- Преподавателю
- Другое
- План урока по товароведению продовольственных товаров на тему Чай
План урока по товароведению продовольственных товаров на тему Чай
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кожура В.М. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План урока
Профессия 100701.01 Продавец, контролёр-кассир.
ПМ.02 Продажа продовольственных товаров
МДК 02.01 Розничная торговля продовольственными товарами
Тема 2.4 Чай.
Формируемые компетенции:
ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
Цели урока:
Обучающая: формирование знаний о сырье, производстве, классификации, ассортименте, упаковке, маркировке, хранении чая на уровне воспроизведения и осмысления (Формирование ПК 2.3, ПК 2.4, ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 7).
Развивающая: формирование умений классифицировать ассортимент чая, анализировать, сравнивать, делать выводы, развитие познавательных интересов (Формирование ПК 2.4, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6).
Воспитывающая: воспитание предметно-практической сферы - знаний о чае, умений определить и сохранить его качество (ПК 2.4, ОК 1 - 7).
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный (беседа, показ, киноурок, самостоятельная работа репродуктивного типа).
Методы: - обучения - диалогический;
- преподавания - объяснительно-иллюстративный;
- учения - частично-поисковый, практический.
Междисциплинарные связи
-
Санитария и гигиена, тема: «Санитарные требования к транспортировке и хранению продовольственных товаров».
-
Экономическая география, тема: «Регионы выращивания и производства чая».
-
Учебная практика, тема: «Приёмка по количеству и качеству чая, кофе, пряностей, приправ».
Материально - техническое и дидактическое оснащение урока:
-
Презентация урока.
-
Видеофильм «Чай».
-
Коллекция упаковок чая.
-
Натуральные образцы чая.
-
Альбомы «Ассортимент чая».
-
Тест.
-
Кроссворд.
-
Карточки для расчета энергетической ценности пищевых продуктов.
-
Карточки для расчета штрихового кода пищевых продуктов.
-
Интерактивная доска.
-
Документ - камера.
-
Компьютер.
Источники информации
Основные:
-
Богатырёва Е.А., Точкова Л.П., Соколова С.В., Елепин А.П. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. М.: Академкнига/учебник, 2009, 190 с.
-
Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2012, -336 с.
-
Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров. М.: Альфа-М,
Инфра-М, 2009, 416 с.
-
Никифорова Н.С. Товароведение продовольственных товаров: Рабочая тетрадь: учеб. Пособие для нач. проф. образования - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009, - 96 с.
-
Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров.-Ростов н/Д.:
Феникс, 2011, 220 с.
Дополнительные:
1. Муравина И.В. Основы товароведения. М.: Академия, 2008, 225 с.
2. Рубцова Л.И., Тимофеева В.А., Моисеенко Н.Е. Продавец.-Ростов н/Д.: Феникс, 2010, 475 с.
Интернет-ресурсы: firo/ru
mon.gov.ru
nark.rspp.ru
Уровень освоения 3 (третий)
Ход урока по этапам:
I Организационная часть:
(ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6)
- проверка посещаемости обучающихся;
- создание делового и эмоционального настроя на урок.
II Актуализация опорных знаний, умений, навыков, мотивационных состояний:
(ОК 1-4)
Маркировка товаров.
Товарные знаки.
Стандартные знаки.
Пищевая ценность.
Пищевые добавки.
-
Тест - опрос.
-
Определение калорийности продукта.
-
Решение кроссворда.
-
Расчет штрихового кода.
III. Сообщение темы урока и целевая установка на урок
(ПК 2.3, ПК 2.4, ОК 1-7)
IV. Формирование компетенций обучающихся (изложение нового материала):
(ПК 2.3, ПК 2.4, ОК 1-7)
Презентация урока: историческая справка, схема классификации чая и его производства. Видеофильм. Определение качества натуральных образцов.
V. Закрепление материала:
(ПК 2.3, ПК 2.4, ОК 1-7)
Определяется принадлежность натуральных образцов к определенному признаку классификации.
VI. Домашнее задание:
(ПК 2.3, ПК 2.4, ОК 1-7)
-
Повторить материал, пройденный на уроке.
-
Изучить ассортимент чая на уроках учебной практики.
VII. Подведение итогов и объявление отметок
1. Подвести итоги урока.
2. Отметить лучших обучающихся.
3. Выставить отметки в журнал.
Все этапы урока сопровождаются презентацией.
Преподаватель: В.М. Кожура
План - конспект урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
I. Организационная часть
Проверка посещаемости, внешнего вида, готовности к уроку
(Формирование ОК 6)
Создание делового эмоционального настроя на урок
(Формирование ОК 1, ОК 6)
Дежурный докладывает о посещаемости в группе.
Обучающиеся слушают, настраиваются на работу на уроке
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков, мотивационных состояний
Вспомним общую информацию о продуктах питания: правила их маркировки, идентификации, штрихования, приведём примеры, используя потребительскую тару чая, которая находится на ваших рабочих местах.
(Формирование ОК 1, ОК 3, ОК 4)
Опрос обучающихся по вопросам:
(Формирование ОК 1, ОК 2, ОК 3)
-Какие виды маркировки вы знаете?
(различают основополагающую, коммерческую, потребительскую)
- Какие различают формы товарной информации?
(она может быть словесной, цифровой, изобразительной, символической, штриховой)
- Назовите средства товарной информации?
(к средствам товарной информации относят маркировку, нанесённую на упаковку товара, и кассовый чек с информацией о товаре)
- Для чего используют экознаки?
(Экознаки применяют с целью информирования потребителей об экологической чистоте товаров, о способах предотвращения загрязнения окружающей среды)
- Что обозначают стандартные знаки?
(Это знаки соответствия или качества товаров, защищённые в установленном порядке, применяемые или выданные в соответствии с правилами системы сертификации).
- Что понимают под энергетической ценностью?
(Энергетическая ценность характеризуется той энергией, которую получает организм в процессе обмена веществ)
- Что такое усвояемость? От чего она зависит?
(Усвояемость зависит от содержания пищевых веществ, внешнего вида, вкусовых достоинств, состава и активности ферментов, плавления жиров).
- В зависимости от технологических функций пищевые добавки делят на классы. Какие?
(Е - 100 - 200 - красители
Е - 200 - 300 - консерванты
300 - 400 - антиокислители
400 - 500 - стабилизаторы
500 - 600 - эмульгаторы и др)
Опрос по вариантам:
I Вариант - тест
II Вариант - расчет калорийности товара
III Вариант - определить подлинность чая по штриховому коду
IV Вариант - решение кроссворда
Обучающиеся слушают преподавателя, изучают маркировку на упаковках чая, самостоятельно выделяют товарную информацию.
Обучающиеся должны самостоятельно проанализировать маркировку на упаковках чая, показать и ответить:
- основополагающая
- коммерческая
- потребительская
- словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая
- маркировка, кассовые чеки
- для информации потребителей об экологической чистоте товаров, о способе предотвращения загрязнения окружающей среды
- разрешается использовать для маркировки только сертифицированной продукции
С - стандарт Т - товар Р - Россия
DIN - Германия
NF -Франция
B -Польша
ONORM -Австрия
- измеряется калорийностью, т.е. количеством тепла, выделяемого в организме человека при биохимических реакциях
- об усвояемости судят по количеству веществ, всосавшихся в кровь, усвояемость зависит от свойств продукта, состава и др. показателей.
- Е - 100 - 200 - красители
Е - 200 - 300 - консерванты
300 - 400 - антиокислители
400 - 500 - стабилизаторы
500 - 600 - эмульгаторы и др.
- заполняют тест
- рассчитывают калорийность товаров по химическому составу, указанному на упаковках товаров, представленных на рабочих столах, сравнивают с данными маркировки
- производят расчет штрихового кода с упаковок чая, результат сравнивают с контрольной цифрой
- решают кроссворд
III. Сообщение темы урока,
целевая установка на урок
(Формирование ПК 2.3; 2.4; ОК 1 -7)
Преподаватель формулирует тему:
Чай.
Преподаватель даёт историческую справку о происхождении чая, легенды о чае, о появлении чая в России.
Преподаватель спрашивает о последовательности товароведного ответа (формула товародвижения: сырье- производство- классификация - ассортимент- упаковка-маркировка-хранение)
Преподаватель при помощи обучающихся формулирует цель урока.
Обучающиеся записывают тему.
Обучающиеся слушают.
Обучающиеся называют последовательность:
- сырье
- производство
- классификация и ассортимент
- упаковка, маркировка, хранение
Обучающиеся предлагают:
-согласно формуле товародвижения изучить чай
IV. Формирование компетенций обучающихся (изложение нового материала)
(Формирование ПК 2.3; 2.4; ОК 1 -7)
Преподаватель раскрывает тему урока в последовательности:
- сырье:
Чай получают из молодых побегов (флешей) многолетнего вечнозелёного растения;
- производство:
скручивание, завяливание, ферментация чайного листа;
- классификация и ассортимент:
по способу обработки: байховый, кирпичный, пакетированный, ароматизированный; по цвету: жёлтый, зелёный, красный, чёрный; по виду и размеру чаинок: крупный (листовой), гранулированный, мелкий;
Посредством документ-камеры на доску проецируется коллекция натуральных образцов чая.
- упаковка, маркировка, хранение:
упаковывают в мягкую или полужёсткую тару массой по 25, 50, 75, 100, 125, 150, 200 г., пакетики для разовой заварки по 2, 3 г. На упаковке указывают вид чая. сорт, массу нетто, название производителя. Хранят в чистых сухих помещениях при влажности воздуха 65 - 70%. Гарантийный срок хранения 8 месяцев со дня упаковки.
Демонстрируется видеофильм:
Обучающиеся слушают.
Обучающиеся записывают классификацию чая.
Обучающиеся рассматривают образцы чая, сравнивают их особенности. Изучают коллекции чая на рабочих столах
Обучающиеся смотрят фильм
V. Закрепление материала
(Формирование ПК 2.3; 2.4; ОК 1 -7)
Оформление выкладки чая в соответствии с классификацией
Преподаватель раздаёт таблицы для группировки по классификации имеющихся на рабочих столах натуральных образцов чая
Обучающиеся самостоятельно группируют образцы чая по классификации, заполняют таблицы
VI. Домашнее задание
(Формирование ПК 2.3; 2.4; ОК 1 -7)
Дома повторить пройденный материал
На учебной практике изучить ассортимент чая и кофе в магазине, записать в тетрадь.
Обучающиеся слушают
Обучающиеся записывают задание
VII. Подведение итогов и объявление отметок
Преподаватель подводит итоги, за работу на уроке, за правильность заполнения таблицы, решение кроссворда, тесты выставляет отметки, отмечает самых лучших
Обучающиеся слушают
Преподаватель: В.М.Кожура
Ф.И.О. обучающегося____________________________________________
КРОССВОРД
1.
2.
*
4.
5.
6.
7.
-
Как называется товарная информация, предназначенная для поставщиков и продавцов.
-
Пищевые добавки Е 100 - Е 182. Что это?
-
Как называется метод определения показателей качества товаров, основанный на восприятии органов чувств?
-
Срок годности пищевых продуктов исчисляется с даты …. (чего?)
-
Средствами информации являются маркировка и … (что?).
-
Что выделяет организм при полном окислении жиров, белков, углеводов?
-
Как называется маркировка товаров в штриховом виде?
В выделенных клетках Вы прочитаете ответ.
Ответы!
КРОССВОРД
К
О
М
М
Е
Р
Ч
Е
С
К
А
Я
К
Р
А
С
И
Т
Е
Л
И
О
Р
Г
А
Н
О
Л
Е
П
Т
И
Ч
Е
С
К
И
Й
И
З
Г
О
Т
О
В
Л
Е
Н
И
Я
Ч
Е
К
Э
Н
Е
Р
Г
И
Ю
К
О
Д
-
Как называется товарная информация, предназначенная для поставщиков и продавцов.
-
Пищевые добавки Е 100 - Е 182. Что это?
-
Как называется метод определения показателей качества товаров, основанный на восприятии органов чувств?
-
Срок годности пищевых продуктов исчисляется с даты …. (чего?)
-
Средствами информации являются маркировка и … (что?).
-
Что выделяет организм при полном окислении жиров, белков, углеводов?
-
Как называется маркировка товаров в штриховом виде?
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________________
Т Е С Т
Ключ к тесту:
- На каждый ответ «ДА» на шкале ответов ставите скобку над линией
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
- на каждый ответ «НЕТ» на шкале ответов ставите скобку под линией
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вопросы:
-
Хранение товаров - это этап товародвижения?
-
Углеводы - самый сильный источник энергии?
-
Балльная система оценки качества товаров применяется при экспертном органолептическом методе?
-
Знак «Зеленая точка» - это немецкий знак соответствия стандарту?
-
Деформация - это физическое свойство пищевых продуктов?
-
Последняя контрольная цифра в штриховом коде говорит о стране, в которой находится банк данных о штриховом коде?
-
Физическое свойство - упругость является важным показателем, характеризующим степень свежести хлеба?
-
С увеличением влажности продукта его сыпучесть увеличивается?
-
Органолептический метод оценки качества продуктов дает полное представление о качестве?
-
Энергетическая ценность продукта дает информацию о содержании витаминов в продукте?
Шкала ответов:
2
3
4
5
6
7
8
9
10