мир животных»

Раздел 8. Пернатые жители (38 часа.)

Тема 26. Галка - городская птица (4 час).

Что за птица - галка, её место обитания, образ жизни, чем она питается и что галку отличает от всех остальных воробьиных

Тема 27. Загадочная птица - Кукушка (4 час).

Чем загадочна кукушка, почему она подкидывает яйца другим птицам, что ею руководит, почему про кукушку ходит много легенд.

Тема 28. Сестрица - синица (4 час).

Численность синиц, разновидности синиц, их образ жизни, чем они питаются, почему именно зимой они прилетают к жилищу человека.

Тема 29. Лебедь - царская птица (4 час).

Легенды о лебедях, их верность, образ жизни, чем и как они питаются, образ жизни, какие виды лебедей можно встретить.

Тема 30. Золотая птица - Иволга (4 час).

Иволга - птица загадка, её образ жизни, места обитания, чем питаются эти птицы, какие подвиды встречаются в природе.

Тема 31. Ласточка - предсказатель погоды (4 час).

Что за птица - ласточка, чем и как она питается, её особенности поведения, образ жизни, почему и как по поведению ласточки определяют погоду.

Тема 32. Утка - обитатель водоёмов (4 час).

Разновидности уток, их особенности питания, образ жизни, уход за потомством, поведение уток.

Тема 33. Журавль - длинноногий хозяин болот (4 час).

Необычный вид журавлей, виды журавлей, их образ жизни, питание, журавль в народных сказаниях.

Тема 34. Сокол - грациозная птица (4 час)

Разновидности соколов, их места обитания, образ жизни, питание, почему сокола называют - птица боец.

Тема 35. Домашняя птица - попугай (2 час)

Виды попугаев, каких попугайчиков чаще содержат в домашних условиях, уход за ними, их болезни, почему можно научить говорить попугаев.

Тема 36.Обобщающее занятие о птицах (2 час).

Конкурсно - игровая программа. Изготовление аппликации «Волшебный мир птиц».

Раздел 9. Обитатели водной стихии (16 час)

Тема 37.Аквариум (4 час).

Какие виды аквариумов существуют, как правильно выбрать аквариум, каких рыбок можно вместе содержать их соседское проживание, как их нужно содержать и правильное кормление рыб.

Тема 38. Речная рыба (карась, щука, сом, окунь) (2 час).

Какая рыба у нас водится в реке Тартасс, их образ жизни, питание, приспособленность речной рыбы к зимним условиям.

Тема 39. Речной рак (4 час).

Особенности речного рака, его виды, образ жизни, питание, полезные и опасные свойства рака.

Тема 40. Улитки(4 час).

Виды улиток, условия их существования, правило их содержания, особенности их питания.

Тема 41. Обобщающее занятие об обитателях водной среды (2 час).

Конкурсно - игровая программа. Изготовление аппликации «Водный природы»

Раздел10. Насекомые (24 час)

Тема 42. Муравьи и их царство (4 час)

Муравьи - семейные насекомые, особенности жизни их семьи, распределение обязанностей в семье, их распространение.

Тема 43. Мир жуков (2 час)

Необычный мир жуков, разновидности, их особенности образа жизни, питания, почему жуки выживают в необычных условиях.

Тема 44. Паук - человеку друг (4 час)

Сколько видов пауков существует,чем они отличаются друг от друга,чем они питаются,как они передвигаются по стенам и потолкам, чем пауки интересны и полезны.

Тема 45. Сверчки, кузнечики (4 час)

Виды кузнечиков и сверчков, чем они отличаются, как и почему они издают звуки, образ жизни.

Тема 46. Мухи (4 час)

Сколько видов мух существует, почему муха кусается, каким образом муха является переносчиком различных болезней.

Тема 47. Шмели (4 час)

Чем шмели отличаются от обычных пчёл, особенности их образа жизни, где шмели строят свои гнёзда, как они выращивают потомство.

Тема 48 Обобщающее занятие о насекомых(2 час)

Конкурсно - игровая программа. Аппликация «Мир насекомых»

Раздел 11. Пресмыкающиеся (8 час)

Тема 49. Змеи (4 час)

Виды змей, особенности в образе жизни, среде обитания, питание, почему змеи делятся на ядовитых и не ядовитых.

Тема 50. Черепахи (4 час)

Виды черепах, их содержание, питание, образ жизни.

Раздел 12. Удивительное рядом. (12 часов)

Тема 51. Животное - символ нового года. (6 час)

Какое животное является символом, почему каждому году соответствует животное, почему этим животным приписаны мифические способности.

Тема 52. Семь чудес России (6 час)

Какие семь чудес у нас существует, почему именно их относят к чудесам России, что в них особенного.

Раздел 16. Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по экологии (10 час)

Подготовка и участия в коллективных творческих делах образовательного учреждения: конкурсах, фестивалях, турнирах, соревнованиях, а так же районных, областных и других мероприятиях.

Раздел 17. Промежуточная и итоговая аттестация (4 час)

Проводится аттестация среди обучающихся в конце декабря - промежуточная, в конце мая - итоговая в форме тестовых заданий.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

наличие интереса к познанию природы, а также бережного отношения к ее объектам диагностируется:

- путем наблюдений за обучающимся на занятиях и во время его общения с объектами природы.

- путем проведения анкетирования «Аспект личностного отношения между педагогом и обучающимся» (автор Р.Г. Чуракова);

- наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения обучающегося на занятиях и при подготовке к ним;

- наличие и развитость способностей обучающегося чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства диагностируется через анализ творческих работ и беседы;

- степень владения обучающимся теоретическим материалом оценивается, в основном, через проведение тематических бесед.


Методы и приемы работы:

- практические (опыты, лабораторные, моделирование, эксперименты, творческие работы),

- коммуникативные (конференции, сюжетно-ролевые, деловые игры, беседы, дискуссии),

- сенсорного восприятия (лекции, тренинги, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей),

- комбинированные (экскурсии, наблюдения, инсценировки, спектакли, создание проблемных ситуаций, самостоятельная работа обучающихся).

Формы работы:

- индивидуальная (используется при подготовке к конференциям, сюжетно-ролевым играм и т. п.)

- групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе обучающихся)

- коллективная (используется на всех общих занятиях).

Средства работы:

- методические (методические разработки, учебные пособия, методическая и учебная литература, видео-, аудиозаписи и т.д.)

- технические (видео-, аудиоаппаратура, компьютер, технические средства исследований и т.д.)

Направления работы: Просветительская и творческая деятельность.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература для педогога:

  1. Волков К.Н. «Психологи о педагогических проблемах» - М, 1981.

  2. Журналы «Начальная школа», №10 - 1996, №2 - 1998, №6 - 1998, №2 -2004, №6-2004.

  3. Петрова И.А., Яременко Е.О. «Программы общеобразовательных учреждений» для начальных классов (1-4) в двух частях, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

  4. Плешаков А. А. «Зеленый дом» (Тематическое планирование по программе «Зеленый дом») книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002 -79 с.

  5. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. - Москва: Просвещение, 2001.

  6. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.

  7. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. - Москва ., 2000.

  8. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.

  9. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

Литература для родителей и обучающихся:

  1. Большая книга вопросов и ответов - М.: Издательство ЭКСМО, 2002. - 512 с, илл.

  2. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

  3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

  4. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.

  5. Все обо всём. - М.: ООО Издательство АСТ, 2002. - 47 с.

  6. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.

  7. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. - М, Илекса; Ставрополь, 2000.

  8. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. - М, Сфера, 2001.

  9. Научно-познавательная литература «Что? Как? Почему?» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 256 с.

  10. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

  11. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.

  12. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

  13. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.

  14. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.

  15. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.

  16. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.

  17. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008.

  18. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009

  19. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.

  20. Сладков Н.Н. «Покажите мне их» - М.: «РОСМЭН», 1994. - 184 с.

  21. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.

  22. Энциклопедия животных. - М.: Издательство ЭКСМО, 2007. - 128 с.

  23. Для обучающихся:

  1. Акимушкин И. «Мир животных» (в 7-и т.).

2. Алексеев В. «300 вопросов и ответов о животных». Ярославль «Академия развития», 1997 г.

3. Алексеев В. «300 вопросов и ответов по экологии». Ярославль «Академия развития», 1998 г.

4. Алексеев С.,ГруздеваН. «Практикум по экологии» (учебное

пособие).М. АО МДС, 1996 г.

5. Брем А. Э. «Жизнь животных»:(В 24-х т.).Ленинградское издательство, 2008г.

6. Моисеев Н. «Человек и ноосфера».М. «Молодая гвардия», 1990 г.

7. Периодические издания : «Юный натуралист», «Вокруг света», «В мире животных» И др.

8. Тайны живой природы. М. «Росмэн», 1995 г.

С полной версией дополнительной образовательной программы «Лесовичок» можно ознакомиться на сайте МКОУ ДОД ДДТ : ddt.sev.edu54.ru

© 2010-2022