Педагогическое эссе Современный педагог. Кто он? Какой он?

Кто такой современный педагог? Какими качествами он обладает?  Эти вопросы не являются риторическими, тем не менее, найти ответ, на первый взгляд, несложно. Ответ на них должен дать всякий, кто захочет быть учителем. Сделать это легко, заглянув в словарь или на любой работающий в системе образования сайт... Я думаю, настоящий педагог – это тот, кто научит детей по-настоящему верить. По-моему, каждый должен верить в добро, в дружбу, и, в первую очередь, в себя, а закладывать основы этой веры долж...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе для второго этапа конкурса молодых педагогов

«Я в моей будущей профессии»

на тему: «Современный педагог. Кто он? Какой он?»

Морозова Н.А., учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Новопетропавловская СОШ»

Кто такой современный педагог? Какими качествами он обладает? Эти вопросы не являются риторическими, тем не менее, найти ответ, на первый взгляд, несложно. Ответ на них должен дать всякий, кто захочет быть учителем. Сделать это легко, заглянув в словарь или на любой работающий в системе образования сайт.

Например, на сайте pedsovet.org в статье «Современный учитель. Какой он?» дается такое определение: «Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования». Разные вариации этих качеств современного учителя можно найти и на других сайтах.

Все это, безусловно, верно, но, на мой взгляд, отвечая на этот вопрос, смотреть нужно немного дальше словаря и интернета. Нужно глубже заглянуть в себя. Я думаю, настоящий педагог - это тот, кто научит детей по-настоящему верить. По-моему, каждый должен верить в добро, в дружбу, и, в первую очередь, в себя, а закладывать основы этой веры должна школа.

Вера в добро. Все помнят мультфильм «Паровозик из Ромашково». Паровозик отличался от других тем, что мог видеть то, что не видят другие, видеть светлое, доброе в обыкновенных вещах.

Я могла бы привести более сложные примеры, показывающие мой интеллект, такие как романы Достоевского «Братья Карамазовы» (эпизод, где Алеша Карамазов защищает совершенно незнакомого ему мальчика, когда видит, как того бьют камнями товарищи) или роман «Идиот» (князь Мышкин, верящий в добро и правду, может быть, поэтому и считается «идиотом», ненормальным человеком). Но одно из главных достоинств педагога - объяснять так, чтобы было понятно всем. Доступно. Я хочу сказать, неважно, с помощью каких примеров вы донесете свою мысль, будут это серьезные философские романы или детские мультфильмы, главное, чтобы Вас поняли.

Вера в то, что ошибки можно исправить. Сейчас очень популярен жанр фэнтези как в литературе, так и в киноиндустрии. В чем причина такой его востребованности? Не только среди подростков, но и среди взрослых людей? Я думаю, дело в том, что в произведениях жанра фэнтези сразу понятно, где добро, а где зло. Главный герой всегда выбирает, на чью сторону ему встать. И даже если герой ошибается, это неважно, потому что всегда есть возможность исправить сделанное. Эту мысль очень важно донести до детей, показать им, что они только учатся, и уже одним этим процессом надо наслаждаться. Успех всей жизни не определяется одной неудачей или одним триумфом. Сколько бы мы ни ошибались, труд учителя состоит в том, чтобы надеяться, что путем учения характер человека можно изменить, а значит изменить и его судьбу.

Вера в себя. Беда в том, что фэнтези - это вымышленный мир, который только похож на реальный. Задача учителя - дать ребенку здесь, в реальном мире, почувствовать свою значимость, дать ему поверить в себя.

Это очень серьезная проблема, когда в человека не верят. Где человек счастлив? Там, где в него верят: это может быть семья, это может быть компания, и в редких случаях это может быть школа.

Осознаем мы это или нет, неважно, но мы идеальны. Каждый из нас - образец совершенства. В раннем детстве в это очень легко верится. Но под давлением обстоятельств мы шаг за шагом теряем эту веру. Успешными остаются те, кто крепко держится за эту веру, не позволяет другим ее нарушить. В данной ситуации можно сравнить ребенка с человеком, оказавшимся в открытом космосе: скафандр - это вера, без нее мы остаемся в безвоздушном пространстве: буквально не можем дышать, а значит, не можем жить.

Наша главная педагогическая задача - дать ребенку эту веру, дать ту точку опоры, с помощью которой он сможет, подобно Архимеду, перевернуть мир. Стоит сказать ребенку: «Я даю тебе эту книгу, потому что верю в тебя. И я полагаю, что ты сможешь стать лучшим в классе, если захочешь. Все зависит от тебя». После первого успеха важно поддерживать ребенка, подбадривать его: «Ты впервые постарался. Продолжай в том же духе». И, возможно, тогда ребенок сможет сам сделать этот мир добрее и краше, выйдя из тьмы невежества в свет учения.

Вера в дружбу. Дружба - это один из тех элементов, которые поддерживают человека на протяжении всей жизни, наряду с семьей. В школе дети начинают дружить, и часто отношения, завязавшиеся здесь, длятся всю жизнь. Чтобы показать степень своего доверия к человеку, люди говорят: «Мы знакомы с первого класса» или «Мы столько лет за одной партой». На человека, о котором можно сказать подобное, можно положиться, он выручит в сложной ситуации. И задача учителя не только всячески развивать в детях чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки, но и самим стать достойными детского доверия и дружбы. Если относиться к детям, как к друзьям, то тогда они позволят Вам вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие познания.

Тем не менее, одних нравственных основ для успешной работы в школе недостаточно. Учитель должен думать о том, как он выглядит, как себя ведет, и в какой форме преподносит учебный материал. На мой взгляд, большой плюс современной школы в том, что сейчас каждому педагогу можно выбрать ту технологию, которая его устраивает.

Я думаю, что современный педагог не просто владеет современными образовательными технологиями. Такие технологии, как ИКТ, разноуровневое и проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии уже прочно вошли в нашу жизнь. Большинство педагогов, включая меня, использует эти технологии в системе, на каждом уроке частично применяя ту или иную модель в зависимости от учебной ситуации. Так, на уроках литературы я не могу обойтись без проблемных вопросов, дифференцированные задания помогают разделить учеников на группы в зависимости от того, кто сколько прочитал.

Современным можно назвать педагога, который сам готов быть учеником. Того, кто готов развиваться, изучая новые подходы к обучению, совершенствуя уже знакомые методы. Например, меня интересует продвижение русского языка в системе школьного образования. Я полагаю, стоит привлечь особое внимание к значению родного языка в жизни каждого его носителя, его освоению на более высоком, продвинутом уровне. Мастерское владение родным языком важно для каждого по-настоящему образованного, культурного человека. Я бы хотела жить в обществе, где грамотно разговаривают, могут изящно выражать свои мысли, слушать и убеждать друг друга. А для этого, по моему мнению, необходимо поднять престиж филологического образования в целом.

Для того, чтобы привлечь детей, думаю, недостаточно поставить хорошую отметку. Продуктивной, на мой взгляд, будет метапредметная работа, соединяющая в себе знания по лингвистике и литературе, искусству. Потенциалом в данной области, по моему мнению, обладают интеллектуальные игры. Я убедилась в этом, создав совместно с ученицами 9 класса творческий проект «Создание своего варианта словесной командной игры «Alias» на английском языке». Эта работа позволила объединить участников проекта с помощью музыки, расширила их знания по грамматике как русского, так и английского языка, научила их мыслить нестандартно (решения по реализации и дизайну проекта), безусловно, расширила их кругозор. Оценили значимость проекта и члены жюри V школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», присудив девочкам победу в секции «Социальные и практико-ориентированные проекты». Думаю работать в этом направлении и дальше.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что современный учитель - это понятие глубокое, разностороннее, к нему предъявляет свои требования общество, семья, и, конечно, сам ученик. Но самое главное то, что учитель должен оставаться Личностью, тем, кто сможет понять ребенка и научить его не просто писать, читать и считать, а даст ему возможность расставить в жизни нравственные приоритеты, научит верить в свои силы и добиваться поставленной цели.

© 2010-2022