- Преподавателю
- Другое
- Календарно-тематическое планирование Этика (7 класс)
Календарно-тематическое планирование Этика (7 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Третьякова С.И. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по этике
Пояснительная записка
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в идее проявления вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Этикет - это условный язык, с помощью которого можно понять многое. Уже потому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят о его уровне культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, учащиеся усваивают их, а понимание смысла помогает школьнику сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы учащиеся понимали, что, следуя принципу: «Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем», они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений и крика, потому что унизят этим, прежде всего, себя.
Особое внимание уделяется речевому этикету. Ведь именно по собственной речи, ее индивидуальным особенностям судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета. Уроки этики раскрывают роль интонации, несловесных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений) в общении, учат использовать различные языковые средства, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.
Программа включает общие для каждого класса циклы: «Культура общения», «Самовоспитание», «Общечеловеческие нормы нравственности», а заключительный цикл меняется в зависимости от возраста учащихся: «Понять другого», «Я и Другой», «Давайте понимать друг друга с полуслова», «Если душа родилась крылатой», «Этикет для двоих».
Все разделы начинаются и заканчиваются повторением ранее изученного материала. Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности. Генеральная цель программы - духовное здоровье молодежи.
Задачи школьного курса этики:
-
Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности, христианской моралью.
-
Научить детей уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
-
Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения.
Учащиеся должны:
- знать правила этикета;
- приобрести навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- уметь видеть свои недостатки в поведении и исправлять их; избавляться от дурных привычек и приобретать полезные;
- относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
- любить и уважать близких и окружающих людей;
- бережно относиться к культурным ценностям, к родному языку;
- любить природу, родной край, стремиться охранять и приумножать его богатства; проявлять сострадание ко всему живому.
7 класс
cоставлено на основе использованной литературы
(1 час в неделю)
Культура общения
Понятие этикета, манеры культурного человека. Этические и этикетные ситуации. Правила этики, рыцарский этикет. Культура, культурная среда. Семья. Настоящая дружба. Культура и мы.
Самовоспитание
Мои достоинства и недостатки. Познай себя самого. План самовоспитания. Береги честь смолоду. Терпение.
Общечеловеческие нормы нравственности
Обычаи и правила поведения разных народов мира. Об источниках наших нравственных знаний.
Читаем классику
Жуковский «Перчатка», О.Уальд «Преданный друг»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-
различать этические и этикетные ситуации;
-
составлять план самовоспитания на неделю;
-
уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности;
-
понимать другого и уважать его позицию, точку зрения;
-
вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома;
-
следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам
Учащиеся должны знать:
-
этикет, этические и этикетные ситуации;
-
рыцарский этикет;
-
этикет разных народов мира;
-
культурная среда;
-
приемы самоконтроля и самовоспитания
Словарь
Этикет. Рыцарский этикет. Самовоспитание.
Использованная литература:
-
Волович А.И. Этика и этикет. 5 класс. - М.: Школьная Пресса, 2005
-
Волович А.И. Этика и этикет. 6 класс. - М.: Школьная Пресса, 2005
-
Волович А.И. Этика и этикет. 7 класс. - М.: Школьная Пресса, 2005
-
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Владос, 2007
-
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - М.: Дрофа, 2006
-
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. - М.: Баласс, 2003
-
Данилов Д.Д. Человек и человечество. - М.: Баласс, 2001
№
Разделы, темы уроков
Кол-во часов
ЗУНы
ОУУНы
Планируемая дата
Фактическая дата
Повторение
Практическая работа
Контроль
I
Культура общения
3
Знать:
- этика как предмет;
- что такое этикет;
- правила поведения
Уметь:
- различать этические и этикетные ситуации; - вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома
- организовать свое рабочее место;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь понимать учебную задачу
1
Этикет. Манеры.
1
словарь
текущий
2
Культурный человек
1
этикет
текущий
3
Читаем классику. Жуковский. Перчатка
1
текущий
II
Самовоспитание
3
Знать:
- приемы самоконтроля и самовоспитания. Уметь: - уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности; - определять свои достоинства и недостатки
- соблюдать правильную осанку;
- уметь понимать учебную задачу;
- слушать рассказ, объяснение учителя
1
Каким я хочу быть?
1
текущий
2
Мои достоинства и недостатки.
1
индивидуаль-ный
3
Самая хорошая…
1
текущий
III
Культура общения
6
Знать:
- этикет, этические и этикетные ситуации; - правила поведения; - рыцарский этикет Уметь: - различать этические и этикетные ситуации; - вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома
- работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- понимать учебную задачу;
- слушать объяснение учителя
1
Этические и этикетные ситуации.
1
этикет
текущий
2
Этичные и неэтичные поступки.
1
этикет
Ролевая игра
текущий
3
Не хочу быть неряхой.
1
текущий
4
Маленький, да удаленький.
1
текущий
5
Правила этики.
1
памятка
итоговый
6
Рыцарский этикет.
1
Ролевая игра
текущий
IV
Общечеловеческие нормы нравственности
6
Знать:
- этикет разных народов мира; - культурная среда Уметь: - уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности; - следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам
- соблюдать правильную осанку;
- уметь понимать учебную задачу;
- слушать рассказ, объяснение учителя
1
«В каком народе ты живешь, того и обычая держись»
1
текущий
2
«Ты о людских пороках не кричи…»
1
текущий
3
Доброе дело само себя хвалит
1
текущий
4
Искусство быть обаятельным.
1
памятка
текущий
5
Какая бывает красота.
1
текущий
6
Береги честь смолоду.
1
самостоятель-ная работа
V
Самовоспитание
5
Знать:
- приемы самоконтроля и самовоспитания. Уметь: - уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности; - определять свои достоинства и недостатки; - составлять план самовоспитания на неделю
- соблюдать правильную осанку;
- уметь понимать учебную задачу;
- слушать рассказ, объяснение учителя
1
Познай себя самого.
1
текущий
2
Практикум: составляем план самовоспитания на неделю.
1
практикум
самостоятель-ная работа
3
Наша дружная семья.
1
текущий
4
К большому терпению придет и умение.
1
текущий
5
Конец каждого дела обдумай перед началом.
1
итоговый
VI
Культура общения
3
Знать:
- этика как предмет;
- что такое этикет;
- правила поведения
Уметь:
- различать этические и этикетные ситуации; - вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома
- организовать свое рабочее место;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь понимать учебную задачу
1
Что такое культура?
1
текущий
2
Культурная среда.
1
текущий
3
В мире вежливых слов.
1
словарь
итоговый
VII
Общечеловеческие нормы нравственности
7
Знать:
- этикет разных народов мира; - что такое настоящая дружба - культурная среда Уметь: - уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности; - следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам; - ценить настоящую дружбу
- работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- понимать учебную задачу;
- слушать объяснение учителя
1
Долг платежом красен.
1
текущий
2
Умеешь ли ты дружить?
1
текущий
3
Мой первый друг, мой друг бесценный.
1
текущий
4
О.Уальд. Преданный друг.
1
индивидуаль-ный
5
Экскурсия в лес.
2
экскурсия
индивидуаль-ный
6
Культура и мы.
1
итоговый
VIII
Повторение пройденного за год. Итоговый тест.
1
итоговый